государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области «Асбестовская школа – интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Рассмотрено: Руководитель ШМО _________________________ Протокол №___ « »______________2023г. Согласовано: Зам. директора по УВР _________ Воробьева Ю.В. « »_____________2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации ФГОС НОО ОВЗ по физической культуре для 1-4 классов на 2023-2024 учебный год г.Асбест 2023 г. Утверждаю: Директор ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат» Салимзянова Л.М « »_______________2023г. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 1 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета « Физическая культура» для обучающихся 1 класса разработана на основе нормативных документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации". 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для детей с задержкой психического развития. 5. Программы Министерства образования РФ: НОО ; авторской программой « Физическая культура », авторов В.И. Лях, А.А. Зданевич, утверждённые МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС НОО. 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" 7. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат». Данная программа составлена на основе авторской программы « Физическая культура », авторов В.И. Лях, А.А. Зданевич, М., Просвещение, 2016, в соответствие с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования, утвержденная приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373; реализуясь в 1 классе коррекционно-развивающей направленности для детей с задержкой психического развития, в специально организованных педагогических условиях. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный предмет «Физическая культура» входит в предметную область «Физическая культура». Уроки физической культуры предусматривают формирование у обучающихся с ЗПР основных видов движений, элементов спортивной деятельности, формируют первоначальные представления о значении физических упражнений для укрепления здоровья, физического развития, повышения работоспособности. Программа отражает содержание обучения предмету «Физическая культура» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Общей целью изучения предмета «Физическая культура» является укрепление здоровья обучающихся с ЗПР и совершенствование их физического развития, формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека. Овладение учебным предметом «Физическая культура» представляет сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками психофизического развития детей: несформированностью пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, трудностями произвольной регуляции деятельности, трудностями понимания речевой инструкции. В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому и социальному развитию; формирование двигательных навыков и умений, первоначальных умений саморегуляции; формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни и установки на сохранение и укрепление здоровья; владение основными представлениями о собственном теле; развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); коррекция недостатков психофизического развития. С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: познакомить с правилами подвижных игр и игровых заданий с элементами спортивных игр, учить соблюдать их; формировать представления о значении физической культуры в укреплении собственного здоровья; формировать навыки выполнения основных видов движения (ходьба, бег, перекаты, лазанье, прыжки, метание) в процессе выполнения гимнастических упражнений, по легкой атлетике, коррекционно-развивающих упражнений и игр; учить имитировать движения спортсменов; формировать потребность организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.). МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Рабочая программа рассчитана на 99 часов (33 учебные недели), 3 часа в неделю. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Знания по физической культуре Физическая культура. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Правила личной гигиены. Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств, основы спортивной техники изучаемых упражнений. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Способы физкультурной деятельности Самостоятельные занятия. Выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Соблюдение правил игр. Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз. Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика. Организующие команды и приёмы. Простейшие виды построений. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение простейших строевых команд с одновременным показом учителя. Упражнения без предметов (для различных групп мышц) и с предметами (гимнастические палки, флажки, обручи, малые и большие мячи). Опорный прыжок: имитационные упражнения. Гимнастические упражнения прикладного характера. Ходьба, бег, метания. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Упражнения в поднимании и переноске грузов: подход к предмету с нужной стороны, правильный захват его для переноски, умение нести, точно и мягко опускать предмет (предметы: мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки). Лёгкая атлетика. Ходьба: парами, по кругу парами; в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; подпрыгивание вверх. Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в горизонтальную цель. Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах; торможение. Подвижные игры и элементы спортивных игр На материале гимнастики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. На материале лыжной подготовки: упражнения на выносливость и координацию. Подвижные игры разных народов. Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок», «Узнай, где звонили», «Собери урожай». Игры с бегом и прыжками: «Сорви шишку», «У медведя во бору», «Подбеги к своему предмету», «День и ночь», «Кот и мыши», «Пятнашки». Игры с мячом: «Метание мячей и мешочков»; «Мяч по кругу», «Не урони мяч». Адаптивная физическая реабилитация Общеразвивающие упражнения. На материале гимнастики. Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба широким шагом; наклоны; индивидуальные комплексы по развитию гибкости. Развитие координации: преодоление простых препятствий; ходьба по гимнастической скамейке, воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя). Формирование осанки: ходьба на носках, с заданной осанкой; стилизованная ходьба под музыку; упражнения на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа. Развитие силовых способностей: динамические упражнения без отягощений (преодоление веса собственного тела). На материале лёгкой атлетики. Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре. Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; броски в стенку и ловля теннисного мяча, стоя у стены, из разных исходных положений. Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; равномерный 6-минутный бег. Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте. На материале лыжных гонок. Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте); общеразвивающие упражнения с изменением поз тела, стоя на лыжах. Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности. КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Основные положения и движения головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте: сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук; комплексы упражнений без предметов на месте и с предметами (г/ палка, малый мяч, средний мяч, г/мяч, набивной мяч, средний обруч, большой обруч). Упражнения на дыхание: правильное дыхание в различных И.П. сидя, стоя, лежа; глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов; дыхание по подражанию («понюхать цветок», «подуть на кашу», «согреть руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос. Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки: упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы); сохранение правильной осанки при выполнении различных движений руками; упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «вкручивание лампочки», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения на сенсорных набивных мячах различного диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с различными движениями рук); ходьба с мешочком на голове; поднимание на носки и опускание на пятки с мешочком на голове; упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Колечко», «Лодочка»; упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Птица», «Книжка» «Кошечка»; упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «Ежик», «Звезда», «Месяц»; упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Бабочка», «Ножницы». Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия: сидя («каток», «серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик», «ходьба», «лошадка», «медвежонок»); сидя: вращение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы; ходьба по массажной дорожке для стоп. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики: с сенсорными набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя, удары мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя); набивными мячами –1 кг (ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево). Упражнения на развитие точности и координации движений: построение в шеренгу и в колонну с изменением места построения; ходьба между различными ориентирами; бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем); несколько поворотов подряд по показу, ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью. Упражнения на развитие двигательных умений и навыков. Построения и перестроения: выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «Класс стой!» с помощью; размыкание в шеренге и в колонне; размыкание в шеренге на вытянутые руки; повороты направо, налево с указанием направления; повороты на месте кругом с показом направления. Ходьба и бег: ходьба на пятках, на носках; ходьба в различном темпе: медленно, быстро; бег в чередовании с ходьбой; ходьба и бег в медленном темпе с сохранением дистанции; бег в колонне по одному в равномерном темпе; челночный бег 3 Х 10 метров; высокий старт; бег на 30 метров с высокого старта на скорость. Прыжки: прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами на 180° и 360°; прыжки на одной ноге с продвижением вперед; прыжки в длину с места толчком двух ног; прыжки в глубину с высоты 50 см. Броски, ловля, метание мяча и передача предметов: метание малого мяча правой (левой) рукой на дальность способом «из-за головы через плечо»; метание малого мяча в горизонтальную цель (мишени на г/стенке); переноска одновременно 2-3 предметов различной формы (флажки, кегли, палки, мячи и т.д.). Равновесие: ходьба по г/скамейке с предметом (флажок, г/мяч, г/палка); ходьба по г/скамейке с различными положениями рук; «Петушок», «Ласточка» на полу. Лазание, перелезание, подлезание: лазанье по г/стенке одновременным способом, не пропуская реек, с поддержкой; подлезание и перелезание под препятствия разной высоты (мягкие модули, г/скамейка, обручи, г/скакалка, стойки и т.д.); подлезание под препятствием с предметом в руках; пролезание в модуль-тоннель; перешагивание через предметы: кубики, кегли, набивные мячи, большие мячи; вис на руках на г/стенке 1-2 секунды; полоса препятствий из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии. Коррекционные методы и приемы. - создание атмосферы доброжелательности; - дозировка материала; - использование наглядности; - чёткие инструкции по выполнению работы; - алгоритмизация действий; - постановка наводящих вопросов; - предупреждение ошибок; - исключение сложных заданий; - чередование видов деятельности; - объяснительно-иллюстративный; - проблемный; - репродуктивный; - игровой; -выполнение задания по образцу, по подражанию; -многократность повторения, напоминания, каждый урок продолжение предыдущего. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Физическая культура» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам. Личностные результаты для 1 класса по учебному предмету «Физическая культура» могут проявляться в: положительном отношении к урокам физкультуры, к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятии образа «хорошего ученика», что в совокупности формирует позицию школьника; интересе к новому учебному материалу; ориентации на понимание причины успеха в учебной деятельности; навыках оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности; овладении практическими бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (ловля, метание предмета; ползание, подтягивание руками и др.); развитии навыков сотрудничества со взрослыми. Метапредметные результаты для 1 класса по учебному предмету «Физическая культура» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться). Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью: понимать смысл инструкций; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; различать способы и результат действия; принимать активное участие в коллективных играх; адекватно воспринимать оценку своих успехов учителем, товарищами; вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью: принимать участие в работе парами и группами; адекватно использовать речевые средства для решения поставленных задач на уроках физкультуры; активно проявлять себя в командных играх, понимая важность своих действий для конечного результата. Учебный предмет «Физическая культура» имеет очень большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях: – организовать себя на рабочем месте (переодеться в соответствующую одежду, занять свое место в строю); – задать вопрос учителю при непонимании задания; – сопоставлять результат с заданным образцом, видеть свои ошибки. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется: – в формировании внутреннего чувства времени (1 мин, 5 мин и т.д.) и ориентировке в схеме собственного тела; – в умении ориентироваться в пространстве учебного помещения. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в умении находить компромисс в спорных вопросах. Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как: 1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития, повышения работоспособности; 2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); 3) формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. В конце 1 класса обучающийся: знает основы здорового образа жизни (правила личной гигиены, значение физической культуры для здоровья); выполняет основные виды движений (ходьба, бег, перекаты, лазанье, прыжки, метание); выполняет строевые действия; выполняет движения рук, ног, туловища из различных исходных положений; выполняет различные упражнения с мячом; сохраняет равновесие при выполнении элементарных упражнений по акробатике; выполняет спортивные упражнения с лыжами; выполняет упражнения в воде; имитирует движения спортсменов. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 ч в неделю – 99 часов за год) № урока Тема Легкая атлетика 11 часов 1 Инструктаж по Т.Б. Ходьба. Бег. Бег с ускорением. 2 Бег 30 м. Развитие скоростных качеств. 3 Ходьба под счет. Бег. Бег с ускорением. Бег 30.,60м. Игра «Гуси-лебеди». 4 5 ОРУ. Разновидности ходьбы. Игра «Вызов номеров». 6 Прыжки на одной ноге, на двух ногах. Прыжки с продвижением вперед. игра «Лисы и куры». 7 «зайцы в огороде». 8 9 Метание малого мяча из положения стоя грудью по направлению метания. ОРУ. Игры «К своим 10 флажкам». «Попади в мяч». «Кто дальше бросит». Развитие скоростно-силовых способностей. 11 Гимнастика 17 часов 12 Инструктаж по Т.Б. Основная стойка. Группировка. Перекаты в группировке, лежа на животе. 13 Игра «Пройди бесшумно». Развитие координации. 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Основная стойка. Построение в шеренгу. Группировка. ОРУ. Игра «Совушка». Развитие координации. Основная стойка. Построение в круг. Перекаты в группировке из упора стоя на коленях. ОРУ. Игра «космонавты». ОРУ с обручами. Стойка на носках на гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. Игра «Змейка». Развитие координации. Повороты на право, налево. Стойка на одной ноге на гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. Игра «Не ошибись». Развитие координации. Выполнение команд «класс, шагом марш!» ОРУ с обручами. Перешагивание через мячи. Игра «Западня». Развитие координации. ОРУ в движении. Перелезание через коня. Развитие силовых способнсотей Лазание по канату. Перелезание через коня. Игра «Фигуры». Лазание по гимнастической стенке. Подтягивание. Игра «Светофор». Дата план факт Подвижные игры 20 часов. 29 Инструктаж по Т.Б. ОРУ. Игры «К своим флажкам», «Два мороза». Эстафеты. Развитие 30 скоростно-силовых способностей. 31 ОРУ. Игры «Класс, смирно!», «Два мороза». Эстафеты. 32 33 ОРУ. Игры «метко в цель», «Погрузка арбузов». Эстафеты. Развитие скоростных способностей. 34 35 ОРУ. Игра « Через кочки и пенечки», «Кто дальше бросит». Эстафеты. 36 37 ОРУ. Игра «Волк во рву», «Посадка картошки». Эстафеты. 38 39 ОРУ. Игра «Капитаны», «Попрыгунчики воробушки». 40 41 ОРУ. Игра «пятнашки», «Два мороза». Эстафеты. Развитие координации. 42 43 ОРУ в движении. Игра «прыгающие воробушки», « Два мороза». 44 45 ОРУ в движении. Игры «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». 46 47 ОРУ. Игры «Лисы и куры», «Точный расчет». 48 ОРУ. Игры «Удочка», «Компас». Эстафеты. Лыжная подготовка 19 часов 49 Инструктаж по Т.Б. Учить построению с лыжами в руках, укладке лыж на снег и надеванию креплений. Разучить технику ступающего шага. 50 Повторить технику ступающего шага. Дистанция 1000м. 51 Закрепить технику ступающего шага. Дистанция 1000м. 52 Учить поворотам на месте переступанием. Скольжение без палок. Пройти 1000м. 53 Скользящий шаг. Повторить повороты на месте. Пройти 1000м. 54 Научить косому подъему на склон 15-20 гр.(без палок) и спуск в низкой стойке. 55 Скользящий шаг без палок. Пройти 1000 м. 56 Повторить технику выполнения подъемов и спусков. Пройти 1000м. 57 Совершенствовать низкую стойку при спуске с горы. Пройти 1000м. 58 Дистанция 800 м со средней скоростью. Эстафеты. 59 Совершенствовать технику подъемов и спусков. 500 м на скорость. Эстафета с поворотами. 60 1000 м с палками. 61 Передвижение скользящим шагом с палками. Эстафета со спуском и подъемом. Игра «Смелее с 62 горки». 63 Урок игр-эстафет. 64 Соревнование с этапом 50 метров с раздельным стартом. Свободное катание с горки. 65 66 Игры-эстафеты. Свободное катание с горки. 67 Подвижные игры на основе баскетбола 22 часа. 68 Инструктаж по Т.Б. бросок мяча снизу на месте. Игра «бросай-лови». Развитие координации. 69 70 Бросок мяча снизу. Игра «Передача мяча в колоннах». 71 72 ОРУ. Передача мяча снизу на месте. Эстафеты с мячами. Развитие координации. 73 74 Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Эстафеты с мячами. Игра «Гонка мячей по 75 кругу». 76 Бросок мяча снизу в щит. ОРУ. Эстафеты с мячами, мини-баскетбол. 77 78 Ловля мяча на месте. Бросок мяча снизу на месте в щит. Развитие координации. 79 80 ОРУ. Эстафеты с мячами. Игра «Охотники и утки2. 81 82 Ведение мяча на месте. Эстафеты с мячами. Развитие координации. 83 84 Бросок мяча в щит. Ведение мяча на месте. Игра «мяч в обруч». Эстафеты. 85 86 Ловля и передача мяча на месте. Игра «Не давай мяч водящему». ОРУ. 87 88 Бросок мяча снизу в щит. Ведение мяча на месте. Игра «Перестрелка». Эстафеты. 89 Легкая атлетика 10 часов. 90 Т.Б. на легкой атлетике. Различные виды ходьбы. Бег 30 м. Эстафеты. 