Рабочая программа ОБЖ ФАОП ООО 2023-2024

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

Рассмотрено
Руководитель ШМО
_____ /Т.А.Пеньковская /
Ф.И.О.
Протокол от__________
№ __________________

Согласовано
Заместитель директора по
УВР
________ /Ю.В. Воробьева /
«___» _________ 2022 г.

Утверждаю
Директор ГБОУ СО
«Асбестовская школа-интернат»
_________/Л.М. Салимзянова /
Приказ от________________
№ ______________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам безопасности жизнедеятельности
(учебный предмет)

для 5-9 классов
(класс)

на 2023-2024 учебный год
педагога Пеньковской Татьяны Анатольевны
(Ф.И.О.)

г. Асбест, 2023 год

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
1. Ф.И.О. педагога Пеньковская Татьяна Анатольевна
2. Уровень образования высшее
3. Квалификационная категория высшая
4. Педагогический стаж 27 лет

Нормативно-правовая база,
лежащая в основе разработки рабочих программ
на 2023-2024 учебный год
ФГОС ООО
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации".
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ " О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации".
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»
4. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1025).
5. (Авторская программа Смирнова, Хренникова,

5-9 классы, разработана в соответствии с

ФГОС ООО).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"
7. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования
для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат».

Пояснительная записка
Программа ОБЖ разработана на основе требований к результатам освоения программы
основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, федеральной программы
воспитания, концепции преподавания
учебного
предмета
"Основы
безопасности
жизнедеятельности" с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, и
предусматривает непосредственное применение при реализации ФАОП ООО для обучающихся с
ЗПР.
Программа ОБЖ позволит педагогическому работнику построить освоение содержания в
логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной
ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность
приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области
безопасности жизнедеятельности.
Программа ОБЖ обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование у
подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность
изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых для
последующей жизни;
выработку
практико-ориентированных
компетенций,
соответствующих
потребностям
современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение,
способствующее формированию практических умений и навыков.
В программе ОБЖ содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на
уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего
общего образования:
модуль N 1 "Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе";
модуль N 2 "Безопасность в быту";
модуль N 3 "Безопасность на транспорте";
модуль N 4 "Безопасность в общественных местах";
модуль N 5 "Безопасность в природной среде";
модуль N 6 "Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний";
модуль N 7 "Безопасность в социуме";
модуль N 8 "Безопасность в информационном пространстве";
модуль N 9 "Основы противодействия экстремизму и терроризму";
модуль N 10 "Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности
жизни и здоровья населения".
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне
основного общего образования Программа ОБЖ предполагает внедрение универсальной
структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме
безопасной жизнедеятельности: "предвидеть опасность, по возможности ее избегать, при
необходимости действовать".
Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и
опасностей:
помещения и бытовые условия; улица и общественные места;
природные условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры и другие.
Программой
ОБЖ
предусматривается
использование
практикоориентированных
интерактивных форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажерных
систем и виртуальных моделей. При этом использование цифровой образовательной среды на
учебных занятиях должно быть разумным, компьютер и дистанционные образовательные
технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся.

