УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ СО “Асбестовская школа-интернат” ________________Л.М.Салимзянова “_____”______________2021г. Рассмотрено на Педагогическом совете протокол № 8 от 31 мая 2021 г. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (2 отделение) г. Асбест, 2021г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа воспитательной работы является обязательной частью адаптированной основной образовательной программы ГБОУ СО “Асбестовская школа-интернат”. Ее назначение – организация работы, направленной на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа поможет педагогам реализовать воспитательный потенциал их совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. Программа включает в себя разделы: 1. Особенности воспитательного процесса в школе. 2. Цель и задачи воспитания. 3. Виды, формы и содержание деятельности. 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы. Раздел “Виды, формы и содержание деятельности” состоит из модулей: “Традиционные общешкольные дела”, “Классное руководство”, “Социальные связи”, “Школьный урок”, “Профориентация”, “Работа с родителями” 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ ГБОУ СО “Асбестовская школа-интернат” является школой полного рабочего дня. Помимо учебной деятельности, в ней организована внеурочная деятельность, дополнительное образование, работают группы продленного дня и группа интерната для обучающихся, проживающих в отдаленных территориях. Воспитательная функция в школе реализуется во всех организационных моментах жизнедеятельности обучающихся: уроках, коррекционных занятиях и занятиях в кружках и секциях, воспитательных и классных часах, прогулках, приемах пищи, самоподготовке. Реализация программы воспитания осуществляется через систему организации данных видов деятельности, а также сетевое взаимодействие с учреждениями образования, культуры, социальной сферы на территории Асбестовского городского округа и за ее пределами. Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся: ● неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося; ● соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье; ● приоритет безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации; ● на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого; ● организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся; ● системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются традиционные общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах, в соответствии с их возможностями; в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; ключевыми фигурами воспитания в школе являются классный руководитель и воспитатель, реализующие по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Основываясь на базовых для нашего общества ценностях, таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек, формулируется общая цель воспитания: создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных, творческих возможностей воспитанников с умственной отсталостью. Задачи: 1 -4 классы 5 - 9 класс знакомить с основными нормами и учить обучающихся социально традициями общества, в котором они значимым отношениям; живут; развивать их личностные качества; воспитывать трудолюбие, воспитывать ценностные необходимость доводить дело до конца; отношения в семье, формировать навыки личной поддерживать и направлять гигиены; становление жизненной позиции; развивать чувство сопереживания и совершенствовать навыки сострадания; поддержания здорового образа жизни; прививать уважение к старшим и помочь в определении заботу о младших; профессионального маршрута. учить выстраивать отношения с другими людьми. Планируемый результат: классы 1 вариант 2 вариант 1-4 Приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (взаимодействие с учителями). Принятие обучающимися традиционных духовных ценностей. Понимание правил и норм поведения. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и трудовой деятельности; Положительное отношение воспитанника к базовым ценностям (семья, труд, творчество, искусство, природа). 5-9 Сформированность у обучающихся основ российской идентичности; мотивации к познанию и обучению; ценностных установок и личностных качеств; активное участие в социальнозначимой деятельности. Получение начального опыта самостоятельного общественного действия, Формирование социально - приемлемых моделей поведения (взаимодействие с представителями различных социальных субъектов за пределами ОУ). Перенос сформированных представлений и умений о коммуникации, само обслуживании, бытовой и трудовой деятельности в собственную деятельность; Готовность к использованию базовых ценностей, приобретенных умений для активной жизни в семье и обществе. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 3.1. Модуль «Традиционные общешкольные дела» Важным средством воспитания в школе являются традиции. Традиция это та часть нашего прошлого, которой мы помогаем перебраться в будущее. Традиции школы - это определённые знания, которые не только формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности школы, но и придают школе то особое, неповторимое, что отличает нашу школу от других и тем самым сплачивает школьный коллектив, обогащая его жизнь. Каждая традиция представляет собой укоренившийся порядок, который касается социальной жизни, моральных норм, культурного наследия. С течением времени традиции могут видоизменяться, старым устоям креативные участники дают новую жизнь, мероприятия становятся интересными для подрастающего поколения. Некоторые традиции исчезают, так как со временем становятся неактуальными. В нашей школе сложились богатые традиции. К ним можно отнести празднование календарных дат, подведение итогов учебного года, а также систему отношений, сложившуюся между учителями, учениками и родителями. Традиции Вне образовательной организации На уровне образовательной организации На уровне классов 1.Культурноисторические традиции Познавательные, краеведческие, исторические экскурсии. Встречи с ветеранами ВОВ и воинами интернационалиста ми. Экскурсии к мемориалу, к памятникам г . Асбеста Социальные проекты. Тематические декады, ярмарки. Система мероприятий через школьную библиотеку. Участие в декадах. Викторины, КВНы, конкурсные, игровые программы, беседы. 2.Традиции преемственности Акции; Тематические недели, декады; Тематические недели (начальное звено – средняя школа выпускники школы) Конкурс военно патриотической песни; Конкурс чтецов; Музыкальный конкурс; 3.Школьные традиции (традиционные праздники) 4.