государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Рассмотрено Руководитель ШМО ________ /______________ / Ф.И.О. Протокол от_____________ № ______________________ Согласовано Заместитель директора по УВР ________ /Ю.В. Воробьева / «___» _________ 20____г. Утверждаю Директор ГБОУ СО «Асбестовская школаинтернат» _________/Л.М. Салимзянова / Приказ от________________ №_______________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных и групповых логопедических занятий на 2023- 2024 уч. год. Педагога Бобровской Натальи Ивановны г. Асбест, 2023 год Коррекционно- развивающий курс « Логопедические занятия» Календарно - тематическое планирование логопедических занятий по учебному плану ( ИГКЗ 1ч.в нед) Пояснительная записка Обучающиеся с ЗПР испытывают трудности освоения программного материала по учебному предмету «Русский язык», что связано с особенностями речевого развития. Нарушение речи носят стойкий характер и затрагивают все компоненты речевой системы: лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную монологическую, диалогическую и фразовую речь; грамматический строй речи); смысловую (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать слово, ситуацию и сделать выводы); фонетико-фонематическую (звукопроизношение, звукоразличение). Нарушения устной речи отрицательно сказываются и на развитии письменной речи ( выраженные орфографические и дисграфические ошибки). Цель занятий - создание условий для качественного речевого развития обучающихся Задачи - коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся с ОВЗ. Содействие в преодолении недостатков умственного и личностного развития. Основные направления коррекционной работы : формирование полноценных фонематического представлений восприятия, формирование навыков фонематического анализа и синтеза , формирование навыков слогового и языкового анализа, коррекция лексико- грамматического строя речи, развитие связной речи, профилактика вторичных нарушений чтения и письма . Принципы логопедического воздействия: единство диагностики, коррекции и развития, системность, учет « зоны ближайшего развития», комплексность, индивидуальный подход, принцип системности и взаимосвязи учебного материала. Онтогенетический принцип- учет этапов и формирования функций, обеспечивающих процессы письма и чтения. Формирование универсальных учебных действий : планирование предстоящей деятельности, понимание и принятие учебной задачи, активное осмысление материала, выделение главного и существенного в учебном материале, анализ и оценка продуктивности собственной деятельности. Особое внимание направлено на развитие коммуникативных ууд: соблюдение речевого этикета, ответы на вопросы в соответствии с учебной задачей, владение диалогической и монологической речью. Программа коррекционного обучения школьников с нарушением речи разработана с учетом диагностических данных обучающихся. Логопедическая программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И. Нормативно- правовая база: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» 2. Федеральный закон РФ от 31.07. 2020 г. № 304 ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 г.№ 287 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 4. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ОВЗ ( утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022г. Приказ № 1023) 5. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ОВЗ ( утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022г. Приказ № 1025) 6. Адаптированная основная общеобразовательная программаосновного общего образования для для детей с ЗПР ГБОУ СО «Асбестовская школа- интернат» 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28 « Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 « Санитарно- эпидемиологические требования требованияк организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 8. Программно- методические материалы для логопедических занятий со школьниками . Л. М. Козырева. Москва .2020 г. Календарно- тематическое планирование для 1 класса ( 1час в неделю по учебному плану) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Наименование темы Входная диагностика Развитие слухового внимания Развитие зрительно- моторной координации Развитие функций фонематического слуха Дифференциация гласных и согласных звуков Слоговой анализ Деление слов на слоги Звуковой состав слова Предлоги Развитие навыка словообразования и словоизменения Конструирование и распространение простых предложений Пересказ рассказа с предлогами Различение слов, близких по звуковому составу Итоговая диагностика часы 2 2 2 2 2 2 3 3 3 2 3 3 2 2 Дата проведения По плану фактически Календарно- тематическое планирование для 2 класса ( 1 час в неделю по учебному плану) № Наименование темы часы по плану 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Входная диагностика Звуки речи Слогообразующая роль гласных Слоговой анализ и синтез Выделение гласных 1 ряда из слогов и слов