В условиях современного исторического процесса с появлением новых глобальных и
региональных природных, техногенных, социальных вызовов и угроз безопасности России
(критичные
изменения
климата,
негативные
медикобиологические,
экологические,
информационные факторы и другие условия жизнедеятельности) возрастает приоритет вопросов
безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и государства.
При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остается сохранение жизни и
здоровья каждого человека.
В данных обстоятельствах колоссальное значение приобретает качественное образование
подрастающего поколения россиян, направленное на формирование гражданской идентичности,
воспитание личности безопасного типа, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией
для обеспечения безопасности в повседневной жизни. Актуальность совершенствования учебнометодического
обеспечения
учебного
процесса
по
предмету
ОБЖ
определяется
системообразующими документами в области безопасности: стратегия национальной безопасности
Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N
400), Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (Указ Президента
Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646), Национальные цели развития Российской
Федерации на период до 2030 года (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N
474), государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (постановление
Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642).
ОБЖ является системообразующим учебным предметом, имеет свои дидактические
компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через приобретение
необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений,
формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным изучением
других учебных предметов. Научной базой учебного предмета ОБЖ является общая теория
безопасности, исходя из которой он должен обеспечивать формирование целостного видения всего
комплекса проблем безопасности, включая глобальные, что позволит обосновать оптимальную
систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для
обучающихся построение адекватной модели индивидуального безопасного поведения в
повседневной жизни, сформировать у них базовый уровень культуры безопасности
жизнедеятельности.
В настоящее время с учетом новых вызовов и угроз подходы к изучению ОБЖ входит в
предметную область "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности", является
обязательным для изучения на уровне основного общего образования.
Изучение ОБЖ направлено на обеспечение формирования базового уровня культуры
безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у обучающихся с ЗПР умений
распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать
сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Такой
подход содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья
человека, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств,
предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной
адаптации обучающихся к современной техно-социальной и информационной среде, способствует
проведению мероприятий профилактического характера в сфере безопасности.
Целью изучения ОБЖ на уровне основного общего образования является формирование у
обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с
современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе понимания
необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных
последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять
необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного
безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства;
знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного
и социального характера.
Образовательная организация вправе самостоятельно определять последовательность
тематических линий учебного предмета ОБЖ и количество часов для их освоения. Конкретное

наполнение модулей может быть скорректировано и конкретизировано с учетом региональных
(географических, социальных, этнических и другие), а также бытовых и других местных
особенностей.
Планируемые результаты освоения программы ОБЖ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и
проявляются в индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются прежде всего
в готовности обучающихся с ЗПР к саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному
самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению
правил экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности;
принятию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к
окружающим людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны
отражать готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.
Личностные результаты изучения ОБЖ включают:
1) патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению
конституционного долга - защите Отечества;
2) гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод
и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного
сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении
мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной
безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера; знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам
современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств,
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие
способности к конструктивному диалогу с другими людьми;
3) духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;

развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего
употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и
здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности других людей;
4) эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать
прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в
повседневной жизни;
5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов возникновения
и последствий распространенных видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут
произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение,
общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и
прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в
опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реальных условий и возможностей;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЖ, его значения для безопасной и
продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт
и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние свое и других, уметь управлять собственным
эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
7) трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в
профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный
выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных
и общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учебе, способности применять меры и средства
индивидуальной защиты, приемы рационального и безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке
дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути,
травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;

установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций,
во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных
местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной
среды);
8) экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории
проживания.
В результате изучения ОБЖ на уровне основного общего образования у обучающегося с ЗПР
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и
наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы,
аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта
(явления), устанавливать причинно-следственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию;
овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность
когнитивных навыков обучающихся.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в
соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных
ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения
других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи,
обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно (или с помощью
педагога) выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные
презентационные материалы.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно или с
помощью педагога составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с
учетом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости
корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их
причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать
способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль,
принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы,
подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах);
определять свои действия и действия партнера, которые помогали или затрудняли нахождение
общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками
группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчета перед группой.
Предметные результаты освоения программы по ОБЖ на уровне основного общего
образования
Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся с ЗПР основ
культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и следования
модели индивидуального безопасного поведения и опыте ее применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении
обучающимися с ЗПР минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут
использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний

основ комплексной безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы
здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в
повседневной жизни.
Предметные результаты по ОБЖ должны обеспечивать:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и
умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному
здоровью и здоровью окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной
безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму,
экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению
конституционного долга - защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного
и социального (в том числе террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространенных видов опасных
и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах
(бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приемы
рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь
пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании
инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах,
отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать
обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реальных условий и
возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории
проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время
пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и
социум, природа, коммуникационные связи и каналы).
Достижение результатов освоения программы ОБЖ обеспечивается посредством включения
в указанную программу предметных результатов освоения модулей ОБЖ.
Образовательная организация вправе самостоятельно определять последовательность для
освоения обучающимися модулей ОБЖ.
Предлагается распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения
учебного предмета ОБЖ, сгруппировать по учебным модулям:
Модуль N 1 "Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе":
ориентироваться в понятиях опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать с опорой на
алгоритм учебных действий, в чем их сходство и различия (виды чрезвычайных ситуаций, в том
числе террористического характера);
иметь представление о понятии культуры безопасности (как способности предвидеть, по
возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);
приводить с опорой на справочный материал примеры угрозы физическому, психическому
здоровью человека и (или) нанесения ущерба имуществу, безопасности личности, общества,
государства;

классифицировать с опорой на образец источники опасности и факторы опасности (природные,
физические, биологические, химические, психологические, социальные источники опасности:
люди, животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе техногенного
происхождения;
объяснять с опорой на справочный материал общие принципы безопасного поведения.
Модуль N 2 "Безопасность в быту":
иметь представление об особенностях жизнеобеспечения жилища;
классифицировать с опорой на образец источники опасности в быту (пожароопасные предметы,
электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты);
знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить возникновение опасных
ситуаций в быту;
понимать ситуации криминального характера;
знать правила вызова экстренных служб и ответственность за ложные сообщения;
безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного происхождения в
коммунальных
системах
жизнеобеспечения
(водои
газоснабжение,
канализация,
электроэнергетические и тепловые сети);
безопасно действовать в ситуациях криминального характера;
безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе правильно
использовать первичные средства пожаротушения.
Модуль N 3 "Безопасность на транспорте":
классифицировать с опорой на образец виды опасностей на транспорте (наземный, подземный,
железнодорожный, водный, воздушный);
соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира, водителя
велосипеда и иных средств передвижения;
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте, в том числе
криминогенного характера, и ситуации угрозы террористического акта;
безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия на транспорте
(наземном, подземном, железнодорожном, воздушном, водном), в том числе вызванного
террористическим актом.
Модуль N 4 "Безопасность в общественных местах":
описывать с опорой на справочный материал потенциальные источники опасности в общественных
местах, в том числе техногенного происхождения;
понимать и описывать с опорой на справочный материал ситуации криминогенного и
антиобщественного характера (кража, грабеж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия);
соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей (в толпе);
знать правила информирования экстренных служб;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (потенциально
опасных) вещей и предметов;
эвакуироваться из общественных мест и зданий;
безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных местах;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и
освобождении заложников;
безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера.
Модуль N 5 "Безопасность в природной среде":
раскрывать с опорой на справочный материал смысл понятия экологии, экологической культуры,
значения экологии для устойчивого развития общества;
помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической
обстановке;
соблюдать правила безопасного поведения на природе;
объяснять с опорой на справочный материал правила безопасного поведения на водоемах в
различное время года;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологического
происхождения (землетрясения, извержения вулкана), чрезвычайных ситуаций метеорологического
происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического происхождения (наводнения, сели,
цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные);

