государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области «Асбестовская школа – интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы»
Рассмотрено:
Руководитель ШМО
_________Пеньковская Т.А.
Согласовано:
Утверждаю:
Зам. директора по УВР
Директор ГБОУ СО
_________ Воробьева Ю.В.
«Асбестовская школа-интернат»
Протокол №___
«
»______________2023г.
________Салимзянова Л.М.
«
»_____________2023г.
«
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающего курса
по математике
для обучающихся 5-9 классов
на 2023-2024 учебный год
г.Асбест, 2023 год
»_______________2023г.
Пояснительная записка
1. Актуальность программы
Особенность современной ситуации заключается в том, что значительная часть населения пребывает в состоянии
неуверенности и неопределенности, многие семьи находятся в затруднительных материальных условиях с весьма
туманными перспективами на будущее. Это не может в конечном итоге не сказываться на психологическом состоянии
детей и подростков и их представлении об обществе, та же неуверенность, страх , утрата веры в надежность, родителей,
семьи, государства, негативное отношение к моральным и нравственным ценностям, искаженное представление о
социальных нормах, правах, обязанностях, законе.
Ухудшение социально-экономического большинства российских семей, возросшая миграция населения, особенно из
неблагополучных в экономическом и социальном отношении регионов, остро отразились на положении детей, привели к
росту безнадзорности и правонарушений в детской среде.
Особая роль в преодолении школьной и социальной дезаптации младших школьников, школьников среднего звена в
соответствии со ст.14 Федерального закона: «Об основах системы профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» отводится специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого и открытого типов.
2.Научная обоснованность
Т.5 Выготского:
ЗПР не относится к стойким и необратимым видам психологических расстройств, это временное замедление темпов
развития, отставание преодолевается с возрастом, причем тем успешнее, чем раньше начинается работа с ребенком,
очень важна своевременная диагностика и создание условий для коррекции.
Направленность программы
Объект: Учащиеся 5-9 классов
Субъект: Учитель, врач, психолог, родители.
Предмет: Познавательная сфера.
Нормативно-правовая база, лежащая в основе разработки программы
на 2023-2024 учебный год
ФГОС ООО
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации".
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования».
4. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1025).
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
6. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО
«Асбестовская школа-интернат».
Условия реализации программы
Соблюдение единых требований всех субъектов, соблюдение охранительного режима, наблюдение за учащимися.
Своевременное переключение с одного вида деятельности на другой.
Создание психологического комфорта.
Использование занимательного материала.
Цель: Коррекция пробелов и недостатков в познавательной сфере учащихся.
Направленная подготовка к усвоению учебного материала.
Задачи:
1. Развивать личностные компоненты познавательной деятельности: активность, самостоятельность, преодоление
интеллектуальной пассивности.
2.Корригировать недостаточно достигнутый РО.
3.Обогащать кругозор детей, формировать отчетливые представления о предметах и явлениях окружающего мира,
которые позволяют осознанно воспринимать учебный материал.
Педагогические приемы:
Понимание
Сочувствие
Снятие напряжения
Рационализация учебного процесса
Щадящая нагрузка
Создание ситуации успеха.
Основные формы:
Групповая работа;
Индивидуальная работа;
Фронтальная работа.
Объем курса:
Коррекционные занятия-1ч., в неделю.
Формы отслеживания результативности работы:
Тестирование (декабрь, апрель )
Этапы коррекционно-развивающей работы:
Приветствие
Анализ предыдущего занятия
Разминка
Основное содержание занятия
Анализ прошедшего занятия
Прощание.
Правила проведения развивающего коррекционного курса.
1. Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
2. Предотвращение наступления утомления, учитывая принцип чередования интеллектуальных занятий с
небольшими физическими нагрузками и двигательными упражнениями.
Способствование созданию позитивного психологического сопровождения, систематического развития
адекватного целенаправленного поведения.
3. В целях достижения обстановки психологической безопасности
необходимо одни занятия проводить за партами, другие – в кругу.
4. Проявление педагогом педагогического такта.
5. Предложение задания в максимально простом варианте (начальный этап). Постепенное усложнение за счет
увеличения темпа проведения, увеличение нагрузки.
6. Обсуждение успехов детей и особенностей познавательной деятельности учащихся с другими педагогами класса
для дальнейшей работы в процессе обучения.
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№
п/
п
Структура дефекта
(тип нарушения)
1. Отсутствие мотивации к
познавательной
деятельности.
Причины
Низкая познавательная
активность и слабость
познавательных интересов.
Тема занятия
Коррекция пробелов в знаниях
по теме:
Коррекция и развитие речи,
мышления.
3. Низкий уровень свойств
Коррекция и развитие
внимания.
внимания
(устойчивость,
концентрация, переключение).
недостатки произношения,
аграмматизмы, ограниченность
словаря.
Слабое развитие интеллектуальной
активности, несовершенствование
навыков и умений самоконтроля,
недостаточное развитие чувства
19
1.«Натуральные числа и шкалы».
2. Сложение и вычитание
натуральных чисел.
3. « Умножение и деление
натуральных чисел».
4. «Площади и объемы».
5. «Обыкновенные дроби».
6. «Десятичные дроби. Сложение
и вычитание десятичных дробей».
7. «Умножение и деление
десятичных дробей».
8. «Инструменты для вычислений
и измерений».
2. Низкий уровень развития речи, Отставание в речевом развитии:
мышления.
Кол- Дата
во
5 5
часов а б
3
3
Коррка,
прим.
ответственности и интереса к
учению.
4. Низкий уровень развития
мелкой моторики.
5. Несформированность
произвольного поведения.
6. Низкая работоспособность.
Отставание в психическом развитии
во всех сферах психической
деятельности к началу школьного
возраста.
Коррекция и развитие мелкой
моторики.
3
Отрицательное влияние среды и
недостатки воспитания.
Коррекция и развитие навыков
самоконтроля в поведении.
3
Повышенная истощаемость,
психомоторная расторможенность.
Коррекция и развитие
замедленного темпа умственных
действий.
3
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№
п/
п
Структура дефекта
(тип нарушения)
1. Отсутствие мотивации к
познавательной
деятельности.
Причины
Низкая познавательная
активность и слабость
познавательных интересов.
2. Низкий уровень развития речи, Отставание в речевом развитии:
мышления.
недостатки произношения,
аграмматизмы, ограниченность
словаря.
Тема занятия
Кол- Дата
во
6 6
часов а б
Коррекция пробелов в знаниях
по теме:
1.« Делимость чисел».
2. «Сложение и вычитание
дробей с разными
знаменателями».
3. «Умножение и деление
обыкновенных дробей».
4. «Отношения и пропорции».
5. «Положительные и
отрицательные числа».
6. «Сложение и вычитание
положительных и
отрицательных чисел».
7. «Умножение и деление
положительных и
отрицательных чисел».
8. «Решение уравнений».
9. «Координаты на плоскости».
10. «Повторение. Решение
задач».
19
Коррекция и развитие речи,
мышления.
3
Коррка,
прим.
3.
4.
5.
6.
Низкий уровень свойств
внимания
(устойчивость,
концентрация, переключение).
Низкий уровень развития
мелкой моторики.
Несформированность
произвольного поведения.
Низкая работоспособность.
Слабое развитие интеллектуальной
активности, несовершенствование
навыков и умений самоконтроля,
недостаточное развитие чувства
ответственности и интереса к
учению.
Коррекция и развитие
внимания.
3
Отставание в психическом развитии
во всех сферах психической
деятельности к началу школьного
возраста.
Коррекция и развитие мелкой
моторики.
3
Отрицательное влияние среды и
недостатки воспитания.
Коррекция и развитие навыков
самоконтроля в поведении.
3
Повышенная истощаемость,
психомоторная расторможенность.
Коррекция и развитие
замедленного темпа умственных
действий.
3
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№
п/
п
Структура дефекта
(тип нарушения)
1. Отсутствие мотивации к
познавательной
деятельности.
2.
Причины
Низкая познавательная
активность и слабость
познавательных интересов.
Низкий уровень развития речи, Отставание в речевом развитии:
недостатки произношения,
мышления.
аграмматизмы, ограниченность
словаря.
3. Низкий уровень свойств
внимания
(устойчивость,
концентрация, переключение).
Слабое развитие интеллектуальной
активности, несовершенствование
навыков и умений самоконтроля,
недостаточное развитие чувства
Тема занятия
Коррекция пробелов в знаниях
по теме:
Кол- Дата
во
7 7
часов а б
19
1.«Алгебраические выражения».
