Рабочая программа коррекционных занятий по развитию речи 2023-2024

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Асбестовская школа – интернат, реализующая адаптированные основные
образовательные программы»

Рассмотрено:
Руководитель ШМО

Согласовано:

Утверждаю:

Заместитель директора по УВР

Директор
ГБОУ
СО
«Асбестовская
школаинтернат»

________________
Ю.В.Воробьёва
Протокол №___

« __» _____________2023г.

от « __» _____________2023г.

Л.М.Салимзянова
« __» _____________2023г.

Рабочая программа
коррекционных занятий по развитию речи
учителя- логопеда
Бобровской Натальи Ивановны
на 2023– 2024 уч.год

Общие сведения:
1. ФИО:

Бобровская Наталья Ивановна

2. Предмет: коррекционно - развивающие занятия по развитию речи
3. Классы: 1а, !б, 2 а, 3а, 3б, 4а, 4б, 5 а, ,6 а, 6б, 7а, 7б, 8а, 8 б, 9 а, 9 б
4. Образование: высшее
5. Педагогический стаж: 19 лет
6. Квалификационная категория: высшая

Пояснительная записка
Данная учебная коррекционная программа разработана в целях оказания логопедической
помощи учащимся 1классов в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Государственная
программа для оказания логопедической помощи учащимся c ограниченными
возможностями здоровья (задержкой психического развития) в настоящее время не
разработана. Рабочая программа составлена по результатам входной логопедической
диагностики обучающихся , с учетом структуры выявленного дефекта. За основу взяты
программно-методические рекомендации для логопедических занятий со школьниками
Л.М. Козыревой. Москва 2006 г.
По итогам входной диагностики речевого развития у подавляющего числа учащихся
фонетико- фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
У учащихся множественные полиморфные дефекты звукопроизношения, низкий
уровень развития фонематических процессов , что обусловлено многочисленными
смешениями и заменами звуков в речи детей . Лексический строй речи качественно
неполноценный ,ограничен бытовой тематикой. Дети с трудом овладевают
грамматическим строем языка , неправильно употребляют предлоги, смешивают слова по
смыслу и акустическому сходству, речь детей характеризуется множеством аграмматизмов.
Пересказ фрагментарный, ответы учащихся односложные . Вследствие этого дети
недостаточно понимают учебные задания, инструкции учителя, затрудняются в
формулировании собственных мыслей. Развитая устная речь лежит не только в основе
овладения грамотой, но другими школьными дисциплинами. Следовательно,
логопедическая работа с учащимися 1 класса направлена на профилактику нарушения
письменной речи.
Логопедическое воздействие носит комплексный характер и строится с учетом принципа
от простого к сложному.
Педагогическая деятельность базируется на следующих принципах:





Теоретические знания об онтогенезе ребенка
Принцип взаимосвязи речевого и общего психического развития
Принцип наглядности
Учет и использование полисенсорного обучения, разных видах памяти, опора на
все анализаторы
Методологические подходы к обучению, опирающиеся на разработки отечественных
психологов и логопедов: ВыготскогоЛ.С, Корнева А.Н, Ястребовой А.Л.
Цель программы - создание условий для качественного речевого развития учащихся с
речевым недоразвитием
Задачи - коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся с ОВЗ. Содействие в
преодолении недостатков умственного и личностного развития.
Адресат - учащиеся 1 класса с ФФНР.
Основные направления коррекционной работы :
- формирование фонематического восприятия

- формирование навыков фонематического анализа и синтеза
- формирование навыков слогового и языкового анализа
- развитие зрительного и слухового восприятия
- развитие пространственной – временной ориентации
- развитие связной речи
- коррекция дефектов произношения
- профилактика вторичных нарушений чтения и письма
Содержание занятий согласовано с программными требованиями по русскому
языку(обучение грамоте) и создают предпосылки к полноценному усвоению
программного материала .
К концу 1 года обучения дети должны знать :
- гласные и согласные звуки и буквы
- определения понятий : звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст,
предлог, ударная гласная, безударная гласная, безударный слог.
К концу года обучения дети должны уметь:
- различать гласные и согласные звуки и буквы
- определять в словах место и последовательность заданного звука
- определять количество звуков в словах ,слогов в словах, слов в предложениях
- графически изображать звуки слоги и слова
- определять ударные и безударные гласные , слог
С внедрением ФГОС второго поколения в рамках системно-деятельностного подхода
необходимо формировать у учащихся универсальные учебные действия, составляющие
основу умения учиться. Таким образом, логокоррекционная работ со школьниками
направлена на достижение личностных и метапредметных результатов(регулятивные,
коммуникативные, познавательные, регулятивные ууд).
Особое внимание направлено на формирование коммуникативных универсальных
учебных действий (построение речевого высказывания, владение монологической и
диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
языка, коррекция грамматического строя языка, расширение и обогащение пассивного и
активного словаря)

