государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Асбестовская школа – интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Рассмотрено: Руководитель ШМО Согласовано: Утверждаю: Заместитель директора по Директор ГБОУ СО УВР «Асбестовская школаинтернат» Протокол №___ _________Ю.В. Воробьёва ___________Л.М. от « __» __________2023 Салимзянова г. « __» _____________2023 г. « __» _____________2023 г. Рабочая программа Коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционные занятия» (учебный план) 1 – 9 класс на 2023-2024 уч.год учителя Потехиной Натальи Дмитриевны г. Асбест 2023 г. Общие сведения ФИО учителя: Потехина Наталья Дмитриевна Предмет: коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» Классы: 1 «А», 1 «Б», 1 «В», 1 «Г», 2 «А», 3 «А», 3 «Б», 4 «А», 4 «Б», 5 «А»; 6 «А»; 6 «Б»; 7 «А»; 7 «Б»; 8 «А»; 8 «Б», 9 «А», 9 «Б» Кол-во часов по УП в неделю: 18 час. Кол-во часов по УП в год: 33 часа. Пед. стаж: 3 года Квалификационная категория: Без категории Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основании: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1025. 3. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1023. 4. Рабочая программа психолого-педагогического сопровожден обучающихся с задержкой психического развития на ступени начального общего образования В.В.Мининой. 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015). 6. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат». 7. Устав ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат». 8. Учебный план начального общего образования ГБОУ СО «Асбестовская школаинтернат» в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО для детей с ЗПР. Одной из актуальных проблем современной системы образования является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления неуспешности усвоения программы обучения и, как следствие, школьной дезадаптации обучающихся. Однако практика показывает, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению образовательных учреждений, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса невозможно. Постоянно увеличивается количество детей, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу. По данным Министерства образования РФ, 78% ОБУЧАЮЩИХСЯ нуждаются в специальных формах и методах обучения. В последнее время наиболее распространенной формой психической патологии детского возраста становится задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 6-10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Количественно группа детей с ЗПР - самая большая по сравнению с любой другой детской группой с патологией в развитии. К тому же она имеет тенденцию к постоянному росту. В силу своей многочисленности, а также вариабельности проявления и индивидуального своеобразия возможностей к компенсации эти дети требуют от педагогов, специалистов образовательных учреждений более высокой профессиональной компетентности, нежели дети, нормально развивающиеся. Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения. Данная психолого-педагогическая программа направлена на детей, имеющих трудности в усвоении программы в связи с задержкой психического развития. Она является частью системы по оказанию комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении адаптированной основной образовательной программы на начальной и основной ступенях обучения (1-9 классы). В программе описываются направления, формы и методы работы, направленные на коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Цель программы: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в условиях образовательного процесса. Задачи программы: - своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательновоспитательном процессе; выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; - повышение возможностей, обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО, АООП ООО и интегрировании в образовательный процесс; - создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитикосинтетическую и регуляторную деятельность на основе психологических средств воздействия в процессе коррекционной работы; - развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, восприятия, внимания, всех видов памяти, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях; - оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием. Общая характеристика программы Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ЗПР. Принципы реализации программы: Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников. Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности. Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. Программа психолого-педагогической работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию ОБУЧАЮЩИХСЯ, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования. В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения педагог-психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются : развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения. Описание места программы в учебном плане В соответствии с учебным планом начального общего образования ГБОУ СО «Асбестовской школы-интернат», программа психологического сопровождения рассчитана на проведение занятий с детьми 1-4 классов. Объем программы составляет 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2-4 классах (по 1 часу в неделю), 34 часа в 5-9 классах (по часу в неделю). Программа может быть использована как целиком, так и в качестве отдельно взятых блоков для отработки тех навыков, которые наиболее показаны обучающемуся. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной основной образовательной программы Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах: развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: - в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; - в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; - в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; - в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: - в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; - в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; - в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; - в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; - в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; - в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; - в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе. овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: - в расширении знаний правил коммуникации; - в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; - в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); - в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; - в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; - в умении получать и уточнять информацию от собеседника; - в освоении культурных форм выражения своих чувств. способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации, проявляющаяся: - в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; - в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; - в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других. - в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; - в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; - в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; - в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. - в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; - в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; - в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; - в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; - в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; - в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся: - в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми; - в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие. - в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; - в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; - в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; - в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. Личностные и метапредметные результаты освоения курса. Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД): Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со взрослым. Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости; Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Средствами формирования УУД служат психо-гимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные методы. Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе. Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий: - формирование УУД на всех этапах учебного процесса; обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять; -разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу; использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия. Важным условием успешного обучения детей с ЗПР является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков. Система оценки достижений обучающихся с задержкой психического развития Оценка результатов освоения программы психолого-педагогического сопровождения обучающимися с ЗПР осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ. При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания адаптированной образовательной программы, что сможет обеспечить объективность оценки. Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы осуществляется с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы используются три формы мониторинга: стартовая, текущая и финишная диагностика. Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно- познавательную деятельность и повседневную жизнь. Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося. Применяют экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив. Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на ступени школьного образования), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы. Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медикопедагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы. Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни. Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку и оформляются в виде папки документов, хранящейся у школьного педагога-психолога. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 «А», 1 «Б», 1 «В», 1 «Г» Режим работы: 1 раз/неделю Продолжительность занятия: 40 мин (20 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 15 мин. игровое взаимодействие). Форма оценки эффективности коррекционного процесса: психологическое обследование (первичная, итоговая диагностика) Темы Кол-во часов /дата 2 Первичная диагностика I. Признаки и свойства предметов Игры, упражнения -Графический диктант Эльконина . -Матрицы Ровена (Детский вариант) -Тест Керна-Йрасика -анализ умения делать движения на бытовом уровне (застегивание пуговиц, шнуровка ботинок); раскладывание серии сюжетных картинок - Диагностический альбом Семаго «Цветное лото», «Подбери пару», «Какой по цвету (форме)?», «Сравни предметы», «4й лишний», «Чей домик?», «Найди одинаковые картинки», «Одинаковые - разные». 1. Цвет (основные, некоторые оттенки), форма (геометрические фигуры); сравнение предметов; классификация, обобщение по заданному признаку. 2 2. Величина (длина, ширина, высота, толщина), сравнение по размеру; 2 Подбери по размеру», «Найди пару», «Скажи наоборот», «Сравни предметы» и др. 2 Чего больше, чего меньше?», «Сделай поровну», «На сколько больше, на сколько меньше» 4 «Какое число пропущено?» «Найди друзей», «Домики», «Найди пару», «Сравни числа» 3. Сравнение множеств (больше, меньше, одинаково, поровну), уравнивание групп предметов. II. Количество, счет, 1.Прямой счет и вычислительные навыки обратный; сравнение и уравнивание множеств III. Пространственные и временные представления 2. Счет до 10, цифры 69, образование чисел 6,7,8,9,10, состав чисел; порядковый счет; сравнение и уравнивание множеств; ориентировка на числовой прямой. 2 «Какая цифра потерялась?», «Числовая улица», «Проверь соседа», «Угадай число», «Сравни числа», «Исправь ошибки» 1.Система Ориентировки в пространстве (на себе, от себя, от объекта). 2 «Что справа, что слева?», «Сзади - спереди», «Пол потолок» Времена года, части суток, дни недели 2 «Назови по порядку» (части суток, времена года, дни недели), «Что пропущено?» «Исправь ошибки», «Угадай-ка», «Что перед, что после?» 2. IV. Животный мир 1.Животные (домашние, дикие – 4 средней полосы, холодных и жарких стран): внешний вид, повадки, детеныши, пища, жилище. Составление рассказов. Сравнение, дифференциация, классификация. 2.Птицы (домашние, дикие - перелетные и 2 зимующие): внешний вид, повадки, детеныши, пища, жилище. Составление рассказов. Сравнение с животными, дифференциация, классификация 3.Насекомые. Рыбы. Особенности строения тела, питание, вред и польз для человека. Сравнение и дифференциация. Составление 1 рассказов. «Кто живет в лесу, кто живет на ферме?», «Лото», «Сходства и отличия», «Узнай по описанию», «Помоги малышам», «Четвертый лишний», «Кто где живет?», «Составь рассказ», «Загадай загадку», «Что неправильно?». «Кто живет в лесу, кто живет на ферме?»,«Лото», «Сходства и отличия», «Узнай по описанию», «Помоги малышам», «Четвертый лишний», «Кто где живет?», «Составь рассказ», «Загадай загадку», «Что неправильно?» «Кого много зимой в городе?». «Кто где живет?», «Лото», «Отгадай загадку», «Загадай загадку», «Кто лишний?», «Сходства и отличия», «Что перепутал художник?». V. Растительный мир. VI. Объекты ближайшего окружения Итоговая диагностика 1. Овощи. Фрукты. Ягоды. Общие и существенные признаки. Сезонные изменения. Составление рассказов. 2 «Лото», «Что растет на огороде, что растет в саду?» «Сходства и отличия», «Узнай по описанию», «Что раньше, что позже?», «Времена года», «Готовим блюда из овощей, фруктов, ягод». 2. Деревья. Цветы. Грибы. Общие и существенные признаки. Сезонные изменения. Дифференциация. Составление рассказов. 2 «Лото», «Узнай по описанию», «Назови с какого дерева лист», «Садовник», «Где растут цветы?», загадки, «Составь рассказ». Семья. Дом и его части. Мебель. Посуда. Электроприборы. Одежда. Обувь. Головные уборы. Профессии. Транспорт. Обобщение и сравнение. Составление рассказов. 2 «Кто старше, кто младше?», «Семья», «Строим дом», «Комната для куклы», «Из чего сделано?», «Узнай по описанию», «Четвертый лишний», «Какая посуда?», «Оденем Таню и Ваню», «Магазин», «Что для чего?», «Назови одним словом» 2 -Методика Э.