Рабочая программа коррекционно-развивающего курса Психокоррекционные занятия 1-9 классы 2023-2024

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской
области «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
Рассмотрено
Руководитель ШМО
________ /______________ /
Ф.И.О.
Протокол от___________ №
«___» _________ 20____г.

Согласовано
Заместитель директора
по УВР

Утверждаю
Директор
ГБОУ
СО
«Асбестовская школа-интернат»
_________/Л.М. Салимзянова /
_______ /Ю.В. Воробьева / Приказ от_________ №
«___» _________ 20____г.
«___» _________ 20_____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающего курса
«Психокоррекционные занятия»
для 1-9 классов
на 2023-2024 учебный год
педагога-психолога
Потехиной Натальи Дмитриевны

г. Асбест, 2023 год

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
1. Ф.И.О. педагога Потехина Наталья Дмитриевна
2. Уровень образования высшее
3. Квалификационная категория без категории
4. Педагогический стаж 3 года

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденная приказом министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1025.
3. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденная приказом министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1023.
4. Рабочая программа психолого-педагогического сопровожден обучающихся с
задержкой психического развития на ступени начального общего образования
В.В.Мининой.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N
26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015).
6. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО
«Асбестовская школа-интернат».
7. Устав ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат».
8. Учебный план начального общего образования ГБОУ СО «Асбестовская школаинтернат» в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО для детей с ЗПР.
Цель программы: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития,
соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ЗПР и обеспечивающей
психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности
обучающихся в условиях образовательного процесса.
Задачи программы:
- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательновоспитательном процессе;
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных
недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО, АООП ООО и
интегрировании в образовательный процесс;
- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитикосинтетическую и регуляторную деятельность на основе психологических средств
воздействия в процессе коррекционной работы;
- развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного
поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию
представлений об окружающем мире и собственных возможностях;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и
методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Дети с ЗПР обратили на себя внимание исследователей еще в прошлом столетии.
Они описывались под разными названиями: «отстающие в педагогическом отношении»,
«запоздавшие», «малограмотные», «псевдоненормальные», а также как дети, занимающие
промежуточное положение между «малограмотными» и «ненормальными» (А.Binet.
T.Simon), дети «пограничной черты» (L.Fairfild). В отечественной литературе для
обозначения подобных состояний использовались термины «дети с пониженным общим
развитием и недостаточностью отдельных функций» (И.Борисов); переходные формы
между
нормой
и
дефективностью;
«субнормальные»
дети
(А.И.Грабов);
«слабоодаренные»
(В.П.Кащенко,
Г.В.Мурашов);
«умственно
недоразвитые»,
находящиеся между дебилами и нормальными детьми (П.П.Блонский).
Термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического
развития» были предложены Г.Е.Сухаревой. Изучением детей данной категории с конца
50-х годов прошлого века занимались Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская,
В.И.Лубовский и другие исследователи. Ими были выявлены среди неуспевающих
младших школьников учащиеся, неуспеваемость и особенности поведения которых часто
давали основание считать их умственно отсталыми.
В ходе дальнейших исследований Т.А.Власова и М.С.Певзнер выделили две
наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психофизическим и
психическим инфантилизмом. В дальнейшем этот подход получил свое развитие в
ставших классическими работах В.И.Лубовского и В.В.Лебединских, У.В.Ульенковой и
других специалистов.
Обучающиеся с ЗПР — это дети, которые согласно результатам ПМПК, имеют
недостатки в психологическом развитии, препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди
причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная
недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы,
хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточным развитием
познавательных способностей, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности
и/или поведения.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные
недостатки в формировании высших психических функций (память, внимание, мышление,
эмоционально-волевая сфера), замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто
у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного
восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и
эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не
только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по
своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания
(раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически
нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые
трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями
когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных
при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками,
до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в
систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной
помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР
определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении
образования.
Дифференциация образовательных программ начального общего
образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой
категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения
психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта
образовательной программы возлагается на ПМПК.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных
категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития,
определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в
структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления
об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют
выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и
специфические.
К общим потребностям относятся:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
получение начального общего образования в условиях образовательных организаций
общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям
обучающегося с ОВЗ;
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого,
как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с
педагогами и соучениками;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи
и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих адаптированную основную образовательную
программу, характерны следующие специфические образовательные потребности:
адаптация основной общеобразовательной программы общего образования с учетом
необходимости коррекции психофизического развития;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости,
низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
комплексное сопровождение, направленное на улучшение деятельности ЦНС и на
коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной
на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной
саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной

помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном
пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный
(пошаговый) мониторинг результативности
образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня,
позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности
к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с
родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции,
нравственных и общекультурных ценностей).
Несмотря на достаточное количество источников изучения проблемы коррекции
детей ЗПР, на практике существуют трудности правильного распознавания,
своевременного выявления детей данной категории и оказания им эффективной
психолого-педагогической помощи.
Только в условиях оказания комплексной психолого-медико-социальной помощи
данной категории обучающихся возможна эффективная и достаточно успешная коррекция
развития организма и личности ребенка.
Общая характеристика программы
Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств,
направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом развитии
обучающихся с ЗПР.
Принципы реализации программы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к
помощи
в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных
потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и
педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и
содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной психологической
работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной
работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и
возможностей психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость
всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи
специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и
возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия
методов, техник и приемов коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника
коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития
ребенка и успешность его интеграции в общество.
Программа психолого-педагогической работы на ступени начального общего образования
обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее
основное содержание.
1.
Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и
здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения
ими содержанием адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического обследования с целью выявления особых образовательных
потребностей школьников:
― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием
образования и потенциальных возможностей;
― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
обучающегося;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении
образовательной программы;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки
коррекционных мероприятий.
Существует большое количество методик и диагностического инструментария для
выявления индивидуальных особенностей школьников.
№
п/п

Диагностируемые
Параметры
Социальная
ситуация
развития
(проблемы, связанные с адаптацией
ребенка к классному коллективу,
взаимоотношениями с учителем, в
семье)

Ведущая
деятельность
(сформированность
компонентов
структуры
учебной
деятельности,
предпосылки формирования учебной
деятельности,
произвольность

Рекомендуемые методики
диагностические методы
Социометрия
Проективная
беседа
«Мой
круг
общения»
Методика
исследования
межличностных отношений Р. Жиля.
CMAS (модиф. А.М.Прихожан)
Методика
Э.М.
Александровской
«Изучение социально-психологической
адаптации»
Методика «Рисунок семьи»
«Кинетический рисунок семьи»
Методика Д. Ореховой «Домики».
Схемы
наблюдения
уровня
сформированности
учебной
деятельности
Проективная проба «Рисунок школы»
Методика «Лесенка побуждений»

поведения
процессов)

и

познавательных Методика «Составь расписание»
Методика «Конверты»
Методика
Н.Г.
Лускановой
по
мотивации
Особенности
познавательной Прогрессивные матрицы Дж.Равена
Методика Выготского-Сахарова
деятельности
Предметная классификация
Исключение предметов (4-ый лишний)
Исследование
словесно-логического
мышления (Э.Ф. Замбацявичене)
Исследование
прогностической
деятельности (Л.И. Переслени)
Методика
экспресс-диагностики
интеллектуальных
способностей
(МЭДИС).
Изучение свойств внимания (уровень Методика “Проставь значки”
распределения,
устойчивости, Корректурная проба (тест Бурдона)
переключения внимания)
Методика В.М.Когана
Таблицы Шульте
Серии заданий из комплекса ТООТ
Ясюковой
Изучение свойств памяти (уровень Методика “Долговременная память”
долговременной памяти, произвольной Методика
“Опосредованное
(осмысленной) памяти, логической запоминание” (Использована методика,
памяти (воспроизведение логических разр. Лурия А.Р. Выготским Л.С.,
связей).
Леонтьевым А.Н.)
Методика “Изучение логической памяти
у младших школьников”
Пиктограммы
Серии заданий из комплекса ТООТ
Ясюковой
Цветовой тест Люшера
Эмоционально-волевая сфера
ЦТО Цветовой тест отношений
С.А.Т.-Н
Методика «СОМОР»
«Лесенка»
«Несуществующее животное»
«Дом. Дерево. Человек»
«Эмоциональные лица» и пр.
Серии заданий из комплекса ТООТ
Ясюковой
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий,
способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в
психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума
образовательного учреждения педагог-психолог определяет направления и средства
коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла
специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка
индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование
уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими
особенностями ребенка или группы детей в целом.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с
ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются :
 развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
 развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших
психических функций;
 формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Для значительной части детей с ЗПР типичен дефицит социальных способностей,
проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В
ряде случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В
связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков
предполагают:
- гармонизацию аффективной сферы ребенка;
- профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и негативистических
проявлений, других отклонений в поведении;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося
характера;
- развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым
социальным условиям ( в том числе снятие тревожности, робости и т.п.);
- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;
- развитие социальных эмоций;
- развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной
активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных
эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми).
Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в
усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в
формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в
эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего
поведения на основании полученных знаний и навыков.
Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми
театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии и сказкотерапии. В
процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия
собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной
атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия,
и отношений со сверстниками в классе.
Работа психолога с детьми с ЗПР по формированию уверенности в себе и снижению
тревожности ведется в таких направлениях, как формирование у них оптимистического
склада мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую
деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных
впечатлений, а также укрепление уважения к себе, веры в свои способности и
возможности.
Ребенок с ЗПР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения
со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на
дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. В связи с этим в работе
психолога выделяются следующие наиболее важные задачи:
- воспитание у детей интереса к окружающим людям;
- выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения;
- обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию
конфликтов.
Ребенку с нарушениями в развитии важно показать, что наряду с внешним миром,
который он может увидеть, почувствовать, потрогать, есть и другой, скрытый, трудно