Нормативными основаниями программы являются следующие документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ « Об
Образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ « О
внесении изменений в Федеральный закон « Об образовании в Российской
Федерации»
3. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ОВЗ ( утверждено приказом Министерства
просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1023)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г.№ 28 « Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 « Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения , отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
5. Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для детей с
задержкой психического здоровья ГБО СО « Асбестовская школа- интернат»
6. Перспективный план работы по предупреждению и коррекции нарушений
письменной
7. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими
школьниками. Л.М. Козырева.2006 г.Москва
8. УМК « Логопедические занятия в период обучения грамоте» Розова Е.Ю,
Коробченко Т.В.
9. «Положение о коррекционно- развивающей программе специалиста (учителя логопеда, педагога- психолога) , утверждено на заседании ШМО 01.12, 2017 г.
протокол № 13.10.
10. Примерное положение об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность (Распоряжение Минпросвещения
России от 6 августа 2020г)

Календарно- тематическое планирование 1 класс

№

Наименование темы

1

Входная диагностика

2

Устная и письменная речь

3

Уточнение пространственновременных представлений.

4

Понятие о звуке Дифференциация
речевых и неречевых звукков

5

Знакомство с органами артикуляции

6

Понятие о гласных и согласных
звуках.Условные обозначения звуков

7

Дифференциация гласных и
согласных звуков

8

Звук и буква А

9

Звук и буква О

10

Звук и буква И

11

Звук и буква Ы

12

Звук и буква У

13

Слог. Слоговой анализ

14

Ударение

15

Дифференциация гласных звуков
а-о-и

16

Дифференциация гласных звуков
ы-и

17

Дифференциация гласных звуков
а-о-у

18

Звук и буква Н

19

Звук и буква С

20

Звук и буква К

час

Дата проведения Дата проведения
по плану
фактически

21

Звук и буква Т

22

Составление звуковой схемы слова
( типа кот, нос, сок, сын, ток)

23

Звук и буква Л

24

Звук и буквам Р

25

Звук и буква В

26

Звук и буква П

27

Звук и буква М

28

Дифференциация букв по
оптическому сходству ( П-Н-К,
Р-В, )

29

Составление звуковой схемы слова
( типа волк, крот, слон, нора)

30

Слоговой анализ и синтез

31

Игры с буквами и словами

32

Итоговая диагностика

33

Итоговая диагностика

Пояснительная записка
Данная учебная коррекционная программа разработана в целях оказания логопедической
помощи учащимся 2 классов в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.
Государственная программа оказания логопедической помощи младшим школьникам с
ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) отсутствует.
Данная рабочая программа составлена по итогам логопедической диагностики учащихся (115 сентября), с учетом структуры выявленного дефекта (фонетико-фонематическое
недоразвитие речи).
Учащиеся 2 классов имеют недостаточный уровень фонематических процессов,
испытывают затруднения в звукослоговом, звукобуквенном анализе. Все это является
причиной дисграфических (логопедических) ошибок на письме и чтении. Ошибки,
указывающие на недостаточную сформированность звукобуквенного анализа и синтеза:
пропуски гласных и согласных букв, пропуски слогов, перестановки букв, замена и
смешение букв, близких по акустико-артикуляционному укладу.
Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок,
возникновение которых у учеников не связано ни со снижением слуха, ни с пропусками
занятий по болезни. В результате имеющихся трудностей учащиеся оказываются
несостоятельными при написании слуховых диктантов и других видах письменных работ,
предусмотренных программой. В связи с ограниченностью словарного запаса дети не могут
подобрать нужную форму проверочного слова, затрудняются в установлении логических и
языковых связей между предложениями.
Коррекционная работа с данными учащимися является последовательным и планомерным
развитием фонематического анализа и синтеза, развитием и обогащением связной речи,
коррекцией лексико-грамматического строя. Логокоррекционная работа направлена на
овладение значимыми умениями и навыками для обучения русскому языку и чтению,
обогащению словарного запаса и накоплению представлений об окружающем мире.
Рабочая программа составлена на основании методических рекомендаций и авторской
программы Е.В.Мазановой по преодолению нарушений письма у младших школьников,
рекомендованной кафедрой логопедии ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства
образования и науки г. Самары.
Цель программы: создание условий для качественного речевого развития учащихся.
Задачи: оказание специальной логопедической помощи учащимся с нарушенным речевым
развитием, содействие в преодолении недостатков умственного и личностного развития.
Адресат: учащиеся2 х классов с ФФНР.