Ф. Замбицявичене «Методика исследования умственных способностейдетей 7-10 лет» -Корректурная проба Бурдона. Рисуночный вариант. Заучивание 10 слов. А.Р.Лурия ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 «А» КЛАССА Режим работы: 1 раз/неделю Продолжительность занятия: 40 мин (20 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 15 мин. игровое взаимодействие). Форма оценки эффективности коррекционного процесса: психологическое обследование (первичная, итоговая диагностика) Первичная диагностика I. Когнитивная сфера 2 (Детский вариант). Внимание. 8 Диагностика свойств внимания. Развитие произвольности и свойств внимания с помощью психотехнических, нейропсихологических приемов и кинезиологических упражнений. 1. Диагностика свойств внимания. «Корректурная проба» Бурдона 2. Комплекс упражнений по развитию объема и распределения внимания через психогимнастические упражнения («колечко», «кулак-ребро-ладонь»). 3. Комплекс упражнений по развитию устойчивости внимания: «ухо-нос», «корректурная проба разные варианты» 4. Комплекс упражнений на развитие концентрации внимания (корректурная проба, «муха»,). 5. Комплекс упражнений по развитию переключения внимания («кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос»). 6.Комплекс упражнений по развитию наблюдательности (игра «В гостях у Шерлока Холмса»). 7. Итоговое занятие по развитию свойств внимания. Игра «Разведчики». Память. Диагностика свойств памяти Развитие памяти с помощью психотехнических приемов. Обучение рациональной организации запоминания. 1. Диагностика. (А.Р.Лурия «Заучивание 10 слов»). 2. Упражнения по развитию зрительной памяти (работа по образцу, воссоздание мысленных образов: Кубики Никитина, «Инопланитяне»). 4. Психо-гимнастика (кинезиологические упражнения для развития слуховой и моторно-слуховой: «Кулакребро-ладонь», «Паровозик»). 5. Упражнения по развитию ассоциативной и логической памяти (группировка по смыслу, ассоциации, по иск закономерностей, «ассоциативная память» по Лурия). 6. Упражнения для развития опосредованного произвольного долговременного запоминания (смысловые единицы, таинственные слова, «заучивание 10 слов» разные варианты по Лурия). Мышление. Диагностика 6 9 мыслительных процессов. Повышение умственной работоспособности с помощью психотехнических приемов по развитию мыслительных процессов (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического). Формирование у школьника положительной мотивации на познавательную деятельность. Развитие эмоционально Повышение мотивации 7 - волевой и обучения через передачу коммуникативной сферы положительных эмоций. Развитие коммуникативных навыков, формирование адаптивных форм поведения. Самопознание себя как личности 1. Комплекс диагностических методик по выявлению мыслительных процессов. 2.Упражнения по развитию и закреплению компонентов наглядно-действенного мышления через конструирование. «Волшебные клеточки», «Графические диктанты», рисование по образцу с помощью трафарета, «Симметрия», «Сложи фигуры» (из палочек, фигур, деталей). 3. Комплекс упражнений по развитию наглядно-образного мышления.(«на что похоже», «Кубики», «Фигуры из палочек» «Сложи узор». «Чего больше, чего меньше?», «Сделай поровну», «На сколько больше, на сколько меньше» «Кирпичики» Никитина) 4. Комплекс упражнений по развитию словесно-логического мышления. «Зашифрованное слово», «Закончи слово», «Составь цыпочку», «Подбери слова», «Слова-блезнецы», «Дай определение»…. «Итоговая диагностика «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия, Э.Ф.Замбицявичене. Методика исследования словесно-логического мышления», Тест Бурдона «Корректурная проба» буквенный вариант 2 1. Диагностика личностной сферы (самооценка по Дембо Рубинштейн;, уровень тревожности по Филипсу). 2. Развитие коммуникативных способностей. Басня «Горная тропинка», «Поступки», «Что случилось?» 3.Формирование эмоциональной стабильности, осознание эмоций. Сказка «Ежики», «Ассоциации» 4. Обучение приемам снятия агрессивных и негативных эмоций и тревожного состояния. «Дождь в лесу», «Порхание бабочки» 5. Комплекс упражнений на формирование адекватного отношения к себе. «Волшебный стул», «Сказка про Энни». ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 «А», 3 «Б» КЛАССА Режим работы: 1 часа/неделю Продолжительность занятия: 40 мин (20 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 15 мин. игровое взаимодействие). Форма оценки эффективности коррекционного процесса: психологическое обследование (первичная, итоговая диагностика) Колво занятий Игры, упражнения, тесты Тема Первичная диагностика 2 Э.Ф.Замбицявичене «Методика изучения умственных способностей детей 7-10 лет»; 3 класс «Несуществующее животное» «Незаконченное предложение»; набор сюжетных картинок с различным содержанием ситуаций, подлежащих оценке. 