государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Рассмотрено Согласовано Руководитель ШМО ____________Н.Б. Семенова Протокол от 30.08. 2023г. № _______________ Заместитель директора по УВР ______________Ю.В. Воробьёва «____»_______________2023г Утверждаю Директор ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат» ___________Л.М. Салимзянова Приказ от «____»___________2023г. № _______________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «ОДНКНР» для обучающихся 5 классов на 2023-2024 учебный год педагога Атлухановой Ирины Петровны г.Асбест, 2023 г. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ 1. 2. 3. 4. 5. Ф.И.О. педагога: Атлуханова Ирина Петровна Уровень образования: среднее специальное Квалификационная категория: первая Педагогический стаж: 29 лет В данном учреждении: 29 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовая база, лежащая в основе разработки рабочей программы по биологии на 2023-2024 учебный год ФГОС ООО 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации". 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 4. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1025). 5. Примерная рабочая программа основного общего образования «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ( для 5-6 классов образовательных организаций), Москва 2022г. 6. Авторская программа ООО по ОДНКНР, «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5-6 классы под редакцией Виноградовой Н.Ф..-М.: Просвещение, 2020 год 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" 8. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат». Общая характеристика учебного предмета «ОДНКНР» образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей . Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР . Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений . Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России . Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно - исторических традиций всех народов России, духовнонравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории . В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно- нравственные ценности . Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии . В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно- нравственного развития народов России . Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти . Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность) . Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах . Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам . Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5—6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно - научных учебных предметов . Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и над конфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии . Цели и задачи изучения учебного предмета «ОДНКНР» Целями изучения учебного курса являются: формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны . Цели курса определяют следующие задачи: овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом . Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества; формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур; пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов; осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими; раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность; формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом; получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно- нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах; развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности . Особенности отбора и адаптации учебного материала по ОДНКНР Обучение учебному предмету «ОДНКНР» необходимо строить на создании оптимальных условий для усвоения программного материала обучающимися с ЗПР. Важнейшим является соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, зависящего от уровня сформированности их учебно-познавательной деятельности, произвольной регуляции, умственной работоспособности, эмоционально-личностных особенностей и направленности интересов. Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня. По содержанию и объему он должен быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Акцент в работе следует сделать на развитии у обучающихся с ЗПР словесно-логического мышления, без чего невозможно полноценно рассуждать, делать выводы. Значимая роль в этом принадлежит практическим (в том числе лабораторным) работам, организации наблюдений и т.д. Важно развивать возможность использования знаково-символических средств организации познавательной деятельности (построение и декодирование наглядных моделей, отражающих основное содержание изучаемого материала). Следует активно побуждать обучающихся к самостоятельному поиску информации. Поскольку предмет «Биология» обычно вызывает у обучающихся определенный интерес, это важно использовать для совершенствования их поисковой активности. Большое внимание должно уделяться закреплению изученного материала, в том числе специальной актуализации знаний, полученных в предшествующих классах, поскольку без подобного повторения и закрепления высок риск «поверхностного обучения», когда сиюминутно актуализируемые знания не могут стать основой для их дальнейшего совершенствования. Примерная программа предусматривает внесение некоторых изменений: включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения. В ознакомительном плане даются темы, выделенные в содержании программы курсивом. «Общие биологические закономерности» рассматриваются в течение всего периода обучения биологии в основной школе (5–9 классы). Определение количества часов на изучение тем зависит от контингента обучающихся класса. Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «ОДНКНР» Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках ОДНКНР определяется их особыми образовательными потребностями. Для развития умения делать выводы необходимо использовать опорные слова и клише. Особое внимание следует уделить обучению структурированию материала: составлению рисуночных и вербальных схем, таблиц с обозначенными основаниями для классификации и наполнению их примерами и др. Продуктивным для закрепления и применения усвоенных знаний, а также развития коммуникативных УУД является участие обучающихся с ЗПР в проектной деятельности. При организации уроков рекомендуется использовать IT-технологии, презентации, научно-популярные фильмы, в том числе, интерактивные, и другие средства визуализации. Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. Для обучающихся с ЗПР существенным являются приемы работы с лексическим материалом по предмету. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Введение нового термина, новой лексической единицы проводится на основе обращения к этимологии слова и ассоциациям. Каждое новое слово включается в контекст, закрепляется в речевой практике обучающихся. Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии. Коррекционная направленность предмета Педагогические условия: Диалогизация: Сотрудничество педагога и учащихся. Осуществление обмена информацией, целями. Совместная постановка целей и задач, поиск решения и оценивание их качества. Признание педагогом личностной ценности каждого ученика. Активное слушание, задавание вопросов, активное высказывание. Возможность каждого быть правым и ошибаться. Индивидуализация: Диффиринцированное взаимодействие с учетом различий между людьми. Поддержка конструктивного и разнообразного проявления индивидуальных особенностей. Ярко выраженные интересы, Элементы культуры. Самоисследование, выявление и выражение своей индивидуальности (уникальности). Проблематизация: Проблематизация содержания. Показ разных точек зрения, побуждение замечать противоречия, ставить проблемы. Поощрение высказываний, альтернативность сомнений, самостоятельность суждений. Приветствие неожиданности, устойчивости к тревоге, связанной с неожиданностью. Использование специальных приемов познавательной деятельности, мозговой штурм, групповые дискуссии. Создание условий для определения проблем и продолжения. Персонификация: Проявление познавательного интереса к потребностям, отношениям, чувствам, нерегламентированным поступкам. Искренность во взаимодействии, открытость в выражении чувств, эмоций. Проявление интереса к тому, как лично каждый ученик переживает и осмысливает происходящее в образовательном процессе. Сообщение знаний, персонифицированных в судьбах других людей. Коррекционно-развивающие приемы и методы: Обучение без принуждения. Постановка наводящих вопросов. Дополнительные инструкции в ходе учебной деятельности. Поощрение, создание ситуации успеха. Работа по алгоритму, образцу. Ответ по плану. Снижение темпа урока. Подача нового материала небольшими порциями. Систематичность повторения изученного. Предупреждение возможных ошибок. Адаптация содержания, очищение от сложности, подробностей и многообразия учебного материала. Использование опорных схем. Принципы коррекционно - развивающего обучения: Принцип нормативности образования (не допускать снижения образовательной планки, обусловленной стандартом образования) Принцип личностно-ориентированного подхода (утверждение уникальности, неповторимости, самоценности каждого ребенка) Принцип приоритетного внимания к отношения ребенка в ситуации учения Принцип победности учения в условиях преодоления посильных трудностей (индивидуализация, дифференциация педагогических методов, приемов, средств) Принцип педагогического оптимизма Принцип интегративного характера образовательного процесса Для обеспечения результативности образовательного процесса необходимо соблюдать следующие правила и приемы коррекционной работы: На каждом уроке учащиеся должны как можно больше читать вслух. Для этого подходит любой текст, задания к лабораторной работе, отрывок из параграфа, вопросы для повторения. Учебный материал должен подаваться небольшими частями, только убедившись, что учащиеся усвоили данную часть учебного материала учитель переходит к следующей его части. Как можно больше внимания следует уделить повторению изученного учебного материала. Урок должен начаться и закончиться повторением пройденного. При изучении учебного материала акцент делается на практически умения и навыки. Теоретический материал сводится до минимума. Успешность обучения обеспечивается максимальной наглядностью, проведением лабораторных работ, практических работ. При проведении любого нового вида работы проводить четкую ориентировочную основу действий, которая может быть представлена памяткой, алгоритмом, схемой, таблицей, планом. На уроках использовать материал, отвечающий возрастным интересам учащихся. Педагогические технологии: Для достижения результата образования предусмотрено использование элементов ряда педагогических технологий: Технология проблемного изучения (создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению). Групповые технологии, а именно нетрадиционные уроки (деловые игры, практикум). Элементы школы адаптирующей педагогики Ямбурга-Бройде, которая включает различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний (адаптация содержания учебного материала), применение оптимального темпа, различные виды дифференциальной помощи (подсказка, намек, предупреждение о возможной ошибке, опоры различного вида). Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане В соответствии с ФГОС ООО ОДНКНР является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в объёме 34 часа за один год обучения: 1 час в неделю. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР» 5 КЛАСС Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства . Родина и Отечество . Традиционные ценности и ролевые моде- ли . Традиционная семья . Всеобщий характер морали и нравственности . Русский язык и единое культурное пространство . Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России . Тема 2 . Наш дом — Россия . Россия — многонациональная страна . Многонациональный народ Российской Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов . Тема 3 . Язык и история . Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры . Важность коммуникации между людьми . Языки народов мира, их взаимосвязь . Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей . Русский язык — основа российской культуры . Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие . Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения . Важность общего языка для всех народов России . Возможности, которые даёт русский язык . Тема 5 . Истоки родной культуры . Что такое культура . Культура и природа . Роль культуры в жизни общества . Многообразие культур и его причины . Единство культурного пространства России . Тема 6 . Материальная культура . Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транс- порт, техника . Связь между материальной культурой и духовно нравственными ценностями общества . Тема 7 . Духовная культура . Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность . Мораль, нравственность, ценности . Художественное осмысление мира . Символ и знак . Духовная культура как реализация ценностей Тема 8 . Культура и религия . Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России . Единство ценностей в религиях России . Тема 9 . Культура и образование . Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как ключ к социализации и духовнонравственному развитию человека . Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие) . Единство культур народов России . Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России . Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей . Семья — базовый элемент общества . Семейные ценности, традиции и культура . Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека . Тема 12 . Родина начинается с семьи . История семьи как часть истории народа, государства, человечества . Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России . Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей . Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России . Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т .д .) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства . Тема 15 . Труд в истории семьи . Социальные роли в истории семьи . Роль домашнего труда . Роль нравственных норм в благополучии семьи . Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо . Семейные традиции . Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17 . Личность — общество — культура . Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества . Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей . Тема 18 . Духовный мир человека . Человек — творец культуры . Культура как духовный мир человека . Мораль . Нравственность . Патриотизм . Реализация ценностей в культуре . Творчество: что это такое? Границы творчества . Традиции и новации в культуре . Границы культур . Созидательный труд . Важность труда как творческой деятельности, как реализации . Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности . Мораль и нравственность в жизни человека . Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, па- триотизм, любовь к близким . Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность . Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений . Тема 21 . Литература как язык культуры . Литература как художественное осмысление действительности . От сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность . Тема 22 . Взаимовлияние культур . Взаимодействие культур . Межпоколенная и межкультурная трансляция . Обмен ценностными установками и идеями . При- меры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей . Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа . Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России . Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие . Исторические и социальные причины культурного разнообразия . Каждый регион уникален . Малая Родина — часть общего Отечества . Тема 25 . Праздники в культуре народов России . Что такое праздник? Почему праздники важны . Праздничные традиции в России . Народные праздники как память куль- туры, как воплощение духовно-нравственных идеалов . Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России . Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные . Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России . Тема 27 . Музыкальная культура народов России . Музыка . Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения эмоциональных инструменты . История народа в его музыке и инструментах . связей между людьми . Народные Тема 28 . Изобразительное искусство народов России . Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России . Тема 29 . Фольклор и литература народов России . Пословицы и поговорки . Эпос и сказка . Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности . Национальная литература . Богатство культуры народа в его литературе . Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников . Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие). География культур России . Россия как культурная карта .Описание регионов в соответствии с их особенностями . Тема 32 . Единство страны — залог будущего России . Россия — единая страна . Русский мир . Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы . Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности . Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом . Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности . 1. Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию . 2. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира . Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию . Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного вы- бора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении . 4. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории . Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: 1. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); умение создавать, применять и преобразовывать знаки и сим- волы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование); смысловое чтение; развитие мотивации к овладению культурой активного ис- пользования словарей и других поисковых систем . Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: 2. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) . Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: 3. умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности . Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов . Требования к уровню подготовки обучающихся с ЗПР Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС ООО, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы. Предметом оценивания являются: Уровень предметных знаний, умений, практических навыков; Уровень сформированности (развития) универсальных учебных действий, которые должен освоить учащийся в результате обучения по программе курса; Перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у учащегося за период его обучения по программе курса. При оценивании устных ответов принимается во внимание: - правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; - полнота ответа; - умение практически применять свои знания; - последовательность изложения и речевое оформление ответа. Критерии для оценивания устных ответов. Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя. Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя. Отметка «2» ставится, если обучающийся дает неправильные ответы на поставленные вопросы. С трудом понимает смысл вопроса. Отвечает на вопросы фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя. Тестовые задания оцениваются по 5 балльной системе: 5 баллов – 100 % - 90 % высокий уровень - без ошибок, 1 недочет 4 балла – 89% - 70 % выше среднего - верно выполнено 5/6 работы, есть недочеты 3 балла – 69% - 50 % средний - верно выполнено ½ работы, есть недочеты 2 балла – менее 49 % - низкий -– неверно выполнено 2/3 работы Критерии оценки сообщения или проекта: Отметка «5» - глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика; Отметка «4» - привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ; Отметка «3» - выполнена работа в письменном виде, отсутствие вывода, при этом ответы на дополнительные вопросы; Отметка «2» - полное отсутствие работы. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата: взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, беседа, интервью, подготовка сообщений на заданную тему; индивидуальные проектные работы; драматизация (театрализация). Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями: составление словаря терминов и понятий, составление галереи образов, использование информационных технологий. Проектная и учебно-исследовательская деятельность Многообразие культур России. – 2 четверть. Семья в современном мире. – 3 четверть. Бытовые традиции народов России. – 4 четверть. Тематическое планирование ( 1ч в нелелю, 34ч) № урока Тема урока к-во час. дата по плану дата факт. Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» - 10ч. 1 Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? 1 2 3 Наш дом — Россия Язык и история 1 1 4 Русский язык — язык общения и язык возможностей 1 5 Истоки родной культуры Материальная культура Духовная культура Культура и религия Культура и образование Многообразие культур России (практическое занятие) 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 1 1 1 1 Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» - 6 ч. Семья — хранитель духовных ценностей 1 1 Родина начинается с семьи 1 Традиции семейного воспитания в России Образ семьи в культуре народов России 1 1 Труд в истории семьи 1 Семья в современном мире (практическое занятие) Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» - 3 ч. - 17 18 19 Личность — общество — культура Духовный мир человека. Человек — творец культуры Личность и духовно-нравственные ценности Тематический блок 4. «Культурное единство России» - 16ч 1 1 1 20 Историческая память как духовно-нравственная ценность 1 21 Литература как язык куль туры 1 22 Взаимовлияние культур Духовно-нравственные ценности российского народа Регионы России: культурное многообразие Праздники в культуре народов России Памятники в культуре народов России Музыкальная культура народов России Изобразительное искусство народов России Фольклор и литература народов России Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) Культурная карта России (практическое занятие) Единство страны — залог будущего России Урок повторения и обобщения Итоговая аттестация 1 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1