государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Рассмотрено Руководитель ШМО _____ /Шешина О.В. / Ф.И.О. Протокол от__________ № __________________ Согласовано Утверждаю Заместитель директора по ВР Директор ГБОУ СО ________ /Н.А. Кравченя/ «Асбестовская школа-интернат» _________/Л.М. Салимзянова / «___» _________ 20____г. Приказ от________________ № ______________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательной работы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для __________________1-4______________________________ (класс) на_______________2023-2024____________________учебный год г. Асбест, 2023 год Пояснительная записка В современном обществе число детей с отклонениями в психическом развитии увеличивается. По данным Министерства образования РФ, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы, составляет около 20 – 30 %, а около 70 – 80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Массовый характер указанной тенденции является одной из причин остроты постановки проблемы так называемых «трудных» детей, испытывающих затруднения как в обучении, так и в социализации. Чаще всего это дети из неблагоприятных в разных отношениях семей, лишённых реальных жизненных перспектив, которые, сталкиваясь с неблагополучной атмосферой дома и в школе, быстро приобретают опыт жизненных неудач. При неуспехах в школе и отсутствии поддержки дома у них закрепляется низкая самооценка, ещё больше нарушается их успеваемость и поведение, и в результате искажается вся система их ценностей и жизненная ориентация. Общую картину подобных нарушений развития можно охарактеризовать как дезадаптацию детей и подростков, проявляющую в их неспособности не только полноценно учиться, но жить и действовать в нашем обществе. Подводя итоги всему сказанному, можно констатировать, что в силу ряда социальных, экологических и других причин отклонения в здоровье стала «нормальным» явлением в нашем обществе. Анализ всех аспектов ситуации показывает, что оказание помощи таким детям является актуальной в педагогике, нам необходимо вернуть ребёнка на путь развития, необходимо использовать системный подход с целостной взаимосвязанной системой «родитель - ребёнок - педагог». Выбор эффективных средств помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на чётком понимании причин отклонения от нормы, но и на выявление и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребёнка в конкретных условиях его жизнедеятельности. Это поставило задачу разработки специальной программы воспитательной работы для оказания такой помощи детям непосредственно в школе. Нормативно-правовая база, лежащая в основе разработки рабочей программы: 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован Минюстом России 21.03.2023 № 72654). 4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р). 5. Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11 декабря 2020 г. «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». 6. Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания», в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022г. № 3/22). 7. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат». Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Программа воспитания и социализации обучающихся реализуется по следующим направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. По каждому направлению разработан модуль, содержащий цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания. В каждом модуле приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися, определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля. Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства воспитания и социализации обучающихся и является документом, определяющим воспитательную деятельность образовательного учреждения. Срок реализации Программы: 5 лет. 1. Цель и задачи программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в школе: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогическим работникам, работающим с обучающимися с ЗПР основного уровня образования, предстоит уделять большее, но не единственное внимание. Деятельность педагогических работников, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся с ЗПР получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь. Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений в жизни, практической деятельности; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС ООО, включая личностные результаты освоения ПКР. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в образовательной организации интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся с ЗПР. Помимо вышеперечисленных задач решаются коррекционно-развивающие задачи: развитие у обучающегося с ЗПР осознанного отношения к себе и своей личности, влияющего на процесс самоопределения, осознания своих целей и жизненных планов с пониманием своих возможностей и ограничений; формирование позитивного самоотношения, целостного образа Я как основы адекватной самооценки обучающегося с ЗПР; коррекция и развитие коммуникативных умений и навыков, расширение репертуара способов социально-приемлемого реагирования в различных жизненных ситуациях; формирование мотивационных установок у обучающихся с ЗПР, способствующих развитию интереса к себе и социальному окружению, потребности к самопознанию и саморазвитию; формирование устойчивых моральных установок, умений противостоять негативному влиянию социальной среды. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования Результаты достижения цели и решения задач воспитания представляются в форме целевых ориентиров ожидаемых результатов воспитания по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС на уровнях начального общего образования. Направления воспитания Гражданскоепатриотическое Целевые ориентиры Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине – России, ее территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины – России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальное представление о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, школы в доступной по возрасту социально-значимой деятельности. ДуховноУважающий основы духовно-нравственной культуры своей нравственное семьи, своего народа, других народов России с учетом национальной и религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нормам нравственности, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного края, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Эстетическое Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусству, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое, Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий формирование основные правила здорового и безопасного для себя и других культуры ЗОЖ и людей образа жизни, в т.ч. в информационной среде. эмоционального Владеющий основными навыками самообслуживания, личной и благополучия общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие и преодоление имеющихся ограничений с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом, стремящийся к регулярной двигательной активности. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. Трудовое Экологическое Познавательное Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Стремящийся к самостоятельности и независимости в быту. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту и состоянию здоровья труда, трудовой деятельности. Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, непринятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания. 2.