государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Рассмотрено Руководитель ШМО _________ Хотенова О.В. Согласовано Заместитель директора по УВР __________ Воробьева Ю.В. Протокол № 3 от « 30 » августа 2023г. «___» _________ 2023г. Утверждаю Директор ГбОУ СО «Асбестовская школа-интернат» __________________ Салимзянова Л.М. Приказ № _____ от РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающего курса по литературному чтению, русскому языку, математике для 3 класса на 2023-2024учебный год педагог Хотенова О.В. г. Асбест, 2023 год0 «___» _________ 2022г. Пояснительная записка Пояснительная записка. Программа разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. N 1023, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП. Программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель ГПД, логопед, психолог. В соответствии с Учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводятся 3 часа в неделю, которые включаются в расписание уроков. Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группе - 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается. При организации коррекционных занятий учитель исходит из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Цель и результаты ориентированы во времени на короткий период и являются значимыми для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия предусмотрена дополнительная стимуляция (система поощрения каждого правильного ответа жетонами, фишками, звездочками, наклейками, штампиками и др.). Цель коррекционно-развивающих занятий: Коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи детей средствами изучаемого программного материала, повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения. Задачи коррекционно-развивающего обучения: 1. создавать условия для развития сохранных функций; 2. формировать положительную мотивацию к обучению; 3. восполнять пробелы предшествующего развития и обучения, повышать уровень общего развития; 4. коррегировать отклонения в развитии познавательной сферы и речи; 5. совершенствовать умение общаться, развивать коммуникативные навыки; 6. способствовать усвоению знаний, умений, навыков, предусмотренных программой коррекционно - развивающего обучения для детей с задержкой психического развития в 1-4 классах (общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире); 7. формировать навыки чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу. Направления коррекционной работы: 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. 3. Развитие основных мыслительных операций. 4. Развитие различных видов мышления. 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. 6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, в том числе работа над ошибками в домашних, самостоятельных и контрольных работах. Принципы коррекционно-развивающего обучения: 1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и 2. развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач. 3. Принцип единства диагностики и коррекции. 4. Деятельностный принцип коррекции. 5. Учет индивидуальных особенностей учащегося. 6. Принцип динамичности восприятия (разработка заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия, что способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей). 7. Принцип продуктивной обработки информации (развитие навыка переноса обработки информации, реализация механизма самостоятельного поиска, выбора и принятия решения). 8. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала (создание благоприятного, эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций). Формы коррекционной работы учителя: наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности; поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ (по запросу родителей или законных представителей); составление индивидуальных карт развития учащегося (вместе с педагогом-психологом, учителем-логопедом и учителямипредметниками); контроль успеваемости и поведения учащихся в классе; создание комфортного микроклимата в классе для каждого учащегося с ОВЗ; организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие. Методы коррекционной работы: создание атмосферы доброжелательности; использование наглядности; постепенное усложнение материала; постепенное наращивание темпа урока; дозировка материала; поэтапные действия; четкие инструкции; алгоритм действия; постановка наводящих вопросов; предупреждение ошибок; исключение из учебников сложных заданий; чередование труда и отдыха. словесные ( рассказ, беседа) наглядные ( демонстрация, иллюстрация) практические ( выполнение упражнений, опыты, трудовая деятельность) объяснительно – иллюстративный логические. Проблемы и пути их решения РУССКИЙ ЯЗЫК № п/п 1. Проявление проблем Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений Причины ( в чем проявляется) Недостаточность звукобуквенного анализа. Неустойчивость внимания. Группы обучающихся Сниженная работоспособность. Индивидуальнопсихологичекие особенности (особенности темперамента Всемирнов Р. Давыдова Ар. Лобанов Д. Лунегов Ар. Рыбакин Ил. 2 Неряшливое письмо, сильный Неумение дифференцировать нажим на ручку или карандаш. мышечные усилия. 3 Очень медленный темп письма. Несформированность зрительно – двигательных координаций Недостаточное развитие микроматорики. Трудности в произвольном управле-нии движениями. Инертность нервных процессов. Все обучающиеся Лунегов Ар. Рыбакин Ил. Двавыдова Ар. Годовалов Ег. Измоденов Ан. Лобанов Д. Квашнин Иг. Лобанов Д. Рыбакин Ил. Давыдова Ар. Салахов Ал. Коррекционная работа Выделение отдельных слов из квазислова или предложения. Развитие зрительного и звукобуквенного анализа. Развитие фонематического анализа. Щадящий режим (снижение учебной нагрузки) Повышение концентрации внимания, усиление самоконтроля Зрительный анализ букв, выделение их в слове. Запоминание формы буквы и соотношение ее частей и пропорций. Развитие фонематического и звукобуквенного анализов. Зрительный анализ букв, выделение их в слове. Предоставлять возможность работать в доступном темпе; отводить больше времени для выполнения заданий; тренировочные игры на развитие быстроты реакции; выполнять задания в с ограничением времени работы; формировать личностные качества (собранность, организованность, умение быстро сосредотачиваться). 