доступный, внутренний мир человека- мир желаний, настроений, переживаний, чувств. У
каждого человека свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем
больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят
другими людьми».
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций.
Развитие познавательных функций является традиционным направлением работы
психолога в школе. Оно предполагает
- стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой
познавательной мотивации;
- развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения,
самоконтроля и т.д.);
- развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов
запоминания, развитие смысловой памяти);
- развитие восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных
представлений, сенсомоторной координации;
- формирование мыслительной деятельности: стимуляцию мыслительной активности,
формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения
существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего
мышления и гибкости мыслительных процессов.
Занятия проводятся психологом по плану, составленному в соответствии с программой
индивидуального развития ребенка. Важным условием планирования является реализация
принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением,
вместе с тем, доминирующих объектов воздействия, изменяющихся по мере
формирования у детей с ЗПР познавательной деятельности и ее саморегуляции.
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
На пороге школьного обучения становление сферы саморегуляции имеет особое значение.
Развитие возможности управлять своим поведением – один из существенных моментов,
определяющих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Характерная
для детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста недостаточная
сформированность осознанной саморегуляции деятельности является тормозящим
фактором когнитивного и личностного развития ребенка, а также одной из основных
причин, порождающих трудности в учебно-познавательной деятельности.
Работа психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной
деятельности у детей с ЗПР ведется в нескольких направлениях, связанных с
формированием определенного комплекса умений:
- ставить и удерживать цель деятельности;
- планировать действия; определять и сохранять способ действий;
- использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
- осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
- оценивать процесс и результат деятельности.
Для детей, характеризующихся различным уровнем сформированности осознанной
саморегуляции познавательной деятельности, определена конкретная область психологопедагогического воздействия, а также разработаны направления и содержание групповых
и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в рамках психологического
сопровождения.
Каждое психологическое занятие характеризуется наличием вводной части, цель которой
расспросить о состоянии и достигнутых успехах, настроить школьника на предстоящую
работу: создать положительное эмоциональное состояние и личную заинтересованность в
выполнении каждого занятия, а также заключительная часть, основу которой составляет
рефлексивная практика. С помощью рефлексии можно проанализировать итог занятия, с

какими эмоциями ребенок уходит с него (положительными – удовлетворение от работы,
нейтральными – работа не вызвала никаких эмоций, отрицательными –
неудовлетворенность проделанной работой). В практике работы специалиста-психолога
имеется ряд эффективных рефлексий: «Солнышко настроения», «Термометр чувств»,
«Эмоциональные модальности» и другие игровые упражнения.
Следующая закономерность в построении программы заключается в том, что первично
предлагаются занятия по развитию высших психических функций: формирование
эталонных представлений, развитие сенсорно-перцептивной деятельности, восприятия и
умственных способностей ребенка.
Обязательным считается ведение занятия в игровой форме, возможно, в виде сюжетноигрового занятия и занятия по сказочному сюжету. Это способствует созданию
доброжелательной атмосферы в группе «специалист-ребенок», эмоциональной
сплоченности всех участвующих в коррекционно-воспитательном процессе, что
способствует более эффективной результативности программы.
3. Консультативная работа обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в
воспитании и обучении ребенка с ЗПР. Психолог разрабатывает рекомендации в
соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей,
состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия,
способствующие повышению профессиональной компетенции учителей, включению
родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Основными задачами психологического консультирования педагогов являются:
- раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка,
- определение способов компенсации трудностей,
- выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при
фронтальной и индивидуальной формах организации занятий.
Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть
разнообразными:
- занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР и его
особым образовательным потребностям,
- организация педагогических консилиумов,
- подготовка к тематическим родительским собраниям,
- индивидуальные консультации и т.д.
Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к
сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой
работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов.
Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с
родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий
этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего
обследования ребенка. Психолог в доступной форме рассказывает родителям об
особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие
специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться
дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание.
Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей
как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям,
поддержать их. На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители
привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога.
На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное
обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы
положительной динамики развития ребенка, вырабатываются рекомендации по
преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе,
взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время).

Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических
консультациях, семинарах-практикумах и т.д.
4.
Информационно-просветительская
работа
предполагает
осуществление
разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам,
связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания
обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями
(законными представителями) и др.
Информационно-просветительская работа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;
― оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической
компетентности;
― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной
психолого-психологической компетентности.
Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию
специального сопровождения обучающегося с ЗПР.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания
адаптированной основной образовательной программы
педагоги, осуществляющие
психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру
программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое
будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В
случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с
учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на
комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки
рекомендаций по его дальнейшему обучению.

