Рабочая программа ИЗО ФГОС 1-7 классы 2023-2024

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

Рассмотрено
Руководитель ШМО
_____ /Т.А.Пеньковская /
ФИО
Протокол №____ от
«___» _________ 20__ г.

Согласовано
Заместитель директора по
УВР
_____ /Ю.В. Воробьева/
ФИО
«___» _________ 20__ г.

Утверждаю
Директор ГБОУ СО
«Асбестовская школа-интернат»
_____ /Л.М. Салимзянова
ФИО
Приказ № ______ от
«___» _________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству_
предмет
для 1-7 классов
(класс)
на 2023-2024_учебный год
педагога Пеньковской Татьяны Анатольевны

г. Асбест, 2023 год.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

1. Ф.И.О. учителя Пеньковская Татьяна Анатольевна
2. Квалификационная категория высшая
3.

Образование высшее

4.

Педагогический стаж 27 лет

Пояснительная записка
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (1-7 классы)

Нормативно-правовая база,
лежащая в основе разработки рабочих программ
на 2023-2024 учебный год
ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ООО
1.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".

2.

Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ " О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации".

3.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. №
287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»

4.

Федеральная

адаптированная

образования

для

образовательная

обучающихся

с

программа

ограниченными

основного

возможностями

общего
здоровья

(утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. N 1025).
5.

Программы Министерства образования РФ: ФГОС НОО ОВЗ (авторская программа
«Изобразительное искусство» 1-4 классы, Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е.
Гуровой и др.).

6.

Программы Министерства образования РФ: ФГОС ООО (авторская

программа

«Изобразительное искусство» 5-7 классы, Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е.
Гуровой и др.)
7.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"

8.

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
образования для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО «Асбестовская
школа-интернат».

Программа разработана с учетом особенностей детей с ЗПР.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование
художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е.
культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности
человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством
очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное
развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и
патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством
других народов.
Задачи курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека,
способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний; постоянная
смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является
необходимым условием формирования личности каждого.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч. в неделю.
Требования к результатам освоения учебного предмета в 1 классе:
Личностными результатами» является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются
формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать
в
художественно-творческой
деятельности,
используя
различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж,
флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную
напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для
передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
2. Система оценивания достижений.
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда
общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата.
Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения
изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации,
умению работать самостоятельно или в группе).
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая
деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли
художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя,
осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают
различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация,
коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков,
развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве
восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы
происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и
презентаций.
Требования к результатам освоения учебного предмета во 2 классе:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются
формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать
в
художественно-творческой
деятельности,
используя
различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж,
флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную
напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для
передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой;
ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Содержание учебного предмета (2 класс)
ИСКУССТВО И ТЫ.
Раздел1. Чем и как работают художники. Три основные краски – красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель, их
выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные
возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать
выразительным (обобщение темы).
Раздел2. Реальность и фантазия. Изображение и реальность. Изображение и фантазия.
Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и
фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе
(обобщение темы).
Раздел 3. О чём говорит искусство. Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ. Выражение характера
человека в изображении: женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в
объеме. Изображение природы в различных состояниях. Выражение характера человека
через украшение. Выражение намерений через украшение. В изображении, украшении,
постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру
(обобщение темы).
Раздел 4. Как говорит искусство. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета.
Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер
линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и
пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Обобщающий урок года.

4. Коррекционно-развивающие принципы и приемы
 Обучение без принуждения
 Постановка наводящих вопросов
 Поощрение, создание ситуаций успеха
 Работа по алгоритму, образцу
 Снижение темпа работы
Систематичность повторения изученного
 Предупреждение возможных ошибок
 Адаптация содержания учебного материала, очищение от сложности.
Педагогические технологии
 Игровые технологии
 Элементы технологии развития творческих способностей
 Элементы здоровьесберегающих технологий
5. Программно-методическое обеспечение учебного предмета:
- авторская программа «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е.
Гуровой и др.
- учебник Изобразительное Искусство: "Ты изображаешь, украшаешь, строишь" для 1-го
класса; Л.А. Неменская, Москва. «Просвещение», 2016 год
- учебник Изобразительное искусство: «Искусство и ты» для 2 класса; Е.И. Коротеева,
Москва. «Просвещение», 2016 год;
Методическое пособие Л.А. Неменская (под редакцией Б.М. Неменского); издательство
"Просвещение", 2011 год (Школа Неменского). ФГОС.
Требования к результатам освоения учебного предмета в 3 классе:






















