государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Рассмотрено Руководитель ШМО ________ /______________ / Ф.И.О. Протокол от_____________ № ______________________ Согласовано Заместитель директора по УВР ________ /Ю.В. Воробьева / «___» _________ 20____г. Утверждаю Директор ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат» _________/Л.М. Салимзянова / Приказ от________________ №_______________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающего курса по русскому языку, литературе для 5-9 классов на 2023-2024 учебный год педагога Сытой Елены Григорьевны г. Асбест, 2023 год Пояснительная записка. Программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель ГПД, логопед, психолог. В соответствии с Учебным планом на коррекционные занятия по русскому языку и литературе отводятся по одному часу в неделю, которые включаются в расписание уроков. Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группе - 3-4 ученика, имеющие одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается. При организации коррекционных занятий учитель исходит из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Нормативно-правовая база, лежащая в основе разработки рабочей программы коррекционно-развивающего курса по русскому языку, литературе: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации". 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" 5. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат». 6. Устав ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат». 7. Учебный план основного общего образования ГБОУ СО «Асбестовская школаинтернат» в соответствии с ФГОС ООО. 1. Цель коррекционно-развивающей программы: создание условий для преодоления трудностей при обучении русскому языку и литературе обучающихся, нуждающихся в педагогической помощи и поддержке. Задачи: 1. Выявить причины недостаточной деятельности обучающихся. сформированности навыков учебной 2. Осуществлять коррекцию отклонений в развитии у обучающихся процессов мышления, памяти, внимания, восприятия, познавательной сферы, личностных качеств. Оказывать помощь обучающимся в усвоении ФГОС ООО по русскому языку и литературе Основные направления коррекционной работы: 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. 3. Развитие основных мыслительных операций. 4. Развитие различных видов мышления. 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. 6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, в том числе работа над ошибками в домашних, самостоятельных и контрольных работах. Реализация на коррекционных занятиях основных принципов коррекционно- развивающего обучения: 1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и 2. развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач. 3. Принцип единства диагностики и коррекции. 4. Деятельностный принцип коррекции. 5. Учет индивидуальных особенностей учащегося. 6. Принцип динамичности восприятия (разработка заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия, что способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей). 7. Принцип продуктивной обработки информации (развитие навыка переноса обработки информации, реализация механизма самостоятельного поиска, выбора и принятия решения). 8. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала (создание благоприятного, эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций). Формы и методы коррекционной работы учителя: наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности; поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ (по запросу родителей или законных представителей); составление индивидуальных карт развития учащегося (вместе с педагогомпсихологом, учителем-логопедом и учителями-предметниками); контроль успеваемости и поведения учащихся в классе; создание комфортного микроклимата в классе для каждого учащегося с ОВЗ; организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие. Создание условий для повышения качества коррекционной работы: формирование УУД на всех этапах учебного процесса; обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять; побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей; установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием; использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу; максимальное использование сохранных анализаторов ребенка; разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу; использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия; преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ. Формы контроля: 1)самостоятельная работа; 1)проверочная работа; 3)словарная работа; 4)заучивание наизусть. Календарно-тематическое планирование Русский язык 5-9кл.