Курс внеурочной деятельности Шаги в профессию 5 класс 2023-2024

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

Рассмотрено
Руководитель ШМО
_____ /______________ /
Ф.И.О.
Протокол от__________
№ __________________

Согласовано
Утверждаю
Заместитель директора по ВР Директор ГБОУ СО
________ /Н.А. Кравченя/
«Асбестовская школа-интернат»
_________/Л.М. Салимзянова /
«___» _________ 20____г.
Приказ от________________
№ ______________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Шаги в профессию»
для 5 класса
на 2023-2024 учебный год

г. Асбест, 2023 год

Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Шаги в профессию»…………………………………………….

3

2. Содержание курса внеурочной деятельности ……………………. 8
3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
с указанием форм деятельности…………………………………… 22

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена
на достижение планируемых результатов освоения Программы основного общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности.
Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём
пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью подростков в
самоопределении, в том числе в определении сферы будущей профессиональной
деятельности.
А это влечёт за собой необходимость в педагогическом сопровождении
профессионального самоопределения школьников, в развитии мотивации школьника к
осуществлению трудовой деятельности, в формировании готовности школьников к
выбору профессионального пути и к обучению в течение всей жизни.
Эти важные задачи лишь отчасти решаются в учебном процессе.
Работа по программе внеурочной деятельности «Профориентация» позволит педагогу
реализовать эти актуальные для личностного развития учащегося задачи.
Программа станет востребованной как школьниками, которые планируют после
окончания основной школы продолжить обучение в колледжах и техникумах, так и теми,
кто планирует получить среднее образование в стенах школы. Сегодня профессионалу
любой сферы деятельности необходимо владеть набором универсальных навыков,
поэтому программа ориентирована на всех школьников вне зависимости от профиля
(направ
ленности) предполагаемой будущей профессии.
Нормативно-правовая база, лежащая в основе разработки программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Авторская программа внеурочной деятельности «Психология и выбор профессии:
программа предпрофильной подготовки» (Г.В. Резапкина, Психология и выбор
профессии: программа предпрофильной подготовки.)
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
образования для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО «Асбестовская
школа-интернат».
4. План внеурочной деятельности ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат».
Цель изучения курса
Курс внеурочной деятельности «Профориентация» нацелен на помощь
обучающемуся:
-в освоении надпрофессиональных компетенций (навыков общения, навыков работы в
команде, навыков поведения в конфликтной ситуации, навыков сотрудничества, навыков
принятия решений и ответственности за них т. д.). Эти навыки являются важными для
любой профессии, владение ими позволит обучающемуся в будущем реализовать себя как
в профессиональной сфере, так и в личной жизни;
-в ориентации в мире профессий и в способах получения профессионального образования.
Это позволит учащемуся в большей степени самостоятельно делать выборы в
профессиональной сфере, объективнее оценивать свои шансы на получение профессии,
корректировать свой школьный образовательный маршрут;

-в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей.
Эти навыки помогут учащемуся стать увереннее в себе, честнее с самим собой, понимать
и оценивать степень влияния других людей на свои решения, в том числе в сфере выбора
профессии;
-в планировании жизненного и профессионального пути. Это позволит учащемуся строить
образ своего будущего, видеть задачи, которые предстоит решить для достижения этого
образа;
-в поддержании мотивации учащегося к осуществлению трудовой деятельности. Это
позволит ему видеть социальный характер любого труда, понимать естественность
каждодневных усилий как для повышения своего будущего профессионального уровня,
так и для обычного труда в семье, во дворе своего дома.
Место курса в учебном плане
Программа может быть реализована в работе со школьниками 5-9 классов.
Программа курса рассчитана на 34 часа в неделю, в рамках которых предусмотрены такие
формы работы, как беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на производство,
решения кейсов, встречи с представителями разных профессий, профессиональные пробы,
коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:
-готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит
взаимодействовать в рамках реализации программы «Профориентация»;
-готовность к разнообразной совместной деятельности;
-выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса на основе
взаимопонимания и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
-осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России;
-ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми
школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятия
своего региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
-ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
-готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
-осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации
подготовки к выбору будущей профессии.

В сфере эстетического воспитания:
-осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения для представителей многих профессий;
-стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;
-стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости
от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в
будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
-осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том
числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
-ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
-способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью
профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
-умение принимать себя и других, не осуждая;
-умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов;
-сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
-установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
-интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе знаний, полученных в ходе изучения курса «Профориентация»;
-осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
-готовность адаптироваться в профессиональной среде;
-уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
-осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
-повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с
профессиями сферы «человек-природа»;
-активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную
профессиональную деятельность;
-осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
-ориентация в деятельности, связанной с освоением курса «Профориентация», на
современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

-овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством
самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере;
-овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения
мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного
благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
-освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональному признаку;
-способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности;
-навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных
знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе профессиональное;
-умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
-умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
-способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
-выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты
представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы;
-использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;
-аргументировать свою позицию, мнение;
-оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе работы с
интернет-источниками;
-самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
обсуждения в группе или в паре;
-прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия,
связанные с выбором будущей профессии;
-выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную
специальность в новых условиях;
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации,
связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением;
-выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
-находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;

-самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации,
предназначенную для остальных участников курса «Профориентация».
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
-воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения
в рамках занятий, включённых в курс «Профориентация»;
-выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
стараться смягчать конфликты;
-понимать намерения других участников занятий курса «Профориентация», проявлять
уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной
форме формулировать свои возражения;
-в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения друг с другом;
-сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
-публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий,
связанных с тематикой курса по профориентации;
-понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно
планировать действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
-уметь обобщать мнения нескольких участников курса «Профориентация», проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
-выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других участников курса
«Профориентация».
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
-выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;
-ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
-делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе
профессионального самоопределения;
-владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
-предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии;
-объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
опыту, приобретённому в ходе прохождения курса по профориентации, уметь находить
позитивное в любой ситуации;
-уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
-различать, называть и управлять собственными эмоциями;
-уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения участников
курса, осознанно относиться к ним.

2. Содержание курса внеурочной деятельности «Шаги в профессию»
1 год обучения (5 класс, 35 часов)
Содержание программы

3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
1 год обучения (5 класс)
№
п\п
1
2
3
4
5-6

Тема занятия

Введение. Знакомство.
Зачем человек трудится?
Мир интересных профессий
Кем я хочу стать?
Кем работают мои родные. Профессии моего
рода.
7
Как появились профессии
8
Сочинение – рассуждение «Самая нужная
профессия»
9
Понятия «Профессия- специальность»
10
Профессии в книжках. Кем работают любимые
литературные герои.
11
Викторина «Что мы знаем о профессиях»
12
Как готовить себя к будущей профессии?
13
В каких учебных заведениях можно получить
профессию?
14-15 Исследование «Необычная творческая
профессия»
16-26 Знакомство с профессиями
27
Типы характера и их особенности
28
Тестирование
29
Способности, внимание, память
30
Тестирование
31
Интересы и склонности
32
Здоровье и профессия. Профессиональная
пригодность
33-34 Творческий проект «Моя будущая профессия»

Кол-во
часов
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2

1
1
1
1
1
1
2

Дата проведения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».