Личностные результаты.
Воспитание интереса к изобразительному искусству,
Формирование представлений о добре и зле.
Обогащение нравственного опыта.
Развитие нравственных чувств.
Развитие уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей
деятельности творчески.
Развитие способностей к эмоционально- ценностному отношению к искусству и окружающему
миру.
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в
команде одноклассников под руководством учителя;
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть
работы с общим замыслом;
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его
выражения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Понимание учебной задачи.
Определение последовательности действий.
Работа в заданном темпе.
Проверка работы по образцу.
Оценивание своего отношения к работе.
Выполнение советов учителя по организационной деятельности.
Владение отдельными приемами контроля.
Умение оценить работу товарища.
Умение планировать учебные занятия.
Умение работать самостоятельно.






































Умение организовать работу по алгоритму.
Владение пооперационным контролем.
Оценивание учебных действий своих и товарища.
Умение работать по плану и алгоритму.
Планирование основных этапов работы.
Контролирование этапов и результатов.
Познавательные.
Самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации.
Овладение приемами работы различными графическими материалами.
Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета.
Наблюдение природы и природных явлений.
Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент)
и в пространстве.
Использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в
изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен.
Использование контраста для усиления эмоционально- образного звучания работы.
Коммуникативные.
Выражение своего отношения к произведению изобразительного
искусства в высказываниях, письменном сообщении.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств
произведений.
Предметные.
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура),
конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих
произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании,
сюжетах и вырази тельных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего
региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на
улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные
материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения,
основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения
средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных
регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека
в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по
урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных
традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые
(знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, — свидетелей нашей истории;



умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для
современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим
ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой
духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета (3класс)
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС.
Раздел 1. Искусство в твоем доме. Твои игрушки придумал художник. Посуда у тебя дома.
Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка. Что
сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
Раздел 2. Искусство на улицах твоего города. Памятники архитектуры — наследие веков.
Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины
магазинов. Транспорт в городе. Что делал художник на улицах моего города (села)
(обобщение темы).
Раздел 3. Художник и зрелище. Художник в цирке. Художник в театре. Маски. Театр
кукол. Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный праздник-карнавал (обобщение
темы).
Раздел 4.Художник и музей. Музеи в жизни города. Изобразительное искусство. Картинапейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).
Содержание учебного предмета (4класс)
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК.
Раздел 1. Истоки родного искусства. Пейзаж родной земли. Гармония жилья с природой.
Деревня — деревянный мир. Образ красоты человека. Народные праздники (обобщение
темы).
Раздел 2. Древние города нашей Земли. Древнерусский город-крепость. Древние соборы.
Древний город и его жители. Древнерусские воины-защитники.
Раздел 3.Города Русской земли. Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах
(обобщение темы). Каждый народ — художник. Страна Восходящего солнца. Образ
художественной культуры Японии. Искусство народов гор и степей. Образ художественной
художественной культуры средневековой Западной Европы. Многообразие художественных
культур в мире (обобщение темы).
Раздел 4.Искусство объединяет народы. Все народы воспевают материнство. Все народы
воспевают мудрость старости. Сопереживание — великая тема искусства. Герои, борцы и
защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны
быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по
программе «Изобразительное искусство»: - чувство гордости за культуру и искусство
Родины, своего народа; - уважительное отношение к культуре и искусству других народов
нашей страны и мира в целом; - понимание особой роли культуры и искусства в жизни
общества и каждого отдельного человека; - сформированность эстетических чувств,
художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; - сформированность
эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой,
потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности; - овладение навыками
коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде
одноклассников под руководством учителя; - умение сотрудничать с товарищами в процессе
совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - умение
обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
средств его выражения.

Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
творческой деятельности: - овладение умением творческого видения с позиций художника,
т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - овладение умением
вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной
творческой работы; - использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно- творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную
творческую деятельность, умение организовать место занятий; - осознанное стремление к
освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих
результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета: - знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись,
графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства); - знание основных видов и жанров пространственновизуальных искусств; - понимание образной природы искусства; - эстетическая оценка
явлений природы, событий окружающего мира; - применение художественных умений,
знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства; - умение обсуждать и анализировать
произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных
средствах; - усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона; - умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; - способность использовать в
художественно-творческой деятельности Формами подведения итогов реализации
программы являются тематические выставки. Оценка деятельности учащихся
осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются к по уровню выполнения
работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или
4. Коррекционно-развивающие принципы и приемы
 Обучение без принуждения
 Постановка наводящих вопросов
 Поощрение, создание ситуаций успеха
 Работа по алгоритму, образцу
 Снижение темпа работы
Систематичность повторения изученного
 Предупреждение возможных ошибок
 Адаптация содержания учебного материала, очищение от сложности.
Педагогические технологии
 Игровые технологии
 Элементы технологии развития творческих способностей
 Элементы здоровьесберегающих технологий
5. Программно-методическое обеспечение учебного предмета:
- авторская программа «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е.
Гуровой и др.
Методическое пособие Л.А. Неменская (под редакцией Б.М. Неменского); издательство
"Просвещение", 2011 год (Школа Неменского) ФГОС.
- учебник Изобразительное искусство «Искусство вокруг нас» для 3 класса, Н.А. Горяева.
Москва. «Просвещение», 2013 год;
- учебник Изобразительное Искусство: "Каждый народ-художник" для 4-го класса; Л.А.
Неменская, Москва «Просвещение», 2016 год;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 1 КЛАСС (1-а, 1-б)
№
п/п

Наименование разделов, тем программы

Кол-во
часов

Дата
план

Виды художественной деятельности

1-2
3

Художник. Инструменты и материалы, которыми он
работает
Пятно

8ч.
2
1

4-5

Линии

2

6-7

Рассматривание иллюстраций, картин

2

Раскрашивание по контуру

1

8

Азбука искусства. Как говорит искусство?
1-2 Рисование предметов различной формы (круг, овал)
3-4 Рисование
предметов
различной
формы
(прямоугольник, треугольник, квадрат)
5-6 Рисование предметов разной величины
7

Праздничные флажки. Новогодние игрушки
Значимые темы искусства.
искусство?
Краски
1
времен года. Зима

О

чем

7ч.
2
2
2
1

говорит

8 ч.
1

Снеговичек
2

1

Что вокруг нас

1

Дымковские узоры

1

Украшение посуды

1

Открытка для папы

1

Поздравление для мамы

1

Хохломские узоры

1

Опыт художественно-творческой деятельности

8 ч.

1-2
3-4
5-6

Тематический рисунок
Иллюстрация к сказке
Украшение предметов быта

2
2
2

7-8

Украшение предметов одежды.

2
Итого: 33 ч.

факт

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (1-в,1-г)
№
п/п

1-2
3-4
5-6
7-8

1
2
3
4-5
6-7
1.
2
3
4
5
6
7
8
1-2
3
4-5
6
7-8

Наименование разделов, тем программы
Виды художественной деятельности
Я изображаю
Изображения всюду вокруг нас. Знакомство с
мастером изображения
Мир полон украшений.Знакомство с мастером
украшения
Постройки в нашей жизни.Знакомство с мастером
постройки (обобщение)
Азбука искусства
Мастер изображения учит видеть
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме
Изображать можно линией
Разноцветные краски (обобщение)
Значимые темы искусства
Цветы-украшение земли
Узоры на крыльях
Красивые рыбы. Монотипия
Украшение птиц
Узоры, которые создают люди
Как украшает себя человек
Дома бывают разными
Домики, которые построила природа(обобщение)
Опыт художественно творческой деятельности
Мастер украшения помогает сделать праздник
Строим город
Строим вещи
Три брата мастера всегда трудятся вместе
Праздник весны (обобщение)

