государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Рассмотрено Руководитель ШМО _____ /______________ / Ф.И.О. Протокол от__________ № __________________ Согласовано Утверждаю Заместитель директора по ВР Директор ГБОУ СО ________ /Н.А. Кравченя/ «Асбестовская школа-интернат» _________/Л.М. Салимзянова / «___» _________ 20____г. Приказ от________________ № ______________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Юный художник (название курса внеурочной деятельности) для 7-а класса (класс) на 2023-2024 учебный год педагога Пеньковской Татьяны Анатольевны (Ф.И.О.) Асбест, 2023 г. Пояснительная записка Нормативно-правовая база, лежащая в основе разработки рабочих программ на 2023-2024 учебный год ФГОС ООО 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации". 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 4. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1025). 5. Примерная рабочая программа основного общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27 .09.2021 г .) 6. Авторская программа внеурочной деятельности. В.А.Горский, Москва «Просвещение» 2013 год. 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" 1. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат» Цель:формирование эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; способствование развитию интереса к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, сюжетному рисованию, нетрадиционным техникам рисования; развитие желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности. Задачи: совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, конструктивных – их роли в жизни человека и общества; овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса; расширение и углубление знаний детей о нетрадиционных техниках изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов, совершенствовать навыки в овладении приёмами работы с различными материалами; развитие навыков учащимися использовать различные приёмы в рисовании, развитие творческих способностей, фантазии, изобретательности, умение самостоятельно выполнять работу. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юный Художник». Личностные. Личностные универсальные учебные действия У учащихся будут сформированы: - учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; - способность к оценке своей работы; - чувство прекрасного и эстетические чувства Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия Ученики научатся: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно оценивать свою работу; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов кружка 2. Познавательные универсальные учебные действия Ученики научатся: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученики научатся: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Предметные Ученики научатся: - создавать простые композиции на заданную тему; - различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; - изображать предметы различной формы; Ученики получат возможность научиться: - видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов. Должны знать: -названия основных и составных цветов; -понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись; -изобразительные основы декоративных элементов; -материалы и технические приёмы оформления; -названия инструментов, приспособлений. Должны уметь: - пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой; - полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы; - подбирать краски в соответствии с настроением рисунка; - владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением; - моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм; - пользоваться материалами. Занятия в кружке обеспечивают возможность для исправления недостатков детей. Коррекционная направленность занятий – обязательное условие процесса. В процессе занятий осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку. Широко используются наглядные пособия. Применяются коррекционные методы: - проблемно-поисковый - метод сравнения - репродуктивный Приемы: - чередование умственной и практической деятельности - поэтапность выполнения заданий - поощрение малейших успехов - развитие в детях веры в себя, в собственные силы и возможности. Список используемой литературы Пограмма внеурочной деятельности. Под ред. В.А. Горского. Москва «Просвещение» 2013 год. Графика и живопись (учебное пособие) М.Г. Ломоносова. М.АСТ «Артель» 2002г. Конспекты уроков по ИЗО, мифологии, фольклор. Л.В.Неретина. Москва 2Владос» 2004г. Мастерская юных художников. Санкт-Петербург, 2002г. И.В. Тюфанова Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, «Академия развития» 2007 г. Гаврина Е.С. Волшебный мир народного творчества. Москва. Просвещение 2003г., Т.Я. Шпикалова Озорной карандаш. Популярное пособие для педагогов и родителей. Алексеевская Н. «Лист». Москва 2000г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КВД «Юный художник» № п/п Кол-во часов Наименование разделов, тем программы 1 2 3 4. 5 6 7 8 Росписи России. Многообразие росписей. Особенности Городецкой росписи. Городецкая роспись. Элементы. Эскиз росписи предмета быта. Выполнение росписи предмета быта. 3 ч. Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов. Стилизация растений. Стилизация животных. Стилизация человека. 3 ч. Декупаж. Методы работы в технике декупаж. Виды современного декупажа и практика их использования. Оформление фоторамки «Милой маме» («Любимому папе») Оформление деревянной разделочной доски Декор стеклянной вазы (бутылки) 4 ч. Декоративная живопись. Особенности декоративной живописи. Декоративный натюрморт. Выполнение упражнений. Декоративный натюрморт. Выполнение поисковых эскизов. Декоративный натюрморт. Самостоятельное выполнение работы. Декоративный пейзаж. Выполнение упражнений и поисковых эскизов. Декоративный пейзаж. Самостоятельное выполнение работы. 6 ч. Необычные портреты 3 ч. История жанра портрет. Разнообразие портретов. Сатирические образы человека. Дружеский шарж. Протрет из фруктов и овощей 1 1 1 Гравюра. Особенности техники Подготовка основы для гравюры. Выполнение гравюры на выбранную тему 2 ч. Витраж. История витража Выполнение витражных композиций на окне 3 ч. Объемная живопись. Создание объемных картин. Барельеф-панно 4 ч. Искусство иллюстрации. Виды иллюстраций. Известные художники-иллюстраторы. Выбор произведения для иллюстрирования из предложенных. Буквица. 4 ч. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата план Дата факт Обложка – лицо книги. Иллюстрация на разворот. Создание макета книги. 1 2 Итого: 34 ч.