Учебные планы 2023-2024

Пояснительная записка
Учебный план 2023-2024 учебного года включает в себя 4 учебных плана в
соответствии с двумя реализуемыми адаптированными основным общеобразовательными
программами: (ФГОС) вариант 1 и вариант 2 и двумя (ФАООП) вариант 1 и вариант 2.
Учебный план 2023-2024 уч. г. ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат»
(далее ― Учебный план), реализующего АООП для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС 1 вариант,
обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет
общий объем нагрузки, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план составлен на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской
Федерации» ст.2, 79;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
5. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. АООП образования обучающихся УО (1 вариант) ГБОУ СО “Асбестовская школаинтернат”;
 требования к результатам освоения АООП образования обучающихся с УО (1
вариант) ГБОУ СО “Асбестовская школа-интернат”;
 программа формирования базовых учебных действий обучающихся с УО;
 примерная
программа учебных предметов,
внеурочной деятельности,
коррекционной работы в соответствии с примерной АООП образования
обучающихся с УО (1 варианта);
7. Федеральный перечень учебников.
8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
9. Письмо Минобрнауки РФ № ВК 452/07от 11.03.2016 «О подготовке к введению ФГОС
ОВЗ»;
10. Письмо Минпросвещения России от 13 июня 2019г. №ТС-1391/07 «Об организации
образования на дому»
11. Устав
государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Свердловской области «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»;
12. Локальные акты образовательного учреждения.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
2

В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1.13), который устанавливает сроки
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), годовой и недельный учебные планы ГБОУ СО «Асбестовская школаинтернат» представлены в 1-м варианте для обучающихся 1-4 и 5-8-х классов.
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся устанавливается
продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований
к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно действующему
СанПиН).
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность
учебных занятий в 1 классе составляет 35 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут,
большой перемены после 4-го урока для обучающихся младших классов.
Реализация АООП ОО в части трудового обучения осуществляется исходя из
региональных условий, а именно г. Асбеста и Свердловской области, ориентированных на
потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей
психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на
основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося к
индивидуальной трудовой деятельности.
(I-VI классы)
Учебный план включает две части: обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
I – обязательная часть состоит из:
1. шести образовательных областей в 1-4 классах;
2. учебными предметами и занятиями, проводимыми учителем-логопедом или
учителем-дефектологом;
II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
1. коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
2. внеурочные мероприятия.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание
образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
 формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
 формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
 формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Учебный план включает обязательные предметные области:
1. Язык и речевая практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Искусство
5. Физическая культура
6. Технологии.
3

Основные задачи реализации содержания предметных областей
Предметная область «Язык и речевая практика»
Учебные предметы: Русский язык, Чтение, Речевая практика.
Основные задачи реализации содержания:
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе
овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном)
языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач,
развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных
этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций.
Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию
и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе
чтения литературных произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности.
Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков
связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в
различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности,
овладение нормами речевого этикета.
Предметная область «Математика»
Учебный предмет: Математика.
Основные задачи реализации содержания:
Математика. Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями,
решением арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться
математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач
(ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и
др. в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать
некоторые математические знания в жизни.
Предметная область «Естествознание»
Учебные предметы: Мир природы и человека.
Основные задачи реализации содержания:
Мир природы и человека. Формирование представлений об окружающем мире:
живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и
общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой
природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Предметная область «Искусство».
Учебные предметы: Изобразительное искусство, Музыка.
Основные задачи реализации содержания:
Изобразительное искусство. Формирование умений и навыков изобразительной
деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие художественного
4

вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности;
воспитание потребности в художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению.
Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических
ориентиров.
Предметная область «Физическая культура»
Учебный предмет: Физическая культура
Основные задачи реализации содержания:
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового
и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна.
Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в
систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы,
ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами
доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в
соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся.
Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств
личности.
Предметная область «Технологии»
Учебные предметы: Ручной труд.
Основные задачи реализации содержания:
Ручной труд. Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми
умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к
трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в
жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося. Она включает в себя коррекционно-развивающие занятия.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в
младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в
неделю. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется школой самостоятельно, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации
инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но
учитывается при определении объемов финансирования.
Основные задачи реализации содержания:
Ритмика
Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в
том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации
движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной
ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности.
Логопедические занятия
5

Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об
окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения
слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие
и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция
недостатков письменной речи (чтения и письма).
Психокоррекционные занятия.
Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных,
мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального
состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности
в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие
способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов
взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса
ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.
Игра и игрокоррекция
Овладение разнообразными знаниями и практическими умениями посредством
игры. Обогащение и уточнение представлений о социальной, бытовой жизнедеятельности
разных народов, освоение способов поведения в тех или иных жизненных ситуациях,
формирование произвольности поведения: выполнение определённых действий и правил,
подчинение своих желаний и интересов требованиям роли.
С целью реализации особых образовательных потребностей в часть учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений вошли курсы для
углубленного изучения учебных предметов по ручному труду и русскому языку, а также
факультативное занятие по ОБЖ.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью
образовательного процесса в школе. Образовательные организации предоставляют
обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего
количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяет школа самостоятельно. Для развития потенциала тех обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, разрабатываются с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования).
В этом году укомплектованы 3 класса (со второго по четвертый), в которых
реализуется АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (1 вариант).

6

Недельный учебный план 2023–2024 учебного года для обучающихся классов
1 вариант (I-VI классы) ФГОС
Таблица 1

классы
Учебные предметы
2б
3в
Обязательная часть
1.Язык и речевая
1.1. Русский язык
3
3
практика
1.2.Чтение
4
4
1.3. Речевая практика
2
2
2. Математика
2.1. Математика
4
4
3. Естествознание
3.1. Мир природы и
1
1
человека
4. Искусство
4.1. Музыка
1
1
4.2. Изобразительная
1
1
деятельность
5. Физическая культура
5.1. Физическая культура
2
2
6. Технологии
6.1. Ручной труд
1
1
Итого часов:
19
19
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Курсы
для Основы
безопасности
1
1
факультативного
и жизнедеятельности
углубленного
изучения Русский язык
1
1
учебных предметов
Ручной труд
1
1
Итого часов:
3
3
Максимально допустимая недельная нагрузка
22
22
(при 5-дневной учебной неделе)
Ритмика
1
1
Коррекционноразвивающая область
Логопедические занятия
2
2
Психокоррекционные
2
2
занятия
Игра и игрокоррекция
1
1
Итого часов:
6
6
Итого часов по учебному плану:
28
28
1. Духовно-нравственное
направление
Внеурочная
1
1
деятельность
 курс “Разговоры о важном”
по
2. Общекультурное направление
1
1
направлениям:
 курс “Мир искусства”
3. Спортивно-оздоровительное и
экологическое направление
1
1
 курс «Азбука здоровья»
4. Социально-трудовое
направление
1
1
 курс “Я все могу”
Итого часов:
4
4
Всего к финансированию:
32
32
Образовательные
области

4в

Всего

3
4
2
4
1

9
12
6
12
3

1

3

1

3

2
1
19

6
3
57

1

3

1
1
3

3
3
9

22

66

1
2

3
6

2

6

1
6
28

3
18
84

1

3

1

3

1

3

1

3

4
32

12
96

7

(V-IX классы)
На 1 сентября 2023 г. укомплектовано 7 классов, в которых реализуется учебный план АООП
для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант).
По индивидуальным учебным планам обучается на дому 1 чел.
Учебный план в V-IX классах включает обязательные предметные области:
1. Язык и речевая практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и общество (в 5-9 классах)
5. Искусство
6. Физическая культура
7. Технологии.
Основные задачи реализации содержания предметных областей
Предметная область «Язык и речевая практика»
Учебные предметы: Русский язык, Чтение (Литературное чтение), Речевая практика.
Основные задачи реализации содержания:
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения
грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве
общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных задач.
Чтение (Литературное чтение). Осознание значения чтения для решения социально значимых
задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических
представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие
техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов.
Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
Предметная область «Математика»
Учебный предмет: Математика.
Основные задачи реализации содержания:
Математика. Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры
измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности).
Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.
Предметная область «Естествознание»
Учебные предметы: Природоведение, Биология, География.
Основные задачи реализации содержания:
Природоведение. Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и
взаимосвязях, существующих между ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни.
Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром
живой и неживой природы.
Биология. Формирование элементарных научных представлений о компонентах живой
природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье. Практическое
применение биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода за некоторыми (например,
комнатными) растениями и домашними животными, ухода за своим организмом; использование
полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
География. Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России.
Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов. Расширение
географических представлений о родном крае.
8

Предметная область «Человек и общество».
Учебные предметы: Основы социальной жизни, Мир истории, История Отечества, Этика,
Обществоведение.
Основные задачи реализации содержания:
Основы социальной жизни. Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения
домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой
жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение морально-этических
норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание роли семьи и
семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка,
сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании
правильного уклада семейных отношений.
Мир истории. Формирование первоначальных временных исторических представлений.
Установление простейших взаимосвязей между историческим временем и изменениями,
происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного человека и общества.
История Отечества. Формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях
в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на
территории нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и
независимость.
Этика. Практическое освоение социальных ритуалов и форм продуктивного социального
взаимодействия, в том числе трудового. Обогащение практики понимания другого человека (мыслей,
чувств, намерений другого), эмоционального сопереживания, морального выбора в различных
жизненных ситуациях.
Обществоведение. Формирование первоначальных представлений о правах и обязанностях
гражданина; основных законах нашей страны.
Предметная область «Искусство».
Учебные предметы: Изобразительное искусство, Музыка.
Основные задачи реализации содержания:
Изобразительное искусство. Формирование умений и навыков изобразительной деятельности,
их применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать
«красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в
художественном творчестве (5-6).
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих
адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к
музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров.
Предметная область «Физическая культура»
Учебный предмет: Физическая культура (Адаптивная физическая культура). Физическая
культура (Адаптивная физическая культура).
Основные задачи реализации содержания: Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального
режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование
потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др.
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок,
адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими
особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного
развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств
личности.
Предметная область «Технологии»
9

Учебные предметы: Профильный труд.
Основные задачи реализации содержания:
Профильный труд. Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах.
Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для
полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Приобретение навыков
самостоятельной работы и в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и
взаимопомощи.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для
данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает:
· учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
· увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной
части;
· введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
· введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, представлена
1. учебными занятиями для факультативного изучения учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» (5-9);
2. учебными предметами «Основы социальной жизни», направленными на углубленное изучение
учебных предметов обязательной части плана (5-6).
Содержание
коррекционно-развивающей
области
учебного
плана
представлено
коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в младших
классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Выбор
коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение
осуществляется школой самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с
умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и
индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки,
но учитывается при определении объемов финансирования.
Основные задачи реализации содержания:
Ритмика.
Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и
танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства
ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. Привитие
навыков участия в коллективной творческой деятельности.
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей
действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического
строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Развитие психосенсомоторных процессов. Совершенствование движений сенсорного развития;
коррекция отдельных сторон психической деятельности; развитие различных видов мышления;
коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы; развитие речи и овладение
техникой чтения; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; коррекция
индивидуальных пробелов в знаниях; развитие мотивов межличностных отношений.
В этом году укомплектованы 5 класса (с пятого по восьмой), в которых реализуется АООП для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант).
10

Недельный учебный план 2023–2024 учебного года
для детей, обучающихся по АООП ФГОС
1 вариант (V-IIIV классы)
Образовательные
области

Таблица 2

Классы
учебные предметы

5б

6в

6г

7в

8в

Всего

1. Язык и речевая 1.1 Русский язык
практика
1.2 Чтение
(Литературное чтение)

4

4

4

4

4

20

4

4

4

4

4

20

2. Математика

2.1 Математика

4

4

4

3

3

18

2.2 Информатика

-

-

-

1

1

2

3.1 Природоведение

2

2

2

-

-

6

3.2 Биология

-

-

-

2

2

4

3.3 География

-

2

2

2

2

8

4.1 Мир истории

-

2

2

-

-

4

4.2 Основы социальной
жизни

1

1

1

2

2

7

4.3 История Отечества

-

-

-

2

2

4

5.1 Изобразительное
искусство

2

-

-

-

-

2

5.2 Музыка

1

-

-

-

-

1

Физкультура

2

2

2

2

2

10

Профильный труд

6

6

6

7

8

33

26

27

27

29

30

139

Обязательная часть

Естествознание

3.

4. Человек и
общество

5.

6.

Искусство

Физкультура

7. Технология
Итого

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

1

1

1

5

Этика

-

-

-

1

1

2

Основы социальной жизни

1

1

1

-

-

3

Максимальная недельная нагрузка

28

29

29

31

32

149

Логопедические занятия

2

2

2

2

-

8

Психологический практикум

-

-

-

-

2

2

Коррекционноразвивающая

11

Ритмика

1

1

1

-

-

3

РПСП

2

2

2

2

2

10

Лечебная физкультура

1

1

1

2

2

7

1. Духовно-нравственное направление
курс “Разговоры о важном

1

1

1

1

1

5

2. Общекультурное направление
курс “Мир искусства”

1

1

1

1

1

5

3. Спортивно-оздоровительное и экологическое
направление
курс “Здоровое поколение”

1

1

1

1

1

5

4. Социально-трудовое направление
курс “Мир профессий”

1

1

1

1

1

5

Всего к финансированию

38

39

39

41

42

199

область

Внеурочная деятельность

Распределения профилей трудового обучения по программе для детей с легкой умственной
отсталостью в 2023-2024 учебном году
Таблица 3
I группа (девочки)

II группа (мальчики)

Всего
часов

Класс

Кулинарное
дело

Подготовка
МОП

Столярное дело

Кулинарное дело

5-б класс
6 часов

3

3

4

2

12

6-в класс
6 часов

3

3

4

2

12

6-г класс
6 часов

3

3

4

2

12

7-в класс
7 часов

3

4

5

2

14

8-в класс
8 часов

4

4

6

2

16

16

17

23

10

66

Всего
часов

При проведении занятий по трудовому обучению (профильному труду) и основам социальной жизни
класс делится на две подгруппы.

12

В 2023-2024 учебном году один ученик получает образование на дому по индивидуальному учебному плану.
Индивидуальные учебные планы
по общеобразовательной программе для детей, обучающихся по адаптированным основным
общеобразовательным программам согласно ФГОС ОО УО 1-вариант на 2023–2024 учебный год
Таблица 4

РПСП

Лечебная физкультура

ИТОГО:

Ритмика

Психологический
практикум

1

Логопедические занятия

Основы безопасности
жизнедеятельности

2

Этика

Профильный труд

Физкультура

1

Музыка

1

Изобразительное
искусство

Основы социальной
жизни

1

История Отечества

Мир истории

1

География

2

Биология

2

Природоведение

2

Информатика

Математика

6-г

Образовательные компоненты (предметы)

Чтение

1. Галишев
Евгений

Класс

Русский язык

ФИО ребенка

1

1

15

13

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат»,
реализующего АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ФГОС 2 вариант
2023-2024 уч. г.
Пояснительная записка
На 1 сентября 2023 г. укомплектовано 12 классов, в которых реализуется учебный план АООП
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 вариант). Из них из-за малой
наполняемости детей в классах сформирован 2 класса-комплекта (6-е, 7-е и 7-г, 8-г).
По
индивидуальным учебным планам обучается на дому 12 чел.
Учебный план АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями
развития (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований
Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,
состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения.
Вариант 2 АООП обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) включает
как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР),
разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный
план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые
соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося.
Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не превышает объем, предусмотренный учебным планом
АООП.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки освоения
АООП обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), годовой и недельный учебные планы ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат»
представлены в 2-м варианте (I-IV; V-IX, X- XII классы), и сроки обучения составляют 12 лет.
Количество учебных занятий для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью за 12 учебных лет составляет 9762 часов, включая коррекционные курсы.
Учебный план АООП включает две части:
I – обязательная часть, состоит из:
1. пяти образовательных областей, представленных десятью учебными предметами;
2. коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом или учителемдефектологом;
II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
 коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
 внеурочные мероприятия.
Учебный план включает обязательные предметные области:
7. Язык и речевая практика
8. Математика
9. Окружающий мир
10. Искусство
11. Физическая культура.
Основные задачи реализации содержания предметных областей
Предметная область «Язык и речевая практика»
Учебные предметы: Речь и альтернативная коммуникация.
Основные задачи реализации содержания: Развитие речи как средства общения в контексте
познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание обращенной речи и смысла
доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других
графических изображений), неспецифических жестов. Пользование воспроизводящими заменяющими
14

речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и др.). Овладение умением вступать в
контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и
альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения. Умение
пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи
для решения соответствующих возрасту житейских задач. Обучение глобальному чтению в доступных
ребенку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца
отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение
чтением и письмом на доступном уровне.
Предметная область «Математика»
Учебные предметы: Математические представления
Основные задачи реализации содержания: Формирование элементарных представлений о
форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях.
Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в
доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих
возрасту житейских задач.
Предметная область «Окружающий мир»
Учебные предметы: Окружающий природный мир, Человек, Окружающий социальный мир.
Основные задачи реализации содержания:
Окружающий природный мир.
Формирование представлений о явлениях неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе. Умения адаптироваться к конкретным природным
и климатическим условиям. Формирование представлений о животном и растительном мире, их
значении в жизни человека.
Человек.
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других. Умение решать
каждодневные жизненные задачи связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием
пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание). Умение поддерживать образ жизни,
соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей семье, о взаимоотношениях в
семье.
Домоводство.
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с
уборкой помещений, с уходом за вещами; участие в покупке продуктов, в процессе приготовления
пищи, в сервировке и уборке столов.
Окружающий социальный мир.
Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о
расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в
помещениях и на улице. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развитие
межличностных и групповых отношений. Накопление положительного опыта сотрудничества и
участия в общественной жизни. Формирование представлений об обязанностях и правах ребенка.
Представление о своей стране (Россия).
Предметная область «Искусство»
Учебные предметы: Музыка и движение, Изобразительная деятельность.
Основные задачи реализации содержания:
Музыка и движение. Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам
музыкального искусства. Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих,
хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструмента, эмоциональное и
15

практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных,
вокальных и инструментальных выступлений. Готовность к участию в совместных музыкальных
мероприятиях.
Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация).
Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного
искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров, (красиво – некрасиво)в практической
жизни, и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Освоение доступных средств
изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация; использование различных
изобразительных технологий. Развитие способности к совместной изобразительной деятельности.
Накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности.
Предметная область «Физическая культура»
Учебные предметы: Адаптивная физическая культура.
Основные задачи реализации содержания:
Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и
ограничений. Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием
технических средств). Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью,
самостоятельностью и независимостью. Формирование двигательных навыков, координация
движений, физических качеств. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности:
велосипедная езда, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, туризм и других.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами: «Сенсорное развитие», «Предметно-практические
действия», «Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация» и «Коррекционноразвивающие занятия».
На коррекционно-развивающую область в I классе отводится 10 часов в неделю. Выбор
коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение
осуществляется школой самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с
умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и
индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки,
но учитывается при определении объемов финансирования.
Коррекционный курс «Сенсорное развитие».
Основные задачи реализации содержания:
Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные
анализаторы. Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также
восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметнопрактической и познавательной деятельности.
Коррекционный курс «Предметно-практические действия»
Основные задачи реализации содержания:
Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с
предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при
выполнении предметных действий. Овладение навыками предметно-практической деятельности как
необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой
деятельности.
Коррекционный курс «Двигательное развитие»
Основные задачи реализации содержания: Мотивация двигательной активности, поддержка и
развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных
нарушений. Обучение переходу из одной позы в другую; освоение новых способов передвижения
16

(включая передвижение с помощью технических средств реабилитации); формирование
функциональных двигательных навыков; развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация»
Основные задачи реализации содержания:
Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета
графического изображения, знаковой системы. Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными
словами, набора букв как средства коммуникации. Составление коммуникативных таблиц и
коммуникативных тетрадей для общения в школе, дома и в других местах. Освоение технических
коммуникативных устройств.
Коррекционный курс «Игра и игрокоррекция»
Основные задачи реализации содержания:
Овладение разнообразными знаниями и практическими умениями посредством игры.
Обогащение и уточнение представлений о социальной, бытовой жизнедеятельности разных народов,
освоение способов поведения в тех или иных жизненных ситуациях, формирование произвольности
поведения: выполнение определённых действий и правил, подчинение своих желаний и интересов
требованиям роли.
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия»
Основные задачи реализации содержания:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Формирование
социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения:
крик, агрессия, стереотипии и другое. Коррекция речевых расстройств и нарушений коммуникации.
Дополнительная помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые для обучающихся
являются особенно трудными. Развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого
потенциала.
Коррекционный курс «Логоритмика»
Основные задачи реализации содержания:
Всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными
навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на
способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Развитие органов перцепции –
кинестетических ощущений, тактильных, зрительных, слуховых, нормализация дыхательных и
артикуляционных мышц
Логоритмика – это способ коррекции речи, опирающийся на сочетание музыкального ритма с
применением слова. Несмотря на свою организованную систему, она является лишь дополнением к
системе логопедических занятий, поскольку логоритмические упражнения всегда подчинены целям
логопедии.
У обучающихся 6-г класса относительно развиты коммуникативные и речевые навыки общения
в окружающей среде, т.е. говорящие дети. Акцент работы логопеда обращен уже не столько на
формирование речи, сколько на качество (выразительность) речи. Поэтому в учебный план 4-г класса
введен курс «Логоритмика».
На 1 сентября 2022 г. 9 обучающихся получают образование по индивидуальным учебным
планам:
1) на дому;
2) с организацией обучения в помещениях образовательной организации (при согласовании с
родителями и отсутствии медицинских противопоказаний);
3) обучение по отдельным учебным предметам в школе и части предметов на дому;
4) участие обучающихся в мероприятиях, проводимых образовательной организацией.
17