Спортивнооздоровительные традиции. Специальная олимпиада (баскетбол, теннис). Эстафета «9 мая» «Лыжня РОССИИ», «Кросс нации». Неделя ПДД и Читательские дни ППБ; Акции; Субботники; Классные часы; Театральные представления Школьные кружки, секции. Праздничные концерты; Проекты; Праздник по итогам года. Классные часы; Чаепития; Проекты. Утренняя зарядка; Тематические недели; Соревнования; Турниры; Физминутки; Классные часы; Состязания. Проходят годы, но и через годы обучающиеся вспоминают, какой была жизнь в школе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь школы. Все эти мероприятия являются необходимым в плане формирования нравственных качеств , культуры поведения обучающихся. 3.2. Модуль «Классное руководство» Школьное методическое объединение классных руководителей, координирует методическую и организационную работу педагогов. Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной работе школы. Классные руководители ведут воспитательную деятельность, как правило, по нескольким направлениям: 1. работа с классом; 2. индивидуальная работа с обучающимися класса; 3. работа с учителями-предметниками; 4. работа с родителями (законными представителями); Работа с классом - Формирование и развитие коллектива класса. Виды деятельности: ● изучение обучающихся класса (потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива), отношений, общения и деятельности в классном коллективе с помощью наблюдения, игр, методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения уровня социальной активности обучающихся; ● использование опросников, которые дают возможность изучить мотивацию действий обучающихся, интересов конкретной группы обучающихся или класса в целом, уровень тревожности обучающихся класса; ● изучение личных дел обучающихся, собеседование с учителями предметниками, медицинским работником школы; Формы: анкеты, беседы,консультации,еженедельные тематические классные часы (в том числе с приглашением социальных партнеров), конкурсы, соревнования, игры, флешмобы, экскурсии; Индивидуальная работа с обучающимися Виды деятельности: ● изучение особенностей личностного развития обучающихся класса; ● поддержка обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации; ● контроль за обучающимися, испытывающими трудности по отдельным предметам; ● изучение особенностей поведения обучающихся, склонных к нарушению дисциплины; Формы: индивидуальные беседы, подготовка и участие в конкурсах, выставках, общешкольных мероприятий, консультации психолога,посещение семей, вовлечение в кружковую деятельность, поручения; Работа с учителями-предметниками Виды деятельности: ● формирование единства мнений по ключевым вопросам воспитания; ● проведение мини-педсоветы по проблемам класса; ● сотрудничество с учителями-предметниками в проведении совместных классных дел; ● посещение учебных занятий; Формы: тематические классные часы, круглый стол, родительские собрания, консультации социального педагога, участие в предметных неделях, конкурсах по предметам, консультации; Работа с родителями (законными представителями) Виды деятельности: ● формирование отношений между родителями, администрацией и учителямипредметниками. ● беседы родителей с целью оказания помощи родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между всеми участниками образовательного процесса; ● вовлечение родителей в организацию и проведение дел класса; ● просвещение родителей по основным вопросам воспитания ребенка; ● информирование родителей о жизни класса; Формы: родительские собрания, творческие вечера, семейные праздники, групповые тренинги, лекции, практикумы, чаты классов. 3.3 Модуль “Социальные связи” Сотрудничество школы и социума — залог успешной социализации обучающегося. Сотрудничая с различными учреждениями города, педагогами решается общая задача воспитания подрастающего поколения. Расширение воспитательного пространства позволяет обучающимся развивать творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, с учетом способностей и возможностей. Направление Организация Форма работы Содержание деятельности экологическо е СЮН экскурсии; выставки и конкурсы; акции; тематические представления. знакомство с животным миром; организация сбора корма для животных; выполнение поделок, рисунков; участие в праздничных программах. спортивное МБУ ФКИС тренировки; Физкультурно- участие в спортивный соревнованиях. центр АГО развитие физических навыков; подготовка обучающихся к соревнованиям. трудовое ЦЗН; экскурсии; ГКОУ СО встречи. “Сухоложский многопрофильн ый техникум” знакомство с работой центра, алгоритмом постановки на учет или выбором работы; практическая работа с аппаратами центра; заполнение образцов документов; знакомство с техникумом (очное или заочное). художественно эстетическое историчес- кий музей; ЦБС: детские библиотеки; ЦКиД; МБУ ДО ЦДТ; кинотеатр “Прогресс”; Детская школа искусств; Городской концертный зал; центр “Лад”. экскурсии; тематические выставки; конкурсы; викторины; концерты; встречи; поход в кино. знакомство с историей музея; знакомство с видами искусства; участие в познавательных играх; выполнение творческих работ; просмотр концертов, кинофильмов; коллективные игры; нравственно - правовое ГБУ Реабилитационный центр “Радуга”; кинотеатр “Прогресс”; исторический музей. встречи - игровая деятельность; беседы; просмотр и обсуждение конкурсы; кинофильмов; музыкальный участие в фестивале. фестиваль; походы в кино. основы безопасности жизнедеятель ности Отдел пропаганды ГИБДД; Отделение профилактическ ой работы (пожарная часть). встречи; мастер классы; конкурс рисунков и плакатов; викторины; просмотр фильмов; тематические недели. тематические беседы с инспекторами; участие в мастер классах; представление знаний в рисунках и поделках; обсуждение профилактических фильмов; постановка сценок; оформление уголка безопасности. Формы работы и содержание деятельности могут изменяться, корректироваться. Каждый классный коллектив вправе дополнять и расширять свои социальные связи с общественностью в рамках своих интересов и способностей. 3.4. Модуль «Школьный урок» В Асбестовской коррекционной школе-интернат педагоги, планируя урок, ставят триединую цель: коррекционно-образовательную, коррекционно-развивающую и коррекционно-воспитательную. Исходя из цели планируются задачи. Таким образом, педагоги, исходя из содержания урока, планируют воспитательную работу на каждом уроке. И воспитание на уроке осуществляется, в наибольшей степени, средствами соответствующего учебного предмета. Воспитательная цель урока – формирование навыков, убеждений, чувств, профессионально-значимых психологических и социально-психологических качеств личности (интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых). Планируя воспитательную работу на уроке, педагоги придерживаются следующих требований: · определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке; · постановка только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; · воспитание обучающихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.; · внимательное и чуткое отношение к обучающимся, сотрудничество с обучающимися. .