Колво
часов
8ч.
2
2

Дата
план

факт

2
2
7ч.
1
1
1
2
2
8ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
8 ч.
2
1
2
1
2
Итого:33 часа

График контрольных работ (обобщающие уроки)
Класс
Тема раздела
1,
1.Виды художественной деятельности
1 доп.класс 2. Азбука искусства
3.Значимые темы искусства
4.Опыт художественно-творческой деятельности

Дата

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗО (2 класс)
№
п/п

Наименование разделов, тем программы

Кол-во
часов

Дата
план

1
2
3
4
5
6
7
8
1
2-3
4
5-6
7

Чем и как работает художник.
Три основных цвета. Что такое живопись?
Белая и черная краски
Пастель и восковые мелки
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов. Что такое графика?
Что может пластилин?
Выразительные возможности бумаги. Аппликация.
Неожиданные материалы (обобщающий урок)
Реальность и фантазия.
Изображение и реальность. Животные.
Изображение и фантазия.
Сказочные существа.
Фантастические образы.
Украшение и реальность.(Иней, морозные узоры,
паутинки).
Украшение и фантазия. Создание различных узоров,
орнаментов.
Постройка и фантазия. Конструирование природных
форм (обобщающий урок)
О чем говорит искусство
Изображение
1
природы в различных состояниях.
1
Выражение
2
характера животных.

8ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
7ч.
1
2
1
2
1
9ч.
1
1

Выражение характера человека: женский образ.
Выражение характера человека: мужской образ.
Женские качества характера
Мужские качества характера:
Образ человека в скульптуре.

1
1
1
1
1

Человек и его украшения. Женские и мужские
украшения
О чем говорят украшения. Украшения для праздника.
(Флот Салтана и флот пиратов) (обобщающий урок)
Как говорит искусство

1

8 ч.

Теплые и холодные цвета.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий.
Характер линий. Выразительные возможности линий.

2
1
1
1

6
7

Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.

1
1

8

Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства
выразительности (обобщающий урок)

1

1-2
3
4
5

1

Итого: 34 ч.

факт

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗО (3 класс)
№
п/п

Наименование разделов, тем программы
Искусство в твоем доме

1-2
3
4
5
6
7
8

1
2
3
4
5
6
7

1.
2
3-4
5
6
7
8
9

1
2
3
4
5
6
7
8

Твои игрушки (создание формы, роспись).
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы у тебя дома.
Твои книжки.
Поздравительная открытка (декоративная
закладка).
Труд художника для твоего дома. Обобщение
темы.
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Новогодний фонарик.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города.
Обобщение темы.
Художник и зрелище
Художник в театре.
Образ театрального героя.
Театральные маски
Театр кукол.
Театральный занавес.
Афиша и плакат.
Художник в цирке.
Театральная программа. Обобщение.
Художник и музей
Музеи в жизни города.
Картина – особый мир. Картина-пейзаж.
Картина-натюрморт. Жанр натюрморта.
Картина-портрет.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Музеи архитектуры.
Жанры ИЗО. Обобщение.

Колво
часов
8ч.

Дата
план

2
1
1
1
1
1
1
7ч.
1
1
1
1
1
1
1
9ч.
1
1
2
1
1
1
1
1
8 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 34 ч.

факт

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗО

№
п/
п

Наименование разделов, тем программы

(4 класс)

Колво
часов

Раздел 1. Истоки народного искусства (8 часов)
1
Пейзаж родной земли.
1
2
Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный
1
мир.
3
Украшение деревянных построек и их значение.
1
Образ традиционного русского дома.
4
Образ традиционного русского дома.
1
5
Образ красоты человека. Женский портрет.
1
6
Образ красоты человека. Мужской портрет.
1
7
Народные праздники. Коллективное панно
1
8
Обобщение темы четверти.
1
Р а з д е л 2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (7 часов)
1
Древнерусский город-крепость.
1
2
Древние соборы.
1
3
Древний город и его жители.
1
4
Древнерусские воины-защитники.
1
5
Города Русской земли
1
6
Узорочье теремов.
1
7

Обобщение темы.