91 92 Бег с изменением направления. Бег 60 м. Игра «День и ночь». 93 94 Прыжок в длину с места, с разбега. Игры-эстафеты. 95 96 97 98 99 Прыжок в длину с места. Метание малого мяча. Метание набивного мяча. Игры-эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств. В первом классе система оценивания является безотметочной. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 1 дополнительный класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета « Физическая культура» для обучающихся 1 дополнительного класса разработана на основе нормативных документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации". 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04. 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для детей с задержкой психического развития. 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"(Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015). 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (документ не вступил в силу) 8. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат». 9. Устав ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат». 10. Учебный план начального общего образования ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат» в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Рабочая программа по курсу «Физическая культура» разработана на основе авторской программы Тригер, Р.Д. Физическая культура. Программа // Программы для специальных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. М.: Парадигма, 2012. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный предмет «Физическая культура» входит в предметную область «Физическая культура». Уроки физической культуры предусматривают формирование у обучающихся с ЗПР основных видов движений, элементов спортивной деятельности, формируют первоначальные представления о значении физических упражнений для укрепления здоровья, физического развития, повышения работоспособности. Программа отражает содержание обучения предмету «Физическая культура» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Общей целью изучения предмета «Физическая культура» является укрепление здоровья обучающихся с ЗПР и совершенствование их физического развития, формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека. Овладение учебным предметом «Физическая культура» представляет сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками психофизического развития детей: несформированностью пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, трудностями произвольной регуляции деятельности, трудностями понимания речевой инструкции. В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому и социальному развитию; формирование двигательных навыков и умений, первоначальных умений саморегуляции; формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни и установки на сохранение и укрепление здоровья; владение основными представлениями о собственном теле; развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); коррекция недостатков психофизического развития. С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: учить выполнять двигательные задания в соответствии с инструкциями учителя; формировать потребность в занятиях физической культурой; совершенствовать навыки выполнения основных видов движения (ходьба, бег, перекаты, лазанье, прыжки, метание) в процессе выполнения гимнастических упражнений, по легкой атлетике, коррекционно-развивающих упражнений и игр; обучать передвижению на лыжах, плаванию; учить сохранять правильную осанку; укреплять двигательную память; учить пользоваться в самостоятельной деятельности навыками, полученными на уроках. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Рабочая программа рассчитана на 99 часов (33 учебные недели), 3 часа в неделю. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Знания по физической культуре Физическая культура. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Правила личной гигиены. Физические упражнения. Основы спортивной техники изучаемых упражнений. Значение физической культуры для формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Способы физкультурной деятельности Самостоятельные занятия. Выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Соблюдение правил игр. Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз. Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика. Организующие команды и приёмы. Простейшие виды построений. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение простейших строевых команд с одновременным показом учителя. Упражнения без предметов (для различных групп мышц) и с предметами (гимнастические палки, флажки, обручи, малые и большие мячи). Опорный прыжок: имитационные упражнения. Гимнастические упражнения прикладного характера. Ходьба, бег, метания, лазание. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Упражнения в поднимании и переноске грузов: подход к предмету с нужной стороны, правильный захват его для переноски, умение нести, точно и мягко опускать предмет (предметы: мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки). Лёгкая атлетика. Ходьба: парами, по кругу парами; в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, с изменением направления движения. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание. Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель. Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах; спуски; подъёмы; торможение. Плавание. Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног. Игры в воде. Подвижные игры и элементы спортивных игр На материале гимнастики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. На материале лыжной подготовки: упражнения на выносливость и координацию. На материале спортивных игр: Футбол: удар по неподвижному мячу; остановка мяча; подвижные игры на материале футбола. Баскетбол: стойка баскетболиста; подвижные игры на материале баскетбола. Пионербол: броски и ловля мяча в парах через сетку двумя руками снизу. Волейбол: подбрасывание мяча; подвижные игры на материале волейбола. Подвижные игры разных народов. Коррекционно-развивающие игры: «Порядок и беспорядок», «Узнай, где звонили», «Собери урожай». Игры с бегом и прыжками: «Сорви шишку», «У медведя во бору», «Подбеги к своему предмету», «День и ночь», «Кот и мыши», «Пятнашки»; «Прыжки по кочкам». Игры с мячом: «Метание мячей и мешочков»; «Кого назвали – тот и ловит», «Мяч по кругу», «Не урони мяч». Адаптивная физическая реабилитация Общеразвивающие упражнения. На материале гимнастики. Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба широким шагом, выпадами, в приседе, с махом ногой; наклоны; махи правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; индивидуальные комплексы по развитию гибкости. Развитие координации: преодоление простых препятствий; ходьба по гимнастической скамейке; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя); перебрасывание малого мяча из одной руки в другую; упражнения на переключение внимания; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп, передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу. Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета. Развитие силовых способностей: динамические упражнения без отягощений (преодоление веса собственного тела), преодоление сопротивления партнера (парные упражнения). На материале лёгкой атлетики. Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно. Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; броски в стенку и ловля теннисного мяча, стоя у стены, из разных исходных положений. Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); равномерный 6-минутный бег. Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе. На материале лыжных гонок. Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трёх шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности. КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Коррекционно-развивающие упражнения Основные положения и движения головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте: сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук; комплексы упражнений без предметов на месте и с предметами (г/ палка, малый мяч, средний мяч, г/мяч, набивной мяч, средний обруч, большой обруч). Упражнения на дыхание: правильное дыхание в различных И.П. сидя, стоя, лежа; глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов; дыхание по подражанию ("понюхать цветок", "подуть на кашу", «согреть руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос. Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки: упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы); сохранение правильной осанки при выполнении различных движений руками; упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «вкручивание лампочки», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения на сенсорных набивных мячах различного диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с различными движениями рук); ходьба с мешочком на голове; поднимание на носки и опускание на пятки с мешочком на голове; упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Колечко», «Лодочка»; упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Птица», «Книжка» «Кошечка»; упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «Ежик», «Звезда», «Месяц»; упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Бабочка», «Ножницы». Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия: сидя («каток», «серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик», «ходьба», «лошадка», «медвежонок»); сидя: вращение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы; ходьба по массажной дорожке для стоп. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики: с сенсорными набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя, удары мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя); набивными мячами –1 кг (ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево). Упражнения на развитие точности и координации движений: построение в шеренгу и в колонну с изменением места построения; ходьба между различными ориентирами; бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем); несколько поворотов подряд по показу, ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью. Упражнения на развитие двигательных умений и навыков. Построения и перестроения: выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «Класс стой!» с помощью; размыкание в шеренге и в колонне; размыкание в шеренге на вытянутые руки; повороты направо, налево с указанием направления; повороты на месте кругом с показом направления. Ходьба и бег: ходьба на пятках, на носках; ходьба в различном темпе: медленно, быстро; бег в чередовании с ходьбой; ходьба и бег в медленном темпе с сохранением дистанции; бег в колонне по одному в равномерном темпе; челночный бег 3 Х 10 метров; высокий старт; бег на 30 метров с высокого старта на скорость. Прыжки: прыжки на двух (одной) ноге на месте с поворотами на 180° и 360°; прыжки на одной ноге с продвижением вперед; прыжки в длину с места толчком двух ног; прыжки в глубину с высоты 50 см; в длину с двух-трех шагов, толчком одной с приземлением на две через ров; прыжки боком через г/скамейку с опорой на руки; прыжки, наступая на г/скамейку; прыжки в высоту с шага. Броски, ловля, метание мяча и передача предметов: метание малого мяча правой (левой) рукой на дальность способом «из-за головы через плечо»; метание малого мяча в горизонтальную цель (мишени на г/стенке); метание малого мяча в вертикальную цель; подбрасывание волейбольного мяча перед собой и ловля его; высокое подбрасывание большого мяча и ловля его после отскока от пола; броски большого мяча друг другу в парах двумя руками снизу; броски набивного мяча весом 1 кг различными способами: двумя руками снизу и от груди, из-за головы; переноска одновременно 2-3 предметов различной формы (флажки, кегли, палки, мячи и т.д.); передача и переноска предметов на расстояние до 20 метров (набивных мячей -1 кг, г/палок, больших мячей и т.д.). Равновесие: ходьба по г/скамейке с предметом (флажок, г/мяч, г/палка); ходьба по г/скамейке с различными положениями рук; ходьба по г/скамейке с опусканием на одно колено; ходьба по г/скамейке с перешагиванием через предметы высотой 15-20 см; поворот кругом переступанием на г/скамейке; расхождение вдвоем при встрече на г/скамейке; «Петушок», «Ласточка» на полу. Лазание, перелезание, подлезание: ползанье на четвереньках по наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку; лазанье по г/стенке одновременным способом, не пропуская реек, с поддержкой; передвижение по г/стенки в сторону; подлезание и перелезание под препятствия разной высоты (мягкие модули, г/скамейка, обручи, г/скакалка, стойки и т.