Рабочая программа по химии 8-9 классы 2021-2022

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской
области «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы»
Рассмотрено

Согласовано

Руководитель ШМО
____________Семенова Н.Б.
Протокол
от «__» ___________20___г.
№ _____________________

Заместитель директора
по УВР
___________Ю.В. Воробьёва
«__»________________20__г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: «ХИМИЯ»
для обучающихся 8-9 классов
на 2023-2024 учебный год

г. Асбест, 2023 г.

Утверждаю
Директор ГБОУ СО
«Асбестовская школа-интернат»
___________Л.М. Салимзянова
Приказ
от «__»___________20__г.
№ ____________________

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
1.
2.
3.
4.

Ф.И.О. педагога: Аглушевич Надежда Николаевна
Уровень образования: высшее педагогическое
Квалификационная категория: нет
Педагогический стаж: 10 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база, лежащая в основе разработки рабочей программы на 2023-2024 учебный год
1. 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации".
3.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
4.
Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24 ноября 2022 г. N 1025).
5.
Авторская программа Н.Е.Кузнецовой ООО по химии, допущенной Министерством образования и науки
Российской Федерации и соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.
Авторы Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара.
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"
.
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой
психического развития ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат».

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по химии под редакцией Н.Е.Кузнецовой,
И.М.Титовой, Н.Н. Гара в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного
стандарта, реализуется в 8-9 классах для детей с задержкой психического развития, в соответствии с учебнометодическим комплексом:
Учебник: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара «Химия 8 класс», Москва, «Вентана-Граф»,2020
( № 1.2.4.3.5.1 в Федеральном перечне учебников)
Учебник: Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара «Химия 9 класс», Москва, «Вентана-Граф»,2020
( № 1.2.4.3.5.2 в Федеральном перечне учебников)
Учебники построены на гуманистической парадигме развивающего обучения, на системно-интегративном и
деятельностном подходах. В них отчетливо проведены авторские идеи и принципы, ориентированные на развитие
личности ученика, на отражение специфики химии как науки методологии химического познания, на раскрытие
огромного практического значения химии для общества и отдельного человека, её проникновения во все сферы жизни.
Общая характеристика предмета
В системе общего образования и выполнения его целей учебный предмет «Химия» вносит весомый вклад в
обучение, развитие и воспитание школьников, в формирование у учащихся
научной картины мира и мировоззрения. Изучение химии является одним из компонентов процесса
разностороннего развития и воспитания обучающихся; становления их индивидуальности; способности адаптироваться и
использовать свой потенциал в выборе дальнейшего образования, профессиональной деятельности, а также реализовать
себя в условиях современного общества.
Изучение химии способствует решению общей цели естественнонаучного образования – дать единое представление о
природе, сформировать естественнонаучную картину мира, мировоззрение и экологическую культуру, а также вносит
вклад в формирование нравственности, духовности, общих ключевых компетенций, в воспитание трудолюбия,
экологической и потребительской культуры учащихся.
Изучение химии в основной школе призвано обеспечить:
 формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них
гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;
 выработку понимания общественной потребности в развитии химии как к возможной области будущей
практической деятельности;
 формирование умений безопасного обращения в веществами, используемыми в повседневной жизни.
Основные цели изучения химии в школе:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом
применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических
превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;
углубление представлений о материальном единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные
ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей
среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами,
происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения,
а также зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при
проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том
числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.


Место химии в учебном плане основной школы
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа рассчитана для 8 и 9 классов на 3 часа в
неделю и 2 часа в неделю соответственно, всего 170 часов.
Практические работы проводятся просмотром видеоматериалов по обстоятельным причинам.

Содержание учебного предмета «химия»
8 класс (3 ч. в неделю, итого 102 ч)
Введение – (2ч.)
Химия и научно-технический прогресс. Исторические этапы возникновения и развития химии. Предмет и задачи
химии. Основные понятия и теории химии. Лабораторное оборудование и приемы работы с ним. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Практическая работа № 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Строение пламени
Раздел I. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения
Глава 1. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения (20 ч)
Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления. Изменяющееся вещество как предмет
изучения химии. Описание веществ. Химические элементы: их знаки и сведения из истории открытия. Состав веществ.
Закон постоянства состава, химические формулы. Формы существования химических элементов. Вещества простые и
сложные. Простые вещества: металлы и неметаллы. Общая характеристика металлов и неметаллов. Некоторые сведения
о металлах и неметаллах, обусловливающих загрязненность окружающей среды. Описание наиболее распространенных
простых веществ. Атомно-молекулярное учение (АМУ) в химии. Относительные атомные и молекулярные
массы. Классификация химических элементов и открытие периодического закона. Система химических элементов Д. И.
Менделеева. Определение периода и группы. Характеристика положения химических элементов в периодической
системе. Валентность. Определение валентности по положению элемента в периодической системе.
Количество вещества. Моль - единица количества вещества. Молярная масса.
Расчетные задачи. 1. Вычисление относительной молекулярной массы веществ, массовой доли элементов по
химическим формулам. Вычисление молярной массы вещества. 2. Определение массы вещества по известному его
количеству и наоборот.
Контрольная работа № 1. Химические элементы и вещества с позиций атомно-молекулярного учения
Глава 2. Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии. (7 ч)
Сущность химических явлений в свете атомно-молекулярного учения. Признаки и условия протекания химических
реакций. Причины и направления протекания химических реакций. Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и
эндотермические реакции. Законы сохранения массы и энергии, их взаимосвязь. Составление уравнений химических