Дифференциация твердых и мягких согласных Дифференциация звонких и глухих согласных Дифференциация свистящих и шипящих звуков Дифференциация сонорных звуков Дифференциация букв по оптическому сходству Звукобуквенный анализ Составление текста из предложений Составление предложений с дополнением недостающих слов Итоговая диагностика Дата проведения фактически 2 2 2 3 2 3 3 3 2 3 2 3 1 Календарно- тематическое планирование для 3 класса ( 1 час в неделю по учебному плану) № Наименование темы часы Дата проведения По плану фактически 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Входная диагностика Звуки речи Слогообразующая роль гласных Слоговой анализ и синтез Выделение гласных 1 ряда из слогов и слов Дифференциация твердых и мягких согласных Дифференциация звонких и глухих согласных Дифференциация свистящих и шипящих звуков Дифференциация сонорных звуков Дифференциация букв по оптическому сходству Звукобуквенный анализ Преобразование слов, путем наращивания согласных Деформированный текст с пропущенным словом Итоговая диагностика 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 2 2 2 2 Календарно- тематическое планирование для 4 класса ( 1 час в неделю по учебному плану № Наименование темы часы Дата проведения По плану 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9 10 11 12 13 14 Входная диагностика Слогообразующая роль гласных Слоговой анализ и синтез Ударение Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения Безударные гласные Склонение имен существительных Множественное число имен существительных Согласование прилагательного с существительным Изменение имен прилагательных по родам и числам Изменение имен прилагательных по падежам Склонение имен прилагательных мужского и женского родов Склонение имен прилагательных во множественном числе Редактирование деформированного текста Предлоги Итоговая диагностика 2 2 2 1 1 3 3 2 3 3 3 2 2 2 2 2 фактически Календарно- тематическое планирование для 5 класса ( 1 час в неделю по учебному плану) № Наименование темы часы Дата проведения по плану фактически 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9 10 11 12 13 14 Входная диагностика Слогообразующая роль гласных Слоговой анализ и синтез Ударение Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения Безударные гласные Состов слова Однокоренные ( родственные слова) 2 2 2 2 2 Образование слов при помощи приставок Образование слов с помощью суффикса Предлоги Дифференциация предлогов и приставок Звукобуквенный анализ Дифференциация звонких – глухих парных согласных Правописание звонких и глухих парных согласных в корне слова Итоговая диагностика 2 2 2 3 2 4 3 2 2 2 2 Календарно- тематическое планирование для 6 класса ( 1 час в неделю по учебному плану) № Наименование темы часы 1 2 3 4 5 Входная диагностика Слогообразующая роль гласных Слоговой анализ и синтез Ударение Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения Безударные гласные Состав слова Однокоренные ( родственные слова) 2 2 2 1 2 Образование слов про помощи приставок Образование слов с помощью суффикса Предлоги Дифференциация предлогов и приставок Звукобуквенный анализ 2 12 Составление рассказа по данному началу 2 13 Составление рассказа по данному концу Итоговая диагностика 2 по плану 6 7 8 9 10 9 10 11 14 2 1 2 2 2 3 2 2 Дата проведения фактически Календарно- тематическое планирование для 8 класса ( 1 час в неделю по учебному плану) № Наименование темы часы по плану 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9 10 11 12 13 14 Входная диагностика Главные и второстепенные члены предложения Конструирование простых предложений ( нераспространенных, распространенных, с однородными членами) Способы передачи чужой речи Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе Текст. Пересказ по плану Изложение текста по вопросам и опорным словам Текст- повествование 2 2 Текст- описание Текст- рассуждение Замена в тексте лица рассказчика Редактирование деформированного текста Фразеологизмы. Устойчивые выражения Прямое и переносное значение слова Итоговая диагностика 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 2 Дата проведения фактически Календарно- тематическое планирование для 9 класса ( 1 час в неделю по учебному плану) № Наименование темы часы по плану 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9 10 11 12 13 14 Входная диагностика Главные и второстепенные члены предложения Конструирование простых предложений ( нераспространенных, распространенных, с однородными членами) Способы передачи чужой речи Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе Текст. Пересказ по плану Изложение текста по вопросам и опорным словам Текст- повествование 2 2 Текст- описание Текст- рассуждение Замена в тексте лица рассказчика Редактирование деформированного текста Образование сложных слов Составление текста по данному началу и концу Итоговая диагностика 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 2 Дата проведения фактически