объяснять правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
безопасно действовать при автономном существовании в природной среде, учитывая вероятность
потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими животными, опасными насекомыми,
клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями;
знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
Модуль N 6 "Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний":
раскрывать с опорой на справочный материал смысл понятий здоровья (физического и
психического) и здорового образа жизни;
описывать факторы, влияющие на здоровье человека;
раскрывать с опорой на справочный материал понятия заболеваний, зависящих от образа жизни
(физических нагрузок, режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и психологического
благополучия);
иметь негативное отношение к вредным привычкам (табакокурение, алкоголизм, наркомания,
игровая зависимость);
приводить с опорой на справочный материал примеры мер защиты от инфекционных и
неинфекционных заболеваний;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального
происхождения (эпидемии, пандемии);
характеризовать с опорой на план основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по
обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биологосоциального характера;
оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
Модуль N 7 "Безопасность в социуме":
приводить с опорой на справочный материал примеры межличностного и группового конфликта;
иметь представление о способах избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
иметь представление об опасных проявлениях конфликтов (в том числе насилие, буллинг (травля);
приводить с опорой на справочный материал примеры манипуляций (в том числе в целях
вовлечения в экстремистскую, террористическую и иную деструктивную деятельность, в
субкультуры и формируемые на их основе сообщества экстремистской и суицидальной
направленности) и способов противостоять манипуляциям;
соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с подозрительными
людьми, у которых могут иметься преступные намерения);
соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в
различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка (секции, спортивной команды),
группе друзей;
распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике современных
молодежных увлечений;
безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных манипуляциях.
Модуль N 8 "Безопасность в информационном пространстве":
приводить с опорой на справочный материал примеры информационных и компьютерных угроз;
иметь представление о потенциальных рисках и угрозах при использовании сети Интернет,
предупреждать риски и угрозы в сети Интернет (в том числе вовлечения в экстремистские,
террористические и иные деструктивные интернет-сообщества);
владеть принципами безопасного использования Интернета; предупреждать возникновение
сложных и опасных ситуаций;
понимать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании сети Интернет
(например: мошенничество, игромания, деструктивные сообщества в социальных сетях).
Модуль N 9 "Основы противодействия экстремизму и терроризму":
объяснять с опорой на справочный материал понятия экстремизма, терроризма, их причины и
последствия;
иметь негативное отношение к экстремистской и террористической деятельности;
иметь представление об организационных основах системы противодействия терроризму и
экстремизму в Российской Федерации;
распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или опасных) вещей и
предметов;

безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и
освобождении заложников.
Модуль N 10 "Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения":
иметь представление о роли человека, общества и государства при обеспечении безопасности
жизни и здоровья населения в Российской Федерации;
иметь представление о роли государственных служб Российской Федерации по защите населения
при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в современных условиях;
понимать и различать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по
обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций различного
характера;
знать правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций;
помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в
условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в различных ситуациях;
владеть способами антикоррупционного поведения с учетом возрастных обязанностей;
информировать население и соответствующие органы о возникновении опасных ситуаций.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЖ (5 класс)
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
2
3
4
5
6
1.
2
3
4
1
2
3
11
1
2
3
1
2
3
4
5

Наименование разделов, тем программы
Личная безопасность в повседневной жизни
Особенности города как среды обитания
Системы обеспечения безопасности города
Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)
Пожар
Затопление квартиры
Электричество
Опасные вещества и продукты питания
Взрыв и обрушение дома
Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи)
Опасность толпы
Собака бывает кусачей (обобщение)
Безопасность на дорогах и транспорте
Причины и последствия ДТП
Безопасное поведение пешеходов и пассажиров
Безопасность в общественном транспорте и автомобиле
Железнодорожный транспорт
Авиационный транспорт
Морской и речной транспорт (обобщение)
Опасные ситуации социального характера
Психологические основы самозащиты
Ситуации криминогенного характера в доме (квартире)
Криминогенные ситуации на улице.
Правила поведения при захвате в заложники (обобщение)
Загрязнение среды обитания
Загрязнение воды
Загрязнение воздуха
Загрязнение почвы
Средства индивидуальной защиты дыхания
Фильтрующие противогазы. Практикум.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Виды ранений, их причины, первая помощь
Общая характеристика кровотечений
Первая помощь при кровотечении
Основы здорового образа жизни
Движение и здоровье
Нарушения осанки и причины их возникновения
Телевизор и компьютер - друзья или враги?
Развитие и изменение организма в вашем возрасте
Физическое и нравственное взросление человека
(обобщение)

Колво
часов
11ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6 ч.
1
1
1
1
1
1
4 ч.
1
1
1
1
3 ч.
1
1
1
2 ч.
2

Дата
план
.

3 ч.
1
1
1
5 ч.
1
1
1
1
1
Итого: 34ч.

факт

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЖ (6 класс)
№
п/
п

Наименование разделов, тем программы

Экстремальные ситуации в природных условиях
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
2

1
2
3
1
2
3
4
5
6
7

1
2
3

Основные виды экстремальных ситуаций в природных
условиях
Факторы выживания в природных условиях
Психологические основы выживания в природных условиях
Страх - главный психологический враг
Подготовка к походу и поведение в природных условиях
Надежные одежда и обувь – важные условия безопасности
Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях
Действия при потере ориентировки (обобщение)
Способы ориентировки и определение направления движения
Техника движения в природных условиях
Сооружение временного жилища. Добывание огня
Обеспечение питанием и водой
Особенности лыжных, водных и велосипедных походов
Безопасность на водоемах
Сигналы бедствия (обобщение)
Безопасность в международном и внутреннем туризме
Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и
выездном туризме
Акклиматизация в различных природно-климатических
условиях (обобщение)
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
Коллективные и индивидуальные средства защиты
Захват террористами транспортных средств
Взрывы в местах массового скопления людей
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Средства оказания первой помощи
Опасные животные. Первая помощь при укусах насекомых и
змей
Первая помощь при ожогах
Тепловой и солнечный удар
Обморожение и общее охлаждение организма
Беда на воде
Закрытые травмы. Способы переноски пострадавших
(обобщение)
Безопасность на дорогах
Основы здорового образа жизни
Правильное питание – основа ЗОЖ
Значение белков, жиров и углеводов в питании человека.
Гигиена и культура питания
Особенности подросткового возраста (обобщение)

Кол
-во
часо
в
15
ч.
1

Дата
план

.

1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2 ч.
1
1
3ч.
1
1
1
7 ч.
1
1
1
1
1
1
1
4 ч.
3ч.
1
1
1
Итого: 34ч.

факт

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЖ (7 класс)
№
п/
п

Наименование разделов, тем программы

Основы безопасности личности, общества, государства
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
2122

23
2425
26
27
28
29
30
3134

ЧС природного характера и их классификация
Происхождение и классификация землетрясений
Оценка землетрясений, их последствия
Правила безопасного поведения при землетрясениях
(обощение)
Общее понятие о вулканах
Меры по уменьшению потерь от извержения вулканов
Оползни
Сели (селевые потоки)
Снежные лавины
Последствия оползней, селей, лавин, обвалов
Правила безопасного поведения при угрозе оползней, селей,
лавин, обвалов (обобщение)
Происхождение и классификация ураганов, бурь, смерчей
Последствия ураганов, бурь, смерчей
Правила безопасного поведения во время ураганов, бурь,
смерчей (обобщение)
Виды наводнений. Последствия наводнений
Правила поведения во время наводнений
Причины и классификация цунами
Последствия цунами
Правила безопасного поведения при цунами (обобщение)
Причины природных пожаров
Последствия природных пожаров, их последствия,
предупреждение. Правила безопасного поведения в зоне
лесного и торфяного пожара
Оказание первой помощи и ЗОЖ
Защита от инфекционных заболеваний людей, животных и
растений
Человек и стихия. Характер и темперамент
Психологические основы поведения человека при
стихийном бедствии
Правила наложения повязок
Первая помощь при переломах, переноска пострадавших
Режим – необходимое условие ЗОЖ
Профилактика переутомления (обобщение)
Безопасность на дорогах

Кол
-во
часо
в
24
ч.
1
1
1
1

Дата
план

.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
ч.
1
1
1
1
1
1
1
4
Итого: 34ч.