6 1. Диагностика свойств внимания. (Таблицы Шульте, Корректурная проба Бурдона) 2.Картотека игр на внимание. 3.Упр. «Рисование с помощью шаблонов» - нарисовать картину с помощью шаблонов геометрических фигур; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических фигур. 4. «Кирпичики» «кубики для всех» Никитина.» I. Когнит ивная сфера Внимание. Диагностика свойств внимания. Развитие произвольности и свойств внимания с помощью психотехнических, нейропсихологичес ких приемов. Память. Диагностика 7 свойств памяти Развитие памяти с помощью психотехнических приемов. Обучение рациональной организации запоминания. 1.Выявление ведущего типа памяти через диагностику свойств памяти. (Тесты на смысловую механическую, долговременную кратковременную, зрительную-слуховую память) 2. Упражнения по развитию зрительной памяти (работа по образцу, воссоздание мысленных образов: Кубики для всех Никитина. Упр. «Чего не стало», «Найди сходства и различие» ассоциации, поиск закономерностей, «ассоциативная память» по Лурия Мышление. Повышение 10 умственной работоспособности с помощью психотехнических приемов по развитию мыслительных процессов (наглядно- Упражнения по развитию и закреплению компонентов наглядно-действенного мышления через конструи рование.(Кубики Никитина. Все варианты.) 3. Комплекс упражнений по развитию наглядно-образного мышления. Все варианты «Кубики Никитина» («Спички», «Тест Торренса») 4. Комплекс упражнений по развитию словесно-логического мышления. «Зашифрованное слово», «Закончи слово», «Составь цыпочку», «Подбери слова», «Словаблизнецы», «Дай определение» действенного, нагляднообразного, словеснологического). Формирование у школьника положительной мотивации на познавательную деятельность. Развитие эмоционально Обучение нормам 7 - волевой и социально-правильного поведения, формирование коммуникативной представления о сферы добре и зле, дружбе взаимопомощи, социальных отношениях. Итоговая диагностика 2 «Снежное королевство» - царство холодных равнодушных людей. Игры на понимание разных эмоциональных состоянии, черт характера. «Морозко» любит детей, умеющих вести себя с другими людьми. Сказко-терапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций «Цветиксемицветик» - девочка помогла исцелить больного мальчика. Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. «Заяцхваста» или Я хочу быть успешным! Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите. Э.Ф.Замбицявичене. Методика изучения умственных способностей детей 7-10 лет». Тест Бурдона «Корректурная проба» буквенный вариант ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 «А», 4 «Б» КЛАССА Режим работы: 1 раз/неделю Продолжительность занятия: 40 мин (20 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза, 15 мин. игровое взаимодействие) Форма оценки эффективности коррекционного процесса: психологическое обследование (первичная, итоговая диагностика) Тема Кол-во часов/дата Игры, тесты, упражнения, Первичная диагностика I.Когнитивная сфера Внимание. Развитие произвольности свойств внимания и Память. Развитие памяти с помощью психотехнических приемов. Обучение рациональной организации запоминания. Мышление.Повышение умственной работоспособности с помощью психотехнических приемов по развитию мыслительных процессов (наглядно-действенного, наглядно-образного, словеснологического). Формирование у школьника Положительной мотивации на познавательную деятельность 2 Тест Тулуз-Пьерона (диагностика ММД) «Пиктограмма.А.Р. Лурия» (связь памяти и мышления) Матрицы Равена. Детский вариант. Методика определения уровня личностной тревожности Ч.Спилбергера. Методом наблюдения определить социметрический статус в классе. 6 1.Комплекс упражнений по развитию устойчивости внимания: 2.Упр. «Найти ошибки в алфавите, в тексте.3. «Зашифрованные слова» «Раздели на группы» «Корректурная проба разные варианты» 4. Комплекс упражнений на развитие концентрации внимания (Таблицы Шульте разные варианты.). 6.Комплекс упражнений по развитию наблюдательности: «Скрытая подсказка», «Запрещенная буква» 7 1.Упражнения по развитию зрительной памяти (работа по образцу, воссоздание мысленных образов: Кубики для всех Никитина. Упр. «Вспомни слова по порядку», «Найди сходства и различие», «Лица» 4. Психо-гимнастика (кинезиологические упражнения для развития слуховой и моторнослуховой памяти «Отгадай слово по жесту.», «Колпак мой треугольный»). 5. Упражнения по развитию ассоциативной и логической памяти (Вспомни антонимы, синонимы, «ассоциативная память» по Лурия). 10 Упражнения по развитию и закреплению компонентов наглядно-действенного мышления через конструирование. (Кубики Никитина. Все варианты. Все уровни.) 