д.); подлезание под препятствием с предметом в руках; пролезание в модультоннель; перешагивание через предметы: кубики, кегли, набивные мячи, большие мячи; вис на руках на г/стенке 1-2 секунды; полоса препятствий из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии. Коррекционные методы и приемы. - создание атмосферы доброжелательности; - дозировка материала; - использование наглядности; - чёткие инструкции по выполнению работы; - алгоритмизация действий; - постановка наводящих вопросов; - предупреждение ошибок; - исключение сложных заданий; - чередование видов деятельности; - объяснительно-иллюстративный; - проблемный; - репродуктивный; - игровой; -выполнение задания по образцу, по подражанию; -многократность повторения, напоминания, каждый урок продолжение предыдущего. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Физическая культура» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам: Личностные результаты освоения программы для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Физическая культура» могут проявляться в: положительном отношении к урокам физкультуры, к школе; интересе к новому учебному материалу; ориентации на понимание причины успеха в учебной деятельности; навыках оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности; овладении практическими бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (ловля, метание предмета; ползание, подтягивание руками и др); развитии навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Метапредметные результаты освоения программы для 1 дополнительного класса по учебному предмету «Физическая культура» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться). С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом. Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью: планировать и контролировать учебные действия; строить сообщения в устной форме; проводить сравнения по нескольким основаниям, в т.ч. самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения; устанавливать аналогии. Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью: понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; различать способы и результат действия; принимать активное участие в групповой и коллективной работе; адекватно воспринимать оценку учителей, товарищей, других людей. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью: принимать участие в работе парами и группами; адекватно использовать речевые средства для решения поставленных задач на уроках физкультуры; активно проявлять себя в командных играх, понимая важность своих действий для конечного результата. Учебный предмет «Физическая культура» имеет очень большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по перечисленным ниже направлениям. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях: – организовать себя на рабочем месте (переодеться в соответствующую одежду, занять свое место в строю); – задать вопрос учителю при непонимании задания; – сопоставлять результат с заданным образцом, видеть свои ошибки. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется: – в формировании внутреннего чувства времени (1 мин, 5 мин и т.д.) и ориентировке в схеме собственного тела; – в умении ориентироваться в пространстве учебного помещения. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в умении находить компромисс в спорных вопросах. Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как: 1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития, повышения работоспособности; 2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); 3) формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. По итогам обучения в 1 дополнительном классе можно определенным образом оценить успешность их достижения. В конце 1 дополнительного класса обучающийся: понимает значение занятий физической культурой для здоровья; использует основные виды движений и спортивные навыки в самостоятельной деятельности; прыгает в длину с места, метает малый мяч на дальность; сохраняет устойчивое равновесие на ограниченной опоре; выполняет спортивные упражнения с лыжами; выполняет упражнения в воде; играет в подвижные игры, выполняет правила командного взаимодействия. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 ч в неделю – 99 часов за год) № урока 1 2 3 4-5 6 7-8 9-10 11 12 13 14 15 16 17-18 19-20 21-22 23 24 25-26 27-28 29-30 31-32 Тема Знания по физической культуре Инструктаж по Т.Б. Физическая культура. Вводный урок. Физическое совершенствование. Гимнастика. Построение в шеренгу и в колонну Бег в среднем темпе с переходом на ходьбу Упражнения без предметов и с предметами Прыжки на двух (одной) ногах (е) на месте с поворотами Прыжки со скакалкой Передвижение по гимнастической стенке Подлезание и перелезание под препятствия Пролезание в тоннель. Поднимание и переноска грузов. Физическое совершенствование. Лёгкая атлетика. Ходьба парами Ходьба в чередовании с бегом Беговые упражнения с высоким подниманием бедра Прыжки на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением Броски большого мяча на дальность разными способами Метание с места в горизонтальную цель Подвижные игры и элементы спортивных игр. Пионербол. Броски и ловля мяча в парах через сетку двумя руками снизу Способы физкультурной деятельности Русская народная подвижная игра «Горелки» Знания по физической культуре Физические упражнения Физическое совершенствование. Гимнастика. Построение в шеренгу и в колонну Ходьба и бег в различном темпе Передвижение по наклонной гимнастической скамейке Передвижение по гимнастической стенке Кол-во часов 1 1 12 1 1 2 1 2 2 1 1 8 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 8 2 2 2 2 Дата план факт 46 47 Физическое совершенствование. Лёгкая атлетика. Ходьба по кругу парами Беговые упражнения с изменением направления движения Прыжки в длину Прыжки в высоту Спрыгивание и запрыгивание Прыжки через предметы Передача мяча по кругу Метание с места в вертикальную цель Подвижные игры и элементы спортивных игр. Футбол. Удар по неподвижному мячу и остановка мяча Способы физкультурной деятельности Подвижная игра «Мышеловка» Знания по физической культуре Физические упражнения Физическое совершенствование. Гимнастика. Построение в шеренгу и в колону с изменением места построения Гимнастические упражнения прикладного характера. 9 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 6 1 1 48 Ходьба по гимнастической скамейке с предметами и различным положением рук. 1 49 1 50 Упражнения с предметами (гимнастические палки, флажки, обручи, малые и большие мячи). Передвижение по гимнастической стенке. 51 Преодоление простых препятствий. 1 33 34 35 36 37 38 39 40-41 42-43 44 45 Физическое совершенствование.Лёгкая атлетика. 1 8 52 Ходьба с сохранением правильной осанки. 1 53 Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой. 1 54 Равномерный 6-минутный бег. 1 55 Прыжки в глубину с высоты. 