реакций. Расчеты по уравнениям химических реакций. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения,
обмена.
Расчетные задачи. Вычисление массы и количества вещества по уравнению реакции
Проверочная работа. «Химические реакции»
Глава 3. Методы химии (2 ч)
Понятие о методе как средстве научного познания действительности. Методы, связанные с непосредственным изучением
веществ: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент. Анализ и синтез веществ — экспериментальные методы
химии. Качественный и количественный анализ. Понятие об индикаторах. Химический язык (термины и названия, знаки,
формулы, уравнения), его важнейшие функции в химической науке. Способы выражения закономерностей в химии
(качественный, количественный, математический, графический). Химические опыты и измерения, их точность.
Видеодемонстрации. 1. Исследование физических и химических свойств вещества (воды, цинка или др.). 2. Наблюдение
и описание химической реакции (взаимодействие цинка с соляной кислотой или др.).
Глава 4. Вещества в окружающей нас природе и в технике (8 ч)
Вещества в природе: основные сведения о вещественном составе геосфер и космоса. Понятие о техносфере. Чистые
вещества и смеси. Степень чистоты и виды загрязнения веществ. Понятие о гомогенных и гетерогенных
смесях. Разделение смесей. Очистка веществ — фильтрование, дистилляция, кристаллизация, экстрагирование,
хроматография, возгонка. Идентификация веществ с помощью определения температур плавления и кипения.
Понятие о растворах как гомогенных физико-химических системах. Растворимость веществ. Факторы, влияющие на
растворимость твердых веществ и газов. Коэффициент растворимости. Способы выражения концентрации растворов:
массовая доля, молярная концентрация. Получение веществ с заданными свойствами.
Демонстрации. 1. Разделение смесей различными методами: методом отстаивания; с помощью делительной воронки; 2.
Коллекция различных сортов нефти, каменного угля. 3. Коллекция природных и синтетических органических веществ. 4.
Растворение веществ с различным коэффициентом растворимости.
Практическая работа № 2 Очистка веществ. № 3 Растворимость веществ
№ 4 Приготовление растворов заданной концентрации.
Расчетные задачи. Вычисление концентрации растворов (массовой доли, молярной) по массе растворенного вещества и
объему или массе растворителя.
Проверочная работа «Чистые вещества и смеси»

Глава 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение (9 ч)
Понятие о газах. Закон Авогадро. Воздух — смесь газов. Относительная плотность газов.
Кислород — химический элемент и простое вещество. История открытия кислорода. Аллотропия. Озон. Значение
озонового слоя Земли. Проблема нарушения его целостности. Повышение содержания озона в приземном слое
атмосферы.
Получение кислорода в промышленности и лаборатории. Химические свойства кислорода. Процессы горения и
медленного окисления. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
Расчетные задачи. Объемные соотношения газов при химических реакциях. Задачи на основе закона Авогадро
Тема творческой работы. Применение кислорода в промышленности, медицине, авиации металлургии т.д.
Практическая работа № 5. Получение кислород и изучение его свойств
Контрольная работа № 2. Химические реакции. Чистые вещества и смеси. Кислород
Глава 6. Основные классы неорганических соединений (20ч)
Классификация неорганических соединений. Оксиды — состав, номенклатура, классификация. Понятие о гидроксидах —
кислотах и основаниях. Названия и состав оснований. Гидроксогруппа. Классификация кислот (в т. ч. органические и
неорганические), их состав, названия. Состав, названия солей, правила составления формул солей.
Химические свойства оксидов. Общие химические свойства кислот. Ряд активности металлов. Щелочи, их свойства и
способы получения. Нерастворимые основания, их свойства и способы получения. Понятие об амфотерности. Оксиды и
гидроксиды, обладающие амфотерными свойствами. Химические свойства солей
(взаимодействие растворов солей с растворами щелочей, кислотами, металлами).
Генетическая связь неорганических соединений.
Демонстрации. 1. Взаимодействие кальция и натрия с водой. 2. Действие индикаторов. 3. Опыты, иллюстрирующие химические свойства отдельных классов неорганических соединений. 4. Образцы простых веществ и их соединений
(оксидов и гидроксидов), образованных элементами одного периода.
Практическая работа № 6. Исследование свойств оксидов, кислот, оснований
Контрольная работа № 3 Основные классы неорганических соединений
Раздел II. Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории.
Глава 7. Строение атома. (6ч)

Строение атома. Строение ядра. Изотопы. Химический элемент - определённый вид атома. Состояние электронов в
атоме. Строение электронных оболочек атомов элементов: s-, p - элементов. особенности строения электронных
оболочек атомов переходных элементов. Место элемента в периодической системе и электронная структура
атомов. Радиоактивность. Понятие о превращении химических элементов. Применение радиоактивных изотопов.
Демонстрации. 1. Модели атомов различных элементов.
Проверочная работа «Составление электронных формул атомов»
Глава 8. Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева. (8ч)
Свойства химических элементов и их периодические изменения. Классификация химических элементов. Открытие
периодического закона. Строение атомов элементов малых и больших периодов, главных и побочных подгрупп.
Формулировка периодического закона в современной трактовке. Периодическая система в свете строения атома.
Физический смысл номера периода и группы. Семейства элементов (на примерах щелочных металлов, галогенов,
инертных газов). Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и переходных элементов,
периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Элементы, соединения которых проявляют
амфотерные свойства. Относительная электроотрицательность элементов (ОЭО). Общая характеристика элемента на
основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева. Значение периодического закона для развития науки и
техники. Роль периодического закона в создании научной картины мира.
Демонстрации. 1. Набор слайдов, таблиц «Периодический закон и строение атома»
Решение расчетных задач. Вычисление массовой доли вещества
Контрольная работа № 4 Строение атома. Периодический закон
Глава 9. Строение вещества. (10ч)
Валентное состояние атомов в свете теории электронного строения. Валентные электроны. Химическая связь атомов.
Ковалентная связь и механизм ее образования. Неполярная и полярная ковалентная
связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм ее
образования. Катионы и анионы. Степень окисления.
Кристаллическое строение веществ. Кристаллические решетки: атомная, ионная, молекулярная — и их характеристики.
Проверочная работа «Строение вещества»
Глава10. Химические реакции в свете электронной теории.(6 ч)