3. Комплекс упражнений по развитию наглядно-образного мышления. («Нарисуй свое настроение», «Ассоциации») 4. Комплекс упражнений по развитию словесно-логического мышления. «мини тесты на аналогию, обобщение, сравнение». Развитие эмоционально – волевой и коммуникативной сферы Научить понимать себя, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми Итоговая диагностика 7 1 Упр. «Кто Я! «Скажи: «Нет!» - опасным ситуациям. Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. «Заяц-хваста» или Я хочу быть успешным! Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; 2 Э.Ф.Замбицявичене. Методика исследования словесно-логического мышления», Тест Бурдона «Корректурная проба» буквенный вариант. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Цель диагностический ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 -9 КЛАССОВ. Коррекционно-развивающая направленность. Тематическое планирование Диагностика познавательной и эмоциональноволевой сферы 1. Внимание * непроизвольное * произвольное * объём, устойчивость, распределение, переключение, сосредоточение Блок Изучение развития когнитивной сферы, личностных особенностей ребенка в сфере мотивации, школьной мотивации, уровня тревожности, отношения к себе и к окружающим, определение социально-личностного и эмоционального развития, а также самооценки для формирования общей 2. Память программы психокоррекции. * кратковременная, долговременная; * Проводится в начале года и в конце * непроизвольная, произвольная; Инструментарий (методики, приёмы) - Корректурная проба; Серии заданий из теста структуры интеллекта Амтхауэра Заучивание 10 слов Лурия, запомни цифры Запомни картинку Блок Цель Установочный года; Побуждение желания взаимодействовать( снятие тревожности, повышение уверенности в себе); Формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своём развитии; Предупреждение трудностей в учёбе. Актуализация процесса профессионального самоопределения ОБУЧАЮЩИХСЯ за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда * слуховая, зрительная; * словесно-логическая 3. Мышление * наглядно-действенное; * наглядно-образное; * словесно-логическое; * анализ, синтез, обобщение, сравнение 4. Восприятие * пространственное; * времени; * зрительное; * слуховое. 5. Проявление поведения * самооценка. * тревожность; * агрессивность; * возбудимость 6. Диагностика школьной адаптации и мотивации. 7. Исследование способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях; Коррекционно-развивающая направленность. Тематическое планирование * Познакомить ОБУЧАЮЩИХСЯ с эмоциями и чувствами; * Научить несовершеннолетних отслеживать эмоциональные состояния и чувства; * Научить адекватному ситуации выражению эмоций; * Изучить с детьми реакции их тела в ответ на воздействие стрессоров; * Ознакомить детей со способами саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения, обучение воображению и фантазии, умению управлять своим состоянием, приемам саморегуляции); * развивать самосознание, самосовершенствование. Матрицы Равенна Обведи контур «Исключение лишнего» «Стрелки», «Муха», Части суток, время года «Чего не хватает на рисунке» Самооценка по Айзенку; Методика Демо-Рубинштейн Опросник Кеттела (Л.А. Ясюкова) Опросник «Учебная мотивация» Г.А. Карповой Инструментарий (методики, приёмы) - ритуал приветствия; - разминка; - психо- мышечная тренировка; -арттерапия; - игротерапия; - песочная терапия; - эмоциональный настрой. Блок Цель Коррекционно-развивающий Гармонизация и оптимизация развития познавательной сферы обучающихся; переход от отрицательной фазы развития к положительной; овладение определёнными способами деятельности. Сплочение участников принятие групповых правил, принятие себя, первичная диагностика. Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной Создание условий для коррекции и развития памяти, как формы организации познавательной деятельности, её основных видов и свойств сплочение участников, осознание своих эмоций. Создание условий для коррекции и развития мышления, как творческого познавательного процесса, его формы и операций Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами саморегуляции. Сплочение группы, развитие адекватной самооценки, умений соблюдать правила, осознание своей агрессии Коррекционно-развивающая направленность. Тематическое планирование Внимание (5-9 классы) Входящая диагностика 1) Развитие устойчивости внимания. 2) Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности. 3) Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане. *знакомство с рынком профессий Занятие № 1 «Я расту, я меняюсь». * Знакомство с приёмами волевой мобилизации и приемам самообладания. (9 классы). Всего часов Память(5-9 классы) 1) Развитие устойчивости объёма зрительной и слуховой памяти. 2) Развитие смысловой памяти. 