(1час в неделю =34 часа в год) № структура дефекта п/п (тип нарушения) 1 2 3 4 5 6 7 Нарушение познавательных функций причины Особеннос ти психическ ого развития Нарушение письма Неумение ,письменной применять речи(пропуск на букв.слогов) практике пунктуаци онные правила. Трудности в Незнание постановке знаков правил препинания. правописа ния. Трудности в Кратковре написании менная сложных слов. память. Трудности в Неумение запоминании. применять правила на практике. Трудности в Низкий выполнении уровень фонетического восприяти разбора. я. Проблемы в Кратковре стилистическом менная построении текста память. тема занятия колич ество часов дата Развитие 1 мыслительных операций: определение слова как часть речи Коррекция навыков 1 письма, письменной речи. 1-я неде ля Коррекция памяти. 1 3-я неде ля Коррекция навыков звукобуквенного анализа. Коррекция навыков стилистического построения текста. 1 4-я неде ля 5-я неде ля Коррекция зрительного анализа. 1 6-я неде ля Коррекция фонематического слуха. 1 7-я неде ля 1 2-я неде ля корректир овка, примечани е 8 Трудности в запоминании. 9 Трудности написания предложений. 10 Восполнение пробелов по изученным орфограммам. Трудности в написании сложных слов. 11 12 13 14 15 Трудности в постановке знаков препинания. Трудности в запоминании. Трудности в выполнении фонетического разбора. Трудности в запоминании. 16 Проблемы в стилистическом построении текста 17 Трудности написания предложений. Трудности в запоминании. 18 19 Трудности в запоминании. 20 Трудности написания предложений. Низкий уровень восприяти я. Неумение применять правила на практике. Незнание правил правописа ния. Неумение применять на практике пунктуаци онные правила. Кратковре менная память. Неумение применять правила на практике. Кратковре менная память. Коррекция орфографической зоркости. 1 8-я неде ля Коррекция навыков письма, письменной речи. 1 9-я неде ля Коррекция пунктуационной зоркости. 1 10-я неде ля Коррекция памяти. 1 11-я неде ля Коррекция навыков звукобуквенного анализа. Коррекция зрительного анализа. 1 12-я неде ля 13-я неде ля Коррекция навыков стилистического построения текста. 1 14-я неде ля Низкий уровень восприяти я. Низкий уровень восприяти я. Кратковре менная память. Кратковре менная память. Низкий уровень восприяти я. Неумение применять правила на практике. Коррекция фонематического слуха. 1 15-я неде ля Коррекция памяти. 1 16-я неде ля Коррекция зрительного анализа. 1 Коррекция фонематического восприятия. Коррекция орфографической зоркости. 1 17-я неде ля 18-я неде ля 19-я неде ля Коррекция монологической речи. 1 1 1 20-я неде ля 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Восполнение пробелов по изученным орфограммам. Трудности в запоминании. Кратковре менная память. Не знание правил правописа ния. Трудности в Низкий написании уровень сложных слов. мышления Трудности в Низкий планировании уровень восприяти я. Трудности Кратковре написания менная предложений. память. Трудности в Незнание запоминании. правил правописа ния. Трудности в Низкий написании уровень сложных слов. мышления . Не умение Не умение работать с применять текстом. на практике пунктуаци онные правила. Трудности в Незнание постановке знаков правил препинания. правописа ния. Трудности в Кратковре написании менная сложных слов. память. Трудности в Низкий запоминании. уровень восприяти я. Трудности Низкий написания уровень предложений. логическог о мышления Бедный словарный Кратковре запас. менная память. Коррекция навыков письма, письменной речи. 1 21-я неде ля Коррекция умения планировать свою .деятельность 1 22-я неде ля Коррекция фонематического восприятия. Коррекция монологической речи. 1 23-я неде ля 24-я неде ля Коррекция навыков письма, письменной речи. Коррекция мыслительных процессов. 1 Коррекция пунктуационной зоркости. 1 27-я неде ля Коррекция навыков письма, письменной речи. 1 28-я неде ля Коррекция аналитического мышления. 1 29-я неде ля Коррекция фонематического слуха. Коррекция творческого воображения. 1 30-я неде ля 31-я неде ля Коррекция памяти. 