Календарно-тематическое планирование
1а, 1б класс
Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом индивидуальных и
типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся с ЗПР.
Тема
Содержание
Кол-во
Дата
часов
Диагностика познавательной сферы ребенка,
определение
продуктивности
и
произвольности внимания, памяти, изучение
Диагностиэмоционально-волевой сферы.
ческое
-Графический диктант Эльконина .
2
изучение
-Матрицы Ровена (Детский вариант)
ребенка
-Тест Керна-Йрасика -анализ умения делать
движения на бытовом уровне (застегивание
пуговиц, шнуровка ботинок); раскладывание
серии сюжетных картинок
Развитие
Игры на развитие оптико-пространственной 2
общей
и ориентировки
в
пространстве
через
мелкой
движения; умение отдавать команды.
моторики.
Совершенствование
психомоторики.
Развитие способности ориентироваться в
пространстве.
«Что справа, что слева?», «Сзади - спереди»,
«Пол - потолок». «Назови по порядку»
(части суток, времена года, дни недели),
«Что пропущено?» «Исправь ошибки»,
«Угадай-ка», «Что перед, что после?»
Развитие
Игры на развитие качеств внимания 2
произвольног (устойчивости,
переключения,
о внимания и распределения): «Определи игрушку», «Что
поведения.
изменилось», «Найди пару», «Запретное
движение» и т.д.
Рисование ладонями, «Стойкий оловянный
солдатик»,
«Запрещённое
движение»,
«Запретное
число»,
«Невидящий
–
неслышащий», «Охота», «Копна-ТропинкаКочки».
Развитие
Игры и упражнение на развитие различных 2
мнемических видов памяти: «Запомни и найди»,
способностей. «Бессмысленные слова», «Геометрические
фигуры» и т.п.
Развитие
Игры и упражнения на развитие всех видов 2
умственных
памяти, наглядно-образного мышления:
способностей. «Найди отличия», «Четвертый лишний»,
«Продолжи ряд», «Закономерности» и пр.
Коррекция
Развитие произвольности при выполнении 2
двигательной движений и действий. Игры на развитие
активности.
умения выполнять совместные действия,
развитие
коммуникативных
навыков
общения: «Рисуем вместе», «Фотограф»,

Коррекция и
развитие
эмоционально
-волевой
сферы.

Развитие
предметнопрактической
деятельности.

Развитие
творческих
способностей.
Развитие
воображения.
Развитие
внимания и
мышления.
Развитие
памяти
и
мышления.

Развитие
мышления
речи.

и

Коррекция и
развитие
пространстве
нных
ориентаций.

«Волшебный мешочек» и т.д.
Игры на понимание разных эмоциональных
состояний, отдельных черт характера.
«Тренипуем эмоции», «Лото настроений»,
«Уходи, злость, уходи», «Продолжи фразу»,
«Обзывалки»,
«Подушечные
бои»,
«Необычное сражение», «Молчание», «Джаз
тела», «Танец огня», «Зеркальный танец»,
«Танец морских волн», «Лес».
Срисовывание
графических
образцов;
обведение по контуру геометрических фигур
разной сложности; вырезание по контуру
фигур из бумаги; раскрашивание и
штриховка,
прохождение
лабиринтов;
выполнение фигурок из пальцев рук;
психогимнастика.
Развитие умения видеть в нарисованных
фигурах реальные предметы. «Рисование с
помощью шаблонов»; аппликация из
цветной бумаги в виде сюжета из
геометрических фигур – развитие мелкой
моторики.
Буквенная корректурная таблица. Игра с
буквами и словами. «Что лишнее», «Опиши
словами», «Нравится-не нравится», «Назови
одним словом», «Бывает – не бывает»,
«Фразеологический словарь».
Игры на развитие быстроты и точности при
действии
наглядных
звуковых
или
вербальных сигналов. Игры и упражнения
на развитие всех видов памяти, нагляднообразного мышления. «Что исчезло?»,
«Художник», «Цепочка действий», «Все
помню», «Олень», «Вспомни Число», «Все
помню», «Кукловод», «Вспомни и покажи»,
«Перепутались»,
«Повторюшки»,
«Запоминайка»,
«Тренировка памяти»,
«Пиктограмма».
Игры на развитие быстроты и точности при
действии
наглядных
звуковых
или
вербальных
сигналов.
«Интервью»,
«Картинки-загадки», «Определи игрушку»,
«Сочини
предложение»,
«Противоположность», «Мостик», «Шаги»,
«Внимание!Розыск!»,
«Два
круга»,
«Придумываем рассказ», «Самодельная
азбука», «Цепочка», «Добавь букву».
Ориентировка на плоскости, уровень
зрительного восприятия: «Найди сочетание
букв» (цифр); «Покажи какие цифры и
буквы нарисованы неправильно»; «Найди
«спрятанные» треугольники и обведи их».

2

2

2

2

3

2

2

Произвольная
регуляция
поведения.

Развитие
эмоционально
-волевой
сферы
и
компонентов
личности.
Итоговое
диагностичес
кое изучение
ребенка.

