государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Рассмотрено Руководитель ШМО _____/ О.В.Шешина / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20___ г. Согласовано Заместитель директора по ВР _____ /Ю.В. Кравченя/ ФИО «___» _________ 20___ г. Утверждаю Директор ГКОУ СО «Асбестовская школа-интернат» _____ /Л.М. Салимзянова ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20___ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Магия творчества название курса внеурочной деятельности для _5-7 классов (класс) на 2023-2024 учебный год педагога Зыряновой Любови Львовны Ф.И.О. педагога г. Асбест, 2023 год. Нормативно-правовая база 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации". 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 4. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1025). 5. Рабочая программа театрального кружка основана на Примерных программ внеурочной деятельности для обучающихся 5-7 классов: Духовно-нравственное направление/ Ред. А. П.Сухарева.- :БОУДПО «ИРООО», 2022г 6. Программа внеурочной деятельности театральной студии «Магия творчества», автор Сикулина ИН, 2020г 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" 8. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат». Программа кружка направлена на воспитание в каждом ученике нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности. Цель курса :развитие творчески активной личности ребенка средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению. Задачи курса: 1.Развивать коммуникативные способности школьников в процессе работы над театральной постановкой, анализа и обсуждения результатов выступления; 2. Совершенствовать знания, умения и навыки, полученные школьниками при изучении основ театральной деятельности, развивать культуру речи учащихся; 3. Развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность; 4. Развивать творческие артистические способности детей 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностные: - понимание определяющей роли театрального искусства в развитии творческих и интеллектуальных способностей; - осознание эстетической ценности театрального искусства; -пополнение словарного запаса, освоение основ актерского мастерства. Регулятивные: - умение принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новой театральной постановке в сотрудничестве с педагогом; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - учитывать правило в планировании и контроле способа решения; - в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи; - оценивать правильность выполнения действия. Познавательные: - осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью педагога; - строить речевое высказывание в устной форме; - оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения; - воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений; - включаться в творческую деятельность под руководством педагога; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.Коммуникативные: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; - формулировать собственное мнение и позицию; - адекватное восприятие предложений и оценки педагогом, товарищами и другими людьми; - понимание актерских приёмов, сравнение способов театрализации; построение логических рассуждений. - формулирование собственного мнения и позиции; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Воспитательные результаты курса внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням. Первый уровень – знакомство с театральными средствами, приемами на уровне понимания, наблюдения, эксперимента. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими педагогом (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; выражение собственного мнения в устной речи; различение и применение актерских средств выразительности припередачи характера героя, образа. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень–приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия; взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде; умение подготовить и представить театральный образ в постановке на аудиторию. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в её реализации, в том числе во внутреннем плане; строить речевое высказывание открытой общественной среде. 2. Содержание курса внеурочной деятельности Содержание курса подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному и представлено в 4 общих разделах. Разделы программы: « Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет. Сценические действия и театральные игры. Основы театральной культуры. «Мы – актёры» - постановка спектаклей Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение года знаний и умений. Объём материала соответствует возрастным особенностям школьников. Занятия проводятся в группах наполняемостью 12 детей . Программа рассчитана на 1 год для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы ( 4 часа в неделю) В работу кружка включены выходы с выступлениями в детские сады города, участие в планируемых делах школы и мероприятиях, участие в конкурсах, освещение информации в сети Интернета Тема Содержание Формы Виды №п/п раздела организации деятельности деятельности Познавательная, 1 1 Раздел «В -Слушание, чтение и Лекции, начале было рассказывание тренинги, урок, Ролевая игра, 1 Слово…». сказок. индивидуальная проблемноКультура и - Виды говорения: работа ценностное техника диалог и монолог. общение, речи - Мимика и жесты. наблюдение. Сценки без слов. Понятие «общение», говорить и слушать. - Речевой этикет в различных 2 2 ситуациях. -Игры на дыхание и правильную артикуляцию. Логика речи. Составление коротких рассказов. Сочинение небольших сказок и рассказов. -Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. - Интонация речи. Выражение основных чувств. Групповые Тренинги, Раздел Сценические сюжетно-ролевые репетиции, действия и игры. урок, игра. театральные Элементы игры. сценического действия. -Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях. -Упражнения, игры, этюды как сценические действия. Умение ориентироваться и размещаться на сцене. -Построение диалога с напарником по заданной теме. - Как заучить роль своего героя. - Отработка дикции и чёткого произношения слов. Запоминание заданных поз и Ролевая игра, наблюдение, проблемноценностное общение, проектная. умение образно их передавать. - Создание образов с помощью выразительных движений. 3 Раздел Основы театральной культуры - Что такое театр. Лекции, Виды театров. игра. - Рождение театра в России. Искусство скоморохов. - Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис. Театральные профессии. Игра актёров. - Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки. - Театральная афиша, театральная программка. - Виды театрального искусства. 4 Раздел «Мы –актёры» постановка спектаклей. -Прочтение произведения, определение сюжетной линии. -Работа над отдельными эпизодами.. -Простейшие этюдыимпровизации по сюжету произведения. Выбор и распределение ролей. Работа над отдельными картинами и пьесой в целом. урок, Ролевая игра, наблюдение, проектная. Репетиции, Ролевая игра, тренинги, наблюдение, индивидуальная проектная. работа, занятия малыми группами. Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен. Генеральные репетиции всей пьесы. - Показ спектакля зрителям. 3.Тематическое планирование №п/п Дата Тема Количество часов Примечание теория практика 1 раздел.«В начале было Слово…». Культура и техника речи (32ч.) 1.2. Виды говорения: 4 диалог, монолог. 1.3. Мимика и жесты. 4 Сценки без слов. 1.4. Понятие «общение», 4 говорить и слушать. 1.5. Игры на дыхание и 2 4 правильную артикуляцию. 1.6. Логика речи. 6 Составление коротких рассказов. 1.7. Проговаривание 4 рифмовок, скороговорок, стихов. Раздел 2. Сценические действия и театральные игры (32 ч.) 2.1. Групповые сюжетно2 2 ролевые игры. 2.2. Элементы 4 сценического действия. 2.3. Упражнения, игры, 4 этюды как сценические действия. 2.4. Умение 3 3 ориентироваться и размещаться на сцене. Мизансцена 6 Построение диалога с 4 напарником по заданной теме 2.7. Создание образов с 2 2 помощью выразительных движений. Раздел 3. Основы театральной культуры (40ч.) 3.1. Рождение театра в 5 5 России. Искусство скоморохов. 3.2. Виды театрального 10 10 искусства. 3.3. Театральная афиша, 10 10 театральная программка. Раздел 4«Мы –актёры» - постановка спектаклей (36 ч.) 4.1. Чтение произведения. 5 Определение сюжетной линии. 4.2. Работа над отдельными 5 эпизодами. 2.5. 2.6. 4.3. 4.4. Создание эскизов декораций, реквизитов и костюмов к постановке Выбор и распределение ролей. 5 2 4.5. Работа над отдельными картинами и пьесой в целом. 4 4.6. Работа над отдельными картинами. Работа над отдельными картинами. Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен. Создание декораций и костюмов. Закрепление 2 4.7. 4.8. 4.9. 2 1 1 4.10. 4.11. 4.12. 4.13. 4.14. 4.15. 4.16. 4.17. 4.18. мизансцен. Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен. Репетиция отдельных актов, всей пьесы. Репетиция отдельных актов, всей пьесы. Репетиция отдельных актов, всей пьесы. Генеральная репетиция всей пьесы. Генеральная репетиция всей пьесы. Генеральная репетиция всей пьесы. Генеральная репетиция всей пьесы. Показ спектакля. Итого: 140 часа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 140ч.