1 56-57 Прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров. 2 58-59 Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель. 2 Подвижные игры и элементы спортивных игр. Баскетбол. Волейбол. 4 60 ОРУ. Стойка баскетболиста. 1 61 Подвижные игры на материале баскетбола. 1 62 Подбрасывание мяча. 1 63 Подвижные игры на материале волейбола. 1 Физическое совершенствование. Лыжная подготовка. 10 64-67 ОРУ. Передвижение на лыжах. 4 68-69 ОРУ. Торможение на лыжах. 2 70-71 ОРУ. Подъемы на лыжах. 2 72-73 ОРУ. Спуски и торможения. 2 Способы физкультурной деятельности 74 Подвижная игра «Осада города» Знания по физической культуре 1 1 75 Физические упражнения Физическое совершенствование. Гимнастика. 1 1 6 76 Строевые действия в шеренге и колонне. 1 77 Гимнастические упражнения прикладного характера. 1 Ходьба, бег, метания, прыжки. 2 80 Упражнения без предметов и с предметами. 1 81 Преодоление простых препятствий. 1 82 Физическое совершенствование. Лёгкая атлетика. ОРУ. Бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре. 10 1 83 ОРУ. Бег с высокого старта на скорость. 1 Повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта. Прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно. 2 78-79 84-85 86-87 2 88-89 Прыжки по разметкам в полуприседе и приседе. 2 90-91 Броски в стенку и ловля теннисного мяча, из разных исходных положений. 2 Подвижные игры 6 92 Подвижная игра «Ночная охота» 1 93 Подвижная игра «Белочка-защитница» 1 94 Подвижная игра «Вышибалы» 1 95 Подвижная игра «Точно в цель» 1 96 Командная подвижная игра «Хвостики» 1 97 Русская народная подвижная игра «Горелки» 1 Способы физкультурной деятельности 98-99 Игры-эстафеты. В первом дополнительном классе система оценивания является безотметочной. 2 2 Физическая культура 2 класс Пояснительная записка Нормативно-правовая база, лежащая в основе разработки программы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации". 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04. 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для детей с задержкой психического развития. 6. Программы Министерства образования РФ: авторской программой « Физическая культура », авторов В.И. Лях, А.А. Зданевич, М., Просвещение, 2016. 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015). 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (документ не вступил в силу) 9. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат». 10. Устав ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат». 11. Учебный план начального общего образования ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат» в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Программа учитывает особенности детей с задержкой психического развития. 1. Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. 2. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. 3. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. 4. Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. 5. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. 6. У детей с ЗПР вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование) 7. Учащиеся классов коррекционно-развивающей направленности характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью. 8. Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала. Цели и задачи предмета. Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач: • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; • формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; • овладение школой движений; • развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей; • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей; • выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта; • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности. Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей. Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству. Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы. Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества— идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности. Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программноалгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств. Задачу формирования целостного мировоззрения обучающихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др. Место курса в учебном плане. На изучение «Физической культуры» отводится: Во 2 классе – 102 часа; Результаты освоения учебного предмета По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты: – формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества; – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; Метапредметные результаты: – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: – формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; – овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); – формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости) – взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; – выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения; – выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности. По окончании начальной школы учащиеся должны уметь: – планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга; – излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека; – использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека; – измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств; – оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; – организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство; – соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой; – организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; – характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса; – выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне; – выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; – выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях. Раздел «Знания о физической культуре» Выпускник научится: ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма; раскрывать на примерах (из истории или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие; ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой; организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Выпускник получит возможность научиться: выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью; характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности. Раздел «Способы физкультурной деятельности» Выпускник научится: отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами; организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками; измерять показатели физического развития (рост и массу тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой. Выпускник получит возможность научиться: вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности; целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств; выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах. Раздел «Физическое совершенствование» Выпускник научится: выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы); выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств; выполнять организующие строевые команды и приемы; выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты); выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно); выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса); выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности. Выпускник получит возможность научиться: сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам; плавать, в том числе спортивными способами; выполнять передвижения на лыжах. 2 класс Контрольные упражнения Уровень высокий средний низкий высокий Мальчики Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз средний Девочки 14 – 16 8 – 13 5–7 Прыжок в длину с места, см 143 – 150 128 – 142 119 – 127 Наклон вперед, не сгибая ног в коленях Коснуться Коснуться Коснуться Коснуться Коснуться лбом ладонями пальцами лбом пола колен пола пола колен Бег 30 м с высокого старта, с Бег 1000 м Критерии и нормы оценки. 6,0 – 5,8 6,7 – 6,1 низкий 7,0 – 6,8 13 – 15 136 – 146 6,2 – 6,0 Без учета времени 8 – 12 118 – 135 5–7 108 – 117 ладонями Коснуться пальцами пола 6,7 – 6,3 7,0 – 6,8 При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний обучающихся. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении. Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся: старт не из требуемого положения; отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту; бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений; несинхронность выполнения упражнения. Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения. Характеристика цифровой оценки (отметки). Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок. Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких. Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат. Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок. В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Знания о физической культуре Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Способы физкультурной деятельности Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз. Спортивно-оздоровительная деятельность Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи. Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги. Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла. Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность. Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение. Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу,ловкость и координацию. На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию. На материале спортивных игр. Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола. Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Педагогические условия реализации ФГОСа Отбор материала при планировании осуществлен в соответствии обязательному минимуму содержания образования (ФГОС). Спланированная работа направлена на коррекцию недостатков мыслительной и двигательной деятельности детей с ОВЗ, на повышение их двигательной активности через специальные (коррекционные) приемы организации обучения в сочетании с общедидактическими (словесные, наглядны и практические методы обучения) на основании принципов общности специальной и общей дидактики. Педагогические технологии Теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, Талызина),блочное обучение(элементы), здоровьесберегающие технологии, личностно- ориентированные, технологии КРО. Коррекционные методы и приемы - создание атмосферы доброжелательности; - проблемный; - дозировка материала; - репродуктивный; - использование наглядности; - игровой; - чёткие инструкции по выполнению работы; -выполнение задания по образцу, по подражанию; - алгоритмизация действий; - постановка наводящих вопросов; - предупреждение ошибок; - исключение сложных заданий; - чередование видов деятельности; - объяснительно-иллюстративный; -многократность повторения, продолжение предыдущего. напоминания, каждый урок Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Литература: 1. А.М.Кондаков, Н.Д.Никандров, М.В.Рыжаков. Примерные программы начального общего образования.-М.:Просвещение,2013. 2. В.И.Лях, А.А.Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.-М.:Просвещение,2011. 3. П.А.Киселев, З.Б.Киселева.-Волгоград:учитель,2011. Оборудование: 1. Спортивное оборудование согласно типовому перечню. Тематическое планирование 2 класс. № урока Тема урока Дата проведения план Легкая атлетика 11 ч. 1 Бег, ходьба, прыжки, метание. Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. Овладение знаниями 2 3 Освоение навыков ходьбы и развитие координацион ных способностей 4 Освоение навыков ходьбы и развитие координацион ных способностей 5 Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей 6 Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей. Прыжки с поворотом на 180гр. 7 Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей. Прыжок в длину с разбега. 8. Совершенствование навыков бега и развитие выносливости. Прыжок с высоты(до 40 см). 9. Совершенствование навыков бега и развитие выносливости. Метание малого мяча в горизонтальную цель. 10. Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей. Метание факт малого мяча в вертикальную цель. Эстафеты. 11. Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель. Бодрость, грация, координация. Гимнастика 18 ч. 12. Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей. Кувырок вперед, стойка на лопатках. 13 Освоение висов и упоров развитие силовых и координационных способностей. Кувырок вперед, стойка на лопатках. 14. Освоение висов и упоров развитие силовых и координационных способностей. Из стойки на лопатках ,согнув ноги, перекат вперед, в упор присев. 15. Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильной осанки 16 Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильной осанки 17 Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей 18 Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей 19 Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей