Рабочая программа ОДНКНР 5 класс 2023-2024

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Рассмотрено

Согласовано

Руководитель ШМО
____________Н.Б. Семенова
Протокол
от 30.08. 2023г.
№ _______________

Заместитель директора
по УВР
______________Ю.В. Воробьёва
«____»_______________2023г

Утверждаю
Директор ГБОУ СО
«Асбестовская школа-интернат»
___________Л.М. Салимзянова
Приказ
от «____»___________2023г.
№ _______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: «ОДНКНР»
для обучающихся 5 классов
на 2023-2024 учебный год
педагога Атлухановой Ирины Петровны

г.Асбест, 2023 г.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
1.
2.
3.
4.
5.

Ф.И.О. педагога: Атлуханова Ирина Петровна
Уровень образования: среднее специальное
Квалификационная категория: первая
Педагогический стаж: 29 лет
В данном учреждении: 29 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база,
лежащая в основе разработки рабочей программы по биологии
на 2023-2024 учебный год
ФГОС ООО
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации".
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
4. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. N 1025).
5. Примерная рабочая программа основного общего образования «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (
для 5-6 классов образовательных организаций), Москва 2022г.
6. Авторская программа ООО по ОДНКНР, «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5-6 классы под
редакцией Виноградовой Н.Ф..-М.: Просвещение, 2020 год
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
8. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой
психического развития ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат».
Общая характеристика учебного предмета «ОДНКНР»
образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности
обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей . Также в
программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет
утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР .

Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического
наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей
гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений .
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации
от 2 июля 2021 г . № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России . Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию
как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как
ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и
стратегических приоритетов российского общества, культурно - исторических традиций всех народов России, духовнонравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории .
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные
в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом
и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной
общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно- нравственные ценности .
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и
культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной
педагогики и психологии .
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях

между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации,
исторические и современные особенности духовно- нравственного развития народов России .
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и
воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической
памяти . Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное,
поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными
ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций,
этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность) .
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода,
отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах .
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического
единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии
для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным
феноменам
.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно
приоритетным зонам ближайшего развития для 5—6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям
обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно - научных учебных предметов .
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе
изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и над конфессионального
гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный
принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре,
религии и историческом развитии .
Цели и задачи изучения учебного предмета «ОДНКНР»
Целями изучения учебного курса являются:
 формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного

пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и

мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
 создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской
Федерации;
 формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и
вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
 идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного
развития страны .
Цели курса определяют следующие задачи:
 овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской









идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах
духовной культуры современного общества
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни
личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный,
межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на
уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных
нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов
России;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных
российских духовно-нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и
культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в
целом .
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования, способствуя:

 расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о
















нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира,
литературного чтения и других предметов начальной школы;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного
общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях,
ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед
обществом и государством;
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других
народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других
культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству,
взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических,
интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций,
способствующих развитию общества в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания
главенствующей роли духовно- нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании
информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности .

Особенности отбора и адаптации учебного материала по ОДНКНР
Обучение учебному предмету «ОДНКНР» необходимо строить на создании оптимальных условий для усвоения программного
материала обучающимися с ЗПР. Важнейшим является соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к
обучающимся, зависящего от уровня сформированности их учебно-познавательной деятельности, произвольной регуляции,
умственной работоспособности, эмоционально-личностных особенностей и направленности интересов.
Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении
общего базового уровня. По содержанию и объему он должен быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в соответствии с их
особыми образовательными потребностями.
Акцент в работе следует сделать на развитии у обучающихся с ЗПР словесно-логического мышления, без чего невозможно
полноценно рассуждать, делать выводы. Значимая роль в этом принадлежит практическим (в том числе лабораторным) работам,
организации наблюдений и т.д.
Важно развивать возможность использования знаково-символических средств организации познавательной деятельности
(построение и декодирование наглядных моделей, отражающих основное содержание изучаемого материала).
Следует активно побуждать обучающихся к самостоятельному поиску информации. Поскольку предмет «Биология» обычно
вызывает у обучающихся определенный интерес, это важно использовать для совершенствования их поисковой активности.
Большое внимание должно уделяться закреплению изученного материала, в том числе специальной актуализации знаний,
полученных в предшествующих классах, поскольку без подобного повторения и закрепления высок риск «поверхностного обучения»,
когда сиюминутно актуализируемые знания не могут стать основой для их дальнейшего совершенствования.
Примерная программа предусматривает внесение некоторых изменений: включение отдельных тем или целых разделов в
материалы для обзорного, ознакомительного изучения.
В ознакомительном плане даются темы, выделенные в содержании программы курсивом. «Общие биологические
закономерности» рассматриваются в течение всего периода обучения биологии в основной школе (5–9 классы).
Определение количества часов на изучение тем зависит от контингента обучающихся класса.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и
обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «ОДНКНР»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках ОДНКНР определяется их особыми образовательными
потребностями. Для развития умения делать выводы необходимо использовать опорные слова и клише. Особое внимание следует
уделить обучению структурированию материала: составлению рисуночных и вербальных схем, таблиц с обозначенными основаниями
для классификации и наполнению их примерами и др.

Продуктивным для закрепления и применения усвоенных знаний, а также развития коммуникативных УУД является участие
обучающихся с ЗПР в проектной деятельности. При организации уроков рекомендуется использовать IT-технологии, презентации,
научно-популярные фильмы, в том числе, интерактивные, и другие средства визуализации.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО.
Для обучающихся с ЗПР существенным являются приемы работы с лексическим материалом по предмету. При работе над
лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже
известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Введение нового термина, новой лексической единицы
проводится на основе обращения к этимологии слова и ассоциациям. Каждое новое слово включается в контекст, закрепляется в
речевой практике обучающихся.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением,
опорные схемы для актуализации терминологии.
Коррекционная направленность предмета
Педагогические условия:
Диалогизация:
 Сотрудничество педагога и учащихся.
 Осуществление обмена информацией, целями.
 Совместная постановка целей и задач, поиск решения и оценивание их качества.
 Признание педагогом личностной ценности каждого ученика.
 Активное слушание, задавание вопросов, активное высказывание.
 Возможность каждого быть правым и ошибаться.
Индивидуализация:
 Диффиринцированное взаимодействие с учетом различий между людьми.
 Поддержка конструктивного и разнообразного проявления индивидуальных особенностей.
 Ярко выраженные интересы, Элементы культуры.
 Самоисследование, выявление и выражение своей индивидуальности (уникальности).
Проблематизация:
 Проблематизация содержания.
 Показ разных точек зрения, побуждение замечать противоречия, ставить проблемы.
 Поощрение высказываний, альтернативность сомнений, самостоятельность суждений.
 Приветствие неожиданности, устойчивости к тревоге, связанной с неожиданностью.
 Использование специальных приемов познавательной деятельности, мозговой штурм, групповые дискуссии.
 Создание условий для определения проблем и продолжения.

Персонификация:
 Проявление познавательного интереса к потребностям, отношениям, чувствам, нерегламентированным поступкам.
 Искренность во взаимодействии, открытость в выражении чувств, эмоций.
 Проявление интереса к тому, как лично каждый ученик переживает и осмысливает происходящее в образовательном процессе.
 Сообщение знаний, персонифицированных в судьбах других людей.
Коррекционно-развивающие приемы и методы:
 Обучение без принуждения.
 Постановка наводящих вопросов.
 Дополнительные инструкции в ходе учебной деятельности.
 Поощрение, создание ситуации успеха.
 Работа по алгоритму, образцу.
 Ответ по плану.
 Снижение темпа урока.
 Подача нового материала небольшими порциями.
 Систематичность повторения изученного.
 Предупреждение возможных ошибок.
 Адаптация содержания, очищение от сложности, подробностей и многообразия учебного материала.
 Использование опорных схем.
Принципы коррекционно - развивающего обучения:
 Принцип нормативности образования (не допускать снижения образовательной планки, обусловленной стандартом
образования)
 Принцип личностно-ориентированного подхода (утверждение уникальности, неповторимости, самоценности каждого ребенка)
 Принцип приоритетного внимания к отношения ребенка в ситуации учения
 Принцип победности учения в условиях преодоления посильных трудностей (индивидуализация, дифференциация
педагогических методов, приемов, средств)
 Принцип педагогического оптимизма
 Принцип интегративного характера образовательного процесса
 Для обеспечения результативности образовательного процесса необходимо соблюдать следующие правила и приемы
коррекционной работы:
 На каждом уроке учащиеся должны как можно больше читать вслух. Для этого подходит любой текст, задания к лабораторной
работе, отрывок из параграфа, вопросы для повторения.
 Учебный материал должен подаваться небольшими частями, только убедившись, что учащиеся усвоили данную часть учебного
материала учитель переходит к следующей его части.
 Как можно больше внимания следует уделить повторению изученного учебного материала. Урок должен начаться и

закончиться повторением пройденного.
 При изучении учебного материала акцент делается на практически умения и навыки. Теоретический материал сводится до
минимума. Успешность обучения обеспечивается максимальной наглядностью, проведением лабораторных работ,
практических работ.
 При проведении любого нового вида работы проводить четкую ориентировочную основу действий, которая может быть
представлена памяткой, алгоритмом, схемой, таблицей, планом.
 На уроках использовать материал, отвечающий возрастным интересам учащихся.
Педагогические технологии:
Для достижения результата образования предусмотрено использование элементов ряда педагогических технологий:
 Технология проблемного изучения (создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность учащихся по
их разрешению).
 Групповые технологии, а именно нетрадиционные уроки (деловые игры, практикум).
 Элементы школы адаптирующей педагогики Ямбурга-Бройде, которая включает различные виды педагогической поддержки
в усвоении знаний (адаптация содержания учебного материала), применение оптимального темпа, различные виды
дифференциальной помощи (подсказка, намек, предупреждение о возможной ошибке, опоры различного вида).
Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане
В соответствии с ФГОС ООО ОДНКНР является обязательным предметом на уровне основного общего образования.
Данная программа предусматривает изучение «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в объёме 34 часа за
один год обучения: 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР»
5 КЛАСС
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и
закрепление
гражданского единства . Родина и Отечество . Традиционные ценности и ролевые моде- ли . Традиционная
семья . Всеобщий характер морали и нравственности . Русский язык и единое культурное пространство . Риски и
угрозы
духовно-нравственной культуре народов России .
Тема 2 . Наш дом — Россия .
Россия — многонациональная страна . Многонациональный народ Российской Федерации . Россия как общий дом . Дружба
народов .
Тема 3 . Язык и история .

Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры . Важность коммуникации между
людьми . Языки народов мира, их взаимосвязь .
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей . Русский язык — основа российской культуры . Как складывался
русский язык: вклад народов России в его развитие . Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального
общения . Важность общего языка для всех народов России . Возможности, которые даёт русский язык .
Тема 5 . Истоки родной культуры .
Что такое культура . Культура и природа . Роль культуры в жизни общества . Многообразие культур и его причины . Единство
культурного пространства России .
Тема 6 . Материальная культура .
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транс- порт, техника . Связь между материальной культурой и духовно нравственными ценностями общества .
Тема 7 . Духовная культура .
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность . Мораль, нравственность, ценности
. Художественное осмысление мира . Символ и знак . Духовная культура как реализация ценностей Тема 8 . Культура и религия .
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России . Единство
ценностей в религиях России .
Тема 9 . Культура и образование .
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как ключ к социализации и духовнонравственному развитию человека .
Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие) .
Единство культур народов России . Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России .
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей .

Семья — базовый элемент общества . Семейные ценности, традиции и культура . Помощь сиротам как духовно-нравственный
долг человека .
Тема 12 . Родина начинается с семьи .
История семьи как часть истории народа, государства, человечества . Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и
Отечество?
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России .
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей .
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России . Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т .д .) о
семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства .
Тема 15 . Труд в истории семьи .
Социальные роли в истории семьи . Роль домашнего труда . Роль нравственных норм в благополучии семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и
др .) . Семейное древо . Семейные традиции .
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура .
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества . Связь между обществом и культурой как
реализация духовно-нравственных ценностей . Тема 18 . Духовный мир человека . Человек — творец культуры . Культура как
духовный мир человека . Мораль . Нравственность . Патриотизм . Реализация ценностей в культуре . Творчество: что это такое?
Границы творчества . Традиции и новации в культуре . Границы культур . Созидательный труд . Важность труда как творческой
деятельности, как реализации .
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности . Мораль и нравственность в жизни человека . Взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, па- триотизм, любовь к близким .
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность .
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность
исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений .

Тема 21 . Литература как язык культуры .
Литература как художественное осмысление действительности . От сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения?
Внутренний мир человека и его духовность .
Тема 22 . Взаимовлияние культур .
Взаимодействие культур . Межпоколенная и межкультурная трансляция . Обмен ценностными установками и идеями . При- меры
межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей .
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа . Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России .
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие . Исторические и социальные причины культурного разнообразия . Каждый
регион уникален . Малая Родина — часть общего Отечества .
Тема 25 . Праздники в культуре народов России .
Что такое праздник? Почему праздники важны . Праздничные традиции в России . Народные праздники как память куль- туры,
как воплощение духовно-нравственных идеалов .
Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России .
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные . Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы .
Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России .
Музыка . Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения эмоциональных
инструменты . История народа в его музыке и инструментах .