Нормативными основаниями программы являются следующие документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ « Об
Образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ « О внесении
изменений в Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»
3. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ОВЗ ( утверждено приказом Министерства просвещения
РФ от 24 ноября 2022г. № 1023)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.№
28 « Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 « Санитарно- эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения , отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
5.Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для детей с задержкой
психического здоровья ГБО СО « Асбестовская школа- интернат»
6. Перспективный план работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной
7. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими
школьниками. Л.М. Козырева.2006 г.Москва
8.«Положение о коррекционно- развивающей программе специалиста (учителя - логопеда,
педагога- психолога) , утверждено на заседании ШМО 01.12, 2017 г. протокол № 13.10.
9. Примерное положение об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность (Распоряжение Минпросвещения России
от 6 августа 2020г)
Содержание занятий согласовано с программными требованиями по русскому языку и
подготавливает детей к усвоению учебного материала. Применяю следующие
коррекционно- развивающие методы и приемы: наглядность, игровые ситуации,обучение
без принуждения, постановка наводящих вопросов, дополнительные инструкции в ходе
учебной деятельности, работа по алгоритму, включение в работу всех анализаторов,
дозированная интеллектуальная нагрузка.
ФГОС второго поколения начального образования предполагает введение новых подходов
к организации логокоррекционных занятий. В контексте системно-деятельностного
подхода необходимо прививать и формировать учащимся универсальные учебные действия,
составляющих основу умения учиться. Таким образом, логопедическая работа со
школьниками направлена на достижения личностных и метапредметных результатов
(формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных ууд
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и
понимать речь, учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера,
исполнителя, героя).
Познавательные УУД: находить ответы на поставленные вопросы в тексте, иллюстрациях,
делать выводы в результате совместной работы группы и учителя, преобразовывать
информацию из одной формы в другую, подробно анализировать и пересказывать
небольшие тексты.
В процессе коррекционной логопедической работы наиболее значимыми являются
следующие принципы:

Принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на
весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо);











Патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование
тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций
процесса чтения и письма;
Принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс
развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с
учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором
выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога;
Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала –
логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна
проводиться поэтапно, с постепенным усложнением;
Принцип системности – методика профилактической работы представляет собой
систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание
определённой функциональной системы.
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания,
форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от
индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

Принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих
действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и
грамматический строй речи;
Онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования
функций, обеспечивающих процессы письма и чтения;
Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального
подхода, сознательности).

Календарно- тематическое планирование 2 класс
№

Наименование темы

1

Входная диагностика

2

Входная диагностика

3

Устная и письменная речь

4

Текст. Предложение. Слово

5

Звуки речи. Гласные и согласные
звуки. Различие звука и буквы.

6

Фонематический анализ слов
различной звуконаполняемостью

7

Фонематический анализ слов
различной звуконаполняемостью

8

Шипящие согласные звуки:
Ш, Ж, Щ. Ч

9

Слова с сочетаниями жи-ши

10

Слова с сочетаниями ча-ща

11

Слова с сочетаниями чу-щу

12

Слоговой анализ и синтез

13

Ударение

часы

Дата проведения Дата проведения
фактически

14

Смыслоразличительная роль
ударения

15

Безударные гласные

16

Безударные гласные

17

Дифференциация мягких и твердых
согласных

18

Мягкий знак- показатель мягкости
согласного

19

Фонематический анализ слов с
мягкими и твердыми согласными

20

Фонематический анализ слов с
мягкими и твердыми согласными

21

Обозначение мягкости согласных
буквами е, ё,ю.я, и

22

Обозначение мягкости согласных
буквами е, ё,ю.я, и

23

Звонкие и глухие парные согласные

24

Звонкие и глухие парные согласныев
конце слова

25

Звонкие и глухие парные согласныев
конце слова

26

Звонкие и глухие парные согласные с
середине слова

27

Звонкие и глухие парные согласные с
середине слова

28

Звукобуквенный анализ слова

29

Игры с буквами и слогами

30

Упражнения с преобразованием
слогов

31

Упражнения с преобразованием
слогов

32

Повторение изученного

33

Итоговая диагностика

34

Итоговая диагностика

Пояснительная записка

Данная учебная коррекционная программа разработана в целях оказания логопедической
помощи учащимся 3 классов в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.
Государственная программа оказания логопедической помощи младшим школьникам с
ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) отсутствует.
Данная рабочая программа составлена по итогам логопедической диагностики учащихся (115 сентября), с учетом структуры выявленного дефекта (фонетико-фонематическое
недоразвитие речи). Программа обеспечивает сопровождение обучающихся с речевым
недоразвитием в освоении общеобразовательной программы начального общего
образования и коррекцию недостатков в ревом развитиии
Учащиеся 3 классов имеют недостаточный уровень фонематических процессов,
испытывают затруднения в звукослоговом, звукобуквенном анализе. Все это является
причиной дисграфических (логопедических) ошибок на письме и чтении. Ошибки,
указывающие на недостаточную сформированность звукобуквенного анализа и синтеза:
пропуски гласных и согласных букв, пропуски слогов, перестановки букв, замена и
смешение букв, близких по акустико-артикуляционному укладу.
Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок,
возникновение которых у учеников не связано ни со снижением слуха, ни с пропусками
занятий по болезни. В результате имеющихся трудностей учащиеся оказываются
несостоятельными при написании слуховых диктантов и других видах письменных работ,
предусмотренных программой. В связи с ограниченностью словарного запаса дети не могут
подобрать нужную форму проверочного слова, затрудняются в установлении логических и
языковых связей между предложениями.
Коррекционная работа с данными учащимися является последовательным и планомерным
развитием фонематического анализа и синтеза, развитием и обогащением связной речи,
коррекцией лексико-грамматического строя. Логокоррекционная работа направлена на
овладение значимыми умениями и навыками для обучения русскому языку и чтению,
обогащению словарного запаса и накоплению представлений об окружающем мире.
Рабочая программа составлена на основании методических рекомендаций и авторской
программы Е.В.Мазановой по преодолению нарушений письма у младших школьников,
рекомендованной кафедрой логопедии ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства
образования и науки г. Самары.
Цель программы: создание условий для качественного речевого развития учащихся.
Задачи: оказание специальной логопедической помощи учащимся с нарушенным речевым
развитием, содействие в преодолении недостатков умственного и личностного развития.
Адресат: учащиеся3 х классов с ФФНР.

Нормативными основаниями программы являются следующие документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ « Об

Образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ « О внесении
изменений в Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»
3. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ОВЗ ( утверждено приказом Министерства просвещения
РФ от 24 ноября 2022г. № 1023)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.№
28 « Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 « Санитарно- эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения , отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
5.Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для детей с задержкой
психического здоровья ГБО СО « Асбестовская школа- интернат»
6. Перспективный план работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной
7. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими
школьниками. Л.М. Козырева.2006 г.Москва
8.«Положение о коррекционно- развивающей программе специалиста (учителя - логопеда,
педагога- психолога) , утверждено на заседании ШМО 01.12, 2017 г. протокол № 13.10.
9. Примерное положение об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность (Распоряжение Минпросвещения России
от 6 августа 2020г)
Коррекционная деятельность направлена обеспечение дифференцированных условий
обучения , учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся с ОВЗ и
построена в соответствии с методическими рекомендациями А.В. Ястребовой и Т.П.
Бессоновой ( создание предпосылок для устранения пробелов в программном материале по
русскому языку).
ФГОС НОО ОВЗ
предполагает введение новых подходов к организации
логокоррекционных занятий. Логопедическая работа со школьниками направлена на
достижения личностных
и метапредметных результатов
(формирование
коммуникативных, регулятивных и познавательных ууд)
Календарно- тематическое планирование 3 класс
№ Наименование темы

1

Входная диагностика

2

Входная диагностика

3

Речь. Звуки и буквы

4

Слоговой анализ

5

Ударение

6

Смыслоразличительная и форморазличительная
роль ударения

7

Безударные гласные

8

Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда

9

Дифференциация [ а-я ]

часы Дата
проведения
по плану

Дата
проведения
фактически

10 Дифференциация [ а-я ]
11 Дифференциация [ о-ё]
12 Дифференциация [ о-ё ]
13 Дифференциация [ у-ю ]
14 Дифференциация [ у-ю]
15 Дифференциация [ ы-и ]
16 Дифференциация [ ы-и ]
17 Дифференциация [ э-е ]
18 Дифференциация [ э-е ]
19 Дифференциация [ ё-ю ]
20 Дифференциация [ ё-ю]
21 Способ образования звонких и глухих парных
согласных Дифференциация [б-п ]
22 Дифференциация [б-п ]
23 Дифференциация [в-ф]
24 Дифференциация [в-ф]
25 Дифференциация [г-к]
26 Дифференциация [г-к]
27 Дифференциация [д-т ]
28 Дифференциация [д-т ]
29 Дифференциация [ж-ш]
30 Дифференциация [ж-ш ]
31 Дифференциация [з-с]
32 Дифференциация [з-с ]
33 Итоговая диагностика
34 Итоговая диагностика

Пояснительная записка
Данная учебная коррекционная программа разработана в целях оказания логопедической
помощи обучающимся 4 классов в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.

Государственная программа оказания логопедической помощи младшим школьникам с
ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического здоровья) отсутствует.
Данная рабочая программа составлена по результатам входной
логопедической
диагностики учащихся (1-15 сентября), с учетом структуры выявленного дефекта (лексикограмматического недоразвитие речи).
За основу взяты программно-методические материалы для логопедических занятий со
школьниками Л.М.Козыревой.
Необходимость данной программы подтверждается
результатами обследования устной и письменной речи детей.
Низкий уровень фонематических процессов учащихся затрудняет овладение грамотным
чтением и письмом. В устной и письменной речи учащихся встречаются ошибки, связанных
со словоизменением основных частей речи - так называемые аграмматизмы. Наиболее
стойкими аграмматизмами являются ошибки согласования. Большие затруднения вызывают
у учащихся задания на понимание логико-грамматических оборотов речи, связанных с
падежными формами. У многих учащихся на низком уровне сформированы практические
умения и навыки в области словообразования. Неумение образовывать новые слова не дает
возможности проверить безударную гласную в корне слова и таким образом ведет к
большому количеству ошибок. Кроме того, в работах учащихся присутствуют
специфические (дисграфические) ошибки на фоне большого количества разнообразных
других.
Основные направления коррекционной работы:
 формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе
развития фонематических процессов
 восполнение пробелов в формировании лексико- грамматических средств языка
(состав слова, морфология, предлоги)
 восполнение пробелов в связной речи.
Цель программы: создание условий для качественного речевого развития учащихся,
стимулирование познавательной деятельности.
Задачи: оказание специальной помощи учащимся с речевыми нарушениями, коррекция
устной и письменной речи.
Адресат: учащиеся 4х классов с лексико-грамматическим недоразвитием речи
Содержание занятий согласовано с программными требованиями по русскому языку и
развитию речи и создают предпосылки к полноценному усвоению материала.
К концу обучения учащиеся должны знать и уметь:
-производить разбор слова по составу и подбирать родственные слова,
-распознавать части речи и их основные признаки,
-изменять слова по числам, родам, падежам,

-определять род, число, падеж существительных и прилагательных,
-дифференцировать приставки и предлоги,
находить неопределенную форму глагола,
владеть различными способами словообразования.
Применяю следующие коррекционно- развивающие методы и приемы:
наглядность, игровые ситуации, обучение без принуждения, постановка наводящих
вопросов, дополнительные инструкции в ходе учебной деятельности, действие по образцу,
работа по алгоритму, включение в работу всех анализаторов, дозированная
интеллектуальная нагрузка.
Логопедическая работа способствует развитию метапредметных (регулятивных,
познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий ) и личностных
результатов образования учащихся.
Личностные результаты: осознание языка как основного средства общеия , понимание
того, что- грамотная речь- это показатель индивидуальной культуры человека,
способность к самооценке как основе наблюдения за собственной речью, в том числе и
письменной.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и
понимать речь, учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера,
исполнителя, героя).
Познавательные УУД: находить ответы на поставленные вопросы в тексте, иллюстрациях,
делать выводы в результате совместной работы группы и учителя, преобразовывать
информацию из одной формы в другую, подробно анализировать и пересказывать
небольшие тексты
В процессе коррекционной логопедической работы наиболее значимыми
являются следующие принципы:


Принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь
комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо);
 Патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование
тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций
процесса чтения и письма;
 Принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс
развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с
учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором
выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога;
 Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала –
логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна
проводиться поэтапно, с постепенным усложнением;
 Онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования
функций, обеспечивающих процессы письма и чтения;
Нормативными основаниями программы являются:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ " О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации".
3. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования
для обучающихся с ОВЗ ( утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24
ноября 2022г. № 1023)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
5.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего
образования для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО «Асбестовская
школа-интернат».
6.Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими
школьниками. Л.М. Козырева.2006 г.Москва
1.

