Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития)

Описание образовательной программы

Информационная справка о реализации АООП ОВЗ

Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (далее - АООП НОО для обучающихся с ЗПР) разработана государственным бюджетным общеобразовательным учреждением Свердловской области «Асбестовская школа-интернат» (далее ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат»), осуществляющей образовательную деятельность по имеющейся государственной аккредитацией образовательной программы начального общего образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) и Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования (далее - ФАОП НОО, приказ от 24.11.2022 № 1023). В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» АООП для обучающихся с ЗПР включает набор учебно-методической документации, которая определяет наполняемость и характеристику целевого, содержательного и организационного разделов программы начального общего образования.

Данная АООП НОО разработана ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).

АООП НОО для обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности ЗПР, места проживания обучающегося и вида организации.

АООП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется ИПРА в части создания специальных условий получения образования.

Определение одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-педагогического обследования, с учетом ИПРА.

Структура АООП НОО для обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

§     пояснительную записку;

§     планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР начального общего образования;

§     систему оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального общего образования. Содержательный раздел определяет содержание начального общего образования обучающихся с ЗПР и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

§     рабочие программы учебных предметов, учебных курсов том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;

§     программу формирования УУД;

§     программу коррекционной работы;

§     программу воспитания.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов АООП НОО для обучающихся с ЗПР.

Организационный раздел включает:

§     учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР;

§     план внеурочной деятельности;

§     календарный учебный график;

§     календарный план воспитательной работы.

В основу формирования АООП НОО для обучающихся с ЗПР положены следующие

принципы:

§     принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников)2;Хочу такой сайт

§     принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

§     принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип;

§     принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;

§     принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;

§     принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие

«предметной области»;

§     принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

§           принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;

§           принцип сотрудничества с семьей.

В основу реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР предполагает учет особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП НОО обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО:

§     к структуре АООП НОО;

§     к результатам освоения АООП НОО.

Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической, познавательной и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

§     придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

§     прочное усвоение обучающимися с ЗПР знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

§     существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

§     обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

АООП НОО 2023-2028 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 709346372946738420135056007448981155039651512559 Директор/Заведующий Салимзянова Лилия Мансуровна Дата подписания документа 15.10.2023 23:38:57 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».