связей между людьми . Народные

Тема 28 . Изобразительное искусство народов России .
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные
орнаменты . Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России . Пословицы и поговорки . Эпос и сказка . Фольклор как отражение истории
народа и его ценностей, морали и нравственности . Национальная литература . Богатство культуры народа в его литературе .

Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ
о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и
других источников .
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России . Россия как культурная карта .Описание регионов в соответствии с их особенностями . Тема 32 .
Единство страны — залог будущего России .
Россия — единая страна . Русский мир . Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные
ценности народов России .

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых
результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы .
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности .
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и
инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней
позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом .
Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности:
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об
исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении
российской государственности .

1.

Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию .

2.

3. Ценности познавательной деятельности

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира .

Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию .
Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и
компетентности в решении моральных проблем на основе личностного вы- бора, нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека
и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание
основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на
их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении .

4.

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками,
к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией:
восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения
информации и её аудитории .
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:

1.

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и сим- волы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач (знаково- символические / моделирование);


смысловое чтение;
 развитие мотивации к овладению культурой активного ис- пользования словарей и других поисковых систем .



Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:

2.

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
 формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий
(ИКТ-компетентность) .


Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:

3.

умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности .


Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических
для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
проектов .

Требования к уровню подготовки обучающихся с ЗПР
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС ООО,
которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися адаптированной основной
образовательной программы.
Предметом оценивания являются:
 Уровень предметных знаний, умений, практических навыков;
 Уровень сформированности (развития) универсальных учебных действий, которые должен освоить учащийся в
результате обучения по программе курса;
 Перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у учащегося за период его обучения по
программе курса.
При оценивании устных ответов принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Критерии для оценивания устных ответов.
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя
сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки,
которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает
неточности и исправляет их с помощью учителя.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и
последовательно, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.

Отметка «2» ставится, если обучающийся дает неправильные ответы на поставленные вопросы. С трудом
понимает смысл вопроса. Отвечает на вопросы фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь
учителя.
Тестовые задания оцениваются по 5 балльной системе:
5 баллов – 100 % - 90 % высокий уровень - без ошибок, 1 недочет
4 балла – 89% - 70 % выше среднего - верно выполнено 5/6 работы, есть недочеты
3 балла – 69% - 50 % средний - верно выполнено ½ работы, есть недочеты
2 балла – менее 49 % - низкий -– неверно выполнено 2/3 работы
Критерии оценки сообщения или проекта:
Отметка «5» - глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением
гибкости мышления ответ ученика;
Отметка «4» - привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ;
Отметка «3» - выполнена работа в письменном виде, отсутствие вывода, при этом ответы на дополнительные
вопросы;
Отметка «2» - полное отсутствие работы.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата:
 взаимные вопросы и задания групп,
 взаимообъяснение,
 беседа,

интервью,
 подготовка сообщений на заданную тему;
 индивидуальные проектные работы;
 драматизация (театрализация).
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках
курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:


составление словаря терминов и понятий,
 составление галереи образов,
 использование информационных технологий.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность
Многообразие культур России. – 2 четверть.


Семья в современном мире. – 3 четверть.
Бытовые традиции народов России. – 4 четверть.

Тематическое планирование ( 1ч в нелелю, 34ч)
№
урока

Тема урока

к-во час.

дата по
плану

дата факт.

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» - 10ч.
1

Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

1

2
3

Наш дом — Россия
Язык и история

1
1

4

Русский язык — язык общения и язык возможностей

1

5

Истоки родной культуры
Материальная культура
Духовная культура
Культура и религия
Культура и образование
Многообразие культур России (практическое занятие)

1

6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16

1
1
1
1
1

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» - 6 ч.
Семья — хранитель духовных ценностей
1
1
Родина начинается с семьи
1
Традиции семейного воспитания в России
Образ семьи в культуре народов России
1
1
Труд в истории семьи
1
Семья в современном мире
(практическое занятие)
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» - 3 ч.

-

17
18
19

Личность — общество — культура
Духовный мир человека. Человек — творец культуры
Личность и духовно-нравственные ценности
Тематический блок 4. «Культурное единство России» - 16ч

1
1
1

20

Историческая память как духовно-нравственная ценность

1

21

Литература как язык куль туры

1

22

Взаимовлияние культур
Духовно-нравственные ценности российского народа
Регионы России: культурное многообразие
Праздники в культуре народов России
Памятники в культуре народов России
Музыкальная культура народов России
Изобразительное
искусство народов России
Фольклор и литература народов России
Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие)
Культурная карта России
(практическое занятие)
Единство страны — залог будущего России
Урок повторения и обобщения
Итоговая аттестация

1

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».