факт

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЖ (8 класс)
№
п/
п

Наименование разделов, тем программы

Производственные аварии и катастрофы
1
2
1
3
6

ЧС техногенного характера и их классификация
Причины ЧС техногенного характера
Взрывы и пожары
Общие сведения о взрыве и пожаре
Поражающие факторы пожаров и взрывов
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

Аварии с выбросом АХОВ
1
Аварии с выбросом АХОВ
2 АХОВ и их поражающее действие на человека
4 Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ
Аварии с выбросом радиоактивных веществ
1 Радиация вокруг нас
2 Аварии на радиационно-опасных объектах
3 Последствия радиационных аварий
4 Защита от радиационных аварий (обобщение)
Гидродинамические аварии
1 Аварии на гидродинамически – опасных объектах
2 Защита от гидродинамических аварий
ЧС на транспорте
1 Автомобильные аварии и катастрофы
2 Безопасное поведение на дорогах пешеходов, велосипедистов и
водителей мопедов (обобщение)
ЧС экологического характера
1 Состояние природной среды и жизнедеятельность человека
2
Изменение состава атмосферы (воздушной среды)
3
Изменения состава гидросферы (водной среды)
4
Изменение состояния суши (почвы)
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
1 Первая помощь при массовых поражениях
2-3 Первая помощь при бытовых отравлениях
Основы здорового образа жизни
1-2 Физическая культура и закаливание (обобщение)
3 Семья в современном обществе

Кол
-во
часо
в
3 ч.
1
2
6 ч.
2
1
1
1

Дата
план

.

3 ч.
1
1
1
4 ч.
1
1
1
1
2 ч.
1
1
4 ч.
2
2
5 ч.
1
2
1
1
3 ч.
1
2
4 ч.
2
2
Итого: 34ч.

факт

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЖ (9 класс)
№
п/п Наименование разделов, тем программы
1

Здоровье как важная составляющая благополучия человека

2

Что включает в себя здоровы образ жизни

3

Значение репродуктивного здоровья для населения страны

4

Семейно-брачные отношения. Семейное право в РФ

5

Национальная безопасность РФ

6

Ч.С. природного и техногенного характера

7

Военные угрозы национальной безопасности России.

8

Источники загрязнения окружающее среды

9

Правила безопасного поведения в местах с неблагоприятной
экологической обстановкой
Права потребителя на безопасность товара

10

12

Защита прав потребителей при использовании приобретенного
товара
Защита прав потребителе при выполнении работ

13

Информационная безопасность

14

Компьютерная игромания

15

Деструктивное поведение в социальных сетях

16
17

Как не стать жертвой кибербуллинга
Как не стать жертвой мошенничества в социальных сетях

18

Терроризм-угроза национальной безопасности

19

Нормативно-правовые акты по противодействию экстремизму и
терроризму

20

Правила поведения в ситуациях, связанных с антитеррористичеко
безопасностью

21

«Колумбайн» и «скулшутинг»- опасные враги общества

22

Противодействие волечению в криминальные сообщества

23

Гражданская оборона

24

Деятельность МЧС России
Основные функции РСЧС

25
26

Общие правила оказания первой помощи
Первая помощь при массовых поражениях людей

27

Первая помощь при отравлениях

28

Первая помощь при попадании инородного тела в верхние
дыхательные пути
Первая помощь при отсутствии сознания и остановке дыхания

11

29
30
31

Кол-во
часов

Первая помощь при ожогах, тепловом ударе и обморожении
Безопасность на дорогах
Итого:33 часа

План

Факт

График контрольных работ

5 класс

Личная безопасность в повседневной жизни
Безопасность на дорогах и транспорте
Опасные ситуации социального характера
Загрязнение среды обитания
Средства индивидуальной защиты дыхания
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы ЗОЖ

6 класс

Экстремальные ситуации в природных условиях
Безопасность в международном и внутреннем туризме
Безопасность в ЧС
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Безопасность на дорогах

7 класс

ЧС природного характера и их классификация
Оказание первой помощи и ЗОЖ
Безопасность на дорогах

8 класс

Производственные аварии и катастрофы
Взрывы и пожары
Аварии с выбросом АХОВ
Аварии с выбросом радиоактивных веществ
Гидродинамические аварии
ЧС на транспорте.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

9 класс

Здоровый образ жизни
Россия в мировом сообществе
Противодействие терроризму и экстремизму
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Безопасность на дорогах


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».