государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Асбестовская школа – интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Рассмотрено: Руководитель ШМО _________Семенова Н.Б. Протокол №___ « »______________2023г. Согласовано: Зам. директора по УВР _________ Воробьева Ю.В. « »_____________2023г. Утверждаю: Директор ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат» Салимзянова Л.М « »_____________ 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию для 6-9 классов на 2023 – 2024 учебный год педагога Завьяловой Светланы Леонидовны Асбест, 2023г Общие сведения 1. ФИО педагога: Завьялова Светлана Леонидовна 2. Образование: высшее 3. Квалификационная категория: I первая _ 4.Педагогический стаж: 29 лет Пояснительная записка Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72653)>Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья>VI. Содержательный раздел ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант 1.2)>34. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Обществознание">34.2 Нормативно-правовая база, лежащая в основе разработки рабочих программ на 2023-2024 учебный год ФГОС ООО 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации". 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 4. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1025). 5. Программы Министерства образования РФ: ООО (на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы Л.Н.Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 6-9 классы: пособие для учителей общеобазоват. организации/ (Л.Н.Боголюбов, Н.И Городецкая, Л,Ф.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.)- М.: Просвещение,2014 год). 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" 7. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат». Количество учебных часов на изучение обществознания в 6 – 9 классах отводит 1 учебный час в неделю в течение всего года обучения, всего 34 урока. 2.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Обществознание» . Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен Знать/понимать • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; • сущность общества как формы совместной деятельности людей; • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. Уметь • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей • первичного анализа и использования социальной информации. Личностные универсальные учебные действия. Выпускник научится: образ социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений; ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; основы социально - критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействие между общественными и политическими событиями; гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально исторических, политических и экономических условий; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Регулятивные универсальные учебные действия. Выпускник научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации Коммуникативные универсальные учебные действия. Выпускник научится: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Познавательные универсальные учебные действия. Выпускник научится: основам реализации проектно - исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям; устанавливать причинно - следственные связи; обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей; объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения; структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Формирование ИКТ - компетентности обучающихся. Выпускник научится: создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами; создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств; выступать с аудио видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; участвовать в обсуждении (аудио – видео - форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета; использовать возможности электронной почты для информационного обмена; вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета; осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения; соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относится к частной информации и информационным правам других людей; вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации; проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ. Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности. Выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие естественно - научные методы и приемы: наблюдение, постановка проблемы, выдвижения «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели (теории); использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опроса, описание, сравнительно-историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты обсуждений, мнений и оценок, критически относится к суждениям, мнениям, оценка, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Стратегия смыслового чтения и работа с текстом. Выпускник научится: ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию; решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст; откликаться на содержание текста; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Система оценки достижения планируемых результатов Нормы оценки знаний за устный ответ обучающихся Оценка 5: ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий права, ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретѐнные знания и дополнительные сведения Оценка 4: ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий права, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя Оценка 3: ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечѐтко определяет понятия права, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал. Оценка 2: ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя. 3.