ДООП Изобразительная деятельность 2024г. (1)

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Изобразительная
деятельность»
(далее
программа)
имеет
художественно-эстетическую направленность и разработана для детей 1014 лет, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).
Программа направлена на формирование и развитие творческих
способностей детей: развитие художественного восприятия и практическая
деятельность в программе представлены в их содержательном единстве.
Разнообразие
видов
практической
деятельности
подводит
обучающихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение
произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется
практической работой школьников.
Цель программы:
Создание
условий
для
максимального
удовлетворения
художественно-эстетических потребностей обучающихся, обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта и приобщение детей к миру
искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их
собственное творчество.
Содержание программы «Изобразительная деятельность» нацелено на
формирование художественной культуры школьников как части культуры
духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и
национальным ценностям через их собственное творчество и освоение
художественного опыта прошлого.
Формирование «культуры творческой личности» предполагает
развитие в ребенке природных задатков, творческих способностей,
позволяющих самореализоваться в различных видах и формах
художественно-творческой деятельности.
Задачи программы:
1. Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств;
изобразительным, декоративно-прикладным.
2. Формирование
художественно-образного
мышления
и
эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям
действительности
3. Приобщение к национальному и мировому художественному
наследию.
4. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков;
расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий,
воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления
окружающей действительности, на произведения искусства.
5. Обучение
художественной
грамотности,
формирование
практических навыков работы.
3

Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность,
связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественнопрактической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно –
прикладного искусства решают задачи художественного воспитания.
Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными
для его возраста художественными средствами своего видения
окружающего мира.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми актами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»,
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р),
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам
(приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629),
Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта
2016 г. № ВК-641/09),
Методические рекомендации по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства
просвещения РФ от 31.01.2022 №ДГ-245/06,
Методические
рекомендации
Федерального
государственного
бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и
воспитания» «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе
дополнительной общеобразовательной программы» (2023 год),
Письмо министерства просвещения РФ от 19.08.2022г. «Об
адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»,
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.
3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. № 28),
Устав
Государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения Свердловской области «Асбестовская школа-интернат,
реализующая
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы», утвержденного приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области №20-Д от 10.01.2020г.;
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22
4

сентября 2021г. № 652н),
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242)
и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на
занятиях художественно-эстетической направленности и спецификой
работы учреждения.
Актуальность программы
Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного
образования является одной из важнейших задач государственной
образовательной политики.
Расширение
образовательных
возможностей
этой
категории
обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в
обществе. Программа
дополнительного образования «Изобразительная
деятельность» решает задачи реализации образовательных потребностей
детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям
организованной педагогической поддержки их творческих способностей,
развития их жизненных и социальных компетенций.
Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями здоровья дополнительного образования способствует
социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению
социального статуса, становлению гражданственности и способности
активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем,
затрагивающих их интересы.
Разработка
данной
программы
вызвана
необходимостью
совершенствования
Адаптированной
основной
общеобразовательной
программы ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат», введением кружковой
работы в Программу воспитания ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат»,
изменениями
в современном обществе на формирование и развитие
гармонично развитого человека, его здорового образа жизни, богатства его
духовного мира. Дополнительное образование детей обеспечивает: их
адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и
поддержку детей, проявивших выдающиеся способности (п. 1 ст. 75 ФЗ
N 273). Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р) способствует
развитию системы дополнительного образования детей, определяет
требования к результатам освоения программы, условиям реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ в ГБОУ СО
«Асбестовская школа-интернат».
Результаты анализа анкет детского и родительского спросов на
дополнительные образовательные услуги показал, что у родителей и детей
5

имеется запросы на участие в данном виде деятельности. Выбор
художественного направления дополнительного образования у родителей
составил 78%, у обучающихся – 64%.
В ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат» имеются условия: кабинет
ИЗО, обеспеченный методическим материалом и материально-техническим
оборудованием, с оборудованной "зоной отдыха" для снятия сенсорной и
эмоциональной перегрузки; подготовленные педагогические кадры, поэтому
педагогический коллектив может в полной мере оказывать дополнительные
образовательные услуги художественной направленности.
Анализ методических материалов педагогического опыта показал
необходимость, что педагоги успешно применяют инновационные технологии
на занятиях внеурочной деятельности (художественно-эстетического
направления), уроках ИЗО. Обучающиеся, под руководством педагогов, с
желанием и достаточно успешно участвуют в конкурсах, выставках,
олимпиадах всероссийского, регионального, городского и школьного уровней.
Обучающиеся, под руководством педагогов, с желанием и достаточно
успешно участвуют в конкурсах, выставках, олимпиадах всероссийского,
регионального, городского и школьного уровней.
Программа реализуется в рамках образовательного учреждения ГБОУ
СО «Асбестовская школа-интернат», возможно получение образования как
для детей с ЗПР, так и детей с РАС и ТМНР.
Цель программы
Формирование у обучающихся художественной культуры, приобщение
детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через
их собственное творчество и освоение художественного опыта.
Задачи программы
Предметные:
● формирование первоначальных знаний и умений в области
бисероплетения,
техники «Изонить», рисования (с применением
традиционных и нетрадиционных приемов и техник);
● знакомство с изделиями из бисера, изделиями с изображением нитью,
работами, выполненными с применением традиционных и нетрадиционных
приемов и техник рисования,
● формирование представлений об истории появления бисероплетения,
нитяной графики, рисования, о материалах и инструментах плетения,
вышивания и рисования;
● обучение приемам работы с бисером, нитью, акварелью, и др. средствами
изобразительной деятельности, формирование практических навыков
работы.
Воспитательные:
● приобщение к национальному и мировому художественному наследию;
6

● развитие творческих особенностей и изобразительных навыков;
● воспитание положительных личностных качеств.
Развивающие:
● расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий,
воображения;
● воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей
действительности, на произведения искусства;
● развитие
художественно-образного
мышления
и
эмоциональночувственного отношения к предметам и явлениям действительности.
Характеристика обучающихся по программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Изобразительная деятельность» составлена для образования детей,
имеющими умственную отсталость, детей с РАС, детей с ЗПР
дополнительными знаниями по изобразительной деятельности, ручному
труду, расширяющими границы уроков рисования и ручного труда. Она
направлена детей, возраст которых охватывает с 10 до 14 лет. Как правило,
занятия по данной программе посещают девочки, но и мальчики тоже
увлекаются прикладными видами искусства.
Группы формируются по степени подготовленности, так как программа
рассчитана на 4 года обучения, поэтому в группах наблюдается
разновозрастный состав обучающихся.
Первая группа, 10-12 лет:
Обучающиеся испытывают затруднения при ориентировке в задании и
планировании, что проявляется в допуске ошибок при изготовлении новых
изделий; в основном эти ошибки на взаиморасположение деталей,
несоблюдение заданных размеров. Перечисленные ошибки возникают из-за
того, что на этапе ориентировки в задании в сознании детей недостаточно
сформирован полный и точный образ конечного результата работы.
Обучающиеся не замечают ошибок в своем изделии или выполненной
работе, так как контролируют себя на основе искаженного или неполного
образа предмета. У этих детей нарушен процесс формирования программы
деятельности, что проявляется в значительных трудностях планирования
предстоящих трудовых действий. Им сложно определить логику
изготовления предмета, у них страдает полнота и последовательность
планов. В их собственных планах наблюдаются пропуски, перестановки.
План, составленный с помощью педагога, не осознается ими до конца,
поэтому в ходе работы наблюдаются отступления от него, что ведет к
ошибкам. Характерно также и то, что такие дети с трудом усваивают
технические и технологические знания, при их воспроизведении называют
несущественные детали, путают терминологию. Затрудняются в задании
сгруппировать хорошо известные предметы по тому или иному признаку,
например, инструменты по их назначению. Отчетливо проявляются
7