Недельный учебный план 2023–2024 учебного года
для детей, обучающихся по АООП согласно ФГОС
2 вариант (I-VI классы)
I. Предметные
области

Учебные предметы

1. Язык и речевая 1.1 Речь и альтернативная
практика
коммуникация
2. Математика
2.1 Математические
представления
3. Окружающий
3.1 Окружающий
мир
природный мир
3.2 Человек
3.3 Домоводство
3.4 Окружающий социальный мир
4. Искусство
4.1 Музыка и движение
4.2 Изобразительная деятельность
5. Физическая
5.1 Адаптивная физкультура
культура
6. Технологии
6.1 Профильный труд
7. Коррекционно-развивающие занятия
Всего к финансированию:

1д

Таблица 5

Количество часов в неделю
2в
3г
3д
4г
Обязательная часть

4д

Всего

3

3

2

2

2

2

14

2

2

2

2

2

2

12

2

2

2

2

2

2

12

3
1
2
3

3
1
2
3

2
3
2
2
3

2
2
2
2
3

2
3
2
2
3

2
3
2
2
3

14
11
10
12
18

2

2

2

2

2

2

12

-

-

-

-

-

-

-

2

2

2

2

2

2

12

22

127

4д
2
2
2
2
2
10

Всего

20
20
22
21
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
II. Коррекционные курсы
Количество часов в неделю
1д
2в
3г
3д
4г
1. Сенсорное развитие
2
2
2
2
2
2. Предметно-практические действия
2
2
2
2
2
3. Двигательное развитие
2
2
2
2
2
4. Альтернативная коммуникация (логоритмика)
2
2
2
2
2
5. Игра и игрокоррекция
2
2
2
2
2
Итого по учебному плану по коррекционным курсам:
10
10
10
10
10

12
12
12
12
12
60
18

Итого часов:
Внеурочная деятельность
1. Разговоры о важном
2. ЭкоКолобок
3. Мир искусства
4. Самоделкин
Всего к финансированию:

30
1д
30

30
2в
30

32
3г
1
1
1
1
36

31
3д
31

32
4г
32

32
4д
1
1
1
1
36

Недельный учебный план 2023–2024 учебного года
для детей, обучающихся по АООП ФГОС
2 вариант (V-XIII классы)

187
Всего

2
2
2
2
195

Таблица 6

1

I.
Предметные Учебные предметы
области
1. Язык и речевая 1.1 Речь и альтернативная
практика
коммуникация
2. Математика
2.1 Математические
представления
3. Окружающий
3.1 Окружающий
мир
природный мир
3.2 Человек
3.3 Домоводство
3.4 Окружающий
социальный мир
4. Искусство
4.1 Музыка и движение
4.2 Изобразительная
деятельность
5. Физическая
5.1 Адаптивная
культура
физкультура
6. Технологии
6.1 Профильный труд

5в

Количество часов в неделю
6д
6е / 7е
7д
Обязательная часть

Всего

7г / 8г

2

2

2

2

2

2

2

14

2

2

2

-

2

2

2

12

2

2

1

1

2

2

2

12

2
3

1
3

1
3

1
2

1
5

1
3

1
3

8
22

2

2

2

2

2

2

2

14

2

2

2

2

2

2

2

14

3

3

3

3

3

3

3

21

2

2

2

2

2

2

2

14

-

-

-

-

2

2

2

6

7. Коррекционно-развивающие занятия

2

2

2

2

2

2

2

14

Итого часов по учебному плану:
К финансированию:

22
22

21
21

20

17

25
25

23

23

151
111

20

23

19

II. Коррекционные курсы
1. Сенсорное развитие
2. Предметно-практические действия
3. Двигательное развитие
4. Альтернативная коммуникация
(логоритмика)
5. Игра и игрокоррекция
6. Нейрогимнастика
Итого часов:
Внеурочная
деятельность

1.
2.
3.
4.

Разговоры о важном
ЭкоКолобок
Мир искусства
Самоделкин

Итого часов:
Итого часов по учебному плану:
Всего к финансированию:

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Количество часов в неделю
5в
6д
6е / 7е
7д
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Всего

7г / 8г
2
2
2

14
14
14

2

2

2

2

2

2

2

14

1
1
10
5в
1
1
1
1
4
36
36

1
1
10
6д
1
1
1
1
4
35
35

1
1
10

1
1
10

1
1
10
7д
1
1
1
1
4
39
39

1
1
10

1
1
10

7
7
70

6е / 7е
30

27
30

7г / 8г
1
1
1
1
4
37

Всего

1
1
1
1
4
37

5
5
5
5
20
241
177

37

Распределение профилей трудового обучения для детей,
обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам согласно ФГОС
2 вариант
Таблица 7
№
п/п

Класс,
количество
часов
1.
7-д (2ч.)
2.
7г / 8г (2ч.)
Итого по учебному
плану:
Итого
к финансированию:

Профильный труд

Всего
часов

Дворницкое дело
1
1

Подготовка младшего обслуживающего
персонала (МОП)
1
1

2

2

4

2

2

4

2
2

20

1. Зиннатов
Артем
2. Падерина
Валерия
3. Атнабаев
Виталий
4. Ключников
Данил
5. Грязнева
Мария
6. Елькина
Виктория
7. Грязнев
Кирилл
8. Башкиров
Данилл
9. Гисматуллина
Мия
10. Чечулина
Мария
11. Артемьева
Анна
12. Опойцев
Владимир