Содержание учебного предмета «Обществознание» СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ I. Человек в социальном измерении Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаѐт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. II. Ближайшее социальное окружение Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО III. Общество - большой «дом» человечества Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Государственная власть, еѐ роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение. IV. Общество, в котором мы живѐм Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав еѐ населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ V. Регулирование поведения людей в обществе Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, еѐ основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества - долг и обязанность. VI. Основы российского законодательства Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ VII. Мир экономики Экономика и еѐ роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и еѐ формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы обеспечении занятости на рынке труда в начале XXIв. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.. Особенности экономического развития России. VIII. Человек в экономических отношениях Основные участники экономики - производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя. IX. Мир социальных отношений Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности. ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА X. Политическая жизнь общества Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружѐнные конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружѐнных конфликтов.Глобализация и еѐ противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм. XI. Культурно-информационная среда общественной жизни Информация и способы еѐ распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, еѐ многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость. Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране. XII. Человек в меняющемся обществе Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаѐтся молодыми. Темы проектов (возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.л.); 1. Социальный портрет моего сверстника. 2. Знай свои права (пособие для подростка). 3. Защита правопорядка. 4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?). 5. История денег. Бизнес (иллюстрированный словарь). 6. Как работает современный рынок. 7. Здоровый образ жизни. 8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность. 9. Мой город - город для всех. 10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей. 11. Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?) Программно–методическое обеспечение. Нормативные документы: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Авторская программа Никитиной Т.И. для 6-8 классов по предмету «Обществознание» М.: Дрофа, 2012. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Учебники: 1. Л.Н. Боголюбов . Обществознание. 6 класс. М.: Просвещение, 2019. 2. Л.Н Боголюбов. Обществознание. 7 класс. М.: Просвещение,, 2020. 3. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс. М.: Просвещение, 2020. 4. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 9 класс. М.: Просвещение, 2020. Дополнительная литература для учеников: 1. Практикум по обществознанию. М.: Рольф, 2002. 2. Боголюбов Л.Н. Рабочие тетради по обществознанию. 6-7 класс. М., 2010. 3. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. — М., 1997. 4. Драчук B. C. Рассказывает геральдика / B. C. Драчук. — М., 1977. 5. Коломинский Я. Л. Человек: психология: кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1986. 6. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2001. — Ч. 2. 7. Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике. М., 1990. — Разд. Гармония труда, счастья и долга. 8. Что такое. Кто такой. В 3 т. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. 9. Шведова И. Т. Азбука для детей и взрослых. М., 1992. — Вып. 1. Экономика. 10.Я познаю мир: Психология. М., 2001. Методическая литература для учителя: 1. Обществознание. 6-9 классы: проектная деятельность учащихся/ авт О.А. Северина. – Волгоград: Учитель, 2011 2. Олимпиадные задания по обществознанию. 6-9 классы/ авт. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2012. Коррекционно-развивающие направления дисциплины «Обществознание» Принципы КРО: Диалогизация: Сотрудничество педагога и учащихся. Осуществление обмена информацией, целями. Совместная постановка целей и задач, поиск решения и оценивание их качества. Признание педагогом личностной ценности каждого ученика. Активное слушание, задавание вопросов, активное высказывание. Возможность каждого быть правым и ошибаться. Индивидуализация: Диффиринцированное взаимодействие с учетом различий между людьми. Поддержка конструктивного и разнообразного проявления индивидуальных особенностей. Ярко выраженные интересы, Элементы культуры. Самоисследование, выявление и выражение своей индивидуальности (уникальности). Проблематизация: Проблематизация содержания. Показ разных точек зрения, побуждение замечать противоречия, ставить проблемы. Поощрение высказываний, альтернативность сомнений, самостоятельность суждений. Приветствие неожиданности, устойчивости к тревоге, связанной с неожиданностью. Использование специальных приемов познавательной деятельности, мозговой штурм, групповые дискуссии. Создание условий для определения проблем и продолжения. Персонификация: Проявление познавательного интереса к потребностям, отношениям, чувствам, нерегламентированным поступкам. Искренность во взаимодействии, открытость в выражении чувств, эмоций. Проявление интереса к тому, как лично каждый ученик переживает и осмысливает происходящее в образовательном процессе. Сообщение знаний, персонифицированных в судьбах других людей. Коррекционно-развивающие приемы и методы: Обучение без принуждения. Постановка наводящих вопросов. Дополнительные инструкции в ходе учебной деятельности. Поощрение, создание ситуации успеха. Работа по алгоритму, образцу. Ответ по плану. Снижение темпа урока. Подача нового материала небольшими порциями. Систематичность повторения изученного. Предупреждение возможных ошибок. Адаптация содержания, очищение от сложности, подробностей и многообразия учебного материала. Использование опорных схем. Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС ООО по обществознанию 6 класс (34 часа) № 1 Содержание (разделы, темы) Введение. Обществознание как учебный предмет. Кол-во часов 1 Дата план факт 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Тема 1. Загадка человека Принадлежность двум мирам Принадлежность двум мирам 14 1 1 Человек-личность Человек-личность Отрочество-особая пора Отрочество-особая пора Потребности и способности человека Потребности и способности человека Когда возможности ограничены. Когда возможности ограничены. Мир увлечений Мир увлечений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Загадка человека» Тема 2. «Человек и его деятельность» Деятельность человека. Деятельность человека. Труд-основа жизни. Труд-основа жизни. Учение-деятельность школьника. Учение-деятельность школьника Познание человеком мира и себя. Познание человеком мира и себя. Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и его деятельность2 Тема 3. «Человек среди людей» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Отношения с окружающими Отношения с окружающими Общение. Общение. Человек в группе. Человек в группе. Местная власть. Отношения со сверстниками. Семья и семейные отношения Обобщение и систематизация знаний по разделу «Человек среди 33 людей 34 Контрольный тест на годовой промежуток аттестации 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 класс (34 часа) № Тема урока Кол-во часов Тема I. Мы живём в обществе (23 ч) 1-2 Как устроена общественная жизнь. 2 3-4 Что значит жить по правилам . 2 . 5-6 Экономика и её основные участники 2 7-8 Производственная деятельность человека. 2 9- Обмен, торговля, реклама. 2 Домашнее хозяйство. 2 Бедность и богатство 1 10 1112 13 . 14 Практикум по теме 1 «Человек в экономических отношениях». 15-16 Человек в обществе: труд и социальная лестница. 2 17-18 Зачем людям государство. 2 19-20 Почему важны законы. 2 21-22 Культура и её достижения. 2 23 Практикум по теме I. 1 Тема II. Наша Родина — Россия (9 ч) 24-25 Наша страна на карте мира 2 26 Государственные символы России . 1 27 Конституция Российской Федерации 1 28-29 Гражданин России. 2 30 Мы — многонациональный народ. 1 31 Защита Отечества. 1 32 Практикум по теме II. 1 33 Итоговое повторение и обобщение по курсу. 1 34 Контрольный тест на годовой промежуточной аттестации 1 8 класс (34 часа) № Тема урока Кол-во часов Дата план. Тема I «Личность и общество» 5ч. 1 Что делает человека человеком? 1 2 Человек, общество, природа. 1 3 Общество как форма 1 жизнедеятельности людей. 4 Развитие общества. 1 5 Личность и общество. 1 Тема II «Сфера духовной жизни» 8 ч. 6 Сфера духовной жизни. 1 7 Мораль. 8 Долг и совесть 1 9 Образование. 1 10 Наука в современном обществе. 1 факт. 11 Религия как одна из форм культуры. 1 12 Влияние искусства на развитие общества и личности. 1 13 Сфера духовной культуры. 1 Тема III «Социальная сфера» 7ч. 14 Социальная структура общества. 1 15 Социальные статусы и роли. 1 16 Семья как малая группа. 1 17 Нации и межнациональные отношения. 1 18 Социализация личности и отклоняющееся поведение. 1 19 Социальная политика государства. 1 20 Социальная сфера. 1 Тема IV «Экономика» 12 ч. 21 Экономика и её роль в жизни общества. 1 22 Главные вопросы экономики. 1 23 Рыночная экономика. 1 24 Производство - основа экономики. 1 25 Предпринимательская деятельность. 1 26 Роль государства в экономике. 1 27 Инфляция и семейная экономика. 1 28 Банковские услуги. 1 29 Страховые услуги. 1 30 Рынок труда и безработица. 1 31 Современный работник. 1 32 Экономика. 1 33 Итоговое повторение по курсу 1 34 Контрольный тест на годовой промежуточной аттестации 1 Тематическое планирование по обществознанию 9 класс (33 часа) №п/п Тема урока Раздел 1.Политика и социальное развитие (11 часов) 1 Политика и власть 2-3 Государство 4-5 Политический режим 5-6 Правовое государство 7 Гражданское общество 8 Участие граждан в политической жизни 9 Политические партии и движения 10 Межгосударственные отношения 11 Обобщение по разделу «Политика» Раздел 2. Гражданин и государство (10 часов) 12-13 Конституция РФ. Основы конституционного строя 14-15 Права и свободы человека и гражданина. 16-17 Высшие органы государственной власти 18-19 Россия- федеративное государство 20 Судебная система РФ 21 Правоохранительные органы РФ 22 Обобщение по разделу «Гражданин и государство» Раздел 3. Основы российского законодательства 23 Роль права в жизни человека, общества, государства 24 Правонарушения и субьекты права КолДата во план. факт. часов 11 1 2 2 2 1 2 2 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Правоотношения и юридическая ответственность Гражданские правонарушения. Трудовые правонарушения Семья под защитой закона Административные правонарушения Уголовно-правовые отношения Правовое регулирование отношений в сфере образования Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов Обобщение по разделу «Основы российского законодательства» Контрольные параметры Класс 6 Дата проведения Класс 7 Дата проведения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел Загадка человека Человек и его деятельность Человек среди людей Итоговая контрольная работа за курс 6 класса Раздел Мы живем в обществе. Финансовая грамотность. Наша родина-Россия Контрольная грамота за курс 7 класса Класс 8 класс Тема Дата Личность в обществе Сфера духовной жизни Социальная сфера Экономика Контрольная работа за курс 8 класса Контрольные параметры Класс 9 Дата проведения Раздел Политика Гражданин и государство Основы Российского законодательства Семья под нашей защитой Контрольная работа за курс 9 класса