сложности в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового
изделия.
Учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся,
оказание индивидуальной помощи, подбор разноуровневых заданий
оказывает положительное влияние на формирование знаний и овладение
практическими навыками детей. Овладение этими умениям им помогает
преодолевать трудности, возникающие у обучающихся при письме на уроках
русского языка, уроках профильного труда. Под руководством взрослого
дети способны выполнять простые работы, принимать участие в конкурсах,
выставках.
Вторая группа, 13-14 лет:
Обучающиеся не испытывают серьезных затруднений в овладении
общетрудовыми умениями. При анализе образца, рисунка или чертежа
изделия обучающиеся придерживаются определенной последовательности,
дают полные, довольно точные характеристики, в которых указываются
конструктивные особенности изделия. В процессе обучения планированию
они научаются определять последовательность операций, мысленно
представляют их очередность и изменяющийся объект труда. Могут
рассказать план работы и обосновать его. Они сравнительно легко обучаются
составлению
планов
с
помощью
предметно-операционных
и
технологических карт, могут извлекать из них необходимую информацию
для самостоятельной работы. Однако в условиях фронтальной работы при
изучении нового учебного материала, изготовлении конструктивно более
сложных изделий у этих обучающихся все же проявляются затруднения в
ориентировке и планировании работы. Им бывает нужна дополнительная
помощь в умственных трудовых действиях. Эту помощь они используют
достаточно эффективно. Приобретенные знания и умения такие дети, как
правило, не теряют, могут применять их при выполнении аналогичного и
сравнительно нового изделия.
Обучающиеся этой разновозрастной группы способны самостоятельно
выполнять изделия, работы, проявляя в них свою фантазию. Подростки этой
группы стараются выйти за рамки школы, поэтому стремятся участвовать в
международных конкурсах, выставках и др.
Набор групп осуществляется без вступительных экзаменов. Первые две
недели на начало учебного года педагогом, реализующим дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу «Изобразительная
деятельность» проводит диагностику обучающихся для формирования
разновозрастных групп. Наполняемость групп до 12 человек.
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения 170 часа. Программа каждого
года обучения включает в себя 3 раздела: «Бисероплетение», «Изонить»,
«Рисование с применением традиционных и нетрадиционных приемов и
техник)».
8

●
●
●
●

Первый год обучения – 34 часов.
Второй год обучения – 34 часов.
Третий год обучения – 34 часов.
Четвертый год обучения – 68 часов.
Программа основана на изложении материала в доступной и
увлекательной форме. Материал программы изложен с учетом особенностей
развития обучающихся, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные
нарушения).
Формирование «культуры творческой личности» предполагает
развитие в ребенке природных задатков, творческих способностей,
позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественнотворческой деятельности.
Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность,
связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественнопрактической деятельностью, знакомство с произведениями декоративноприкладного искусства решают задачи художественного воспитания.
Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для
его возраста художественными средствами своего видения окружающего
мира.
Обучающиеся, приобретая успешно участвуют в конкурсах, выставках,
олимпиадах всероссийского, регионального, городского и школьного уровней.
Обучающиеся, под руководством педагогов, с желанием и достаточно
успешно могут участвовать в конкурсах, выставках, олимпиадах
всероссийского, регионального, городского и школьного уровней.
Планируемые результаты достижений:
● развитие познавательных умений поиск и выделение информации,
необходимой для выполнения конкретных работ;
● развитие
регулятивных
умений
самостоятельное
планирование
деятельности при решении проблем творческого характера, осуществлять
контроль и коррекцию деятельности;
● развитие
коммуникативных
умений
(планирование
учебного
сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с
задачами коммуникации
● развитие познавательных и творческих способностей обучающегося,
внимания, мышления, памяти, воображения, мотивации к дальнейшему
изучению художественно-прикладного искусства;
● развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих и
развивающих игр, викторин, конкурсов, квестов;
● развитие индивидуальных творческих способностей.
Личностные
● Элементарные представления об эстетических и художественных
ценностях отечественной культуры;
● Понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
● Проявление личностной культуры в любом виде искусства и деятельности;
9

● Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных
и наиболее привлекательных
видах
художественно–эстетической
деятельности
Воспитательные:
● воспитание уважительного отношения к труду.
● воспитание и развитие личностных качеств: трудолюбие, ответственность.
Отличительные особенности программы
Отличительными
особенностями
дополнительной
общеобразовательной программы являются следующие: данная программа
включает в себя несколько разделов, которые позволяют детям освоить
разнообразные техники и приемы изобразительной деятельности. В программе
предусмотрено три раздела: бисероплетение, работа с нитью (изонить) и
рисование с использованием традиционных и нетрадиционных приемов и
техник, что ориентировано на применение широкого комплекса различного
изобразительного материала на занятиях и приобщение обучающихся к
активной познавательной и творческой работе.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: занятия
проводятся в свободное время; обучение организовано на добровольных
началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги); обучающимся
предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания
различных направлений и форм занятия.
Кроме того, в процессе реализации программы допускается проведение
корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя
из опыта детей и уровня освоения программы.
При
реализации
программы
предусмотрена
возможность
последовательного освоения содержания программы на разных уровнях
доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых
возможностей каждого обучающегося.
Программа предполагает:
● Индивидуальный подход (ориентация на личностный потенциал ребенка
и его самореализацию);
● Возможность индивидуального образовательного маршрута;
● Тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного продукта
деятельности;
● Разновозрастный характер групп с применением дифференцированного
подхода;
● Возможность проектной деятельности.
Программа строится на следующих дидактических принципах:
● доступности
– соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям;
● наглядности – иллюстративность, наличие дидактического материала;
10

● научности – обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы;
● «от простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы,
ребёнок переходит к выполнению более сложных творческих работ
и принципах коррекционно-развивающего обучения (по Е.Д. Худенко):
● формирование динамического восприятия;
● формирование школьной мотивации;
● коррекция психических функций;
●
отработка способов продуктивной обработки информации.
Формы и режим занятий по программе
В соответствии с нормами СанПин 2.4. 3648-20 занятия проводятся 1
раз в неделю Продолжительность занятий 1-го и 3-его года обучения – 1
академический час, на четвертом году обучения – 2 часа. Формы организации
образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий
(всей группой 10-12 человек), малыми группами (4-6 человек) и
индивидуально. Формы проведения занятий: комбинированное занятие,
практическое
занятие,
занятие-выставка,
занятие-игра,
проектная
деятельность, и т. д.
Основными видами деятельности обучающихся на этих занятиях
являются: художественное восприятие, информационное ознакомление,
изобразительная деятельность, изготовление поделок из различных видов
материала.
Занятия проводятся в предметном кабинете изобразительной
деятельности.
Структура занятия:
I этап. Организационная часть.

Ознакомление с правилами поведения
на занятии, организацией рабочего
места, техникой безопасности при
работе с инструментами и
оборудованием.

II этап. Основная часть.
Постановка цели и задач занятия.

Создание мотивации предстоящей
деятельности. Получение и закрепление
новых знаний.

Физкультминутка.

Практическая работа группой, малой
группой, индивидуально

III этап. Заключительная часть.

Анализ работы. Подведение итогов
занятия. Рефлексия.
11

Ожидаемые результаты и форма их проверки
Показатели уровня усвоения предметных результатов на конец обучения:
Минимальный уровень

Достаточный уровень

12

● знание названий художественных
материалов,
инструментов
и
приспособлений;
их
свойств,
назначения,
правил
хранения,
обращения и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
● знание
элементарных
правил
композиции, цветоведения и др.;
● знание названий и некоторых свойств
поделочных материалов;
● знание
названий
предметов,
подлежащих рисованию, лепке и
аппликации;
● организация
рабочего
места
в
зависимости
от
характера
выполняемой работы; следование при
выполнении работы инструкциям
учителя;
● знание приемов работы (разметки
деталей,
выделения
детали
из
заготовки,
формообразования,
соединения деталей, отделки изделия),
● рациональная
организация
своей
деятельности; планирование работы;
● осуществление
текущего
и
заключительного
контроля
выполняемых практических действий
и корректировка хода практической
работы;
●

владение
некоторыми
приемами
плетения, вышивания, рисования;

● ориентировка в пространстве листа;
● размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с
параметрами
изобразительной
поверхности;
● знание приемов работы (выделения
детали
из
заготовки,
формообразования,
соединения
деталей,
отделки
изделия),
используемые на занятия;

● знание
названий
жанров
изобразительного искусства (портрет,
натюрморт,
пейзаж,
сюжетное
изображение);
● знание
названий
некоторых
национальных промыслов;
● знание об исторической, культурной и
эстетической ценности вещей;
● знание
основных
особенностей
некоторых материалов, используемых
в рисовании, плетении, вышивании;
● знание
выразительных
изобразительного искусства;

средств

● нахождение необходимой информации
в материалах книг, интернета;
● «чтение» схем для выполнения
действий в соответствии с ними в
процессе изготовления изделия;
● знание
правил
цветоведения,
светотени, перспективы; построения
орнамента,
стилизации
формы
предмета и др.;
● оценка
результатов
собственной
изделий
(красиво,
некрасиво,
аккуратно, похоже на образец);
● использование
разнообразных
технологических
способов
выполнения в плетении, вышивании;
● применение
разных
плетения, вышивания;

способов

● различение и передача в изделии,
рисунке эмоционального состояния и
своего
отношения
к
природе,
человеку, семье и обществу.
● осуществление
самоконтроля
практических
корректировка
работы;

текущего
выполняемых
действий
и
хода практической
13

● установление причинно-следственных
связей
между
выполняемыми

Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для введения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Критерий
1) формирование
уважительного
отношения к иному
мнению, истории и
культуре других народов.

2) сформированность
адекватных
представлений о
собственных
возможностях

Параметры оценки
-

-

-

-

-

Индикаторы

сформированность
уважительного
отношение к мнению
окружающих;
уважительное отношение
к истории и культуре
других народов.

способен
выслушать
и
принять мнение взрослого
без резкой оценки;

-

способен
проявлять
толерантное отношение к
людям
другой
национальности

-

умеет
уважительно
относиться к традициям
других
народов,
к
историческим событиям.

-

умеет адекватно оценивать
свои силы, понимает что
можно и что нельзя;

овладение
представлениями
собственных
возможностях
ограничениях

о

умеет
оценку

дать

корректную

умеет выразить несогласие в
корректной форме;

и

сформированность
способности вступать в коммуникацию
со
взрослыми, сверстниками
в школе, социуме;
сформированность
умения
выделять ситуации и объяснить
педагогу
о
необходимости
собственного принятия
решения

умеет пользоваться разными
адаптивными
средствами,
умеет
пожаловаться
и
попросить
помощь
при
возникающих проблемах;
умеет
сформулировать
вопрос о помощи при
различных затруднениях.

14

3) воспитание
эстетических
потребностей, ценностей
и чувств

-

4) развитие этических
чувств, проявление
доброжелательности,
эмоциональнонравственной
отзывчивости и
взаимопомощи,
проявление
сопереживания к
чувствам других людей.

-

соблюдение
норм

-

умение предлагать
принимать помощь,

-

понимание
взрослых
и
эмоционального
состояния

-

понимание
и
сопереживание чувствам
других людей.

-

испытывать потребность к творческому труду,
работать на результат;
- сформированность
бережного отношения к
материальным
и
духовным ценностям.
-

4) наличие мотивации к
творческому труду,
работе на результат,
бережному отношению к
материальным и
духовным ценностям.

●
●
●
●

эмоционально
положительное
восприятие прекрасного в
окружающем мире;

-

способность видеть красоту
в
изобразительном
искусстве, природе;

-

потребность
учреждения
поиска
информации.

этических и

посещать
культуры,
нужной

развитие этических чувств:
доброжелательность,
эмоционально-нравственная
отзывчивость.

детей,
их

поддерживать интерес
творческой деятельности

к

участие
в
творческой
деятельности
в
рамках
образовательной
организации;
участие
в
мероприятиях.

городских

Формы оценки результатов освоения программы
педагогическое наблюдение за процессом изготовления изделия и
деятельностью обучающегося;
совместный анализ (педагог и ребенок) процесса изготовления изделия и
готовой работы;
выставка готовых изделий;
участие в конкурсах и соревнованиях различного уровня.

Диагностика результатов обучения по программе проводится 3 раза за
период обучения:
входная диагностика – в начале первого учебного года,
15

промежуточная диагностика - в конце каждого учебного года
итоговая диагностика - в конце обучения по программе.
При поступлении в объединение новых обучающихся на второй или
третий год обучения с ними проводится входная диагностика в
индивидуальном порядке.
Диагностика умений проводится по 3-х балльной шкале.
Входная диагностика:
1 балл
• Практически не обладает соответствующими умениями и навыками.
• Или/имеет трудности в использовании инструмента (при выполнении
задания)
• Или/и затрудняется в применении простых приемов работы, доступных
данному возрасту.
2 балла
• Обладает соответствующими умениями и навыками в начальной степени.
• Обладает
навыками правильного использования
инструментов/материалов начальной степени.
• Правильно использует простые приемы работы, доступные в данном
возрасте.
3 балла
• Обладает соответствующими умениями и навыками в отличной степени.
• Обладает
навыками
правильного
и
быстрого
использования инструментов/материалов.
• Правильно использует простые и сложные приемы работы, доступные в
данном возрасте.
Фиксация результатов диагностики в картах наблюдений обучающихся
позволяет отследить динамику достижения планируемых результатов.
Диагностическая карта
В каждом столбце выставляется от 1до 2-х баллов. В конце года все
баллы суммируются.
Достаточный уровень освоения программы – от 5 до 6 баллов.
Минимальный уровень освоения программы – от 1 до 2 баллов.
Группа №___ ____________ учебного года
Промежуточная
Фамилия Имя