Итого: 33 часа

Копирование сочетания различных фигур;
копирование пересекающихся линий.
Сказкотерапия,
драматизация, 2
моделирование
проблемных
ситуаций.
Обучение нормам социально-правильного
поведения, формирование представления о
добре и зле, дружбе и взаимопомощи,
социальных отношениях.
Игры
на
развитие
имитационно- 2
подражательных выразительных движений и
действий,
отражающих
разные
эмоциональные состояния и характерные
черты личности, выраженных в статике и
движениях: мимике, жестах, позе, серии
движений и действий.
Диагностика познавательной сферы ребенка, 2
определение
продуктивности
и
произвольности внимания, памяти, изучение
эмоционально-волевой сферы. Сравнение
результатов с полученными в начале
учебного года.

Календарно-тематическое планирование
1Ви1Г
Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом индивидуальных и
типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся с ЗПР.
Тема

Содержание

Диагностическ Диагностика познавательной сферы ребенка,
ое
изучение определение
продуктивности
и
ребенка
произвольности внимания, памяти, изучение
эмоционально-волевой сферы.
-Графический диктант Эльконина .
-Матрицы Ровена (Детский вариант)
-Тест Керна-Йрасика -анализ умения делать
движения на бытовом уровне (застегивание
пуговиц, шнуровка ботинок); раскладывание
серии сюжетных картинок
Развитие
Игры на развитие оптико-пространственной
общей
и ориентировки в пространстве через движения;
мелкой
умение отдавать команды. Совершенствование
моторики.
психомоторики.
Развитие
способности
ориентироваться в пространстве.
«Что справа, что слева?», «Сзади - спереди»,
«Пол потолок».
«Назови по порядку» (части суток, времена
года, дни недели), «Что пропущено?»
«Исправь ошибки», «Угадай-ка», «Что перед,
что после?»
Развитие
Игры на развитие качеств внимания
произвольного (устойчивости, переключения, распределения):
внимания
и «Определи игрушку», «Что изменилось»,
поведения.
«Найди пару», «Запретное движение» и т.д.
Рисование ладонями, «Стойкий оловянный
солдатик»,
«Запрещённое
движение»,
«Запретное
число»,
«Невидящий
–
неслышащий», «Охота», «Копна-ТропинкаКочки».
Развитие
Игры и упражнение на развитие различных
мнемических
видов
памяти:
«Запомни
и
найди»,
способностей. «Бессмысленные слова», «Геометрические
фигуры» и т.п.
Развитие
Игры и упражнения на развитие всех видов
умственных
памяти,
наглядно-образного
мышления:
способностей. «Найди отличия», «Четвертый лишний»,
«Продолжи ряд», «Закономерности» и пр.
Коррекция
Развитие произвольности при выполнении
двигательной
движений и действий. Игры на развитие
активности.
умения выполнять совместные действия,
развитие коммуникативных навыков общения:

Кол-во
часов
2

2

2

2

2

2

Дата

Коррекция и
развитие
эмоциональноволевой
сферы.

Развитие
предметнопрактической
деятельности.
Развитие
творческих
способностей.
Развитие
воображения.
Развитие
внимания
и
мышления.
Развитие
памяти
мышления.

Развитие
мышления
речи.

и

и

Коррекция и
развитие
пространствен
ных
ориентаций.
Произвольная

«Рисуем вместе», «Фотограф», «Волшебный
мешочек» и т.д.
Игры на понимание разных эмоциональных
состояний,
отдельных
черт
характера.
«Тренипуем эмоции», «Лото настроений»,
«Уходи, злость, уходи», «Продолжи фразу»,
«Обзывалки»,
«Подушечные
бои»,
«Необычное сражение», «Молчание», «Джаз
тела», «Танец огня», «Зеркальный танец»,
«Танец морских волн», «Лес».
Срисовывание
графических
образцов;
обведение по контуру геометрических фигур
разной сложности; вырезание по контуру
фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка,
прохождение
лабиринтов;
выполнение
фигурок из пальцев рук; психогимнастика.
Развитие умения видеть в нарисованных
фигурах реальные предметы. «Рисование с
помощью шаблонов»; аппликация из цветной
бумаги в виде сюжета из геометрических
фигур – развитие мелкой моторики.
Буквенная корректурная таблица. Игра с
буквами и словами. «Что лишнее», «Опиши
словами», «Нравится-не нравится», «Назови
одним словом», «Бывает – не бывает»,
«Фразеологический словарь».
Игры на развитие быстроты и точности при
действии наглядных звуковых или вербальных
сигналов. Игры и упражнения на развитие всех
видов памяти, наглядно-образного мышления.
«Что исчезло?», «Художник»,
«Цепочка
действий», «Все помню», «Олень», «Вспомни
Число»,
«Все помню», «Кукловод»,
«Вспомни и покажи», «Перепутались»,
«Повторюшки», «Запоминайка», «Тренировка
памяти», «Пиктограмма».
Игры на развитие быстроты и точности при
действии наглядных звуковых или вербальных
сигналов. «Интервью», «Картинки-загадки»,
«Определи игрушку», «Сочини предложение»,
«Противоположность», «Мостик», «Шаги»,
«Внимание!Розыск!»,
«Два
круга»,
«Придумываем
рассказ»,
«Самодельная
азбука», «Цепочка», «Добавь букву».
Ориентировка
на
плоскости,
уровень
зрительного восприятия: «Найди сочетание
букв» (цифр); «Покажи какие цифры и буквы
нарисованы
неправильно»;
«Найди
«спрятанные» треугольники и обведи их».
Копирование сочетания различных фигур;
копирование пересекающихся линий.
Сказкотерапия, драматизация, моделирование

2

2

2

2

3

2

2

2

регуляция
поведения.

Развитие
эмоциональноволевой сферы
и компонентов
личности.
Итоговое
диагностическ
ое
изучение
ребенка.

Итого: 33 часа

проблемных ситуаций. Обучение нормам
социально-правильного
поведения,
формирование представления о добре и зле,
дружбе
и
взаимопомощи,
социальных
отношениях.
Игры
на
развитие
имитационно- 2
подражательных выразительных движений и
действий, отражающих разные эмоциональные
состояния и характерные черты личности,
выраженных в статике и движениях: мимике,
жестах, позе, серии движений и действий.
Диагностика познавательной сферы ребенка, 2
определение
продуктивности
и
произвольности внимания, памяти, изучение
эмоционально-волевой сферы. Сравнение
результатов с полученными в начале учебного
года.

Календарно-тематическое планирование
2 «а» класс
Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом индивидуальных и
типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся с ЗПР.
Тема
Содержание
Кол-во Дата
часов
Диагностичес Диагностика
познавательной
сферы
ребенка, 2
кое изучение определение продуктивности и произвольности
ребенка
внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой
сферы.
Развитие
Срисовывание графических образцов; обведение по 2
предметноконтуру геометрических фигур разной сложности;
практической вырезание по контуру фигур из бумаги;
деятельности. раскрашивание
и
штриховка,
прохождение
лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук;
психогимнастика.
Развитие
Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», 2
качеств
«Графический диктант», «Корректурная проба»,
внимания:
«Кто летает?» - выделение главных существенных
сосредоточенн признаков предметов; «Какое время года?» и т.п.
ости,
концентрации,
переключения
.
Развитие
Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка 2
памяти
с В.Катаева «Цветик- семицветик».
использование
м различных
анализаторов.
Развитие
Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей 2
произвольной самостоятельно составлять описательный рассказ
опосредованн животного, пользуясь опорной схемой.
ой памяти.
Развитие
Решение логических задач. Память на числа. Память 2
памяти,
на
образы.
Группировка.
Пространственная
мышления.
ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю
пять названий».
Развитие
Игры и упражнения по развитию произвольной 2
памяти,
памяти
по
сюжету
сказки.
«Путаница»,
применение
«Запрещенные движения», «Дорожки».
качеств
внимания
Развитие
Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи 2
элементов
«Сходство. Отличие. Пересечение».
логического
«Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух.
мышления.
Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт»
Развитие
Игры на понимание разных эмоциональных 2
эмоционально состояний,
отдельных
черт
характера.

волевой
сферы
и
компонентов
личности.
Развитие
творческих
способностей.
Развитие
воображения.
Развитие
произвольного
внимания
и
поведения
Развитие
мнемических
способностей.
Развитие
умственных
способностей.

Сказкотерапия,
драматизация,
проблемных ситуаций.

моделирование

Развитие умения видеть в нарисованных фигурах 2
реальные предметы. «Рисование с помощью
шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки», и пр.
Игры
«Найди
пару»,
«Запретный
номер», 4
«Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и
т.п.

Обучение способам эффективного запоминания:
«Запомни и найди», «Бессмысленные слова»,
«Имена» и т.д.
Игры и упражнения на развитие всех видов памяти,
наглядно-образного мышления: «Найди отличия»,
«Четвертый
лишний»,
«Продолжи
ряд»,
«Закономерности» и пр.
Коррекция и Игры на понимание разных эмоциональных
развитие
состояний, отдельных черт характера; игры с
эмоционально условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по
-волевой
карточкам. Игры на развитие умения соблюдать
сферы.
совместные действия, развитие коммуникативных
навыков общения.
Итоговое
Диагностика
познавательной
сферы
ребенка,
диагностическ определение продуктивности и произвольности
ое
изучение внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой
ребенка.
сферы. Сравнение результатов с полученными в
начале учебного года.
Итого: 34 часа

2

2

4

2

Календарно-тематическое планирование
3 «а», 3 «б» класс
Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом индивидуальных и
типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся с ЗПР.
Тема
Содержание
КолДата
во
часов
Диагностиче Диагностика
познавательной
сферы
ребенка, 2
ское
определение продуктивности и произвольности
изучение
внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой
ребенка
сферы.
Развитие
Срисовывание графических образцов; обведение по 2
предметноконтуру геометрических фигур разной сложности;
практической вырезание
по
контуру
фигур
из
бумаги;
деятельности раскрашивание
и
штриховка,
прохождение
.
лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук;
психогимнастика.
Развитие
Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», 2
качеств
«Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто
внимания:
летает?» - выделение главных существенных
сосредоточен признаков предметов; «Какое время года?» и т.п.
ности,
концентраци
и,
переключени
я.
Развитие
Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка 2
памяти
с В.Катаева «Цветик- семицветик».
использовани
ем различных
анализаторов
.
Развитие
Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей 2
произвольно самостоятельно составлять описательный рассказ
й
животного, пользуясь опорной схемой.
опосредован
ной памяти.
Развитие
Решение логических задач. Память на числа. Память 2
памяти,
на
образы.
Группировка.
Пространственная
мышления.
ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять
названий».
Развитие
Игры и упражнения по развитию произвольной 2
памяти,
памяти по сюжету сказки. «Путаница», «Запрещенные
применение
движения», «Дорожки».
качеств
внимания
Развитие
Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи 2
элементов
«Сходство. Отличие. Пересечение».
логического
«Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк.

мышления.
Развитие
эмоциональн
оволевой
сферы
и
компонентов
личности.
Развитие
творческих
способностей
.
Развитие
воображения.
Развитие
произвольног
о внимания и
поведения
Развитие
мнемических
способностей
.
Развитие
умственных
способностей
.
Коррекция и
развитие
эмоциональн
о-волевой
сферы.

Лиса». Упр. «Лабиринт»
Игры на понимание разных эмоциональных 2
состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия,
драматизация, моделирование проблемных ситуаций.

Развитие умения видеть в нарисованных фигурах 2
реальные предметы. «Рисование с помощью
шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки», и пр.
Игры
«Найди
пару»,
«Запретный
номер», 4
«Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и
т.п.
Обучение способам эффективного запоминания: 2
«Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Имена»
и т.д.

Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, 2
наглядно-образного мышления: «Найди отличия»,
«Четвертый
лишний»,
«Продолжи
ряд»,
«Закономерности» и пр.
Игры на понимание разных эмоциональных 4
состояний, отдельных черт характера; игры с
условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по
карточкам. Игры на развитие умения соблюдать
совместные действия, развитие коммуникативных
навыков общения.
Итоговое
Диагностика
познавательной
сферы
ребенка, 2
диагностичес определение продуктивности и произвольности
кое изучение внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой
ребенка.
сферы. Сравнение результатов с полученными в
начале учебного года.
Итого: 34 часа

Календарно-тематическое планирование
4 «а», 4 «б» класс
Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом индивидуальных и
типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся с ЗПР.
Тема
Содержание
КолДата
во
часов
Диагностичес Диагностика
познавательной
сферы
ребенка, 2
кое изучение определение продуктивности и произвольности
ребенка
внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой
сферы.
Развитие
Срисовывание графических образцов; обведение по 2
предметноконтуру геометрических фигур разной сложности;
практической вырезание
по
контуру
фигур
из
бумаги;
деятельности. раскрашивание
и
штриховка,
прохождение
лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук;
психогимнастика.
Развитие
Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», 2
качеств
«Графический диктант», «Корректурная проба», «Кто
внимания:
летает?» - выделение главных существенных
сосредоточен признаков предметов; «Какое время года?» и т.п.
ности,
концентраци
и,
переключени
я.
Развитие
Игры на развитие памяти по сюжету сказки. Сказка 2
памяти
с В.Катаева «Цветик- семицветик».
использовани
ем различных
анализаторов.
Развитие
Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим детей 2
произвольно самостоятельно составлять описательный рассказ
й
животного, пользуясь опорной схемой.
опосредованн
ой памяти.
Развитие
Решение логических задач. Память на числа. Память 2
памяти,
на
образы.
Группировка.
Пространственная
мышления.
ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять
названий».
Развитие
Игры и упражнения по развитию произвольной 2
памяти,
памяти по сюжету сказки. «Путаница», «Запрещенные
применение
движения», «Дорожки».
качеств
внимания
Развитие
Игра «Что сначала, что потом»; логические задачи 2
элементов
«Сходство. Отличие. Пересечение».
логического
«Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк.
мышления.
Лиса». Упр. «Лабиринт»

Развитие
эмоциональн
оволевой
сферы
и
компонентов
личности.
Развитие
творческих
способностей
.
Развитие
воображения.
Развитие
произвольног
о внимания и
поведения
Развитие
мнемических
способностей
.
Развитие
умственных
способностей
.
Коррекция и
развитие
эмоциональн
о-волевой
сферы.

Игры на понимание разных эмоциональных 2
состояний, отдельных черт характера. Сказкотерапия,
драматизация, моделирование проблемных ситуаций.

Развитие умения видеть в нарисованных фигурах 2
реальные предметы. «Рисование с помощью
шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки», и пр.
Игры
«Найди
пару»,
«Запретный
номер», 4
«Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и
т.п.
Обучение способам эффективного запоминания: 2
«Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Имена»
и т.д.

Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, 2
наглядно-образного мышления: «Найди отличия»,
«Четвертый
лишний»,
«Продолжи
ряд»,
«Закономерности» и пр.
Игры на понимание разных эмоциональных 4
состояний, отдельных черт характера; игры с
условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по
карточкам. Игры на развитие умения соблюдать
совместные действия, развитие коммуникативных
навыков общения.
Итоговое
Диагностика
познавательной
сферы
ребенка, 2
диагностичес определение продуктивности и произвольности
кое изучение внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой
ребенка.
сферы. Сравнение результатов с полученными в
начале учебного года.
Итого: 34 часа

Календарно-тематическое планирование
5 «а», 6 «а», 6 «б» класс
№
Раздел
п/ программ
п
ы
1 Эмоционал
. ьная сфера
человека
7ч.

