государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Асбестовская школа – интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Рассмотрено: Руководитель ШМО _________Пеньковская Т.А. Согласовано: Утверждаю: Зам. директора по УВР Директор ГБОУ СО _________ Воробьева Ю.В. «Асбестовская школа-интернат» Протокол №___ « »______________2023г. ________Салимзянова Л.М. « »_____________2023г. « РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающего курса по математике для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год г.Асбест, 2023 год »_______________2023г. Пояснительная записка 1. Актуальность программы Особенность современной ситуации заключается в том, что значительная часть населения пребывает в состоянии неуверенности и неопределенности, многие семьи находятся в затруднительных материальных условиях с весьма туманными перспективами на будущее. Это не может в конечном итоге не сказываться на психологическом состоянии детей и подростков и их представлении об обществе, та же неуверенность, страх , утрата веры в надежность, родителей, семьи, государства, негативное отношение к моральным и нравственным ценностям, искаженное представление о социальных нормах, правах, обязанностях, законе. Ухудшение социально-экономического большинства российских семей, возросшая миграция населения, особенно из неблагополучных в экономическом и социальном отношении регионов, остро отразились на положении детей, привели к росту безнадзорности и правонарушений в детской среде. Особая роль в преодолении школьной и социальной дезаптации младших школьников, школьников среднего звена в соответствии со ст.14 Федерального закона: «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» отводится специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого и открытого типов. 2.Научная обоснованность Т.5 Выготского: ЗПР не относится к стойким и необратимым видам психологических расстройств, это временное замедление темпов развития, отставание преодолевается с возрастом, причем тем успешнее, чем раньше начинается работа с ребенком, очень важна своевременная диагностика и создание условий для коррекции. Направленность программы Объект: Учащиеся 5-9 классов Субъект: Учитель, врач, психолог, родители. Предмет: Познавательная сфера. Нормативно-правовая база, лежащая в основе разработки программы на 2023-2024 учебный год ФГОС ООО 1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации". 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 4. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1025). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" 6. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат». Условия реализации программы Соблюдение единых требований всех субъектов, соблюдение охранительного режима, наблюдение за учащимися. Своевременное переключение с одного вида деятельности на другой. Создание психологического комфорта. Использование занимательного материала. Цель: Коррекция пробелов и недостатков в познавательной сфере учащихся. Направленная подготовка к усвоению учебного материала. Задачи: 1. Развивать личностные компоненты познавательной деятельности: активность, самостоятельность, преодоление интеллектуальной пассивности. 2.Корригировать недостаточно достигнутый РО. 3.Обогащать кругозор детей, формировать отчетливые представления о предметах и явлениях окружающего мира, которые позволяют осознанно воспринимать учебный материал. Педагогические приемы: Понимание Сочувствие Снятие напряжения Рационализация учебного процесса Щадящая нагрузка Создание ситуации успеха. Основные формы: Групповая работа; Индивидуальная работа; Фронтальная работа. Объем курса: Коррекционные занятия-1ч., в неделю. Формы отслеживания результативности работы: Тестирование (декабрь, апрель ) Этапы коррекционно-развивающей работы: Приветствие Анализ предыдущего занятия Разминка Основное содержание занятия Анализ прошедшего занятия Прощание. Правила проведения развивающего коррекционного курса. 1. Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку. 2. Предотвращение наступления утомления, учитывая принцип чередования интеллектуальных занятий с небольшими физическими нагрузками и двигательными упражнениями. Способствование созданию позитивного психологического сопровождения, систематического развития адекватного целенаправленного поведения. 3. В целях достижения обстановки психологической безопасности необходимо одни занятия проводить за партами, другие – в кругу. 4. Проявление педагогом педагогического такта. 5. Предложение задания в максимально простом варианте (начальный этап). Постепенное усложнение за счет увеличения темпа проведения, увеличение нагрузки. 6. Обсуждение успехов детей и особенностей познавательной деятельности учащихся с другими педагогами класса для дальнейшей работы в процессе обучения. Календарно-тематическое планирование 5 класс № п/ п Структура дефекта (тип нарушения) 1. Отсутствие мотивации к познавательной деятельности. Причины Низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов. Тема занятия Коррекция пробелов в знаниях по теме: Коррекция и развитие речи, мышления. 3. Низкий уровень свойств Коррекция и развитие внимания. внимания (устойчивость, концентрация, переключение). недостатки произношения, аграмматизмы, ограниченность словаря. Слабое развитие интеллектуальной активности, несовершенствование навыков и умений самоконтроля, недостаточное развитие чувства 19 1.«Натуральные числа и шкалы». 2. Сложение и вычитание натуральных чисел. 3. « Умножение и деление натуральных чисел». 4. «Площади и объемы». 5. «Обыкновенные дроби». 6. «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей». 7. «Умножение и деление десятичных дробей». 8. «Инструменты для вычислений и измерений». 2. Низкий уровень развития речи, Отставание в речевом развитии: мышления. Кол- Дата во 5 5 часов а б 3 3 Коррка, прим. ответственности и интереса к учению. 4. Низкий уровень развития мелкой моторики. 5. Несформированность произвольного поведения. 6. Низкая работоспособность. Отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Коррекция и развитие мелкой моторики. 