3) Развитие кратковременной и долговременной памяти формирование приемов запоминания информации. 4) Занятие № 2 «Мои эмоции». * Выбор профессии на основе самооценки и анализа Колво ч. Всего часов Мышление (5-9 классы) 1. Развитие операций мышления: анализ, синтез сравнение, обобщение 2. Развитие операций мышления: абстрагирование, конкретизация 3. Развитие интеллектуальных способностей, логического мышления 4. Развитие мышления: умозаключения, суждения, понятия 5. Занятие № 3 «Я и мои друзья», № 4 «Как справиться с плохим настроением» * «Как лучше подготовиться к экзаменам» (9 8ч 2ч 2ч 2ч 1ч 1ч Инструментарий (методики, приёмы) Групповые игры, принятие правил групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Тесты интеллекта, интеллектуального и личностного развития, уровень развития мотивации, обучающихся. Игра «Найди ошибку в тексте» Игра «Четвёртый лишний» (игра «муха») 8ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 1ч Лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией. Упражнения «Разложи так же», «Я положила в мешок», « Я фотоаппарат», «Я разведчик». Региональный рынок труда и образовательных услуг. Анализ составляющих «хочу» – «могу» – «надо» 1) Упражнение на поиск закономерности. 2) Упражнение на обобщение, проведение классификации предметов. 3) Классификация предметов, чисел, понятий по заданному основанию 4) Решение логических задач. 5) Задание с лишними и недостающими данными. 6) Нахождение логических ошибок в проводимых рассуждениях. классы) Всего часов Создание условий для коррекции и развития восприятия, как основного познавательного процесса, чувственного отражения действительности, его видов свойств Нейтрализация агрессии и негативные чувств, осознание необходимости взаимодействовать. 9ч Восприятие (5-9 классы) 1. Развитие свойств восприятия: 3ч - осмысленность, обобщенность - целостность, константность - объём 2. Тренинг для развития восприятия и 2ч наблюдательности. 3. Итоговая диагностика, заполнение карт. 3ч Составление характеристик на ПМПК Всего часов Игры «Чего не хватает на рисунке?», «Узнай, кто это?» Упражнения «Дорисуй предмет», «Пиши кружочками», «Дорисуй фигуры», 8ч 33ч Блок Цель Оценка эффективнос ти коррекционн ого воздействия Итого часов за год: 7) Решение ребусов. Диагностика и измерение психического содержания и динамики, развитие познавательной сферы, оценка эффективности коррекционноразвивающей работы КоррекционноИнструментарий развивающая (методики, приёмы) направленность. Тематическое планирование Итоговая диагностика. методики обследования уровня развития памяти, внимания, Подведение итогов за год. мышления, восприятия (по возрастам). Метод аналитического наблюдения. Диагностика эмоционального состояния Планируемы результат: 1. стабилизация эмоционального фона, (снижение агрессивности, снижение тревожности); 2. формирование адекватной самооценки, повышение самопринятия, 3. овладение способами саморегуляции, повышение стрессоустойчивости. 4. преодоление трудностей в обучение, успешное усвоение школьной программы 5. овладение навыками самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности. Литература, используемая при составлении программы: Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб. 2002. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004. 7. Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000г Битянова М.Р. «Практикум по психологическим играм с детьми и подротсками». Питер 2003 год. Беличева С.А. «Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями» консорциум «Социальное здоровье России». Москва 1997 год. М.О. Винник «Задержка психического развития у детей» Ростов-на-Дону 2007 Маслова Е.Н. «Развитие общей и мелкой моторики для детей с нарушениями речи». Волгоград ИТД «Корифей» 2011 г. Матюгин И.Ю. «Тактильная память» учебнон пособие по курсу развития эйдетической памяти. Центр Эйдос Москва 1991 год Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» просвещение 1989 г. Остапенко М.А. «Выучить таблицу умножения? Это просто?» Литера Санкт-Петербург 2008 Петрова В.Г. «Кто они дети с отклонениями в развитии?» «флинта» 1998 год Прихожан А.М. «Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе» Сфера М 2000г.Пряжникова Н.С. «Профориентация в школе и колледже: игры , упражнения, опросники» М «Вако» 2006 г. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/ Под. Ред. Д.Я. Райгородского./ - Самара: Издательский Дом «БАРХАТ», 1998. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие: Тренинги социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2003. И.И. Рыбникова Матюгин И.Ю. «Умножайка пособие по запоминанию таблицы умножения в игровой форме» Эйдос Москва 2011 год Хухлаева О.В. М., «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-9 классы)» Чистякова М.И. Психогимнастика М «Владос» 1995 год.