Р а з д е л 3. КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (9 часов)
1
Страна восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
2
Изображение японок в национальной одежде.
3
Искусство народов гор и степей
4
Города в пустыне.
5
Образ художественной культуры Древней Греции
6
Древнегреческие праздники.
7
Образ художественной культуры средневековой
Западной Европы. Европейские города.
8
Портрет средневекового жителя.

1

1
1
1
1
1
1
1
1

Многообразие художественных культур в мире.
1
Обобщение темы.
Р а з д е л 4. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 часов)
1
Материнство
2
2
Мудрость старости.
1
3
Сопереживание.
1
4-5 Герои - защитники.
2
6
Юность и надежды.
1
7
Искусство народов мира. Обобщение темы.
1
Итого:
34 ч.
9

Дата
план

факт

График контрольных работ (обобщающие уроки)
Класс
2 класс

3 класс

4 класс

Тема
1.Чем и как работает художник
2. Реальность и фантазия
3.О чем говорит искусство
4.Как говорит искусство
1.Искусство в твоем доме
2.Искусство на улицах города
3.Художник и зрелище
4.Художник и музей
1.
2.
3.
4.

Истоки народного искусства
Древние города нашей Земли
Каждый народ - художник
Искусство объединяет народы

Дата

Требования к результатам освоения программы (5 класс)
Предметные:
 понимать место и значения современного декоративного искусства в жизни
человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного
творчества, материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё,
гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественнопознавательного кругозора;
 осознавать богатые возможности современного пластического языка, а также
различий в творчестве художника, работающего в области современного
декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного
искусства;
 выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного
декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также
средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном
виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные
средства в работе над декоративной композицией (панно) в конкретном
материале;
Метапредметные:
 приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её
содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания,
умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и
проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших
школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной
тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративноприкладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.);
 научатся принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов
изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности,
содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего
свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение
классифицировать произведения, определяя их родство по художественностилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности,
адекватно оценивать результат;
 смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на
основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.
Личностные:
 уважение и интерес к художественной культуре других стран и народов, в частности к
классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой
цивилизации;
 социальное видение предметного мира классического декоративно-прикладного
искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства
не обособленно, а в контексте своего времени;
 активное и заинтересованное отношение к познанию, а также готовность и
способность учащихся к самообразованию на основе мотивации и осознания
творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;
 осознание мира через освоение художественного наследия народов
мира и практическую художественно-творческую деятельность;
Содержание

Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Раздел 1: ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 часов)
Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства.
Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический. Учащихся
необходимо подвестик пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака,
символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства —
солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических
представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как
обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение
картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземноводный мир).
Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо,
пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные
центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта,
труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Русские прялки,
деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого
владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора.
Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического
значения декоративных элементов.
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ.
Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений
народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира,
нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в
событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение
целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Раздел 2: СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (7 ч)
Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде —
городской, и совершенно иной жизнью. Задача — дать учащимся понимание этих форм
бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать
представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема
предполагает акцент на местных художественных промыслов.Живучесть древних образов
(коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности
пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным
промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы
росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной
промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и
декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые
контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений
городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные
герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной
композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи: изящество изображения,
отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.
Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов
построения цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная
импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов.
Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка,
прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений
промыслов в современном быту и интерьере.
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно
используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах,
которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу,
предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному
признаку.
Раздел 3 ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (11ч)

Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни
общества в целом и каждого человека в отдельности.
Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого
человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни
предметов декоративного искусства.
Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества,
в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных
человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым
смыслом, определить рольее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.
Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем
Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью
декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с
мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших
сословий общества.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, они и являются особым
знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему
предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была
очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства
Западной Европы XVII века (эпоха барокко).
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства
геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это
отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города,
партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.
Раздел 4: ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8ч)
Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством и
создание коллективной работы в материале для украшения школы. Работа может быть
сделана в любом материале и может осуществляться силами одного класса или параллелью
классов, работающих по данной теме. Учитель выступает здесь в роли режиссера и главного
художника.
Тема. Современное выставочное искусство
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства
(художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование
одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративноприкладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании
художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в
построении декоративной композиции в конкретном материале.
Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных
художников.
Создание декоративной работы в материале (творческий проект)
В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративноприкладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими
руками».
• воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному
декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников,
интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к
декоративному творчеству;
• развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих
способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения;
• формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во
всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл,
керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.);
• развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности)
в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием
общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров.
Требования к результатам освоения программы (6 класс)
Личностные:

знать имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их
наиболее известные произведения;
 жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр
изобразительного искусства;
 отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIII— XIX вв. как
архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;
 зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального
назначения;
Метапредметные:
 передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как
важное дополнение к раскрытию образа;
 выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка,
фигуры участников бала);
 передавать движение фигуры человека в пространстве;
 проявлять творческую активность художественно-практической компетентности в
выборе и овладении средствами художественной выразительности разных видов
искусств;
Предметные:
 выполнять план проектируемого объекта; конструировать простые геометрические
формы при создании модели космического корабля;
 выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на повтор, вариацию,
импровизацию как принципы народного творчества;
 участвовать в творческих группах при выполнении коллективных работ разного вида.
 применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни:

проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эстетическом восприятии
художественных произведений и заключенных в них духовно-нравственных
ценностей и идеалов, при посещении художественного музея, выставки, а также при
просмотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы;
 использовать свою художественно-практическую компетентность — владение
средствами художественной выразительности разных видов искусства
(изобразительного, народного и декоративно-прикладного), принимая участие в
культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.
Содержание 6 класс
1 Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8ч)
Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их
деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и
разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика,
скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества
Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида
пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как
самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные
возможности.
Тема. Линия и ее выразительные возможности
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного
изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа.
Линейные графические рисунки известных художников.
Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные
возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала.
Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Тема. Цвет. Основы цветоведения
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные
цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.


Тема. Цвет в произведениях живописи
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения.
Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в
живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний:
радость, грусть, нежность и т. д.
Тема. Объемные изображения в скульптуре
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим
пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень,
металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.
Тема. Основы языка изображения
Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные
материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное
восприятие, зрительские умения.
2 Раздел «Мир наших вещей. Натюрморт» (7ч)
Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение
как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие
в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника.
Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила
изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения
изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Тема. Изображение предметного мира — натюрморт
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают
изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства.
Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные,
рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского
изображения в древности и в XX веке.
Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы.
Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм.
Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства
выразительности. Выразительность формы.
Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного
изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.
Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Тема. Освещение. Свет и тень
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет»,
«блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство
выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство
организации композиции в картине.
Тема. Натюрморт в графике
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм
пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение
художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и
инструменты художника и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и
оттиски.
Тема. Цвет в натюрморте
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета
(локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм
цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в
истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте
переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об

окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве
XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
3 Раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» (11 ч)
Тема. Образ человека — главная тема искусства
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета.
Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима,
эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет.
Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека,
его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части.
Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа,
расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Тема. Изображение головы человека в пространстве
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение
головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма
носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм.
Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и
физиономических типов.
Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории
изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете.
Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе.
Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Тема. Портрет в скульптуре
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории
искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер
человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Тема. Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение
образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Тема. Образные возможности освещения в портрете
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее
восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света,
контрастность освещения.
Тема. Портрет в живописи
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в
живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и
лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
Тема. Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение
настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Тема. Великие портретисты (обобщение темы)
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.
Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее
художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
4 Раздел « Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 ч.)
Тема. Жанры в изобразительном искусстве
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения
видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт.
Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Тема. Изображение пространства
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство
выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в
искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур
в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины.

Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и
открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения.
Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX
века и его образный смысл.
Тема. Правила линейной и воздушной перспективы
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины.
Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные
сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и
изменения контрастности.
Тема. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство.
Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация
перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и
его образный смысл.
Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок
окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в
природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль
колорита в пейзаже-настроении.
Тема. Городской пейзаж
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные
наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из
отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При
индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо
обратить внимание на ритмическую организацию листа.
Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства.
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни
людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образновыразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения
изобразительного искусства.
Требования к результатам освоения программы (7 клас
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку. Его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. К
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил поведения; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

– развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
– формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования с учетом общих требований стандарта и специфики изучаемых
предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное
обучение на следующей ступени общего образования.
Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство»
должны отражать:
– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного
мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;

– освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей
как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура),
декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над
визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия; формирование активного отношения
к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой
ценности.
В итоге освоения программы учащиеся должны:
– знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа
развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его
изображения;
– знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее
жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в
искусстве);
– понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы,
роль эскизов и этюдов;
– знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о
композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера
произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его
метафорическом смысле;
– чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве
художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента
жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
– знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий,
о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
– знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании
культурного контекста;
– знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах
изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли
конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и
скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
– называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в
европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль
русской тематической картины XIX–XX столетий;
– иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных
изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений
в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
– иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными
событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;
– получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с
натуры и по представлению;
– научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту
уровне;
– развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей
ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

– получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами
художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических
композиций,
предполагающий
сбор
художественно-познавательного
материала,
формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.
Содержание учебного предмета
Тема 7 класса – «Изобразительное искусство в жизни человека» – является
продолжением темы, изученной в 6 классе, и посвящена изучению собственно
изобразительного искусства и его места в жизни человека.
Изобразительное искусство в жизни человека
Изображение фигуры человека и образ человека – 8 ч.
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности – 8 ч.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина.
Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни – 12 ч.
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.
Реальность жизни и художественный образ – 7 ч.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества.
Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии
оценивания.
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное
искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой
оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы,
когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются к по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого
приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению
работать самостоятельно или в группе).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» (отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной цепью урока, правильно
излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике: верно
решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты

изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
 «4» (хороию») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично
согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не
совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
 «3» (удоелетвооитвпьно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью
урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

«2» (плохо»} - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с
поставленной целью урока.
Коррекционно-развивающие методы и приемы
 Обучение без принуждения
 Постановка наводящих вопросов
 Поощрение, создание ситуаций успеха
 Работа по алгоритму, образцу
 Снижение темпа работы
 Систематичность повторения изученного
 Предупреждение возможных ошибок
 Адаптация содержания учебного материала, очищение от сложности.
Педагогические технологии
 Игровые технологии
 Элементы технологии развития творческих способностей
 Элементы здоровьесберегающих технологии
Программно-методическое обеспечение
-ИЗО – поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Волгоград, 2004 год, 5-9
классы;
-Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство (изд-во
«Просвещение», 2011). Разработана под руководством и редакцией народного художника
России, академика РАО Б.М.Неменского. Гриф: рекомендовано МО и Н РФ;
-Горяева Н.А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в
жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Н.А.Горяева, О.В.Островская;
под ред.Б.М.Неменского. – 7-е изд. – М: Просвещение, 2008.
-Методическое пособие: Изобразительное искусство. 5- 8 класс: поурочные планы по
программе Б.М.Неменского/ авт.-сост.О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007.
-Изобразительное искусство. 5 – 8 классы: проверочные и контрольные тесты / авт.сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2008.
-Изобразительное искусство. 5 – 9 классы: терминологические диктанты, кроссворды,
филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010.
-Агеева Н.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству.
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗО (5 класс)
№
п/п

Наименование разделов, тем программы

Кол-во
часов

Дата
план

1.
2.
3.
4
5
6
7
8

1
2
3
4
5
6
7
1-2
3-4
5-6
7-8
9

1
2
3
4
5-6
7
8

Раздел 1. Древние корни народного искусства

8 ч.