Реакции, протекающие с изменением и без изменения степеней окисления. ОВР. Процессы окисления и восстановления;
их единство и противоположность. Окислитель и восстановитель. Составление уравнений ОВР. Расстановка
коэффициентов в ОВР методом электронного баланса.
Классификация химических реакций в свете электронной теории.
Контрольная работа № 5. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции
Повторение изученного материала – 3 ч.
Итоговая контрольная работа за 8 класс -1ч.
Итого: 102 часа
9 класс (2 ч в неделю, всего — 68 ч)
Повторение некоторых вопросов курса 8 класса (2 ч)
Химические элементы и их свойства. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах.. Сведения о составе и номенклатуре
основных классов неорганических соединений.
Раздел 1. Теоретические основы химии
Глава1. Химические реакции и закономерности их протекания. (2 ч)
Химическая кинетика. Скорость химической реакции. Закон действия масс. Зависимость скорости от условий протекания
реакции. Катализ и катализаторы. Общие сведения о гомогенном и гетерогенном катализе. Константа равновесия.
Химическое равновесие, принцип Ле Шателье.
Глава 2. Растворы. Теория электролитической диссоциации (11 ч)
Сведения о растворах; определение растворов, растворители, растворимость, классификация растворов. Электролиты и
неэлектролиты.
Дипольное строение молекулы воды. Процессы, происходящие с электролитами при расплавлении и растворении
веществ в воде. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Диссоциация электролитов с разным типом
химической связи. Свойства ионов. Тепловые явления, сопровождающие процессы растворения.
Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Индикаторы.
Реакции ионного обмена. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической
диссоциации. Гидролиз солей.
Практическая работа № 1. Влияние различных факторов на скорость химической реакции

Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме « Растворы. Теория электролитической
диссоциации»
Контрольная работа № 1. Растворы. Теория электролитической диссоциации
Раздел II. Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения
Глава 3. Общая характеристика неметаллов (3 ч)
Химические элементы-неметаллы. Положение элементов-неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева.
Особенности строения их атомов: общие черты и различия. Относительная электроотрицательность. Степени окисления,
валентные состояния атомов неметаллов. Закономерности изменения значений этих величин в периодах и группах
периодической системы. Типичные формы водородных и кислородных соединений неметаллов. Распространение
неметаллических элементов в природе.
Простые вещества неметаллы. Особенности их строения. Физические свойства (агрегатное состояние, температура
плавления, кипения, растворимость в воде). Понятие об аллотропии. Аллотропия углерода, фосфора. Серы.
Обусловленность свойств аллотропов особенностями их строения; применение аллотропов.
Химические свойства простых веществ-неметаллов. Причины химической инертности благородных газов, низкой
активности азота, окислительных свойств и двойственного поведения серы, азота, углерода и кремния в окислительновосстановительных реакциях. Общие свойства неметаллов и способы их получения.
Водородные соединения неметаллов. Формы водородных соединений
Закономерности изменения физических и химических свойств водородных соединений в зависимости от особенностей
строения атомов образующих их элементов. Свойства водных растворов водородных соединений неметаллов. Кислотноосновная характеристика их растворов.
Высшие кислородные соединения неметаллов. Оксиды и гидроксиды. Их состав, строение, свойства.
Глава 4. Водород – рождающий воду и энергию(3ч)
Водород в космосе, в земной коре. Водород – химический элемент и простое вещество. Энергия связи в молекуле
водорода. Физические и химические свойства водорода. Водород в ОВР. Применение водорода. Промышленное
получение водорода. Водород – экологически чистое топливо и перспективы его использования. Вода: состав, строение,
водородная связь, физико-химические свойства. Тяжелая вода и особенности ее свойств. Пероксид водорода: состав,
строение, применение.
Практическая работа № 3. Получение водорода и изучение его свойств.

Глава 5. Галогены(3ч)
Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение в
природе, физические и химические свойства галогенов. Получение хлор и хлороводорода в лаборатории и
промышленности. Соляная кислота и ее свойства. Соли соляной кислоты – хлориды. Биологическое значение галогенов.
Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены»
Контрольная работа № 2. Неметаллы. Водород. Галогены
Глава 6. Подгруппа кислорода и ее типичные представители (5 ч)
Общая характеристика элементов подгруппы кислорода. Закономерные изменения в подгруппе. Физические и
химические свойства халькогенов – простых веществ. Халькогениды, характер их водных растворов. Биологические
функции халькогенов. Сера как простое вещество. Аллотропия серы. Переход аллотропных форм друг в друга.
Химические свойства серы. Применение серы. Сероводород, строение, физические и химические свойства..
восстановительные свойства сероводорода. Качественная реакция на сероводород и сульфиды. Сероводород и сульфиды в
природе. Воздействие сероводорода на организм человека. Получение сероводорода в лаборатории.
Кислородсодержащие соединения серы. Оксид серы (IV). Сернистая кислота. Состав, строение, свойства.
Окислительно-восстановительные свойства кислородсодержащих соединений серы (IV). Сульфиты. Гидросульфиты.
Качественная реакция на сернистую кислоту и ее соли. Применение кислородсодержащих соединений серы (IV).
Оксид серы (VI)., состав, строение, свойства. Получение оксида серы (VI). Серная кислота, состав, строение, физические
свойства. Особенности ее растворения в воде. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты.
Качественная реакция на сульфат-ион. Применение серной кислоты.
Глава 7. Подгруппа азота и ее типичные представители (8 ч)
Общая характеристика элементов подгруппы азота. Свойства простых веществ элементов подгруппы
азота. Важнейшие водородные и кислородные соединения элементов подгруппы азота, их закономерные
изменения. История открытия и исследования элементов подгруппы азота.
Азот как элемент и простое вещество. Химические свойства азота. Аммиак, строение, свойства, водородная связь
между атомами аммиака. Механизм образования иона аммония. Соли аммония, их химические свойства. Качественная
реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония.
Оксиды азота. Строение оксида азота (II), оксида азота (IV). Физические и химические свойства оксидов азота.

Азотная кислота, состав и строение. Физические и химические свойства азотной кислоты. Окислительные свойства
азотной кислоты. Составление уравнений реакций взаимодействия азотной кислоты с металлами методом
электронного баланса. Соли азотной кислоты – нитраты. Качественные реакции на азотную кислоту и ее соли.
Получение и применение азотной кислоты и ее солей.
Фосфор как элемент и как простое вещество. Аллотропия фосфораю. Физические и химические свойства фосфора.
Применение фосфора. Водородные и кислородные соединения фосфора. Фосфорная кислота и ее соли. Качественная
реакция на фосфат-ион.
Минеральные удобрения: классификация, примеры, особенности физиологического воздействия на растения. Проблема
связанного азота. Проблема научно обоснованного использования минеральных удобрений в сельском хозяйстве.
Расчеты питательной ценности удобрений. Проблема накопления нитратов.
Практическая работа № 5.Получение аммиака и изучение его свойств
Глава 8 . Подгруппа углерода и ее типичные представители (7 ч)
Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Электронное строение атомов подгруппы углерода,
распространение в природе.
Углерод как простое вещество. Аллотропия углерода: алмаз, графит, фуллерены. Адсорбция. Химические свойства
углерода.
Кислородные соединения углерода. Оксиды углерода, строение, свойства, получение. Угольная кислота и ее соли.
Качественная реакция на карбона-ион.
Кремний и его свойства. Кислородные соединения кремния: оксид кремния (IV), кремниевая кислота, состав, строение,
свойства. Силикаты. Силикатная промышленность. Краткие сведения о керамике, стекле, цементе.
Понятие о круговороте химических элементов на примере углерода, азота, фосфора и серы.
Контрольная работа № 3. Подгруппы кислорода, азота, углерода
Раздел III. Металлы
Глава 9. Общие свойства металлов(3ч)
Положение металлов в периодической системе. Особенности строения атомов металлов : s-, p-, d-элементов. Значение
энергии ионизации. Металлическая связь. Кристаллические решетки. Общие и специфические физические свойства
металлов. Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжения металлов. Использование
электрохимического ряда напряжения металлов при выполнении самостоятельных работ. Электролиз расплавов и

растворов солей. Практическое значение электролиза. Способность металлов образовывать сплавы. Общие сведения о
сплавах.
Понятие о коррозии металлов. Коррозия металлов – общепланетарный геохимический процесс; виды коррозии:
химическая и электрохимическая – и способы защиты от нее.
Демонстрации. 1. Модели кристаллических решеток металлов
Глава 10.Металлы главных и побочных подгрупп(4ч)
Металлы – элементы I - II А групп. Строение атомов химических элементов IА- и IIА- групп, их сравнительная
характеристика. Физические и химические свойства простых веществ, оксидов и гидроксидов, солей. Применение
щелочных и щелочноземельных металлов. Закономерности распространения щелочных и щелочноземельных металлов в
природе, их получение электролизом соединений. Минералы кальция, их состав, особенности свойств, области
практического применения. Жесткость воды и способы ее устранения. Роль металлов I и II групп в живой природе.
Алюминий: химический элемент. Простое вещество. Физические и химические свойства. Распространение в природе.
Основные минералы. Применение в современной технике. Важнейшие соединения алюминия: оксиды и гидроксиды;
амфотерный характер их свойств.
Железо, марганец, хром как представители d-элементов. Строение атомов, свойства химических элементов. Железо
как простое вещество. Физические и химические свойства. Состав, особенности свойств и применение чугуна и стали как
важнейших сплавов железа. О способах химической антикоррозийной защиты сплавов железа. Краткие сведения о
важнейших соединениях металлов (оксиды и гидроксиды), их поведение в окислительно-восстановительных реакциях
соединения железа – Fe2+, Fe3+. Качественные реакции на ионы железа. Биологическая роль металлов.
Проверочная работа « Металлы»
Раздел IV. Общие сведения об органических соединениях
Глава 11. Углеводороды(4ч)
Соединения углерода – предмет самостоятельной науки – органической химии. Первоначальные сведения о строении
органических веществ. Некоторые положения и роль теории А.М. Бутлерова в развитии этой науки. Понятие о гомологии
и изомерии.
Основные классы углеводородов. Алканы. Электронное и пространственное строение предельных углеводородов (алканов). Изомерия и
номенклатура предельных углеводородов. Физические и химические свойства алканов. Способность алканов к реакции замещения и
изомеризации.

Непредельные углеводороды – алкены. Электронное и пространственное строение алкенов и алкинов. Гомологический ряд алкенов.
Номенклатура. Физические и химические свойства алкенов. Способность алкенов к реакции присоединения и полимеризации. Понятие о
полимерных химических соединениях: мономер, полимер, степень полимеризации. Полиэтилен, пролипропилен – представители полимеров.
Распространение углеводородов в природе. Состав нефти и характеристика основных продуктов, получаемых из нефти.
Глава 12. Кислородсодержащие органические соединения(2ч)
Кислородсодержащие органические соединения. Понятие о функциональной группе. Гомологические ряды спиртов и карбоновых кислот.
Общие формулы классов этих соединений. Физиологическое действие спиртов на организм. Химические свойства спиртов: горение,
гидрогалогенирование, дегидратация. Понятие о многоатомных спиртах (глицерин). Общие свойства карбоновых кислот. Реакция
этерификации.
Глава 13.Биологически важные органические соединения (жиры, углеводы, белки)(4ч)
Биологически важные соединения. Химия и пища: жиры, углеводы, белки – важнейшие составные части пищевого рациона человека и
животных. Свойства жиров, белков и углеводов. Роль жиров, белков и углеводов в природе и их химические свойства
Контрольная работа № 4. Органические соединения
Раздел IV. Химия и жизнь
Глава 14. Человек в мире веществ(2ч)
Роль химии в жизни человека, влияние синтетических моющих средств на водную среду.
Использование знаний и умений для безопасного обращения с веществами и минералами, влияние химического загрязнения окружающей
среды на организм человека. Информация о веществах, используемых в быту.
Основные принципы здорового питания.

Экологические проблемы вокруг нас и экологически грамотное поведение в окружающей среде.
Повторение (3 ч)
Итоговая контрольная работа за 9 класс - 1 ч.
Итого: 68 часов
Коррекционная направленность предмета
Педагогические условия:
Диалогизация:








Сотрудничество педагога и учащихся.
Осуществление обмена информацией, целями.
Совместная постановка целей и задач, поиск решения и оценивание их качества.
Признание педагогом личностной ценности каждого ученика.
Активное слушание, задавание вопросов, активное высказывание.
Возможность каждого быть правым и ошибаться.

Индивидуализация:
 Диффиринцированное взаимодействие с учетом различий между людьми.
 Поддержка конструктивного и разнообразного проявления индивидуальных особенностей.
 Ярко выраженные интересы, Элементы культуры.
 Самоисследование, выявление и выражение своей индивидуальности (уникальности).
Проблематизация:
 Проблематизация содержания.
 Показ разных точек зрения, побуждение замечать противоречия, ставить проблемы.
 Поощрение высказываний, альтернативность сомнений, самостоятельность суждений.
 Приветствие неожиданности, устойчивости к тревоге, связанной с неожиданностью.
 Использование специальных приемов познавательной деятельности, мозговой штурм, групповые дискуссии.
 Создание условий для определения проблем и продолжения.
Персонификация:
 Проявление познавательного интереса к потребностям, отношениям, чувствам, нерегламентированным поступкам.
 Искренность во взаимодействии, открытость в выражении чувств, эмоций.
 Проявление интереса к тому, как лично каждый ученик переживает и осмысливает происходящее в
образовательном процессе.
 Сообщение знаний, персонифицированных в судьбах других людей.

Коррекционно-развивающие приемы и методы:
 Обучение без принуждения.
 Постановка наводящих вопросов.
 Дополнительные инструкции в ходе учебной деятельности.
 Поощрение, создание ситуации успеха.
 Работа по алгоритму, образцу.
 Ответ по плану.
 Снижение темпа урока.
 Подача нового материала небольшими порциями.
 Систематичность повторения изученного.
 Предупреждение возможных ошибок.
 Адаптация содержания, очищение от сложности, подробностей и многообразия учебного материала.
 Использование опорных схем.
Принципы коррекционно - развивающего обучения:
 Принцип нормативности образования (не допускать снижения образовательной планки, обусловленной стандартом
образования)
 Принцип личностно-ориентированного подхода (утверждение уникальности, неповторимости, самоценности
каждого ребенка)
 Принцип приоритетного внимания к отношения ребенка в ситуации учения
 Принцип победности учения в условиях преодоления посильных трудностей (индивидуализация, дифференциация
педагогических методов, приемов, средств)
 Принцип педагогического оптимизма
 Принцип интегративного характера образовательного процесса

Для обеспечения результативности образовательного процесса необходимо соблюдать следующие правила и приемы
коррекционной работы:
 На каждом уроке учащиеся должны как можно больше читать вслух. Для этого подходит любой текст, задания к
лабораторной работе, отрывок из параграфа, вопросы для повторения.
 Учебный материал должен подаваться небольшими частями, только убедившись, что учащиеся усвоили данную
часть учебного материала учитель переходит к следующей его части.
 Как можно больше внимания следует уделить повторению изученного учебного материала. Урок должен начаться
и закончиться повторением пройденного.
 При изучении учебного материала акцент делается на практически умения и навыки. Теоретический материал
сводится до минимума. Успешность обучения обеспечивается максимальной наглядностью, проведением
лабораторных работ, практических работ.
 При проведении любого нового вида работы проводить четкую ориентировочную основу действий, которая может
быть представлена памяткой, алгоритмом, схемой, таблицей, планом.
 На уроках использовать материал, отвечающий возрастным интересам учащихся.
Педагогические технологии:
Для достижения результата образования предусмотрено использование элементов ряда педагогических
технологий:
 Технология проблемного изучения (создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность
учащихся по их разрешению).
 Групповые технологии, а именно нетрадиционные уроки (деловые игры, практикум).
 Элементы школы адаптирующей педагогики Ямбурга-Бройде, которая включает различные виды
педагогической поддержки в усвоении знаний (адаптация содержания учебного материала), применение
оптимального темпа, различные виды дифференциальной помощи (подсказка, намек, предупреждение о
возможной ошибке, опоры различного вида).
Требования к результатам освоения

Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного
развития:
1) Формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
2) Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремления
к здоровому образу жизни;
3) Понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;
4) Формирование творческого отношения к проблемам;
5) Подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
6) Умение управлять своей познавательной деятельностью;
7) Умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и
взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности;
8) Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с
учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;
9) Развитие готовности к решению творческих задач, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно
принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисковоисследовательская, клубная, проектная, кружковая и др.);
10) Формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры и
научного мировоззрения.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования
являются:
1) Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
2) Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
3) Понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать,
структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и
заключения;

4) Умение извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Всемирной сети Интернет, умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,
в том числе на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
5) Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования,
объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
6) Умение воспринимать , систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
7) Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую ( из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда
в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
8) Умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать своё отношение
к фактам и явлениям окружающей действительности , к прочитанному, услышанному, увиденному;
9) Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций,
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
10) Способность организовать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе
жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;
11) Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные способы решения задач;
12) Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на
уроках и в доступной социальной практике;
13) Способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение
слушать собеседника, понимать его точку зрения, принимать право другого человека на иное мнение;
14) Умение взаимодействовать с людьми , работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей;
15) Умение оценивать свою познавательно- трудовую деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
16) Овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
17) Понимание значимости различных видов профессиональной и общественной деятельности.

В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику
возможность научиться:
1) Понимать значение научных знаний для адаптации человека в современном динамично изменяющемся и
развивающемся мире, возможность разумного использования достижений науки и современных технологий для
дальнейшего развития человеческого общества;
2) Давать определения изученных понятий:
 химический элемент, атом, ион, молекула;
 кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества;
 химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса;
 валентность, оксиды, кислоты, основания, соли;
 амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая таблица;
 изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления;
 химическая реакция, химическое уравнение, генетическая связь;
 окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции.
3) Описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
4)Проводить химический эксперимент, обращаться с веществами, используемыми в экспериментальном познании химии
и в повседневной жизни, в соответствии с правилами техники безопасности;
5) Описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические
реакции;
6) Классифицировать изученные объекты и явления;
7) Овладевать предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами;
8) Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства
неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
9) Структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
10) Моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;
11) Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека,
связанной с переработкой веществ;

12) Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным
оборудованием.
Результат образования на конец года.
8 класс
Знать:
- основные положения атомно – молекулярного учения;
- формулировку закона сохранения массы веществ;
- современную формулировку периодического закона, основные закономерности периодической системы химических
элементов Д.И.Менделеева, распределение электронов в атомах первых трёх периодов;
- состав молекул кислорода, водорода, воды, изученных оксидов, оснований, кислот, солей;
- символы химических элементов (не менее 20);
- правила работы с веществами и простейшим оборудованием.
Уметь:
- уметь применять следующие понятия: относительная атомная и относительная молекулярная масса, количество
вещества, молярная масса, молярный объем, простые и сложные вещества, химический элемент, валентность, оксиды,
основания, кислоты, соли, химическая реакция, типы реакций;
- сравнивать состав и свойства изученных веществ, объяснять химические реакции с точки зрения изученных теорий;
- на основании знания валентности атомов химических элементов составлять формулы соединений, давать названия
веществам, составлять уравнения реакций;
- составлять схемы строения атомов химических элементов первых трех периодов, определять степень окисления
элементов по формулам соединений, составлять уравнения окислительно – восстановительных реакций с электронным
балансом;
- вычислять по химическим формулам относительные молекулярные массы веществ, вычислять массовую долю и массу
растворенного вещества, массы и количества вещества и объёма газов (н.у.)
9 класс
Знать:

- основные положения теории электролитической диссоциации; сильные и слабые электролиты, реакции ионного обмена,
гидролиз, кислота, основание, амфотерное соединение, соль, металлическая связь, кристаллическая решетка
металлического типа, сплавы, электролиз, жесткость воды, коррозия металлов,
смысл полных и сокращенных ионных уравнений реакций,
- важнейшие свойства и применение азота, аммиака, оксидов азота (II) и (IV), азотной кислоты, нитратов фосфора, оксида
фосфора (V), ортофосфорной кислоты, фосфатов, аллотропных видоизменений углерода, оксидов углерода (II) и (IV),
карбонатов, кремния, оксида кремния (IV), силикатов; общие свойства металлов, их оксидов и гидроксидов; важнейшие
минеральные удобрения (азотные, фосфорные, калийные);
Уметь:
- осуществлять дедуктивные умозаключения; выдвигать гипотезы, давать им научное обоснование, осуществлять
«мысленный эксперимент», делать выводы и обобщения,
- составлять уравнения диссоциации кислот, щелочей, солей, полные и сокращенные ионные уравнения изучаемых
реакций или аналогичных им;
- вычислять массу, объем или количество вещества — продукта реакции — по известной массе, объему или количеству
вещества, взятых для реакции, одно из которых дано в избытке;
- определять массовую или объемную долю выхода продукта (в процентах) от теоретически возможного; вычислять
массу продукта реакции по известной массе одного из исходных веществ, содержащих определенную массовую долю
примесей;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки
влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о
веществах, используемых в быту.

Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала по итогам изучения разделов. Текущий
контроль усвоения материала осуществляется путем устного или письменного опроса. Периодически знания и умения по
пройденным темам проверяются письменными работами или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии со следующими
критериями:
86% - 100 «отлично»
71-85% - «хорошо»
50-70% - «удовлетворительно»
менее 50% - «неудовлетворительно»
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке
усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в
знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными
умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала), отказ от выполнения
учебных обязанностей.

Календарно-тематическое планирование
8 класс

№
урок
а
1

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11

Наименование разделов и тем программы
Введение.
Предмет и задачи химии. ТБ на уроках химии. Знакомство с
химическим оборудованием. Практическая работа № 1.
Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Строение
пламени
О понятиях и теориях химии
Раздел I. Вещества и химические явления с позиций
атомно-молекулярного учения
Глава 1. Химические элементы и вещества в свете атомномолекулярного учения
Физические и химические явления
Описание физических свойств веществ
Атомы. Молекулы. Химические элементы
Формы существования химических элементов. Простые и
сложные вещества.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Состав вещества. Закон постоянства состава. Химические
формулы.
Атомно-молекулярное учение в химии
Масса атома. Атомная единица массы. Относительная атомная
масса элемента
Относительная молекулярная масса веществ. Массовые доли
элементов в соединениях

Кол-во
часов
2
1

1

20
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата проведения
план
факт

Дата проведения
план
факт

12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22

23
24
25
26

Решение расчетных задач на нахождение относительной
молекулярной массы веществ, определение массовых долей
Что показывают химический знак и химическая формула
Система химических элементов Д.И. Менделеева
Валентность химических элементов.
Определение валентности в бинарных соединений.
Составление формул по валентности.
Количество вещества. Моль – единица количества вещества.
Молярная масса
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной
массы веществ, массовой доли элементов по химическим
формулам. Вычисление молярной массы вещества.
Расчетные задачи. Определение массы вещества по известному
его количеству и наоборот.
Контрольная работа№1.
Химические элементы и вещества с позиций атомномолекулярного учения
Глава 2. Химические реакции. Законы сохранения массы и
энергии
Сущность, признаки и условия протекания химических
реакций. Тепловой эффект химической реакции
Законы сохранения массы и энергии
Составление уравнений химических реакций. Расчеты по
химическим уравнениям
Составление уравнений химических реакций. Расчеты по
химическим уравнениям. Решение задач на нахождение массы
и количества вещества по уравнению реакции

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

7
1
1
1
1

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

38
39
40
41
42
43
44
45

Типы химических реакций
Типы химических реакций
Проверочная работа. Химические реакции
Глава 3. Методы химии
Методы науки химии
Химический язык как средство и метод познания химии
Глава 4. Вещества в окружающей нас природе и в технике
Чистые вещества и смеси
Способы разделения смесей
Практическая работа №2. Очистка веществ
Растворы. Растворимость веществ
Практическая работа № 3. Растворимость веществ
Массовая доля растворенного вещества. Вычисление
концентрации растворов (массовой доли) по массе
растворенного вещества и объему или массе растворителя.
Практическая работа № 4.Приготовление раствора заданной
концентрации
Техносфера. Проверочная работа. Чистые вещества и смеси.
Глава 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение
Законы Гей-Люссака и Авогадро
Решение задач на основании закона Авогадро
Объемные соотношения газов при химических реакциях.
Решение задач
Воздух – смесь газов. Относительная плотность газов
Кислород – химический элемент и простое вещество.
Получение кислорода в лаборатории
Химические свойства и применение кислорода.

1
1
1
2
1
1
8
1
1
1
1
1
1

1
1
9
1
1
1
1
1
1

46
47

48

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

Практическая работа № 5. Получение кислород и изучение его
свойств
Защита творческих проектов. Применение кислорода в
промышленности, медицине, авиации металлургии.
Экологические катастрофы
Контрольная работа № 2. Химические реакции. Чистые
вещества и смеси. Кислород
Глава 6. Основные классы неорганических соединений
Оксиды
Оксиды
Основания – гидроксиды основных оксидов
Кислоты
Кислоты. Кислотный остаток
Соли: состав и номенклатура
Составление формул солей, работа с химическим тренажером
Основные классы неорганических соединений. Обобщающий
урок
Химические свойства оксидов
Составление уравнений реакций взаимодействия двух оксидов.
Химические свойства кислот
Химические свойства кислот
Щелочи, их свойства и способы получения
Составление уравнений реакций, раскрывающие схему
превращений
Нерастворимые основания. Амфотерность
Химические свойства солей
Генетическая связь неорганических соединений

1
1

1
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

66
67
68

69
70
71
72
73
74

75
76
77
78
79
80
81

Генетическая связь неорганических соединений
Практическая работа № 6. Исследование свойств оксидов,
кислот, оснований
Контрольная работа № 3 Основные классы
неорганических соединений
Раздел II. Химические элементы, вещества и химические
реакции в свете электронной теории.
Глава 7. Строение атома.
Состав атома
Важнейшие характеристики атома
Изотопы. Химические элементы
Строение электронной оболочки атомов
Составление электронных формул и схем атомов
Составление электронных формул и схем атомов. Проверочная
работа
Глава 8. Периодический закон и периодическая система
элементов Д. И. Менделеева.
Периодические изменения свойств химических элементов.
Современная трактовка Периодического закона.
Периодическая система в свете теории строения атома
Периодическая система в свете теории строения атома
Характеристика химического элемента и его свойств на основе
положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева и теории строения атома
Характеристика химического элемента и его свойств на основе
положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева и теории строения атома
Энергия ионизации, электроотрицательность
Решение расчетных задач. Вычисление массовой доли