диагностика

Входная
диагностика

1
год

2
год

3
год

Итоговая
диагностика

1.
16

2.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы
Формами
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
являются
представление готового изделия, выставки готовых изделий, участие в
конкурсах и соревнованиях различного уровня и другие формы.
Программа состоит из следующих разделов:
Раздел «Бисероплетение» знакомит обучающихся с общими сведениями
о бисере, материалами и инструментами, необходимыми при работе с
бисером, позволяет получить знания и первоначальные умения работы с
бисером на первом году обучения и выполнять простейшие изделия. На 2-3
годах обучения дети под руководством педагога учатся выполнять разные
поделки по образцу, читать схемы рисунков и в последующем плести от
простых да сложных изделий. Четвертый год обучения предполагает
самостоятельное плетение детьми игрушек, предметов быта.
Раздел «Изонить» дает теоретические знания об истории появления
этого вида художественно-прикладного искусства, сведения о материалах и
инструментах, знакомит с техникой работы вышивания – «Изонить». К концу
четвертого года обучения дети самостоятельно смогут вышивать сложные
изделия, такие как панно, картины с выполнением сюжетных изображений,
содержащих углы и окружности, дуги, завитки.
Раздел «Рисование (традиционные и нетрадиционные приемы и
техники)» направлен на формирование навыков рисования с применением
различных материалов и инструментов, техник (по сырой бумаге, эстампоттиск рисование с помощью набрызга и т.д.). С каждым последующим
годом обучения содержание программы этого раздела усложняется.
Одновременно дети получают информацию об используемых материалах и
техниках изображений. На окончании четвертого года обучения подростки
смогут под руководством педагога дополнительного образования устроить
выставку из собственных декоративных панно.
Кроме школьных выставок, посвященных различным событиям,
обучающиеся смогут участвовать в различных конкурсах разных уровней,
что позволит им «самовыразиться» и почувствовать свою социальную
значимость в обществе.
Учебный план
№
п/

Содержание
(разделы)

Количество часов
1 год

2 год

3 год

4 год

Всего

17

теория практи теория практи теория практи теория практи
ка
ка
ка
ка

п

1

Бисероплетение

7

6

0

13

0

14

4

33

77

2

Изонить

2

10

1

9

1

8

1

12

44

3

Рисование
(традиционные и
нетрадиционные приемы
и техники)

0

9

0

11

0

11

0

18

49

Итого:

9

25

1

33

1

33

5

63

170

Учебно-тематический план
(1 год обучения)
№

Тема

п/п

1.

Количество часов
Всего

Теория

Практик
а

Бисероплетение.

1.1

Общие сведения о бисере.

1

1

-

1.2

Материалы и инструменты.

1

1

-

1.3

Бисерная азбука. Схема – основа обучения.

1

1

-

1.4

Этапы создания изделий.

1

1

-

1.5

Виды цепочек. Плетение в одну нить.

1

1

-

1.6

Плетение в две нити.

2

1

1

1.7

Простейшие приемы плетения.

2

1

1

1.8

Простые украшения из бисера. Игрушки.

2

-

2

1.9

Изготовление сувениров.

2

-

2

18

2.

Работа с нитью.

2.1

Техника «Изонить». История появления.

1

1

-

2.2

Материалы и инструменты. Подготовка к
работе изонитью.

1

1

-

1

-

1

1

-

1

2

-

2

2

-

2

Выполнение сюжетного изображения,
содержащего углы и окружности.

2

-

2

Изготовление декоративных панно.

2

-

2

2.3
2.4

2.5
2.6

2.7

Базовая форма угол. Заполнение угла.
Базовая форма окружность. Заполнение
окружности.
Выполнение изображений, содержащих
базовые формы угла.
Выполнение изображений, содержащих
базовые формы окружности.

2.8
3.

Рисование (традиционные и
нетрадиционные приемы и техники)

3.1

Акварель по сырой бумаге.

1

-

1

3.2

Фон из текстурной бумаги.

1

-

1

3.3

Эстамп-оттиск (печать заданной формой)

1

-

1

3.4

Рисование ватным палочками.

1

-

1

3.5

Рисование с резервом (свечи, воскового мелка)

1

-

1

3.6

Рисование с помощью шаблонов и трафаретов.

2

-

2

3.7

Изготовление декоративных панно.

2

-

2

ИТОГО

34

9

25

19

Учебно-тематический план
(2 год обучения)
№

Тема

п/п

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1.

Бисероплетение.

1.1

Виды цепочек. Плетение в одну нить.

1

-

1

1.2

Плетение в две нити.

1

-

1

1.3

Фенечки.

2

-

2

1.4

Украшения из бисера.

2

-

2

1.5

Объемные изделия.

2

-

2

1.6

Игрушки.

2

-

2

1.7

Изготовление сувениров.

3

-

3

2.

Работа с нитью.

2.1

Техника «Изонить». Материалы и
инструменты. Подготовка к работе
изонитью.

1

1

-

Заполнение угла, окружности.

2

-

2

Выполнение изображений, содержащих
базовые формы угла, окружности.

2

-

2

2

-

2

3

-

3

2.2
2.3
2.4

Выполнение сюжетных изображений,
содержащих углы и окружности.
2.5

Изготовление декоративных панно.

20

3.

Рисование (традиционные и
нетрадиционные приемы и техники)

3.1

Рисование по сырой бумаге.

3.2

Фон из текстурной бумаги.

3.3
3.3.1
3.3.2
3.3.3
3.4
3.5

Эстамп-оттиск (печать заданной формой)
Печатаем растения.
Штампик из картона.
Штампик из овощей.
Рисование с помощью набрызга.
Изготовление декоративных панно.
ИТОГО

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

2

-

2

1

-

1

1

-

1

3

-

3

34

1

33

Учебно-тематический план
(3 год обучения)
№

Тема

п/п

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1.

Бисероплетение.

1.1

Виды цепочек. Плетение в одну и в две нити.

1

-

1

1.2

Фенечки.

2

-

2

1.3

Украшения из бисера.

2

-

2

1.4

Объемные изделия.

3

-

3

1.5

Игрушки.

2

-

2

1.6

Бижутерия.

2

-

2

1.7

Изготовление сувениров.

2

-

2

21

Работа с нитью.
2.

Техника «Изонить». Подготовка к работе
изонитью.

2.1

Дуга, завиток.

2.2

2.3

Выполнение изображений, содержащих
базовые формы угла, окружности, дуги,
завитка.
Выполнение сюжетных изображений,
содержащих углы и окружности, дуги,
завитки.

1

1

1

1

-

1

2

-

2

2

-

2

2.4

Изготовление декоративных панно.

3

-

3

2.5

Рисование легкими (кляксография).

2

-

2

3.

Рисование (традиционные и
нетрадиционные приемы и техники)
2

-

2

2

-

2

2

-

2

3

-

3

34

1

33

3.1
3.2
3.3
3.4

Предметная и сюжетная монотипия.
Граттаж.
Рисование мылом.
Изготовление декоративных панно.
ИТОГО

Учебно-тематический план
(4 год обучения)
№
п/п

Тема

Количество часов
Всего

Теория

Практик
а

22

1.

Бисероплетение.

1.1

Украшения из бисера.

4

-

4

1.2

Объёмная миниатюра.

4

-

4

1.3

Листики и лепестки.

4

1

3

1.4

Веточки и деревья.

4

1

3

1.5

Оплетение бисером.

7

1

6

1.6

Вышивка бисером.

7

1

6

1.7

Изготовление сувениров.

7

-

7

2.

Работа с нитью.
Техника «Изонить». Подготовка к работе
изонитью.

1

1

-

2.1
2.2

Выполнение сюжетных изображений,
содержащих углы и окружности, дуги,
завитки.

4

-

4

2.3

Изготовление декоративных панно.

8

-

8

3.

Рисование (традиционные и
нетрадиционные приемы и техники)

3.1

Монотипия.

2

-

2

3.2

Диатипия.

2

-

2

3.3

Ниткография.

2

-

2

3.4

Рисование на фольге.

2

-

2

3.5

Изготовление декоративных панно, используя
изученные техники и приемы.

10

-

10

ИТОГО

68

5

63

23

Календарный учебный график
1 год обучения
№

Месяц,
неделя/число

Форма занятия

Кол
-во
час
ов

Раздел, тема занятия

Форма
контроля

Раздел 1. Бисероплетение
1

Сентябрь

Учебное занятие

1

Общие сведения о бисере

2

Сентябрь

Учебное занятие

1

Материалы и
инструменты

Педагогическое

Бисерная азбука. Схема –
основа обучения.