Содержание программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений. Модуль «Я - гражданин» Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Задачи модуля: Получение знаний о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о символах государства – Флаге, Гербе России, о государственных символах Свердловской области, города Асбеста; об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; о правах и обязанностях гражданина России; о правах и обязанностях, регламентированных Уставом школы, Правилами внутреннего учебновоспитательного распорядка для учащихся; интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения; о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; о национальных героях и важнейших событиях истории России, и ее народах; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, и своего края; стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города, малой Родины, своей страны; любовь к образовательному учреждению, своему городу, области, народу России; уважение к защитникам Отечества; умение отвечать за свои поступки; негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов. Основные направления работы Ключевые дела Воспитательные задачи воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства; формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите; формирование гражданского отношения к Отечеству; воспитание верности духовным традициям России; развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям. День народного единства; воспитательские часы, посвященные Международному Дню толерантности; месячник правовой культуры «Я – человек, я – гражданин!»; историко-патриотическая молодежная акция «Я – гражданин», посвященная Дню Конституции; месячник гражданско-патриотического воспитания; уроки мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённые Дню вывода Советских войск из Афганистана; День космонавтики; Военно-спортивная игра «Зарница»; акция «Ветеран» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда); уроки мужества «Ты же выжил, солдат!»; «Неделя Памяти» (мероприятия, посвящённые Дню Победы); День России; интеллектуальные игры; участие в районных, областных и всероссийских конкурсах правовой, патриотической и краеведческой направленности. Совместная педагогическая деятельность семьи и школы: посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны; привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий; изучение семейных традиций; организация и проведение совместных встреч, конкурсов и викторин; организация совместных экскурсий в музеи; совместные проекты. Планируемые результаты: В школе создана система гражданско-патриотического и правового воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека. В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями: ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурноисторическому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению; знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации; знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. Модуль «Я – человек» Направление 2: Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Задачи модуля: Получение знаний о базовых национальных российских ценностях; различия хороших и плохих поступков; о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе; о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установления дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; бережного, гуманного отношение ко всему живому; правил этики, культуры речи; стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. Основные направления работы Ключевые дела Воспитательные задачи формирование духовнонравственных ориентиров; формирование гражданского отношения к себе; воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности; формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств; развитие самосовершенствования личности. День Знаний; День пожилого человека; День Учителя; День матери; День посвящения в первоклассники; благотворительная акция «Дети – детям»; КТД «Новогодний праздник»; мероприятия ко Дню защитника Отечества; праздничные мероприятия, посвященные 8 марта; День родной школы; совместные мероприятия с библиотеками (праздники, творческая деятельность, беседы); беседы с обучающимися; вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам. Совместная педагогическая деятельность семьи и школы: оформление информационных стендов; тематические общешкольные родительские собрания; участие родителей в работе совета школы, родительского комитета и Профилактического совета; организация субботников по благоустройству территории; организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев: участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе: - на лучшую новогоднюю игрушку; - благотворительная акция «Дети – детям»; - самый уютный класс; индивидуальные консультации (психологическая, логопедическая, педагогическая и медицинская помощь); изучение мотивов и потребностей родителей. Планируемые результаты: знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним. Модуль «Я и труд» Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Задачи модуля: Получение знаний о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; об основных профессиях; ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности; элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебнотрудовых проектов; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость. Основные направления работы Ключевые дела Воспитательные задачи формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу; стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; воспитание сознательного отношения к учебе, труду; развитие познавательной Праздник « Осенины»; День профориентации; День посвящения в первоклассники; День родной школы; субботники по благоустройству территории школы; акция «Мастерская Деда Мороза»; оформление класса к Новому году; экскурсии на предприятия села; День выпускника; активности, участия в общешкольных мероприятиях; формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии. выставки декоративно-прикладного творчества; конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия; вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам. Совместная педагогическая деятельность семьи и школы: участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы; организация экскурсий на предприятия с привлечением родителей; совместные проекты с родителями «Школьный двор», конкурс «Домик для птиц»; организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами; участие в коллективно-творческих делах по подготовке праздников. Планируемые результаты: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; ценностное и творческое отношение к учебному труду; знания о различных профессиях; навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. Модуль «Я и здоровье» Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Цель: Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. Задачи модуля: Получение знаний о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей; овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья; понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья; влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить, слово может спасти»); получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы; осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы; регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физической культуры, на перемене; опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды; соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи; составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха; отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких; Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое. Основные направления работы Ключевые дела Воспитательные задачи создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся; воспитание негативного отношения к вредным привычкам; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. День Здоровья; система профилактических мер по ПДД и ОБЖ; профилактическая программа «За здоровый образ жизни; всероссийская акция «Спорт вместо наркотиков», «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»; игра «Мы выбираем здоровье»; спортивные мероприятия; беседы врачей с обучающимися; участие в массовых мероприятиях «Кросс нации», «День защиты детей»; акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма; мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом; вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам. Совместная педагогическая деятельность семьи и школы: родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма; беседы на тему: - информационной безопасности и духовного здоровья детей; - укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье; - безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.; консультации психолога, медсестры, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся; распространение буклетов для родители по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать»; совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья». Планируемые результаты: В школе создана предметно-развивающая среда, способствующая повышению уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся; соблюдается оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей. Дети, родители и педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе. Формируемые компетенции: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; знания о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; личный опыт здоровьесберегающей деятельности; знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Модуль «Я и природа» Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Задачи модуля: развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни; элементарный опыт природоохранительной деятельности; бережное отношение к растениям и животным. Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. Основные направления работы Ключевые дела Воспитательные задачи воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой; воспитание гуманистического отношения к людям; формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей; тематические классные часы, посвященные проблемам экологии; экологическая акция «Живи, родник!»; организация экскурсий по историческим местам района; посещение историко-краеведческого музея; экологические субботники; воспитание экологической грамотности. организация и проведение походов выходного дня; участие в экологических конкурсах; дни экологической безопасности; День птиц; участие в районных, областных конкурсах проектно-исследовательских работ по экологии; конкурс «Домик для птиц»; участие в реализации проекта по благоустройству территории; вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам. Совместная педагогическая деятельность семьи и школы: тематические классные родительские собрания; совместные проекты с родителями «Школьный двор», конкурс «Домик для птиц»; участие родителей в субботниках по благоустройству территории гимназии; привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время. Планируемые результаты: ценностное отношение к природе; опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. Модуль «Я и культура» Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Задачи модуля: Получение знаний о душевной и физической красоте человека; формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; интерес к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие. Основные направления работы Ключевые дела Воспитательные задачи раскрытие духовных основ отечественной культуры; воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов; формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина; формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях. День знаний; выполнение творческих заданий по разным предметам; посещение учреждений культуры; КТД эстетической направленности; Последний звонок; организация экскурсий по историческим местам города; участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества; совместные мероприятия с библиотеками (праздники, творческая деятельность); вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам. Совместная педагогическая деятельность семьи и школы: участие в коллективно-творческих делах; совместные проекты; привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий; организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин; организация экскурсий по историческим местам района; совместные посещения с родителями театров, музеев; участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе; участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям. Планируемые результаты: умения видеть красоту в окружающем мире; умения видеть красоту в поведении, поступках людей; знания об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи. Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. 3. Планируемые результаты программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. В результате реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися: воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность). эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.). При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося. Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде. Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие школьников достигает относительной полноты. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национальногосударственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах. Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности. Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся с ЗПР является педагогическое наблюдение, включающее рефлексивное создание экспериментально-педагогических ситуаций. Содержание: Пояснительная записка Цель и задачи программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования Планируемые результаты Приложения: Характеристика класса Календарное планирование работы по основным направлениям Коррекционная работа с воспитанниками Работа с родителями Результат воспитанности обучающихся Коррекционная работа с воспитанниками ГПД _____ класса _________ четверть № п/п Типы нарушений (проблемы) Недостаточный уровень познавательной деятельности. Ограниченный словарный запас. Несформированность личностных качеств (ответственности, трудолюбия, целеустремленности, терпимости). Низкая саморегуляция поведения. Недостаточный уровень сформированности санитарногигиенических навыков. Проявление нарушений Список воспитанников Коррекционная работа Результат Основные направления воспитания и социализации Модуль Модуль Модуль Модуль Модуль Модуль Модуль «Я гражданин» «Я – человек» «Я и труд» «Я и здоровье» «Я и природа» «Я и культура» «Я и безопасность» Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Формирование культуры безопасности Работа с родителями воспитанников ГПД Мероприятие 1). Родительские собрания. 2). Привлечение родителей к участию в мероприятиях. 3). Работа с родительским комитетом. I четверть II четверть III четверть IV четверть 4). Индивидуальные консультации. Результат воспитанности учащихся ____ класса (1-4) ФИО ребенка Показатели 1.«Я - человек» *первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; * способность реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать свои поступки и поступки других людей; * участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся; 2. «Я и труд» * элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; * бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; - умения и навыки самообслуживания в школе и * опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; 3. «Я – гражданин» * начальные представления о правах и обязанностях человека, учащегося, гражданина, семьянина, товарища; * ценностное отношение к своему народу, своему краю, государственной символике РФ, народным традициям, * участие в делах класса, школы, семьи, своего города, малой Родины, своей страны; 4. «Я и природа» * усвоение элементарных представлений об экологически грамотном взаимодействии человека с природой * бережное отношение к природе и всем формам жизни * участие в природоохранительной деятельности в школе, на пришкольном участке, в парках, по месту жительства; 5 «Я и культура» * элементарные представления об этических и художественных ценностях отечественной культуры; * интерес к чтению, музыке, художественным творчеством; к занятиям * первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности; 6. «Я и здоровье» * первоначальные представления о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей; * ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; * первоначальный опыт здоровьесберегающей деятельности, соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды Средний балл: