государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Рассмотрено Руководитель ШМО _____ /______________ / Ф.И.О. Протокол от__________ № __________________ Согласовано Утверждаю Заместитель директора по Директор ГБОУ СО УВР «Асбестовская школа-интернат» ________ /Ю.В. Воробьева / _________/Л.М. Салимзянова / Приказ от________________ «___» _________ 20____г. № ______________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год г. Асбест, 2023 год 2.1. Нормативно-правовая база, лежащая в основе разработки рабочей программы на 2022-2023 учебный год 1. 2. 3. 4. 5. 6. ФГОС ООО Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации". Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Авторская программа курса «Информатика 5-9 классы» Л. Л. Босовой, рекомендованная МО РФ и науки РФ. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат». Календарно тематическое планирование в соответствии с ФГОС ООО 5 класс № уро ка 1 Наименование разделов и тем программы Кол-во часов 1:Информация вокруг нас. Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места. 1 2:Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. 2 Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. 3:Ввод информации в память компьютера. 3 1 Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы». 6: Передача информации. 6 Передача информации. 7 Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой». 7: Кодирование информации. 8 1 Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером». 5: Хранение информации. 5 1 Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру». 4: Управление компьютером. 4 1 В мире кодов. Способы кодирования информации. 2 2 Дата проведения план факт Метод координат. 9 10 8:Текстовая информация. Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. 11 Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст». 12 Редактирование текста. Практическая работа №6 «Редактируем текст». 13 14 5 Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста». Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст». 9: Представление информации в форме таблиц. 2 15 Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы». 16 Табличное решение логических задач. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы». 10: Наглядные формы представления информации. 2 17 Разнообразие наглядных форм представления информации. 18 Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы». 11:Компьютерная графика. 19 20 Компьютерная графика. Графический редактор Paint Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора». Преобразование графических изображений Практическая работа №12 «Работаем с 3 графическими фрагментами». 21 Создание графических изображений. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе». 12: Обработка информации. 22 Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. 23 Списки – способ упорядочивания информации. Практическая работа №14 «Создаём списки». 24 Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет». 25 Кодирование как изменение формы представления информации. 26 Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор». 27 Преобразование информации путём рассуждений. 28 Разработка плана действий. Задачи о переправах. 29 Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях. 30 Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию». 31 Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17 «Создаём анимацию. 32 Выполнение итогового мини-проекта. «Создаем слайд-шоу». 33 Выполнение итогового мини-проекта. «Создаем слайд-шоу». 34 Итоговое тестирование. 13 Календарно тематическое планирование в соответствии с ФГОС ООО 6 класс № уро ка 1 2 Наименование разделов и тем программы 1: Объекты окружающего мира. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. 1 Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы». 3: Отношения объектов и их множеств. 4 Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов». 5 Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов». 4: Разновидности объектов и их классификация. 6 Разновидности объекта и их классификация. 7 Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов». 5: Системы объектов. 8 2 Объекты операционной системы. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы». 2: Компьютерные объекты. 3 Кол-во часов Системы объектов. Состав и структура системы 2 2 2 Дата проведения план факт Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора». 9 Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора». 6: Персональный компьютер как система. 10 Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора». 7: Как мы познаём окружающий мир. 11 1 Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы». 8: Понятие как форма мышления. 12 Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты». 13 Определение понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты». 9: Информационное моделирование. 14 1 2 1 Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создаём графические модели». 10: Знаковые информационные модели. 15 Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9 «Создаём словесные модели». 16 Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки». 2 2 11: Табличные информационные модели. 17 18 Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели». Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре». 2 19 20 12: Графики и диаграммы. Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики». Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас». 13: Схемы. 21 22 2 Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья». Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья». 1 14: Что такое алгоритм. 23 Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы». 15: Исполнители вокруг нас. 24 Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик. 1 1 16: Формы записи алгоритмов. 25 Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей. 4 17:Типы алгоритмов. 26 Линейные алгоритмы. 27 Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию». 28 Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками». 29 Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию». 18: Управление исполнителем Чертёжник. 30 Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.Работа в среде исполнителя Чертёжник. 31 Использование вспомогательных алгоритмов.Работа в среде исполнителя Чертёжник. 32 Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.Работа в среде исполнителя Чертёжник. 33 Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика». 34 Выполнение и защита итогового проекта по индивидуальным темам. 5 Календарно тематическое планирование в соответствии с ФГОС ООО 7 класс № уро ка Наименование разделов и тем программы Глава I: Информация и информационные процессы. 1 Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. 2 Информация и её свойства. 3 Информационные процессы. Обработка информации 4 Информационные процессы. Хранение и передача информации. 5 Всемирная паутина. П/Р №1 «Поиск информации в сети Интернет». 6 Представление информации. 7 Двоичное кодирование. Дискретная форма представления информации. 8 Измерение информации. П/Р № 2 «Решение задач». 9 Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и способы ее представления». Проверочная работа № 1. Глава II: Компьютер как универсальное средство для работы с информацией. 10 Основные компоненты компьютера и их функции. 11 12 Персональный компьютер. 13 14 Кол-во часов 9 7 Дата проведения план факт Программное обеспечение компьютера. 15 16 Системы программирования и прикладное программное обеспечение. Файлыифайловыеструктуры. П/Р№ 3 «Работасобъектамифайловойсистемы». 4 17 Пользовательский интерфейс. П/Р № 4 «Настройка пользовательского интерфейса». 18 Обобщение. Проверочная работа № 2. 19 20 Глава III: Обработка графической информации. Формирование изображения на экране монитора. П/Р № 5 «Обработка и создание растровых изображений». Компьютерная графика. П/Р №5«Обработка и создание растровых изображений». 21 22 23 24 Создание графических изображений. П/Р №5 «Обработка и создание растровых изображений». Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа № 3, П/Р №5 «Обработка и создание растровых изображений» . 25 Глава IV: «Обработка текстовой информации». 26 Текстовые документы и технология их создания. Создание текстовых документов на компьютере. 9 27 П/Р №6 «Создание текстовых документов». 28 Форматирование текста. П/Р №6 «Создание текстовых документов». Стилевое форматирование. П/Р №6 «Создание текстовых документов». 29 Визуализация информации в текстовых документах. П/Р №6 «Создание текстовых документов». Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. 30 31 32 33 34 Оценка количественных параметров текстового документа. П/Р № 7 «Решение задач». Оформление реферата «История развития компьютерной техники. П/Р № 8 Итоговая работа. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа №3. Глава V: Мультимедиа. Технология мультимедиа. Компьютерные презентации. П/Р № 9 Разработка презентации. Создание мультимедийной презентации. П/Р № 9 Разработка презентации. Обобщение и систематизация основных понятий темы «мультимедиа». Защита презентаций. Итоговое повторение. Основные понятия курса. Итоговая К/Р 5 Календарно тематическое планирование в соответствии с ФГОС ООО 8 класс № уро ка 1 Календарно – тематическое планирование 8класс Глава 1:Математические основы информатики. Системы счисления: Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Общие сведения о системах счисления. 2 Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. 3 Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Компьютерные системы счисления». 4 Представление целых чисел. 5 Представление вещественных чисел. 6 Элементы теории множеств и комбинаторики. 7 Высказывание. Логические операции. 8 Построение таблиц истинности для логических выражений. П/Р: «Построение таблиц истинности для логических выражений». Кол-во часов Дата проведения план 12 факт 9 Свойства логических операций. 10 Решение логических задач. 11 Логические элементы. 12 Проверочная работа №1 по теме: «Математические основы информатики». 13 Глава 2: «Основы алгоритмизации» Алгоритмы и исполнители. 14 Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека. 8 Способы записи алгоритмов. 15 Объекты алгоритмов: Величины. Выражения. 16 Команда присваивания. Табличные величины. П/р №2: «Работа с таблицами». 17 Алгоритмическая конструкция следование. П/Р №3: «Следование». 18 Алгоритмическая конструкция ветвление. П/Р №4: «Ветвление». 19 Конструкция: «Повторение». П/Р №5: «Повторение». 20 Проверочная работа №2 по теме: «Основы алгоритмизации». Глава 3: «Начала программирования». 21 Общие сведения о языке программирования Паскаль. Алфавит, словарь, типы данных. Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания. 22 Организация ввода и вывода данных. П/Р №6: «Организация ввода и вывода данных». 23 Программирование линейных алгоритмов. Числовые типы данных. Целочисленный тип данных. 24 14 Программирование линейных алгоритмов. П/Р №7: «Линейные алгоритмы». 25 Символьный и строковый типы данных. Логический тип данных. 26 Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. П/Р №8: «Алгоритм ветвления». 27 Составной оператор. 28 Многообразие способов записи ветвлений. 29 30 Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. П/Р № 9: «Программирование циклов». Программирование циклов с заданным условием окончания работы. П/Р № 10: «Программирование циклов». 31 Программирование циклов с заданным числом повторений. П/Р № 11: «Программирование циклов». 32 Различные варианты программирования циклического алгоритма. 33 Проверочная работа №3 по теме: «Начала программирования». 34 Итоговое повторение. Календарно тематическое планирование в соответствии с ФГОС ООО 9 класс № Дата Календарно-тематическое уро проведения Кол-во планирование ка часов 9 класс план факт 1 Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Общие сведения о системах счисления. 2 Глава 1: «Моделирование и формализация». Моделирование как метод познания. 3 Знаковые модели. 4 Графические модели. Практическая работа №1 по теме: «Построение графических моделей». 5 Табличные модели. Практическая работа №2 по теме: «Построение табличных моделей». 6 База данных как модель предметной области. Практическая работа №3 по теме: «Работа с готовой базой данных». 7 Система управления базами данных. Практическая работа №4 по теме: 8 «Проектирование и создание однотабличной базы данных». 8 Создание базы данных. Запросы на выборку данных. Практическая работа №5 по теме: «Работа с учебной базой данных». 9 Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Моделирование и формализация». Проверочная работа. Глава 2: «Алгоритмизация и программирование» 9 Решение задач на компьютере. 10 11 12 Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Практическая работа №6 по теме: «Написание программ заполнения и вывода одномерных массивов». Вычисление суммы элементов массива. Практическая работа. Последовательный поиск в массиве. 13 14 Сортировка массива. Практическая работа. 15 Конструирование алгоритмов. Практическая работа. 16 Вспомогательные алгоритмы. Практическая работа. 17 Алгоритмы управления. Практическая работа. 18 19 Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа. Электронные таблицы. Практическая работа: «Вычисления в электронных таблицах». 20 7 Встроенные функции. Практическая работа. Логические функции. Практическая работа. 21 22 Сортировка и поиск данных.Практическая работа. 23 Построение диаграмм и графиков. Практическая работа. 24 Практическая работа: «Построение диаграмм в электронных таблицах». 25 Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа. 26 Информационные технологии в современном обществе. Локальные и глобальные компьютерные сети. 27 Как устроен Интернет. IP– адрес компьютера. 28 Доменная система имён. Протоколы передачи данных. 29 Информационные ресурсы и сервисы Интернета. Практическая работа: «Коммуникационные технологии». 30 Создание веб-сайта. 31 Практическая работа: «Коммуникационные технологии». 32 Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Создание веб-сайта». Проверочная работа. 33 Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу информатики за 9 класс. 8 Средства контроля Перечень тематических контрольных и практических работ 5 класс: № п/п Колво часов Тема 1 Интерактивное тестирование по теме «Устройства 0,5 компьютера и основы пользовательского интерфейса». 2 Интерактивное тестирование по теме «Информация и 0,5 информационные процессы» 3 Интерактивное тестирование по теме «Обработка 0,5 информации средствами текстового и графического редакторов» 4 Интерактивное тестирование «Информационные процессы и технологии» Дата по теме 0,5 информационные 6 класс: № п/п Колво часов Тема 1 Интерактивное тестирование системы» по теме «Объекты и 0,5 2 Интерактивное тестирование информация» по теме «Человек и 0,5 3 Интерактивное тестирование «Информационное моделирование» Интерактивное тестирование по теме исполнители» по теме 0,5 «Алгоритмы и 0,5 4 Дата 7 класс: № п/п Тема Кол-во часов Дата 1 Контрольная работа № 1 по теме «Объекты и системы». 0,5 2 Контрольная работа № 2 по теме «Информационное моделирование». 0,5 3 Контрольная работа № 3 по теме «Информационное моделирование». 0,5 4 Контрольная работа № 4 по теме «Алгоритмика». 0,5 5 Контрольная «Презентация». работа № 5 (итоговая) по теме 0.5 Перечень практических работ 5 класс № п/п Кол-во часов Тема 1 Практическая работа № 1 «Вспоминаем клавиатуру». 1 2 Практическая работа № 2 управления компьютером». приемы 1 3 Практическая работа № 3 «Создаем и сохраняем файлы». 1 4 Практическая работа № 4 «Работаем с электронной почтой». 1 5 Практическая работа № 5 «Вводим текст». 1 6 Практическая работа № 6 «Редактируем текст». 1 7 Практическая работа № 7 «Работаем с фрагментами текста». 1 8 Практическая работа № 8 «Форматируем текст». 1 9 Практическая работа № 9 «Создаем простые таблицы». 2 10 Практическая работа № 10 «Строим диаграммы». 1 11 Практическая работа № 11 «Изучаем инструменты графического редактора». 1 12 Практическая работа № 12 «Работаем с графическими фрагментами». 1 «Вспоминаем Дата 13 Практическая работа № 13 «Планируем работу с графическим редактором». 1 14 Практическая работа № 14 «Создаем списки». 1 15 Практическая работа № 15 «Ищем информацию в сети Интернет». 1 16 Практическая работа № 16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор». 1 17 Практическая работа № 17 «Создаем анимацию». 2 6 класс № п/п Колво часов Тема 1. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» 1 2. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» 1 3. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» 2 4. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» 1 5. Практическая графическими процессора» работа №5 «Знакомимся с возможностями текстового 3 6. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» 1 7. Практическая работа №7 «Конструируем исследуем графические объекты» и 2 8. Практическая работа №8 «Создаём графические модели» 1 9. Практическая работа №9 «Создаём словесные модели» 1 Дата 10.Практическая работа многоуровневые списки» №10 «Создаём 1 11.Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» 1 12.Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» 1 13.Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» 1 14.Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» 2 15.Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» 1 16.Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» 2 7 класс № п/п Тема Кол-во часов 1 Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы». 1 2 Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы». 1 3 Практическая объекты». текстовые 1 4 Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели». 1 5 Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки». 1 6 Практическая модели». табличные 1 7 Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы». 1 8 Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами». 1 работа работа № № 3 6 «Создаем «Создаем Дата 9 Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики». 2 10 Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья». 1 11 Практическая работа № 11 «Изучаем инструменты графического редактора». 1 12 Практическая работа № 12 «Графические модели». 1 13 Практическая работа № 13 «Итоговая работа». 1 Перечень проектных работ 5 класс № п/п 1 Тема Выполнение итогового мини-проекта. «Создаем слайд-шоу» Колво часов Дата 2 6 класс № п/п Тема Колво часов 1 Выполнение и защита итогового проекта по индивидуальным темам 2 Дата 8 класс: № п/п Тема план 1 Практическая работа № 1 «Построение таблиц истинности для логических выражений». 2 3 Проверочная работа №1 по теме: «Математические основы информатики Практическая работа №2: ««Работа с таблицами». 4 Практическая работа № 3 «Следование». 5 Практическая работа № 4 «Ветвление». 6 Практическая работа №5: «Повторение». 7 9 Проверочная работа №2 по теме: «Основы алгоритмизации». Практическая работа № 6 «Организация ввода и вывода данных». Практическая работа № 7 «Линейные алгоритмы». 10 Практическая работа № 8 «Алгоритм ветвления». 11 Практическая работа № 9 «Программирование циклов». 8 Дата факт 12 Практическая работа № 10 «Программирование циклов». 13 Практическая работа № 11 «Программирование циклов». 14 Проверочная работа №3 по теме: «Начала программирования». 9 класс: № п/п Тема план 1 Практическая работа № 1 «Построение графических моделей». 2 Практическая работа №2: «Построение табличных моделей». 3 Практическая работа № 3 ««Работа с готовой базой данных». 4 Практическая работа № 4: «Проектирование и создание однотабличной базы данных». Практическая работа №5: «Работа с учебной базой данных». Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Моделирование и формализация». Проверочная работа. Практическая работа №6: «Написание программ заполнения и вывода одномерных массивов». Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа. 5 6 7 8 9 10 11 12 Дата Практическая работа №7: «Вычисления в электронных таблицах». Практическая работа №8: «Построения диаграмм в электронных таблицах». Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа. Практическая работа №9: «Коммуникационные факт 13 14 технологии». Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Создание веб-сайта». Проверочная работа. Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу информатики за 9 класс.