Педагогическое

Этапы создания изделий.

Педагогическое

3

4

Сентябрь

Сентябрь

Учебное занятие

1

Учебное занятие

1

наблюдение

наблюдение

наблюдение

5

6

7

8

9

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

2

Виды цепочек. Плетение в
одну нить.

Педагогическое

Плетение в две нити.

Педагогическое

наблюдение

наблюдение

Простейшие приемы
плетения.

Педагогическое

Простые украшения из
бисера. Игрушки.

Педагогическое

Изготовление сувениров.

Педагогическое

наблюдение

наблюдение

наблюдение

Раздел 2. Работа с нитью
1

Декабрь

Учебное занятие

1

Техника «Изонить». История Педагогическое
появления.
наблюдение

2

Декабрь

Учебное занятие

1

Материалы и инструменты.
Подготовка к работе
изонитью.

Педагогическое
наблюдение

24

3

4

5

6

7

8

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

2

Базовая форма угол.
Заполнение угла.

Педагогическое

Базовая форма окружность.
Заполнение окружности.

Педагогическое

Выполнение изображений,
содержащих базовые формы
угла.

Педагогическое

Выполнение изображений,
содержащих базовые формы
окружности.

Педагогическое

Выполнение сюжетного
изображения, содержащего
углы и окружности.

Педагогическое

Изготовление декоративных
панно.

Педагогическое

наблюдение

наблюдение

наблюдение

наблюдение

наблюдение

наблюдение

Раздел 3. Рисование (традиционные и нетрадиционные приемы и техники)
1

2

3

4

5

6

Март

Март

Апрель

Апрель

Апрель

Май

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

2

Акварель по сырой бумаге.

Педагогическое
наблюдение

Фон из текстурной бумаги.

Педагогическое
наблюдение

Эстамп-оттиск (печать
заданной формой)

Педагогическое

Рисование ватным
палочками.

Педагогическое

наблюдение

наблюдение

Рисование с резервом (свечи, Педагогическое
воскового мелка)
наблюдение

Рисование с помощью
шаблонов и трафаретов.

Педагогическое
наблюдение

25

7

Май

Практическое
занятие

Изготовление декоративных
панно.

2

Педагогическое
наблюдение

Календарный учебный график
2 год обучения
№

Месяц,
неделя / число

Форма
занятия

Кол-во
часов

Раздел, тема занятия

Форма
контроля

Раздел 1. Бисероплетение
1

2

3

4

5

6

7

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Учебное
занятие

1

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

3

Виды цепочек. Плетение в
одну нить.

Педагогическое

Плетение в две нити.

Педагогическое

наблюдение

наблюдение

Фенечки.

Педагогическое
наблюдение

Украшения из бисера.

Педагогическое
наблюдение

Объемные изделия.

Педагогическое
наблюдение

Игрушки.

Педагогическое
наблюдение

Изготовление сувениров.

Педагогическое
наблюдение

Раздел 2. Работа с нитью
1

Декабрь

Учебное
занятие

1

Педагогическое
Техника
«Изонить».Материалы и
наблюдение
инструменты. Подготовка к
работе изонитью.

2

Декабрь

Практическое
занятие

2

Заполнение угла,
окружности.

Педагогическое
наблюдение

26

3

Декабрь

Практическое
занятие

2

Выполнение изображений, Педагогическое
содержащих базовые формы
наблюдение
угла, окружности.

4

Январь

Практическое
занятие

2

Выполнение сюжетных
изображений, содержащих
углы и окружности.

Практическое
занятие

3

5

Февраль

Педагогическое
наблюдение

Изготовление декоративных Педагогическое
панно.
наблюдение

Раздел 3. Рисование (традиционные и нетрадиционные приемы и техники)
1

2

3

4

5

6

7

8

Март

Март

Март

Март

Апрель

Апрель

Апрель

Май

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

3

Рисование по сырой бумаге.

Педагогическое
наблюдение

Фон из текстурной бумаги.

Педагогическое
наблюдение

Эстамп-оттиск (печать
заданной формой)

Педагогическое

Печатаем растения.

Педагогическое

наблюдение

наблюдение

Штампик из картона.

Педагогическое
наблюдение

Штампик из овощей.

Педагогическое
наблюдение

Рисование с помощью
набрызга.

Педагогическое

Изготовление декоративных
панно.

Педагогическое

наблюдение

наблюдение

Календарный учебный график
3 год обучения

27

№

Месяц,
неделя / число

Форма
занятия

Кол-во
часов

Раздел, тема занятия

Форма
контроля

Раздел 1. Бисероплетение
1

2

3

4

5

6

7

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Практическое 1
занятие

Виды цепочек. Плетение в
одну и в две нити.

Педагогическое

Практическое 2
занятие

Фенечки.

Педагогическое

Практическое 2
занятие

Украшения из бисера.

Практическое 3
занятие

Объемные изделия.

Практическое 2
занятие

Игрушки.

Практическое 2
занятие

Бижутерия.

Практическое 2
занятие

Изготовление сувениров.

наблюдение

наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Раздел 2. Работа с нитью
1

2

Декабрь

Декабрь

Учебное
занятие

1

Практическое
занятие

1

Техника «Изонить».
Подготовка к работе
изонитью.

Педагогическое

Дуга, завиток.

Педагогическое

наблюдение

наблюдение

3

Январь

Практическое
занятие

2

Выполнение изображений, Педагогическое
содержащих базовые формы
наблюдение
угла, окружности, дуги,
завитка.

4

Январь

Практическое
занятие

2

Выполнение сюжетных
изображений, содержащих
углы и окружности, дуги,
завитки.

Педагогическое
наблюдение

28

5

Февраль

Практическое
занятие

Изготовление декоративных Педагогическое
панно.

3

наблюдение

Раздел 3. Рисование (традиционные и нетрадиционные приемы и техники)
1

2

3

4

5

Март

Март

Апрель

Апрель

Май

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

3

Рисование легкими
(кляксография).

Педагогическое

Предметная и сюжетная
монотипия.

Педагогическое

Граттаж.

Педагогическое

наблюдение

наблюдение

наблюдение

Рисование мылом.

Педагогическое
наблюдение

Изготовление декоративных Педагогическое
панно.
наблюдение

Календарный учебный график
4 год обучения
№

Месяц,

Форма занятия

неделя / число

Кол-во
часов

Раздел, тема занятия

Форма
контроля

Раздел 1. Бисероплетение
1

2

3

4

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Практическое
занятие

4

Практическое
занятие

4

Практическое
занятие

4

Практическое
занятие

4

Украшения из бисера.

Педагогическое
наблюдение

Объемная миниатюра.

Педагогическое
наблюдение

Листики и лепестки.

Педагогическое
наблюдение

Веточки и деревья.

Педагогическое
наблюдение

29

5

6

7

Ноябрь

Декабрь

Январь

Практическое
занятие

7

Практическое
занятие

7

Практическое
занятие

7

Оплетение бисером.

Педагогическое
наблюдение

Вышивка бисером.

Педагогическое
наблюдение

Изготовление сувениров. Педагогическое
наблюдение

Раздел 2. Работа с нитью
1

2

3

Ярварь

Февраль

Февраль

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

4

Практическое
занятие

8

Техника «Изонить».
Подготовка к работе
изонитью.

Педагогическое

Выполнение сюжетных
изображений,
содержащих углы и
окружности, дуги,
завитки.

Педагогическое

Изготовление
декоративных панно.

