Аннотация к рабочей программе по биологии для 5-9 классов 2021-2022

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ» 5-9 классы
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных
документов:
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897);
Примерной программы основного общего образования по Биологии и на основе
Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5–9 классы проект. — 2-е изд.
— М.: Просвещение, 2010. — 94 с. — (Стандарты второго поколения),
Для реализации данной программы используется:
-авторская программы основного общего образования по биологии «Биология» 5-9 классы
под редакцией В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2011г
Данная программа ориентирована на использование учебников: Биология.: учеб. для
общеобразоват. организаций/ под ред. Пасечника.- М.: Просвещение, 2020.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
 Формирование
первоначальных
систематизированных
представлений
о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных
представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация,
наследственные заболевания, гаметы, наследственная и ненаследственная
изменчивость), об экосистемной организации жизни, овладение понятийным
аппаратом биология;
 Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения
живых организмов и человека; наблюдения за живыми объектами собственным
организмом, описание биологических объектов и процессов, проведение
несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и
цифровых биологических приборов, и инструментов;
 Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации т руда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними, проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
 Формирование основ экологической грамотности, способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье
человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, к здоровью своему и окружающих; осознание
необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
 Овладение приёмами работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме;
Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и
углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета
на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы
своей профессиональной деятельности.
 Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и
углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета
на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы
своей профессиональной деятельности.
Для обучающихся с ОВЗ коррекционные:
 совершенствовать связную речь обучающихся и коммуникативную культуру; ·
 формировать правильные предметные и пространственные представления; ·
 развивать зрительное, слуховое и осязательное восприятие; внимание, память,
мышление и воображение; ·
 формировать естественно-научное мировоззрение, сознательное отношение к
учебе.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к
частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу
положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такие учебные действия как умение видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям,
структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную
деятельность, где преобладают такие виды деятельности как умение полно и точно
выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе,
представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и
т.д.
Учебное содержание курса биологии в серии УМК «Линия жизни» сконструировано
следующим образом:
1. Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (5-6
классы);
2. Многообразие живой природы (7 класс);
3. Человек и его здоровье (8 класс);
4. Основы общей биологии (9 класс).
Содержание учебников 5-6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний
признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие,
размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных
форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением
организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и
взаимодействия с окружающей средой.
В курсе биологии 7 класса обучающиеся расширяют знания о разнообразии живых
организмов, осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека,
знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в
природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.
Основное содержание курса 8 класса направлено на формирование у обучающихся
знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализации
установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и
расширение знаний, обучающихся о проявлении в организме человека основных
жизненных свойств, первоначальные представления о которых были получены в 5-7
классах.
Основное содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии.
Оно направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных
практических умений, сформированных в предыдущих классах, тесно связано с развитием
биологической науки в целом и характеризует современный уровень её развития.
Результаты освоения учебного курса «Биология 5-9 классы»: личностные,
метапредметные и предметные
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих
личностных результатов:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических,
















демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России
и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой
деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны
отражать:
 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;






















умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использовании.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по биологии являются:
формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере
в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях,
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере,
наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом
биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности:способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных
местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого
изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации охраны труда
и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними.

Место курса в учебном плане
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за
пять лет обучения составляет – 272, из них 34 часа (1 час в неделю) в 5 и 6 классах, по 68
часов (2 часа в неделю) в 7,8, 9 классах.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».