Кроме традиционных школьных уроков проводятся «предметные» формы воспитательной работы: -предметные недели (например, неделя русского языка, математики и т.д.): -предметные игры; -конкурсы; -викторины. В структуре АООП ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Личностные результаты освоения адаптированной отражают (1 вариант ): 1. осознание себя как гражданина России; 2. формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 3. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 4. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 5. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 6. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 7. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 8. способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее 9. временно пространственной организации; 10. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 11. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 12. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 13. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 14. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Личностные результаты (2 вариант): 1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. 2. осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; 3. понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; 4. готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Также, воспитательная работа ведется на курсах внеурочной деятельности по направлениям: нравственное, социальное, общекультурное, спортивнооздоровительное, социально-трудовое. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа). (в АООП) 3.5 Модуль “Дополнительное образование”. Также в школе существуют объединения дополнительного образования. Основное их назначение заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей, творчества у обучающихся с умственной отсталостью, организация их свободного времени. Объединения могут быть спортивного, творческого, трудового направления. 3.6. Модуль «Профориентация» Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс и внеурочную работу с обучающимися. В нашем образовательном учреждении, данный модуль применим для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости. Система профессиональной ориентации школьников: *Профессиональное просвещение; *Профессиональная диагностика; *Профессиональная консультация; *Профессиональный подбор; Формы работы: - Просмотр видеороликов и рекламных материалов Экскурсии на предприятия Беседы (встреча) со специалистами и профессионалами Тренинги по самоопределению профессиональной деятельности Мастер-классы Просветительская работа с семьями “Мы выбираем вместе» (консультация социального педагога). - Анкетирование родителей. Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 1-4 класс *формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; *развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. 5-9 классы *развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; *представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); *приобретение первоначального опыта в различных сферах социальнопрофессиональной практики: жилищно - коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, дошкольном образовании, медицинских учреждениях; *обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности; * итоговая аттестация. Одним из направлений деятельности учреждения является углублённая трудовая подготовка обучающихся, которая осуществляется согласно учебного плана. Программы профессионального трудового обучения осуществляются поэтапно по профилям: столярное и слесарное дело, кулинарное дело, цветоводство, палатная санитарка, помощник воспитателя, младший обслуживающий персонал. Профессиональная социализация тесно связана с трудовыми действиями, без них она не может быть полноценной. В процессе профессиональной социализации происходит подготовка обучающихся к профессиональной трудовой деятельности. 3.6. Модуль «Работа с родителями» Психолого-педагогическая помощь семье является важным направлением в системе воспитания детей с отклонениями в развитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и ее трансформацию в коррекционную, гармонизацию родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема адресной помощи проблемному ребенку. Таким образом, основной целью является организация взаимодействия школы и родителей в вопросах воспитания, и определение единых подходов. Формы работы (коллективные, групповые): ● родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с обучающимися, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; может проводиться обмен собственным опытом и находками в деле воспитания обучающихся; ● родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в школе; ● общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; ● родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются консультации психологов и педагогических работников. Формы работы (индивидуальные): ● работа специалистов по запросу родителей для решения различных ситуаций; ● участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося; ● помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий; ● индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, направленный на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета, анализ указывающий на содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками; принцип развивающего характера, учитывающий результаты, для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности. 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса. Способом получения информации о результатах воспитания и социализации обучающихся является педагогическое наблюдение, отраженное в уровне воспитанности обучающихся для детей с легкой умственной отсталостью и СИПР для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью; стандарты; портфолио; мониторинг участия детей в мероприятиях. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, воспитателями и родителями. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и педагогов могут быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей, воспитателей. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.