1
1
1

6
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1

82

83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98

вещества
Контрольная работа № 4 Строение атома. Периодический
закон
Глава 9. Строение вещества.
Ковалентная связь атомов при образовании молекул простых
веществ
Виды ковалентной связи и ее свойства
Виды ковалентной связи и ее свойства
Ионная связь и ее свойства
Степень окисления
Определение степени окисления элементов в соединениях
Кристаллическое состояние веществ
Виды кристаллических решеток
Химическая организация веществ
Проверочная работа. Строение вещества
Тема 10. Химические реакции в свете электронной теории.
Окислительно – восстановительные реакции
Составление уравнений окислительно-восстановительных
реакций
Составление уравнений окислительно-восстановительных
реакций
Составление уравнений окислительно-восстановительных
реакций
Классификация химических реакции
Контрольная работа № 5. Строение вещества.
Окислительно-восстановительные реакции
Повторение

1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
3

99
100
101
101

Повторение и закрепление пройденного материала
Повторение пройденного материала
Повторение пройденного материала
Итоговая контрольная работа за 8 класс
Итого: 102 часа

1
1
1
1

9 класс
№
урока
1

2

3
4

Наименование разделов и тем программы
Повторение некоторых вопросов курса 8 класса
Химические элементы и их свойства. Периодический закон и
периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов в
периодах и группах.
Сведения о составе и номенклатуре основных классов
неорганических соединений.
Раздел 1. Теоретические основы химии
Глава 1.
Химические реакции и закономерности их протекания.
Энергетика химических реакций
Скорость химической реакции. Химическое равновесие
Глава 2.
Растворы. Теория электролитической диссоциации

Кол-во
часов
2
1

1

2
1
1
11

Дата проведения
план
факт

Дата проведения
план
факт

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15

16
17
18
19

Немного о растворителях
Ионы – переносчики электрических зарядов
Практическая работа № 1. Влияние различных факторов на
скорость химической реакции
Механизм электролитической диссоциации веществ с
ковалентной полярной связью
Свойства ионов
Сильные и слабые электролиты. Количественные
характеристики процесса ЭД
Реакции электролитов в водных растворах и их уравнения
Кислоты как электролиты
Основания как электролиты
Соли как электролиты. Практическая работа № 2. Решение
экспериментальных задач по теме « Растворы. Теория
электролитической диссоциации»
Контрольная работа № 1.
Растворы. Теория электролитической диссоциации
Раздел II. Элементы-неметаллы и их важнейшие
соединения
Глава 3. Общая характеристика неметаллов

1
1
1

Элементы – неметаллы в периодической системе и в природе
Простые вещества – неметаллы, их состав, строение, общие
свойства и способы получения
Водородные и кислородные соединения неметаллов
Глава 4.Водород – рождающий воду и энергию
Водород – химический элемент и простое вещество

1
1

1
1
1
1
1
1
1

1

3

1
3
1

20

21
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

Химический элемент водород в космосе и на Земле.
Практическая работа № 3. Получение водорода и изучение его
свойств.
Вода – оксид водорода
Глава 5. Галогены
Строение атомов галогенов. Галогены – простые вещества
Хлороводород, соляная кислота и их свойства
Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач
по теме «Галогены»
Контрольная работа № 2. Неметаллы. Водород. Галогены
Глава 6.
Подгруппа кислорода и ее типичные представители
Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их
простых веществ.
Кислород. Озон
Сера как простое вещество. Аллотропия и свойства серы
Сероводород. Сульфиды
Кислородсодержащие соединения серы IV, VI
Глава 7. Подгруппа азота и ее типичные представители
Общая характеристика элементов подгруппы азота
Азот как элемент и как простое вещество
Аммиак
Практическая работа № 5.Получение аммиака и изучение его
свойств
Оксиды азота
Азотная кислота и ее соли
Фосфор как элемент и простое вещество

1

1
4
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1

38
39
40
41
42
43
44
45

46
47
48
49
50

51
52

Соединения фосфора
Глава 8. Подгруппа углерода и ее типичные представители
Положение элементов подгруппы углерода в периодической
системе, строение их атомов
Аллотропные модификации углерода
Адсорбция. Химические свойства углерода
Оксиды углерода
Угольная кислота и ее соли
Кремний и его свойства. Соединения кремния
Контрольная работа № 3. Подгруппы кислорода, азота,
углерода
Раздел III. Металлы
Глава 9. Общие свойства металлов
Элементы – металлы. Особенности строения их атомов.
Положение металлов в периодической системе
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд
напряжений металлов.
Сплавы. Коррозия металлов и сплавов
Глава 10.Металлы главных и побочных подгрупп
Характеристика IА - группы Периодической системы и
образуемых ими простых веществ
Металлы II А - группы Периодической системы и их
важнейшие соединения. Распространений и роль металлов IIА
группы в природе. Жесткость воды
Алюминий. Железо и их важнейшие соединения
Проверочная работа « Металлы»
Раздел IV. Общие сведения об органических соединениях

1
7
1
1
1
1
1
1
1

3
1
1
1
4
1
1

1
1

53
54
55
56
57
58

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Глава 11. Углеводороды
Возникновение и развитие органической химии
Классификация углеводородов
Физические и химические свойства предельных
углеводородов (алканов)
Непредельные углеводороды этиленового ряда (алкены)
Глава 12. Кислородсодержащие органические соединения
Спирты
Предельные одноосновные карбоновые кислоты
Глава 13.Биологически важные органические соединения
(жиры, углеводы, белки)
Жиры
Углеводы
Белки
Контрольная работа № 4. Органические соединения
Глава 14. Человек в мире веществ
Вещества, вредные для здоровья человека и окружающей
среды. Полимеры и жизнь
Химия и здоровье человека.
Повторение
Повторение пройденного материала
Повторение пройденного материала
Повторение пройденного материала
Итоговая контрольная работа за 9 класс
Итого: 68 часов

4
1
1
1
1
2
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».