Древние символы.
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Внутренний мир русской избы.
Русская народная вышивка.
Народная праздничная одежда.
Народные праздничные обряды (обобщающий урок)

1
1
1
1
1
1
1
1

Раздел 2. Связь времен в народном искусстве.
Древние образы в современных народных
игрушках
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву.
(Мезенская роспись) (обобщающий урок)
Раздел 3. Декор - человек, общество, время.
Украшения в жизни древних обществ. Древний
Египет.
Древняя Греция. Греческая вазопись.
Одежда говорит о человеке.
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.
Обобщающий урок.
Раздел 4. Декоративное искусство в
современном мире.
Современное выставочное искусство.
(Художественная керамика)
Художественное стекло.
Изделия из металла.
Гобелен, батик).
Мозаика.
Витраж.
Нарядные декоративные вазы. Обобщение.

7 ч.
1
1
1
1
1
1
1
9 ч.
2
2
2
2
1

1
1
1
1
1
2
1
1
1
Итого:
34часа

факт

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗО (6 класс)

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование разделов, тем программы

Раздел 1. Виды ИЗО и основы образного
языка.
Конструктивные и изобразительные виды
искусства.
Скульптурные художественные материалы.
Графические материалы.
Живописные материалы.
Рисунок - основа художественного творчества.
Виды рисунка.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм
линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения. Цвет в
произведениях живописи.

Кол-во
часов
8 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1

1
2
3
4-5
6
7

Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт.
Изображение предметного мира.
Понятие формы. Многообразие форм.
Изображение объема на плоскости.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте (обобщающий урок)

1
1
1
2
1
1

1
2
3-4
5
6
7
8
9

Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет.
Образ человека - главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека.
Портрет (аппликация).
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты. Обобщающий урок.

1
1
2
1
1
1
1
1

1
2
3
4
5
6
7-8

Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива.
Пейзаж настроения.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике (линия, граттаж, монотипия)
Городской пейзаж (обобщающий урок)

1
1
1
1
1
1
2
Итого:34
часа

Дата
план

факт

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗО (7 КЛАСС)
№ п/п

Наименование разделов, тем программы

Кол- Дата проведения
во
факт
часов план

Раздел 1. Художник-дизайн-архитектура
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Симметрия. Асимметрия

1

2

Движение и статика. Ритм

1

3

Прямые линии и организация пространства

1

4

Цвет-элемент композиционного творчества

1

5

Свободные формы: линии и тоновые пятна

1

6

Искусство шрифта

1

7

Композиционные основы макетирования в графическом
дизайне

1

8

Многообразие форм графического дизайна (обобщение
темы).

1

1

1

Раздел 2 Истоки архитектуры
Истоки архитектуры

1

2

Архитектура Древнего Египта

1

3

Семь чудес света

1

4

Стили архитектуры

1

5

Виды монументального искусства. Наскальная живопись

1

Мозаика. Фреска. Витраж. Обобщение.

2

6-7

Раздел 3. Великие темы жизни
1
Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова

1

2

Великие темы жизни в творчестве русских художников
К.Брюллов «Последний день Помпеи»

1

3-4

Сказочно – былинный жанр

2

5

Библейская тема в изобразительном искусстве. Рембрандт и
его картина «Возвращение блудного сына»

1

6-7

Анималистический жанр

2

Крупнейшие музеи изобразительного искусства
Обобщение по теме «Великие темы жизни»
Раздел 4.Человек в зеркале дизайна и архитектуры
8-9

2

1

Функционально-архитектурная планировка своего жилища

1

2

Дизайн и архитектура моего сада

1

Цветы-частица сада в доме

2

5

Мода, культура и ты

1

6

Дизайн современной одежды

1

7

Автопортрет на каждый день

1

8

Обобщающий урок

3-4

1
Итого:33 ч
часа

График контрольных работ (обобщающие уроки)
Класс

Тема

5 класс

1. Древние корни народного искусства
2. Связь времен в народном искусстве
3. Декор, человек, общество, время
4.Декоративное искусство в современном мире

6 класс

1.
2.
3.
4.

7 класс

1.
2.
3.
4.

Виды ИЗО и основы образного языка
Мир наших вещей. Натюрморт
Вглядываясь в человека. Портрет
Человек и пространство. Пейзаж
Художник. Дизайн. Архитектура
Истоки архитектуры
Великие темы жизни
Человек в зеркале дизайна и архитектуры

Дата


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».