1 32-я неде ля Коррекция зрительного анализа. 1 33-я неде ля 1 1 1 25-я неде ля 26-я неде ля 34 Трудности в запоминании. Кратковре менная память. Коррекция мыслительных процессов. 1 34-я неде ля Календарно-тематическое планирование литература 5-9кл.(1час в неделю =34 часа в год) № структура п/п дефекта (тип нарушения) 1 Трудности в планировании. 2 Трудности в чтении. 3 Не умение пересказывать текст. Трудности в делении текста на части. Трудности в делении текста на части. Трудности восприятия текста на слух. Трудности в планировании. 4 5 6 7 8 9 10 11 Трудности в делении текста на части. Не умение пересказывать текст. Трудности в чтении. Трудности восприятия причины тема занятия колич ество часов дата Низкий уровень мышления. Неразвитый фонематиче ский слух. Бедный словарный запас. Низкий уровень восприятия. Низкий уровень мышления. Низкий уровень восприятия. Низкий уровень мышления. Низкий уровень восприятия. Бедный словарный запас. Неразвитый фонематиче ский слух. Низкий уровень Коррекция умения планирования своей деятельности. Коррекция умения выразительного чтения. Коррекция умения осознанного чтения. 1 1-я неделя 1 2-я неделя 1 3-я неделя Коррекция умения и навыка пересказа текста. Коррекция зрительного анализа. 1 4-я неделя 1 5-я неделя Коррекция развития слуховой памяти. 1 6-я неделя Коррекция умения планирования своей деятельности. Коррекция умения и навыка пересказа текста. Коррекция умения осознанного чтения. 1 7-я неделя 1 8-я неделя 1 9-я неделя Коррекция умения выразительного чтения. Коррекция развития слуховой памяти. 1 10-я неделя 1 11-я неделя корректи ровка, примечан ие 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 текста на слух. Трудности в делении текста на части. Не умение пересказывать текст. Трудности в делении текста на части. Трудности в делении текста на части. Трудности в планировании. Не умение пересказывать текст. Трудности восприятия текста на слух. Трудности восприятия текста на слух. Трудности в анализе текста. Трудности в делении текста на части. Не умение пересказывать текст. Трудности в чтении. Трудности в делении текста на части. Трудности в делении текста на части. Не умение пересказывать текст. Трудности восприятия текста на слух. Трудности в планировании. восприятия. Низкий уровень мышления. Бедный словарный запас. Низкий уровень восприятия. Низкий уровень восприятия. Низкий уровень мышления. Бедный словарный запас. Низкий уровень восприятия. Низкий уровень внимания. Низкий уровень логического мышления. Низкий уровень мышления. Бедный словарный запас. Не развитый фонематиче ский слух. Низкий уровень восприятия. Низкий уровень мышления. Бедный словарный запас. Низкий уровень восприятия. Низкий уровень Коррекция зрительного анализа. 1 12-я неделя Коррекция умения осознанного чтения. 1 13-я неделя Коррекция умения и навыка пересказа текста. Коррекция умения и навыка пересказа текста. Коррекция умения планирования своей деятельности. Коррекция умения осознанного чтения. 1 14-я неделя 1 15-я неделя 1 16-я неделя 1 17-я неделя Коррекция развития слуховой памяти. 1 18-я неделя Коррекция внимания. 1 19-я неделя Коррекция долговременной памяти. 1 20-я неделя Коррекция зрительного анализа. 1 21-я неделя Коррекция умения осознанного чтения. 1 22-я неделя Коррекция умения выразительного чтения. Коррекция умения и навыка пересказа текста. Коррекция зрительного анализа. 1 23-я неделя 1 24-я неделя 1 25-я неделя Коррекция умения осознанного чтения. 1 26-я неделя Коррекция развития слуховой памяти. 1 27-я неделя Коррекция умения планирования своей 1 28-я неделя 29 30 31 32 33 34 Трудности в делении текста на части. Не умение пересказывать текст. Трудности восприятия текста на слух. Трудности в чтении. Не умение пересказывать текст. Трудности в делении текста на части. Трудности восприятия текста на слух. мышления. Низкий уровень восприятия. Бедный словарный запас. Низкий уровень восприятия. Неразвитый фонематиче ский слух. Бедный словарный запас. Низкий уровень мышления. Низкий уровень внимания. деятельности. Коррекция умения и навыка пересказа текста. Коррекция умения осознанного чтения. 1 29-я неделя 1 30-я неделя Коррекция развития слуховой памяти. 1 31-я неделя Коррекция умения выразительного чтения. Коррекция умения осознанного чтения. 1 32-я неделя 1 33-я неделя Коррекция зрительного анализа. 1 34-я неделя Коррекция внимания. 1