7. Авторская программы Е.В.Мазановой по преодолению нарушений письма у младших
школьников, рекомендованную кафедрой логопедии ИКП СГПУ и экспертным советом
Министерства образования и науки г. Самары. 2009
8. «Положение о коррекционно- развивающей программе специалиста (учителя - логопеда,
педагога- психолога)» , утверждено на заседании ШМО 01.12.2017 г. протокол № 13
9. Примерное положение об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность (Распоряжение Минпросвещения
России от 6 августа 2020г)
Календарно- тематическое планирование 4 класс
№

Наименование темы

1

Входная диагностика

2

Входная диагностика

3

Речь. Устная и письменная речь

4

Звуки и буквы

5

Слогообразующая роль гласных

6

Слоговой анализ и синтез

7

Ударение

8

Смыслоразличительная и форморазличительная
роль ударения

9

Безударные гласные

10

Корень- значимая часть слова

11

Однокоренные ( родственные ) слова

12

Однокоренные ( родственные ) слова

часы

Дата
Джата
проведения проведения
по плану
фактически

13

Правописание парных согласных в корне слова

14

Приставка

15

Роль приставки в изменении значения слова

16

Префиксальный ( приставочный ) способ
словообразования

17

Суффикес

18

Суффиксальный способ словообразования

19

Суффиксальный способ словообразования

20

Уменьшительносуффиксов

21

Суффиксы профессий

22

Правописание суффиксов чк-чн-рщ-щн

23

Окончание

24

Разбор слова по составу

25

Разбор слова по составу

26

Закрепление по теме « Состав слова»

27

Предлоги

28

Пространственное значение предлогов

29

Дифференциация предлогов и приставок

30

Дифференциация предлогов и приставок

31

Дифференциация предлогов и приставок

32

Повторение изученного

33

Итоговая диагностика

34

Итоговая диагностика

ласкательное

значение

Индивидуальных занятий по коррекции сенсомоторной алалии с обучающимися 1в
класса : Соколовым Вячеславом, Рыбакиным Тимофеем ( ОНР 2 уровня)
Пояснительная записка
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью коррекции сенсомоторной
алалии ( тяжелое нарушение речи).
Недоразвитие речи при алалии носит системный характер. Отмечаются нарушения всех
компонентов: звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы, слоговая
структура слова, лексика, грамматика, связная речь.

1. Речь ребенка с алалией крайне бедна либо отсутствует: вместо слов он произносит
неясный звуковой комплекс, отдельные звукоподражания. Вместо речи ребенок активно
использует мимику и жесты.
2. Ребенок затрудняется в нахождении отдельных артикуляций, для его речи характерны
замены артикуляционно-сходных звуков. Ребенок не может воспроизвести, повторить
слово, фразу. Правильная артикуляция в речи закрепляется с трудом.
3.У ребенка страдает переключение от одной артикуляции к другой, ему трудно включится
в движение, выполнить серию движений. В речи таких детей грубо искажена слоговая
структура слов: замены, пропуски слогов, сокращение слов до одного слога.
4. Словарный запас накапливается медленно, долго не используется в речевой практике. В
активном словаре преобладают имена существительные. Глагольный словарь отсутствует,
либо представлен называнием нескольких действий. Дети не умеют пользоваться
синонимами, антонимами, обобщающими словами.
5 .Грубое нарушение грамматического строя речи: дети не используют в речи предлоги,
опускают или искажают окончания слов (при изменение их по числам, падежам).
Данная программа составлена по результатам логопедической диагностики ( с учетом
структуры выявленного дефекта).
Цель программы- создание условий для воспитания у детей сознательного анализа состава
речи, развитие фонематического восприятия, понимания речевых конструкций.
Задачи: стимулировать речевую активность ребенка , учить понимать обращенную речь и
реагировать на нее. Развивать фонематический анализ и лексико- грамматический строй
речи.
Формирование универсальных учебных действий:
- планирование предстоящей деятельности;
- принятие учебной задачи;
- активное осмысление материала;
- выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств
достижения цели;
- контроль за ходом своей деятельности;
- работа в определённом темпе;
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