1-д

0,5

0,5

0,5

2-в

1

2

1

2

6

1

1

1

2

12

6-е

1

1

5-в

0,5

1

1

5-в

0,5

0,5

0,5

5-в

0,5

3-г

0,5

8-г

1

1

1

1

1

1

1

1

5-в

1

1

1

1

1

1

1

1

4-г

1

1

7-г

0,5

0,5

7-е

1

1

1

0,5

1

0,5

1

0,5

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

1

1
1

0,5
1

1

0,5
1

0,5
0,5

0,5

0,5
0,5

1
1

1

0,5

ИТОГО:

Игра и игрокоррекция

Альтернативная
коммуникация

Двигательное развитие

Предметно-практические
действия

Сенсорное развитие

Коррекционноразвивающие занятия

Профильный труд

Адаптивная физкультура

Изобразительная
деятельность

Музыка и движение

Окружающий социальный
мир

Домоводство

Человек

Окружающий природный
мир

Математические
представления

Речь и альтернативная
коммуникация

Индивидуальные учебные планы по общеобразовательной программе для детей, обучающихся по адаптированным основным
общеобразовательным программам согласно ФГОС ОО УО 2-вариант на 2023–2024 учебный год
Таблица 8
ФИО ребенка
Класс
Образовательные компоненты (предметы)

1
0,5
1

2

3
2,5

2

7
2,5

2

14

2

12

2

6,5

1

6
1

6

Итого: 79,5
21

Учебные планы
ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат», реализующего ФАООП
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1 и 2 варианты
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Учебные планы составлены в соответствии с нормативными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2,
79;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 Приказ Минобразования России от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п «Об утверждении учебных
планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии»
 Федеральный перечень учебников.
 Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы»;
 Локальные акты образовательного учреждения.
 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 августа 2018г. №05283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении»;
 Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
 Адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Асбестовская школа–интернат»;
 школьные локальные акты.
Учебные планы
ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат», реализующего ФАООП
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1 варианты
Пояснительная записка
Учебный план ГБОУ СО “Асбестовская школа-интернат” (далее - Учебный план), реализующих
АООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает
в качестве одного из основных механизмов его реализации.
22

Недельный учебный план представлен 1 годом обучения IX класс. Срок обучения по АООП
составляет 1 год.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году.
На этапе обучения в IX классе в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью
коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного
плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана различается для обучающихся
с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в соответствии с
представленными ниже учебными планами.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью:
-формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
-формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы
обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает:
-учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
-увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной
части;
-введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и
(или) физическом развитии;
-введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая
коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными
коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение
осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при
определении объемов финансирования.
Основная часть предметов учебного плана обеспечена адаптированными общеобразовательными
программами для обучающихся с умственной отсталостью (М.: «Просвещение», 2011г. под редакцией
И.М. Бгажноковой). Наряду с указанными программами реализуется адаптированная образовательная
программа «Кулинарное дело» 5–9 классы, разработанные учителями трудового обучения ГБОУ СО
«Асбестовская школа-интернат».
23

В 9-х классах изучаются традиционные предметы федерального компонента: русский язык
(чтение, письмо), математика, естествознание, география, история, этика изобразительное искусство,
музыка и пение; осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение.
Задача общеобразовательных предметов и трудового обучения заключается в коррекции отклонений в
развитии личности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, обеспечении учащихся тем
уровнем образованности, который необходим для их дальнейшей социально-трудовой адаптации в
современном обществе, через реализацию принципов КРО (Е.Д. Худенко) элементов
здоровьесберегающих технологий и теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.
Гальперина.
Учебный план включает в себя образовательные области, каждая из которых реализуется
системой предметов, неразрывно связанных по своему содержанию от 1-го класса до 9-го класса.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит
успешность всего школьного обучения. Задачей обучения русскому языку является: научить
школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать
элементарные навыки грамотного письма, повысить уровень общего и речевого развития учащихся,
научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
формировать нравственные качества.
В процессе обучения математике учащиеся овладевают доступными математическими
знаниями и умениями, учатся применять эти знания на практике.
Такие учебные предметы как природоведение, естествознание направлены на формирование у
школьников элементарных знаний о неживой и живой природе, правильного понимания явлений
окружающей действительности, на воспитание бережного отношения к природе, формированию
экологической культуры.
Образовательная область «Обществознание» включает в себя «Мир истории», «Историю
Отечества», «Этику», «Географию». На уроках истории учащиеся знакомятся с наиболее значимыми
событиями из истории нашей Родины, с современной политической жизнью страны, получают основы
правового и нравственного воспитания. На уроках физической культуры: укрепляется здоровье
школьников, закаливается организм, формируется правильная осанка, совершенствуются
двигательные качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость), воспитываются навыки, физическая
работоспособность. Физическое воспитание направлено на развитие и коррекцию таких двигательных
качеств, как сила, ловкость, выносливость, которые важны для подготовки выпускников к
самостоятельной жизни и труду в условиях общего производства.
В ходе трудового обучения в 5-м классе ведется наблюдение за обучающимися, цель которого
определить их профессиональные возможности в овладении тем или иным видом профессионального
труда.
В 9 классах реализуются программы образовательной области «Технология»: домоводство и
профильный труд. Класс делится на 2 трудовые группы.
 Первая группа начинают изучать кулинарное дело, цветоводство и декоративное садоводство,
подготовку младшего обслуживающего персонала.
 Вторая группа изучают столярное дело, кулинарное дело.
Обучение обучающихся по разнообразным профилям труда во взаимосвязи с
общеобразовательной подготовкой является перспективой жизнедеятельности выпускников, их
дальнейшей самостоятельной жизни с учетом ресурсных возможностей Свердловской области,
ближайшего социального окружения в условиях предприятий промышленности и сферы
обслуживания города Асбеста. Класс на уроках трудового обучения делится на 2 подгруппы.
В школе функционируют следующие профили трудового обучения:
 столярное дело
 кулинарное дело
 цветоводство и декоративное садоводство
 подготовка младшего обслуживающего персонала.
По данной программе в 2023-2024 уч.г. укомплектованы 2 класса.
24