Тема занятий

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Входная диагностика
Зачем человеку занятия по психологии.
Кто – я? Я –это я. Я могу! Я нужен. Я мечтаю
Чувства бывают разные
Стыдно ли бояться?
.Имею ли я право сердиться и обижаться?
Каждый любит мир и чувствует по-своему.

Колво ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
1ч
1ч.
1ч.
1ч

2
.

Социально
е
восприятия
:
«Как
узнавать
другого
человека».
8ч

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Я и мои друзьяю
У меня есть друг.
Я и мои колючки.
Что такое одиночество.
Я не одинок в этом мире.
Можно ли человеку меняться.
Нужно ли человеку меняться.
Каждый любит мир и чувствует по –своему.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

3
.

Межлично
стная
привлекате
льность
10ч.

1.
2.
3.
4.
5.

Я и мой внутренний мир.
Любой внутренний мир ценен и уникален.
Кто в ответе за мой внутренний мир.
Трудные ситуации могут научить меня.
В трудной ситуации я ищу силу.

2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч

5
.

Диагности
ка
Итоговые
занятия

Итоговая диагностика
Проведение тренингов.
Составление характеристик и заключений.

2ч
Апре
ль
Май

Дата

Календарно-тематическое планирование
7 «а», 7 «б», 8 «а», 8 «б» класс
№
п/
п
1
.

Раздел
программы

2
.

Социальное
восприятия:
«Как узнавать
другого
человека». 8ч

3
.

Межличностна
я
привлекательно
сть:
любовь,
дружба 10ч.
Диагностика
Итоговые
занятия

5
.

Эмоциональная
сфера человека
7ч.

Тема занятий

Входная диагностика
Эмоциональный интеллект.
Основные законы психологии эмоций.
Закон скрытности.
Закон обратного эффекта.
Передача чувств «по наследству».
Взаимосвязь разума и эмоций
Как мы получаем информацию о человеке.
Учимся понимать жесты и позы..
Невербальные признаки обмана.
Понимание причин поведения людей.
Впечатление, которое мы производим.
Из чего складывается впечатление о
человеке.
7 Что такое Наблюдательность.
8 Развиваем наблюдательность.
1 Привлекательность человека.
2 Взаимная симпатия.
3 Дружба.
4 Романтические отношения.
5 Взросление и отношения с родителями
итоговая
Проведение тренингов.
Составление характеристик и заключений.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
2
3
4
5
5
6

Кол-во ч.

1 ч.
1ч.
1ч.
1ч
1ч.
1ч.
1ч
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч
2ч
Апрель
Май

Календарно-тематическое планирование «Психология и выбор профессии»
9 «а», 9 «б» класс
№
п/
п
1
.

Раздел
программы

2
.

Что я знаю о Признаки профессии.
профессиях. Определение типа будущей профессии
Профессия, специальность, должность. Формула
профессии.
Интересы и склонности в выборе профессии.
Определение профессионального типа личности.
Профессионально важные качества
Профессия и здоровье.
Обобщающий урок по теме «Что я знаю о
профессиях».
Способности Способности общие и специальные. Способности
и
к практическим видам деятельности.
профессиона Способности к интеллектуальным видам
льная
деятельности.
пригодность. Способности к профессиям социального типа.
Способности к офисным видам деятельности.
Способности к предпринимательской
деятельности.
Артистические способности
Уровни профессиональной пригодности.
Обобщающий урок по теме «Способности и
профессиональная пригодность».
Диагностика
итоговая
Итоговые
Проведение тренингов.
занятия
Составление характеристик и заключений.

3
.

5
.

Что я знаю о
своих
возможностя
х

Тема занятий

Колво ч.

1 ч.
Самооценка и уровень притязаний.
1ч.
Темперамент и профессия. Определение темперамента.
1ч.
Чувства и эмоции. Тест эмоций.
1ч
Истоки негативных эмоций
1ч.
Стресс и тревожность
1ч.
Определение типа мышления.
1ч
Внимание и память.
1 ч.
Уровень внутренней свободы
Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих
возможностях».
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
Апре
ль
Май

Дата

Список литературы
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического
развития: Учеб.пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, АСАР, 2003.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М., 1973.
Дети с задержкой психического развития/ Под ред.Г.А.Власовой, В.И.Лубовского,
Н.А.Шипицыной.-М.,1984.
Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в
развитии.- М., 1973.
Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в
развитии. - М.: Коррекционная педагогика, 2005.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в
развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебно-методическое
пособие для педагогических и гуманит.вузов. (Авт.-сост. В.П.Глухов) /В.П.Глухов.-М.:
МГГУ им. М.А.Шолохова, 2007.
Ткачёва В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в
развитии. – АСТ., М., 2007
Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- Н.-Новгород, 1994.
Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для
учителей .- Смоленск, 19994


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».