3 Отрицательное влияние среды и недостатки воспитания. Коррекция и развитие навыков самоконтроля в поведении. 3 Повышенная истощаемость, психомоторная расторможенность. Коррекция и развитие замедленного темпа умственных действий. 3 Календарно-тематическое планирование 6 класс № п/ п Структура дефекта (тип нарушения) 1. Отсутствие мотивации к познавательной деятельности. Причины Низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов. 2. Низкий уровень развития речи, Отставание в речевом развитии: мышления. недостатки произношения, аграмматизмы, ограниченность словаря. Тема занятия Кол- Дата во 6 6 часов а б Коррекция пробелов в знаниях по теме: 1.« Делимость чисел». 2. «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». 3. «Умножение и деление обыкновенных дробей». 4. «Отношения и пропорции». 5. «Положительные и отрицательные числа». 6. «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». 7. «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел». 8. «Решение уравнений». 9. «Координаты на плоскости». 10. «Повторение. Решение задач». 19 Коррекция и развитие речи, мышления. 3 Коррка, прим. 3. 4. 5. 6. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение). Низкий уровень развития мелкой моторики. Несформированность произвольного поведения. Низкая работоспособность. Слабое развитие интеллектуальной активности, несовершенствование навыков и умений самоконтроля, недостаточное развитие чувства ответственности и интереса к учению. Коррекция и развитие внимания. 3 Отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Коррекция и развитие мелкой моторики. 3 Отрицательное влияние среды и недостатки воспитания. Коррекция и развитие навыков самоконтроля в поведении. 3 Повышенная истощаемость, психомоторная расторможенность. Коррекция и развитие замедленного темпа умственных действий. 3 Календарно-тематическое планирование 7 класс № п/ п Структура дефекта (тип нарушения) 1. Отсутствие мотивации к познавательной деятельности. 2. Причины Низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов. Низкий уровень развития речи, Отставание в речевом развитии: недостатки произношения, мышления. аграмматизмы, ограниченность словаря. 3. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение). Слабое развитие интеллектуальной активности, несовершенствование навыков и умений самоконтроля, недостаточное развитие чувства Тема занятия Коррекция пробелов в знаниях по теме: Кол- Дата во 7 7 часов а б 19 1.«Алгебраические выражения». 2. «Уравнения с одним неизвестным». 3. « Одночлены и многочлены». 4. «Разложение многочленов на множители». 5. «Алгебраические дроби». 6. «Линейная функция и её график». 7. «Системы двух уравнений с двумя неизвестными». 8. «Элементы комбинаторики». Коррекция и развитие речи, мышления. 3 Коррекция и развитие внимания. 3 Коррка, прим. ответственности и интереса к учению. 4. Низкий уровень развития мелкой моторики. 5. Несформированность произвольного поведения. 6. Низкая работоспособность. Отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Отрицательное влияние среды и недостатки воспитания. Повышенная истощаемость, психомоторная расторможенность. Коррекция и развитие мелкой моторики. 3 Коррекция и развитие навыков самоконтроля в поведении. 3 Коррекция и развитие замедленного темпа умственных действий. 3 Календарно-тематическое планирование 8 класс № п/ п Структура дефекта (тип нарушения) 1. Отсутствие мотивации к познавательной деятельности. Причины Низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов. Тема занятия Коррекция пробелов в знаниях по теме: Кол- Дата во 8 8 часов а б 19 1.«Неравенства». 2. «Приближённые вычисления». 3. « Квадратные корни». 4. «Квадратные уравнения». 5. «Квадратичная функция». 6. «Квадратные неравенства». 7. «Четырёхугольники». 8. «Площадь». 9. «Треугольники». 10. «Окружность». 2. 3. Отставание в речевом развитии: Низкий уровень развития речи, недостатки произношения, аграмматизмы, ограниченность мышления. словаря. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, Слабое развитие интеллектуальной активности, несовершенствование навыков и умений самоконтроля, Коррекция и развитие речи, мышления. 3 Коррекция и развитие внимания. 3 Коррка, прим. концентрация, переключение). 4. Низкий уровень развития мелкой моторики. 5. Несформированность произвольного поведения. 6. Низкая работоспособность. недостаточное развитие чувства ответственности и интереса к учению. Отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Отрицательное влияние среды и недостатки воспитания. Повышенная истощаемость, психомоторная расторможенность. Коррекция и развитие мелкой моторики. 3 Коррекция и развитие навыков самоконтроля в поведении. 3 Коррекция и развитие замедленного темпа умственных действий. 3 Календарно-тематическое планирование 9 класс № п/ п Структура дефекта (тип нарушения) 1. Отсутствие мотивации к познавательной деятельности. Причины Низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов. Тема занятия Коррекция пробелов в знаниях по теме: Кол- Дата во 9 9 часов а б 19 1.«Алгебраические уравнения». 2. «Степень с рациональным показателем». 3. « Векторы». 4. «Степенная функция». 5. «Прогрессии». 6. «Движение». 7. «Четырёхугольники». 8. «Площадь». 9. «Треугольники». 10. «Окружность». 2. Низкий уровень развития речи, Отставание в речевом развитии: мышления. 3. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение). недостатки произношения, аграмматизмы, ограниченность словаря. Слабое развитие интеллектуальной активности, несовершенствование навыков и умений самоконтроля, Коррекция и развитие речи, мышления. 3 3 Коррекция и развитие внимания. Коррка, прим. недостаточное развитие чувства ответственности и интереса к учению. Низкий уровень развития 4. мелкой моторики. Несформированность 5. произвольного поведения. 6. Низкая работоспособность. 3 Отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Коррекция и развитие мелкой моторики. Отрицательное влияние среды и недостатки воспитания. Коррекция и развитие навыков самоконтроля в поведении. Повышенная истощаемость, психомоторная расторможенность. Коррекция и развитие замедленного темпа умственных действий. 3 3