2. «Уравнения с одним
неизвестным».
3. « Одночлены и многочлены».
4. «Разложение многочленов на
множители».
5. «Алгебраические дроби».
6. «Линейная функция и её
график».
7. «Системы двух уравнений с
двумя неизвестными».
8. «Элементы комбинаторики».
Коррекция и развитие речи,
мышления.
3
Коррекция и развитие
внимания.
3
Коррка,
прим.
ответственности и интереса к
учению.
4. Низкий уровень развития
мелкой моторики.
5. Несформированность
произвольного поведения.
6. Низкая работоспособность.
Отставание в психическом развитии
во всех сферах психической
деятельности к началу школьного
возраста.
Отрицательное влияние среды и
недостатки воспитания.
Повышенная истощаемость,
психомоторная расторможенность.
Коррекция и развитие мелкой
моторики.
3
Коррекция и развитие навыков
самоконтроля в поведении.
3
Коррекция и развитие
замедленного темпа умственных
действий.
3
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№
п/
п
Структура дефекта
(тип нарушения)
1. Отсутствие мотивации к
познавательной
деятельности.
Причины
Низкая познавательная
активность и слабость
познавательных интересов.
Тема занятия
Коррекция пробелов в знаниях
по теме:
Кол- Дата
во
8 8
часов а б
19
1.«Неравенства».
2. «Приближённые вычисления».
3. « Квадратные корни».
4. «Квадратные уравнения».
5. «Квадратичная функция».
6. «Квадратные неравенства».
7. «Четырёхугольники».
8. «Площадь».
9. «Треугольники».
10. «Окружность».
2.
3.
Отставание в речевом развитии:
Низкий уровень развития речи, недостатки произношения,
аграмматизмы, ограниченность
мышления.
словаря.
Низкий уровень свойств
внимания
(устойчивость,
Слабое развитие интеллектуальной
активности, несовершенствование
навыков и умений самоконтроля,
Коррекция и развитие речи,
мышления.
3
Коррекция и развитие
внимания.
3
Коррка,
прим.
концентрация, переключение).
4. Низкий уровень развития
мелкой моторики.
5. Несформированность
произвольного поведения.
6. Низкая работоспособность.
недостаточное развитие чувства
ответственности и интереса к
учению.
Отставание в психическом развитии
во всех сферах психической
деятельности к началу школьного
возраста.
Отрицательное влияние среды и
недостатки воспитания.
Повышенная истощаемость,
психомоторная расторможенность.
Коррекция и развитие мелкой
моторики.
3
Коррекция и развитие навыков
самоконтроля в поведении.
3
Коррекция и развитие
замедленного темпа умственных
действий.
3
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№
п/
п
Структура дефекта
(тип нарушения)
1. Отсутствие мотивации к
познавательной
деятельности.
Причины
Низкая познавательная
активность и слабость
познавательных интересов.
Тема занятия
Коррекция пробелов в знаниях
по теме:
Кол- Дата
во
9 9
часов а б
19
1.«Алгебраические уравнения».
2. «Степень с рациональным
показателем».
3. « Векторы».
4. «Степенная функция».
5. «Прогрессии».
6. «Движение».
7. «Четырёхугольники».
8. «Площадь».
9. «Треугольники».
10. «Окружность».
2. Низкий уровень развития речи, Отставание в речевом развитии:
мышления.
3. Низкий уровень свойств
внимания
(устойчивость,
концентрация, переключение).
недостатки произношения,
аграмматизмы, ограниченность
словаря.
Слабое развитие интеллектуальной
активности, несовершенствование
навыков и умений самоконтроля,
Коррекция и развитие речи,
мышления.
3
3
Коррекция и развитие
внимания.
Коррка,
прим.
недостаточное развитие чувства
ответственности и интереса к
учению.
Низкий уровень развития
4. мелкой моторики.
Несформированность
5. произвольного поведения.
6.
Низкая работоспособность.
3
Отставание в психическом развитии
во всех сферах психической
деятельности к началу школьного
возраста.
Коррекция и развитие мелкой
моторики.
Отрицательное влияние среды и
недостатки воспитания.
Коррекция и развитие навыков
самоконтроля в поведении.
Повышенная истощаемость,
психомоторная расторможенность.
Коррекция и развитие
замедленного темпа умственных
действий.
3
3