№ Календарно- тематическое планирование
1

2
3
4

час

Входная диагностика

2

Развитие понимания речи

3

Формирование понимания категорий: один, много, несколько
Развитие понимания падежных вопросов : нет кого ?, дать
3
кому ?
Понятия «качество».« свойство» предмета. Понимание
3
вопроса
« какой ?»

Дата
проведения

5

Понимание вопроса « где ?».Понятие «место предмета»

3

6

Понимание категории предмета. Обобщение
( фрукты, овощи, мебель , посуда, птицы, животные и т.д)

3

7

Учить понимать лицо глагола ( я. ты. он)

3

8

Учить понимать ед.и мн. число глаголов

3

Учить понимать различные формы одного слова
( падежные окончания)
10 Развитие произносительной стороны речи
9

3
3

Закрепление фразы из 2 слов с глаголом в 3 лице
( расскажи, что нарисовано...)
11 Формирование фразы — просьбы ( Обращение + повеление) 3
12 Называние места предмета .предложный падеж с предлогом
НА
6
13 Называние места предмета. Предложный падеж с предлогом
ПОД
3
14 Дифференциация предлогов НА и ПОД
3
15 Развитие фразы из 3 и более слов ( винительный пад.)
Конструкция « я хочу + предмет или действие)
16 Уточнение слоговой и звуковой структуры произносимых
слов

3
3

17 Итоговая диагностика

2

Программа групповых занятий по коррекции звукопроизношения у обучающихся с
дизартрией Усанин Виктор, Чащина Ксения, Троскин Федор, Протопопов Андрей
( ОНР 2 ур. у ребенка с дизартрией)
Пояснительная записка
По итогам логопедической диагностики у данной категории детей выявлена дизартрия.
Дизартрия — расстройство произношения, связанное с поражением центрального отдела
речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного
аппарата. У обучающихся отсутствует фразовая речь, искажение слоговой структуры
слова, изменения звуконаполняемости слова, что затрудняет коммуникацию с
окружающими и пагубным образом отражается на успеваемости.
Основные направления коррекционной работы: развитие зрительного и слухового
восприятия, формирование подвижности органов речи, формирование правильного
звукопроизношения, развитие навыков фонематического анализа, развитие фразовой речи
и коммуникативных умений, развитие грамматического строя речи, профилактика
вторичных нарушений письма и чтения. В основе программы лежат методические
рекомендации и система работы В. Г. Визель» Логопедические упражнения на каждый
день для выработки четкой речи» Москва 2019 г.
В рамках ФГОС НОО ОФЗ логопедическая работа направлена и на формирование у
обучающихся универсальных учебных действий.

№

Наименование темы

1

Входная диагностика

2

Входная диагностика

3

Уточнение пространственно — временных
представлений

4

Уточнение пространственно — временных
представлений

5

Развитие слухового внимания и восприятия

6

Развитие слухового внимания и восприятия

7

Знакомство с органами артикуляционного а

8

Развитие слухового внимания и восприятия

9

Различение речевых и неречевых звуков

10

Различение речевых и неречевых звуков

11

Знакомство с органами речи

12

Развитие подвижности органов речи

13

Развитие подвижности органов речи

14

Массаж и самомассаж лицевой

часы

Дата
проведения
по плану

Дата
проведения
фактически

мускулатуры
15

Уточнение артикуляции гласных звуков

16

Автоматизация гласных звуков

17

Автоматизация гласных звуков

18

Автоматизация гласных звуков

19

Автоматизация гласных звуков

20

Автоматизация гласных звуков

21

Уточнение артикуляции губных звуков

22

Автоматизация губных звуков

23

Автоматизация губных звуков

24

Автоматизация губных звуков

25

Автоматизация губных звуков

26

Уточнение артикуляции заднеязычных
звуков

27

Автоматизация заднеязычных звуков

28

Автоматизация заднеязычных звуков

29

Автоматизация заднеязычных звуков

30

Уточнение артикуляции губно-зубных
звуков

31

Автоматизация губно- зубных звуков

32

Итоговая диагностика

33

Итоговая диагностика


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».