Недельный учебный план
ФАООП УО (вариант 1) обучающихся IX-х классов
2023-2024 уч. г.
Образовательные
области
1. Язык и речь

2.Математика
3. Обществознание

4. Естествознание

5. Искусство
6. Технологии

Образовательные компоненты
(предметы)
1.1. Русский язык
1.2. Устная речь
1.3. Чтение
1.4. Деловое и творческое письмо
(практикум)
2.1. Математика
3.1. Мир истории
3.2. История Отечества
3.3. История и культура родного края
3.4. Этика
3.5. География
3.6. Экономический практикум
4.1. Живой мир
4.2. Природоведение
4.3. Естествознание
4.4.Человек и его среда. ОБЖ
5.1. ИЗО
5.3. Музыка, пение (танец)
6.1. Занимательный труд
6.2. Домоводство
6.3. Профильный труд
7.1. Физкультура

7 Физическая
культура
Количество часов в неделю
Коррекционные
Ритмика
технологии
Лечебная физкультура
Логопедические занятия
Игра (игрокоррекция)
Психологический практикум
Факультативы,
1. Разговоры о важном
занятия по выбору
2. ОБЖ
Максимально допустимое количество часов в неделю
Итого часов к финансированию

Количество
часов в неделю
9в
9г
3
3
4
4
4
2
1
2
2
2
8
2

8
4
3
4
4
4
16
4

30
2
1
1
34
34

30
2
1
1
34
34

60
4
2
2
68
68
Таблица 8

II группа (мальчики)

Кулинарное
дело

Подготовка
МОП

Цветоводство

Столярное дело

Кулинарное дело

Всего
часов

9а, 8 ч
9г, 8 ч
Всего
часов

I группа (девочки)

6
8
-

4
2
1
2
2
2
8
2

Распределение учебных часов по профильному труду
Класс

Таблица 9
Всего
часов

3
3

3
3

2
2

6
6

2
2

16
16

6

6

4

12

4

32

Учебный план
25

ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат», реализующего ФАООП
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант
2023-2024 учебный год
Учебный план ГБОУ СО “Асбестовская школа-интернат” (далее - учебный план),
реализующих АООП УО (вариант 2), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса,
а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен одним годом обучения - 9 класс.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более 2040 академических часов.
На данном этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет
ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность. Кроме этого, с целью
коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру
учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает две части: обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития разных нозологических
групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
Для коррекции речевого развития в образовательном учреждении организуются индивидуальные и
групповые логопедические занятия. С 1 по 15 сентября проводится диагностика речевого развития
вновь прибывших учащихся. После 15 сентября формируются группы с учетом однородности и
выраженности речевых нарушений. Занятия по логопедии могут проводиться как в первую, так и во
вторую половину дня. В первую половину дня на занятия по логопедии можно брать учащихся с
уроков чтения, устной речи, а во вторую половину дня с воспитательских часов. Продолжительность
логопедических занятий 15–25 минут. В нынешнем учебном году такими занятиями будет охвачено
более 60% обучающихся.
Для обучающихся, имеющих специфические нарушения общей моторики, дефекты осанки
организуются занятия по лечебной физкультуре (ЛФК). Группы для занятий ЛФК формируются в
соответствии с медицинскими рекомендациями. Занятия проводятся как в первой, так и во второй
половине дня по расписанию. Занятиями ЛФК будут охвачены обучающиеся с 6 по 11 классы. Для
коррекции психомоторных процессов, сенсорного восприятия в учебный план введены
26

индивидуальные и групповые занятия по развитию психосенсомоторных процессов. С целью
формирования произвольности поведения, способов поведения в тех или иных жизненных ситуациях в
учебном плане заложены учебные часы по игрокоррекции. Данные занятия организуются на основании
данных психологической диагностики и проводятся как в первой, так и во второй половине дня. Их
продолжительность 15–20 минут. Проводят данные занятия учителя, педагог-психолог.
Реализация принципов непрерывности и преемственности проходит через все образовательные
области на различных ступенях обучения, благодаря формированию инвариантной и вариативной
частей учебного плана, осуществляется за счет преемственности реализации педагогической
технологии коррекционно-развивающего обучения, применения технологий бесконфликтного
общения, создания адаптационных условий для воспитанников.
Продолжительность урока составляет 40 минут, в 1 классе (первая четверть) – 35 минут.
В соответствии с документами, регулирующими образование по индивидуальным планом на
дому, рекомендуется детям, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут очно
посещать образовательные учреждения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на
обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Основанием для организации обучения на дому является заявление родителей (законных
представителей) и заключение ВК медицинских учреждений г.Асбеста.
Учебный план способствует реализации прав ребенка умственной отсталостью на сохранение и
укрепление здоровья, получение образования и развития личности.
Учебный план направлен на реализацию основной цели: достижения максимально возможной
социализации детей с умственной отсталостью, их допрофессиональной подготовки и трудоустройства
в учреждения органов социальной защиты или для индивидуальной трудовой деятельности.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
 укрепление и охрана здоровья, физического развития ребенка;
 формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функций речи;
 формирование развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения,
коммуникативных умений;
 включение учащихся в домашний труд, хозяйственный труд;
 расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития,
нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
 формирование на доступном уровне знаний, умений, навыков по общеобразовательным предметам
учебного плана;
 развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Содержание образования определяется каждому ребенку индивидуально, исходя из
рекомендаций ПМПК, степени снижения интеллекта, характера сопутствующих нарушений, интересов
и склонностей учащихся. Учебный план индивидуального обучения на дому, расписание занятий,
порядок, сроки, формы промежуточной аттестации обучающегося
в обязательном порядке
согласовывается с родителями ребенка. Обучение проходит на дому по расписанию, согласованному с
родителями.
Учебный план обучения на дому определяет:
 перечень всех учебных предметов, которые ребенок осваивает в учебном году;
 количество часов отводимых на каждый предмет, распределение этих часов в течение недели;
 включение образовательных предметов, технологий, направленных на развитие и коррекцию
личности детей, обучаемых на дому;
 структуру образовательного процесса ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат».
Планирование работы с ребенком осуществляется через составление педагогами
индивидуальной адаптированной общеобразовательной программы, которая защищается и
утверждается на заседании школьного ПМПК, члены данного органа отслеживают качество
реализации программы в конце учебного года.
В течение всего учебного года ведется мониторинг развития ребенка, обучаемого на дому.
27

Начало учебного года, сроки и продолжительность каникул соответствуют срокам,
установленным для всех обучающихся. Продолжительность уроков от 25 минут (в зависимости от
особенностей психофизического развития). В представленном учебном плане недельная нагрузка дана
в соответствии с возрастными, интеллектуальными и психофизическими возможностями умственно
отсталых детей и подростков, с учетом рекомендации Министерства здравоохранения по охране
здоровья и предупреждению учебной перегрузки школьников.
Недельный учебный план АООП УО (вариант 2)
обучающихся 9-х классов в 2023-2024 уч. г.
Таблица 10.
Предметные области

Учебные предметы
Классы

1. Язык и речь

2.Математика
3. Обществознание
4. Естествознание
5. Искусство
6. Физическая культура
7. Технологии

1.1. Развитие речи и
альтернативная коммуникация
1.2. Графика и письмо
1.3. Альтернативное чтение
2.1. Математические
представления
3.1. ОБЖ
4.1. Человек и его здоровье
5.1. Изобразительная
деятельность
6.1. Адаптивная физкультура
7.1. Профильный труд
7.2. Домоводство

Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Разговоры о важном
Музыка. Пение
Максимально допустимое количество часов в неделю
Коррекционные
Сенсорное развитие
технологии
Коммуникация, правила соц.
поведения
Двигательное развитие
Ритмика
Альтернативная коммуникация
Количество часов в неделю
Итого часов к финансированию

Количество
часов
9д
1

Всего часов

3
3
3

3
3
3

1
1
2

1
1
2

2
6
2
24
2

2
6
2
24
4

1
1
26
2
1

2
2
26
2
1

2
1
2
8
34

2
1
2
8
34

1

Распределение трудового обучения по профилям в 9 классе в 2023–2024 учебном году
Таблица 11
№
п/п

Класс,
количество
часов

1.
9-д (6 ч.)
К финансированию:

МОП
2
2

Профильный труд
Дворницкое
дело
2
2

Рукоделие

Всего
часов

2
2

6
6
28

1. Грязнева
Софья
2. Белов
Арсений
3. Волоснико
ва Ангелин
Итого: 16 ч.
9-д
0,5

9-д
1
0,5

9-д
1
1
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
1
1
0,5
1

1
0,5
1
1
0,5
1
0,5

0,5

Итого

17. Альтернативная
коммуникация

16. Ритмика

15. Двигательное развитие

14. Коммун. правила соц.
поведения

13. Сенсорное развитие

12. Музыка. Пение

11. Разговоры о важном

10. Домоводство

9. Профильный труд

8. Адаптивная физкультура

ФИО ребенка

7. Изобразит. деятельность

6. Человек и его здоровье

5. ОБЖ

4. Матем. представления

3. Графика и письмо

2. Альтернативное чтение

1. Разв. речи и коммуникац

Класс
Индивидуальные учебные планы обучающихся на дому по общеобразовательной программе
для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на 2023–2024 учебный год
Таблица 12.

Образовательные компоненты (предметы)

2

6

8

29

Таблица для проверки часов по УП в 2023–2024 уч.г.
Таблица 13

Класс

1-д
2-б
2-в
3-д
3-в
3-г
4-в
4-г
4-д
Итого: 9
5-б
5-в
6-в
6-д
6-г
6-е, 7-е
7-в
7-д
7-г, 8-г
8-в
9-в
9-д
9-г
Итого:
15
Итого:
24 классов
(из них 2
к/к)

31.08.2023

Кол-во
обучающихся

Количество часов в
связи с делением на
группы

Итого
часов по
УП

Количество Всего часов
часов,
к финансиотведенны
рованию
х для
обучения
на дому

Профиль
ный труд.

домов.
ОСЖ

5
7
4
3
7
6
9
4
4
49
12
9
7
4
7
3/4
11
4
4/3
9
10
10
9
106

6
6
6
7
8
8
8
49

2
2
2
2
2
2
2
14

30
32
30
31
32
36
32
32
36
291
38
36
39
35
39
30
41
39
37
42
34
34
34
478

2
6
2,5
6,5
17
24,5
15
18
20
16
93,5

32
32
36
31
32
38,5
32
38,5
36
308
46
60,5
47
35
62
48
50
39
57
52
44
50
44
634,5

155

49

14

769

110,5

942,5

ЗД по УР

В.А. Митькиных

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».