Педагогическое

наблюдение

наблюдение

наблюдение

Раздел 3. Рисование (традиционные и нетрадиционные приемы и техники)
1

2

3

4

5

Март

Март

Апрель

Апрель

Май

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

10

Монотипия.

Педагогическое
наблюдение

Диатипия.

Педагогическое
наблюдение

Ниткография.

Педагогическое
наблюдение

Рисование на фольге.

Педагогическое
наблюдение

Изготовление
декоративных панно,
используя изученные
техники и приемы

Педагогическое
наблюдение

30

Содержание программы
Первый год обучения
1. Бисероплетение.
1.1. Общие сведения о бисере.
История плетения из бисера. Применение изделий, выполненных этим видом
рукоделия, в жизни, в быту людей.
1.2. Материалы, инструменты.
Материал, инструменты, приспособления для плетения бисером. Виды
бисера, игл, фурнитуры, ниток, проволоки, лески. Правила техники
безопасности, культуры поведения и гигиены труда.
1.3. Бисерная азбука. Схема – основа обучения.
Чтение и составление схем. Многообразие вариантов. Разработка
орнаментов. Замена нити, заделка нити, закрепление нити.
1.4. Этапы создания изделий.
Основные этапы. Воплощение замысла. Практические советы по
составлению эскиза изделия, его элементов. Выбор техники плетения,
проработка технологии, составление схемы, разработка орнамента.
1.5. Виды цепочек. Плетение в одну нить.
Виды простых цепочек. Освоение вариантов плетения простых цепочек.
Соблюдение цветовой гаммы. Изготовление различных вариантов украшений
(браслетов, цепочек на шею) на основе плетения в одну нить.
1.6. Плетение в две нити.
Освоение вариантов плетения в две нити. Соблюдение цветовой гаммы.
Плетение полотнищ различной ширины. Способы низания полотнищ.
Изготовление различных вариантов украшений на основе плетения в две
нити.
1.7. Простейшие приемы плетения.
Изготовление подвесок, бахромы, веточек, цветов разнообразной формы из
различных видов бисера.
1.8. Простейшие украшения из бисера. Игрушки.
Изготовление изделий на проволочной основе (украшения для заколок,
броши, подвески и др.)
1.9. Изготовление сувениров.
Рассматривание иллюстраций готовых изделий из бисера. Использование
различных способов и техник плетения в изготовлении сувениров.
Изготовление различных изделий.
2. Работа с нитью.
2.1. Техника «Изонить». История появления.
История возникновения техники.
2.2.Материалы и инструменты. Подготовка к работе изонитью.
Материал, инструменты, приспособления. Правила техники безопасности,
культуры поведения и гигиены труда.
2.3. Базовая форма угол. Заполнение угла.
31

Уточнение геометрических понятий: угол, виды углов, острый угол, вершина
угла, левая и правая стороны угла. Изображение угла в технике изонити.
Заполнение нитью острого угла.
2.4.Базовая форма окружность. Заполнение окружности.
Базовая форма «окружности» (круг). Использование циркуля при построении
окружности. Правила и последовательность работы над окружностями.
Заполнение нитью окружности.
2.5. Выполнение изображений, содержащих базовые формы угла.
Анализ и выбор предметных изображений, которые можно выполнить в
технике изонити с использованием базовой формы – угол. Подбор
соответствующего цвета нитей. Выполнение изображения.
2.6. Выполнение изображений, содержащих базовые формы окружности.
Анализ и выбор предметных изображений, которые можно выполнить в
технике изонити с использованием базовой формы – окружность. Подбор
соответствующего цвета нитей. Выполнение изображения.
2.7. Выполнение сюжетного изображения, содержащего углы и
окружности.
Анализ и выбор сюжетных изображений, которые можно выполнить в
технике изонити с использованием базовых форм – угла и окружности.
Выбор сюжета, подбор соответствующего цвета нитей.
2.8. Изготовление декоративных панно.
Композиция, выбор способа заполнения, подбор соответствующего цвета
нитей. Изображение декоративных панно. Оформление готовой работы.
3. Рисование (традиционные и нетрадиционные приемы и техники)
3.1. Акварель по сырой бумаге.
Знакомство со способами тонирования бумаги. Первый и самый доступный –
акварель по сырой бумаге, который включает отмывку (одним цветом),
вливание цвета в цвет (стекание краски вниз), цветные кляксы (растекание по
сырой поверхности).
3.2. Фон из текстурной бумаги.
Знакомство со способами тонирования фона, похожими на текстурную
бумагу: акварель по сырой бумаге плюс соль, акварель по сырой бумаге плюс
мочевина, акварель плюс целлофановый пакет, акварель плюс упаковочный
материал с «пузырьками».
3.3. Эстамп-оттиск (печать заданной формой)
Знакомство с печатью какой-либо формы на бумаге (эстампом). Печать на
белой, цветной, тонированной бумаге с помощью заданной формы.
3.4. Рисование ватным палочками.
Рисование ватными палочками акварелью или гуашью по заранее
обведенным контурам какого-либо рисунка, затем по всему изображению.
Каждая новая краска берется новой палочкой.
3.5. Рисование с резервом (свечи, воскового мелка)

32

Изображение на бумаге с помощью восковой или парафиновой свечи.
Контурное изображение обводится свечой, затем раскрашивается
акварельными красками.
3.6. Рисование с помощью шаблонов и трафаретов.
Рисование на бумаге различных фигур, вырезывание их по контуру.
Создание изображений, используя трафареты и шаблоны.
3.7. Изготовление декоративных панно.
Содержание программы
Второй год обучения
1. Бисероплетение.
1.1. Виды цепочек. Плетение в одну нить.
Виды простых цепочек. Освоение вариантов плетения новых простых
цепочек. Соблюдение цветовой гаммы. Изготовление различных вариантов
украшений (браслетов, цепочек на шею) на основе плетения в одну нить.
1.2. Плетение в две нити.
Освоение новых вариантов плетения в две нити. Соблюдение цветовой
гаммы. Плетение полотнищ различной ширины. Способы низания полотнищ.
Изготовление новых вариантов украшений на основе плетения в две нити.
1.3. Фенечки.
История возникновения. Значение цвета орнамента. Работа со схемами.
Составление эскиза будущего изделия. Составление сеток шаблонов
основных схем плетения. Изготовление различных моделей фенечек.
1.4. Украшения из бисера.
Рассматривание иллюстраций готовых украшений. Работа со схемами.
Изготовление изделий.
1.5. Объемные изделия.
Техника создания объема из бисера. Способы создания объема на примерах
миниатюры. Работа со схемами. Изготовление объемных миниатюр.
1.6. Игрушки.
Изготовление плоских и объемных игрушек на проволочной основе
Работа со схемами.
1.7. Изготовление сувениров.
Рассматривание иллюстраций готовых изделий из бисера. Использование
изученных способов и техник плетения в изготовлении сувениров.
Изготовление различных изделий.
2. Работа с нитью.
2.1. Техника «Изонить». Материалы и инструменты. Подготовка к работе
изонитью.
Материал, инструменты, приспособления. Правила техники безопасности,
культуры поведения и гигиены труда.
2.2. Заполнение угла, окружности.
Угол и окружность – основные элементы техники. Заполнение угла и
окружности.
33

2.3. Выполнение изображений, содержащих базовые формы угла,
окружности.
Анализ и выбор предметных изображений, которые можно выполнить в
технике изонити с использованием базовых форм угла и окружности. Подбор
соответствующего цвета нитей. Выполнение изображения.
2.4. Выполнение сюжетных изображений, содержащих углы и окружности.
Анализ и выбор сюжетных изображений, которые можно выполнить в
технике изонити с использованием базовых форм – угла и окружности.
Выбор сюжета, подбор соответствующего цвета нитей.
2.5. Изготовление декоративных панно.
Изготовление различных изделий.
3. Рисование (традиционные и нетрадиционные приемы и техники)
3.1. Рисование по сырой бумаге.
Тонирование акварелью по сырой бумаге: отмывка(одним цветом), вливание
цвета в цвет,(стекание краски вниз), цветные кляксы (растекание по сырой
поверхности).
3.2. Фон из текстурной бумаги.
Использование различных способов тонирования фона, похожих на
текстурную бумагу: акварель по сырой бумаге плюс соль, акварель по сырой
бумаге плюс мочевина, акварель плюс целлофановый пакет, акварель плюс
упаковочный материал с «пузырьками».
3.3. Эстамп-оттиск (печать заданной формой)
Печать какой-либо формы на бумаге (эстампом). Печать на белой, цветной,
тонированной бумаге с помощью заданной формы.
3.3.1. Печатаем растения.
Печать на белой, цветной, тонированной бумаге с помощью растений:
листочков, веточек, травинок.
3.3.2. Штампик из картона.
Печать с помощью красок на белой и тонированной бумаге штампиком из
картона (любые вырезанные фигурки из картона, наклеенные на лист
бумаги).
3.3.3. Штампик из овощей.
Печать на белой, цветной, тонированной бумаге штампиком, изготовленным
из овощей: из картофеля, моркови, редиски, свеклы и др.
3.4. Рисование с помощью набрызга.
Знакомство с техникой разбрызгивания краски. Использование техники в
работе с сухими листьями, шаблонами и трафаретами. Составление
различных композиций.
3.5. Изготовление декоративных панно.
Содержание программы
Третий год обучения
1. Бисероплетение.
1.1. Виды цепочек. Плетение в одну и в две нити.
34

Освоение новых вариантов плетения цепочек в одну и в две нити.
Соблюдение цветовой гаммы. Изготовление различных вариантов украшений
(браслетов, цепочек на шею) на основе плетения в одну и в две нити.
1.2. Фенечки.
Работа со схемами. Составление эскиза будущего изделия. Составление сеток
шаблонов основных схем плетения. Изготовление различных моделей
фенечек.
1.3. Украшения из бисера.
Рассматривание иллюстраций готовых украшений. Работа со схемами.
Изготовление изделий, с использованием изученных техник.
1.4. Объемные изделия.
Способы создания объема из бисера на примерах миниатюры. Работа со
схемами. Изготовление объемных миниатюр.
1.5. Игрушки.
Мягкая игрушка с бисерной вышивкой. Технология изготовления простых
маленьких игрушек. Работа со схемами.
1.6. Бижутерия.
Самостоятельное составление схем. Изготовление различных украшений на
основе изученных способов плетения.
1.7. Изготовление сувениров.
Рассматривание иллюстраций готовых изделий из бисера. Использование
изученных способов и техник плетения в изготовлении сувениров.
Изготовление различных изделий.
2. Работа с нитью.
2.1. Техника «Изонить». Подготовка к работе изонитью.
Материал, инструменты, приспособления. Правила техники безопасности,
культуры поведения и гигиены труда.
2.2. Дуга, завиток.
Базовые формы – дуга, завиток. Правила заполнения. Создание изображений.
2.3. Выполнение изображений, содержащих базовые формы угла,
окружности, дуги, завитка.
Анализ и выбор предметных изображений, которые можно выполнить в
технике изонити с использованием базовых форм угла, окружности, дуги,
завитка. Подбор соответствующего цвета нитей. Выполнение изображения.
2.4. Выполнение сюжетных изображений, содержащих углы и окружности,
дуги, завитки.
Анализ и выбор сюжетных изображений, которые можно выполнить в
технике изонити с использованием базовых форм – угла, окружности, дуги,
завитка. Выбор сюжета, подбор соответствующего цвета нитей.
2.5. Изготовление декоративных панно.
3. Рисование (традиционные и нетрадиционные приемы и техники)
3.1. Рисование легкими (кляксография).
35

Знакомство с новым способом рисования – кляксография (выдувание).
Создание различных изображений с помощью краски, трубочки и воздушной
струи.
3.2. Предметная и сюжетная монотипия.
Знакомство с новой техникой – монотипия. Создание различных
симметричных изображений (оттисков) на сложенной пополам бумаге.
3.3. Граттаж.
Знакомство с новым способом изображения – граттаж (процарапывание
очертаний рисунка по загрунтованной восковыми мелками и темной гуашью
поверхности). Выполнение различных изображений.
3.4. Рисование мылом.
Создание изображений с помощью прикосновения бумаги к цветным
мыльным пузырям (смесь гуаши, воды и жидкого мыла раздувается с
помощью трубочки).
3.5. Изготовление декоративных панно.
Содержание программы
Четвертый год обучения
1. Бисероплетение.
1.1. Украшения из бисера.
Рассматривание иллюстраций готовых украшений. Работа со схемами.
Изготовление украшений из бисера различной степени сложности, с
использованием изученных техник.
1.2. Объемная миниатюра.
Техника создания объема из бисера. Способы создания объема на примерах
миниатюры. Работа со схемами. Изготовление объемных миниатюр.
1.3. Листики и лепестки.
Знакомство с разновидностями листиков и лепестков, методами и способами
их плетения. Изготовление простых, сложных, ажурных, круглых листиков и
лепестков.
1.4. Веточки и деревья.
Рассматривание иллюстраций готовых изделий. Использование различных
методов низания (петельки, дуги, параллельное). Изготовление отдельных
элементов для букетов, для деревьев.
1.5. Оплетение бисером.
Знакомство с различными способами оплетения кабошона. Изготовление
изделий, выполненных на основе оплетения бисером.
1.6. Вышивка бисером.
Знакомство с историей и техникой вышивки бисером, рассматривание
иллюстраций изделий, выполненных этим способом. Способы пришивания
бисера к ткани. Виды швов. Варианты использования бисера в отделке.
Изготовление изделий.
1.7. Изготовление сувениров.
2. Работа с нитью.
36

2.1. Техника «Изонить». Подготовка к работе изонитью.
Материал, инструменты, приспособления. Правила техники безопасности,
культуры поведения и гигиены труда.
2.2. Выполнение сюжетных изображений, содержащих углы и окружности,
дуги, завитки.
Анализ и выбор сюжетных изображений, которые можно выполнить в
технике изонити с использованием базовых форм – угла, окружности, дуги,
завитка. Выбор сюжета, подбор соответствующего цвета нитей.
2.3. Изготовление декоративных панно.
3. Рисование (традиционные и нетрадиционные приемы и техники)
3.1. Монотипия.
Создание различных симметричных изображений (оттисков) на сложенной
пополам бумаге.
3.2. Диатипия.
Знакомство с необычной техникой рисования – диатипия. Изготовление
одноцветных и многоцветных изображений (оттисков).
3.3. Ниткография.
Знакомство с новой техникой изображения с помощью окрашенной нити.
Использование разных вариантов техники в рисунках.
3.4. Рисование на фольге.
Изображение на фольге с помощью кисти с гуашью, с добавлением клея
ПВА.
3.5. Изготовление декоративных панно, используя изученные техники и
приемы.

37

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПин 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей».
2. Оборудование:
●
мебель
1. Стол ученический
2. Стул ученический
3. Доска магнитно-меловая
4. Шкаф мебельный для хранения книг
5. Шкаф мебельный для одежды
6. Тумба мебельная
●
печатные пособия
1. Портреты русских и зарубежных художников
2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта
4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев,
животных, птиц, человека
5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму,
декоративно-прикладному искусству
6. Дидактический
раздаточный
материал:
карточки
по
художественной грамоте
●
технические средства обучения
1. Мультимедийный компьютер
2. Мультимедиа проектор
3. Принтер струйный цветной
4. Экран
● учебно-практическое оборудование
1. Муляжи фруктов (комплект)
2. Муляжи овощей (комплект)
3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных
промыслов
4. Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
5. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и
др.)
3. Инструменты и расходные материалы:
1. Краски акварельные
2. Краски гуашевые
3. Бумага А3, А4
38

4. Бумага цветная
5. Восковые мелки
6. Кисти щетина
7. Емкости для воды
8. Стеки (набор)
9. Пластилин
10. Клей
7. Ножницы
8. Подставки для натуры.
11. Проволока
12. Нитки
13. Бисер
14. Бусы.
Кадровое обеспечение
Ведущий педагог дополнительного образования, соответствующий
Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22
сентября 2021г. №652н) имеет:
- Высшее педагогическое образование;
- Высшая квалификационная категория;
- Курсы повышения квалификации.
Возможно обучение по программе в дистанционном формате с
использованием сети Интернет (использование системы Zoom,
официальной группы объединения https://vk.com/).
При реализации программы предусмотрены индивидуальные
образовательные маршруты для обучающихся с ОВЗ с особыми
образовательными потребностями.

39

Список информационных ресурсов
Список литературы для педагогов
1. Артамонова Е.В, Бисер. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.
2. Базулина Л.В., Новикова И.В., Бисер. – Ярославль: «Академия
развития», 1999.
3. Бурундукова Л. Волшебная изонить АСТ-Пресс Книга Серия: Ручная
работа, 2013.
4. Виноградова Е.Г. Игрушки и украшения из бисера. – М.:АСТ; СПб:
Сова, 2006.
5. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое
пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000.
6. Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. – М.: Айрис-пресс, 2005.
7. Изобразительная деятельность. Старшая и подготовительная группы.
Разработка занятий. - Изд. 2-е, переработанное./Сост.Штенле Н.Ф. –
Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
8. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы:
Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1980.
9. Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. – С.-П.: Литеро, 2014.
10.Максимова М.В., Кузьмина М.А. Школа рукоделия. – М.: ЗАО Изд-во
ЭКСМО-Пресс, 1999.
11.Манкова Т.Н. Бисерная миниатюра: как создать объем. – Изд.2-е –
Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
12.Микляева Н.В., Яремчук Г.А. Рисовние, аппликация, лепка в детском
саду: традиционные и нетрадиционные приемы и техники. –
М.:АРКТИ, 2020.
13.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. – М.: Школапресс, 1994.
14.Парьева Е.В. Подарки из бисера. – М.: Эксмо: Ростов н/Д: Наука-пресс,
2006.
15.Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – М.: Издво «Скрипторий 2003», 2009.
16.Рукоделие: Популярная энциклопедия. – М.: Большая Рос.
Энциклопедия, 1993.
17.Ткаченко Т.Б. Плетем деревья из бисера. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
18.Торгашова В.Н. Рисуем нитью. Занятия для дошкольников – М:
Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
19.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки /А.А. Фатеева; худож. А.А.
Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2009.

40

Список информационных ресурсов
Список литературы для педагогов
1. Базулина Л.В., Новикова И.В., Бисер. – Ярославль: «Академия
развития», 1999.
2. Бурундукова Л. Волшебная изонить АСТ-Пресс Книга Серия: Ручная
работа, 2013.
3. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое
пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000.
4. Изобразительная деятельность. Старшая и подготовительная группы.
Разработка занятий. - Изд. 2-е, переработанное./Сост.Штенле Н.Ф. –
Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
5. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы:
Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1980.
6. Манкова Т.Н. Бисерная миниатюра: как создать объем. – Изд.2-е –
Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
7. Микляева Н.В., Яремчук Г.А. Рисовние, аппликация, лепка в детском
саду: традиционные и нетрадиционные приемы и техники. –
М.:АРКТИ, 2020.
8. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. – М.: Школапресс, 1994.
9. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – М.: Издво «Скрипторий 2003», 2009.
10.Торгашова В.Н. Рисуем нитью. Занятия для дошкольников – М:
Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Список литературы для детей и родителей
1. Артамонова Е.В, Бисер. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.
2. Виноградова Е.Г. Игрушки и украшения из бисера. – М.:АСТ; СПб:
Сова, 2006.
3. Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. – М.: Айрис-пресс, 2005.
4. Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. – С.-П.: Литеро, 2014.
5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Школа рукоделия. – М.: ЗАО Изд-во
ЭКСМО-Пресс, 1999.
6. Парьева Е.В. Подарки из бисера. – М.: Эксмо: Ростов н/Д: Наука-пресс,
2006.
7. Рукоделие: Популярная энциклопедия. – М.: Большая Рос.
Энциклопедия, 1993.
8. Ткаченко Т.Б. Плетем деревья из бисера. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
9. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки /А.А. Фатеева; худож. А.А.
Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2009.
Электронные образовательные ресурсы
41

1. https://mirpozitiva.ru/articles/ 1923-podelki-iz-fetra-svoimirukami.html
2. http://detskiepodelki.com/
3. https://samayamk.ru/
4. https://mirbisera.blogspot.com/p/blog-page_8.html
5. Электронный учебник по изонити http://izonito4ka.ucoz.ru
6. http://www.stranamasterov.ru
7. http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

42

Приложение 1.
Оценочные средства
Показатели

Степень
качества

Критерии

оцениваемого

Методы
диагностики

Минимальный уровень (ребенок овладел менее
чем 0,5 объема знаний, предусмотренных
программой)

Наблюдение
Тестирование
Контрольный
опрос

выраженности

Теоретическая подготовка
1.1Теоретическиезн Соответствие
теоретических
ания
знаний
ребенка
программным
требованиям

Достаточный

уровень

(ребенок

практически
весь
объем
предусмотренный программой)
1.2
Владени
е специальной
терминологией

Осмысленность
правильность
использования
специальной
терминологии

и

освоил
знаний,

Минимальный уровень (ребенок избегает
употребления специальной терминологии)

Собеседование

Достаточный уровень (специальные термины
Употребляет осознанно в соответствии с их
содержанием)
Практическая подготовка

2.1 Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям.

2.2

Отсутствие
затруднений

Владени
е специальным
оборудованием

2.3
Творческие
навыки

Минимальный уровень (ребенок овладел менее
чем 0,5 объема умений и навыков,
предусмотренных программой)
Достаточный
уровень (ребенок овладел
практически всеми умениями и навыками,
предусмотренный программой)
в
и

использовании
специального
оборудования
оснащения.
Креативность
выполнении
заданий

Контрольное
задание

Минимальный уровень (ребенок испытывает
определенные трудности при работе с
оборудованием)

Контрольное
задание

Достаточный
уровень
(работает
с
оборудованием самостоятельно, не испытывает
особых трудностей)
в

Минимальный (элементарный) уровень развития
креативности (ребенок в состоянии выполнить
лишь простейшие задания педагога)

Контрольное
задание

Достаточный уровень (выполняет задания на
основе образца)
Воспитательный компонент

43

3.1.
Личностны
е качества

Соответствие
принятым
в
обществе правилам,
традициям.

Достаточный
уровень:
недостаточная
сформированность
вышеперечисленных
качеств.
Низкий уровень: полное или частичное
отсутствие вышеперечисленных качеств.

Педагогическое
наблюдение
Участие
различных
акциях

в
и

проектах

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».