Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития)
Описание образовательной программы
Информационная справка
о реализации АООП ОВЗ
Адаптированная образовательная программа
начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (далее - АООП НОО для обучающихся с ЗПР) разработана государственным бюджетным общеобразовательным учреждением Свердловской
области «Асбестовская школа-интернат» (далее – ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат»), осуществляющей образовательную деятельность по имеющейся государственной аккредитацией образовательной программы
начального общего образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) и Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования (далее -
ФАОП НОО, приказ от 24.11.2022 № 1023). В соответствии с Федеральным законом
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» АООП для обучающихся
с ЗПР включает набор учебно-методической документации, которая определяет наполняемость и характеристику целевого, содержательного и организационного разделов
программы начального общего образования.
Данная АООП
НОО разработана ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат» для обучающихся с
задержкой психического развития
(вариант 7.2).
АООП НОО для
обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих,
так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных
обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности ЗПР,
места проживания обучающегося и вида организации.
АООП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих
инвалидность, дополняется ИПРА в части создания специальных условий
получения образования.
Определение
одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК,
сформулированных по результатам его комплексного психолого-педагогического обследования,
с учетом ИПРА.
Структура АООП НОО для обучающихся с ЗПР включает
целевой, содержательный и организационный
разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а также способы определения достижения этих целей
и результатов.
Целевой
раздел включает:
§ пояснительную записку;
§ планируемые результаты освоения
обучающимися с ЗПР начального общего
образования;
§ систему оценки достижения планируемых результатов освоения программ
начального общего образования. Содержательный раздел определяет содержание начального общего
образования обучающихся с ЗПР и
включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
§ рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности),
учебных модулей;
§ программу формирования УУД;
§ программу коррекционной работы;
§ программу воспитания.
Организационный раздел определяет общие
рамки организации образовательного процесса,
а также механизмы реализации компонентов АООП НОО для обучающихся с ЗПР.
Организационный раздел
включает:
§ учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР;
§ план внеурочной деятельности;
§ календарный учебный график;
§ календарный план воспитательной работы.
В основу формирования АООП НОО для обучающихся с ЗПР положены
следующие
принципы:
§ принципы государственной политики Российской Федерации в области
образования (гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский
характер образования, общедоступность образования, адаптация
системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся и воспитанников)2;
§ принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
§ принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности
обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных
потребностей; онтогенетический принцип;
§ принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;
§ принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку на программу основного
общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;
§ принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе
структуры содержания образования лежит не понятие
предмета, а понятие
«предметной области»;
§ принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР
всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности
и нормативным поведением;
§
принцип переноса
знаний, умений, навыков
и отношений, сформированных в условиях учебной
ситуации, в деятельность в жизненной ситуации,
что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире,
в действительной жизни;
трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;
§
принцип сотрудничества с семьей.
В основу реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к реализации
АООП НОО для обучающихся с ЗПР предполагает учет особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям
освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных
вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты
АООП НОО обучающихся с ЗПР создаются
и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО:
§
к структуре
АООП НОО;
§
к результатам освоения АООП НОО.
Применение
дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки,
раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный
подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего
школьного возраста определяется характером организации доступной
им деятельности (предметно-практической, познавательной и учебной).
Основным
средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение
как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте
реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
§ придание результатам образования социально
и личностно значимого
характера;
§ прочное усвоение обучающимися с ЗПР знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их
самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
§ существенное повышение мотивации и
интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
§ обеспечение условий для общекультурного и личностного развития
на основе формирования УУД, которые обеспечивают не
только успешное усвоение ими системы научных знаний,
умений и навыков
(академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне,
но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.