4 Трудности при выделении слова из предложения, при определении коли- чества названных слов. Недостатки в развитии вербального анализа. Несформированность понятия числа. Лунегов Ар. Лобанов Д. Рыбакин Ил. Давыдова Ар. Выделение отдельных слов из квазислова или предложения 5 С ошибками списывают. Рыбакин Ил. Лобанов Д. Давыдова Ар. Лунегов Ар. Развитие фонематического анализа. Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений. 6 Искажение почерка (нестабильность графических форм) Несформированность процессов зрительного анализа. Неустойчивость произвольного внимания. Неумение поэлементарно воспроизводить образец. Слабое развитие кратковременной памяти. Недостатки в развитии зрительно-двигательной координации. Недостаточность развития процессов зрительного анализа.. Отсутствие прочно связи между зрительными и двигательными образами букв. Лунегов Ар. Рыбакин Ил. Лобанов Д. Давыдова Ар. Упражнения на развитие зрительного анализа, развития орфографической зор-кости и на точное непосредтвенное зрительное запоминание. Развитие анализирующего наблюдения. Зрительного анализа. Развитие зрительно-двига-тельной координации. Упражнение на запоминание форм буквы и соотнесение ее частей и пропорций. Зрительные диктанты на вербальном материале 7 Трудности с употреблением Недостаток в развитии мягкого знака и правильным фонетико-фонематического написанием мягких согласных. анализа. Все обучающиеся Развитие фонематического анализа. Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений. 8 Неумение выделять предложение из текста, слитное написание предложений. Лунегов Ар. Лоанов Д. Рыбакин Ил. Развитие зрительного вербального анализа. Квазислова. Несформированность вербального анализа. 9 Письмо под диктовку с ошибками. Несформированность процессов зрительного анализа. Неустойчивость произвольного внимания. Несформированность вербального анализа. Рыбакин Ил. Лунегов Ар. Лобанов Д. Давыдова Д. Измоденрв Ан Развитие зрительного и звукобуквенного анализа. Повышение концентрации внимания, усиление самоконтроля. Литературное чтение № п/п Проявление проблем Причины ( в чем проявляется) Группы обучающихся 1 Ограниченный словарный запас. Недостаточное развитие памяти. Слабая познавательная активность Все обучающиеся 2 Смешивание значений слов. Недостатки в артикуляции. Недостаточная гибкость мышления. Все обучающиеся 3 Нечеткое произношение Недоразвитие фонематического восприятия Гессе Ю. Тримайлов Д. Лобанов Д. Рыбакин Ил. Годовалов Ег. Коррекционная работа Развивать произвольное слуховое запоминание. Развивать умение находить и устанавливать связи между отдельными элементами материала. Учить абстрагированию. Коррекция сбоя в артикулировании. Развитие гибкости мышления. Обогащать словарный запас слов. Развивать воображение, мышление. 4 Неосмысленное чтение. Негибкость мышления. Неустойчивость внимания 5 Плохое запоминание прозы и стихотворений. Механическое запоминание. Недостаточно развито воображение 6 Повторное считывание той же строки, пропуск строчки, считывание вышерасположенной строчки вместо нижней Низкая скорость чтения. 7 8 Не умеет выделить главное в прочитанном. 9 Невыразительность чтения Лобанов Д. Рыбакин Ил. Давыдова Ар. Лунегов Ар. Все обучающиеся Обогащать словарный запас слов. Развивать воображение, мышление. Развитие опосредованной памяти. Развитие произвольного слухового запоминания. Развитие воображения. Развитие процессов произвольного внимания. Развитие пространственных представлений. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений. Неустойчивость произвольного внимания. Лобанов Д. Рыбакин Ил. Давыдова Ар. Лунегов Ар. Не выработаны прочные ассоциации между буквой и звуком Малый объем восприятия. Инертность нервных процессов. Неустойчивость произвольного внимания. Недостатки в развитии вербальносмыслового анализа. Низкий уровень развития произвольной памяти. Лобанов Д. Рыбакин Ил. Давыдова Ар. Лунегов Ар. Развитие процессов произвольного внимания. Увеличение объема восприятия. Расширение объема кратковременной памяти, целостность восприятия слов. Все обучающиеся Развитие процессов произвольного внимания. Развитие процессов произвольной слуховой памяти. Не понимает читаемого. Не умеет подчинить свою речь синтаксическому строю читаемого. Плохо владеет техникой чтения. Все обучающиеся Развитие навыка понимания и обобщения. Развитие смысловой памяти. Математика № п/п Проявление проблем Причины ( в чем проявляется) Группы обучающихся Коррекционная работа 1. Неряшливое написание цифр, высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради. Несформированность процессов зрительного анализа. Недостатки в развитии мелкой моторики рук. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений 2. Ошибки при решении арифметических примеров Недостаточное развитие анализа пространственных отношений 3. Затруднения при разложении числа на удобные для вычисления части Недостаточный уровень развития процессов анализа. Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез». 4. Тугодумость, замедленный темп умственной деятельности. 5. Затруднение в счёте, отсутствие устойчивых навыков счёта Лунегов Ар. Рыбакин Ил. Двавыдова Ар. Годовалов Ег. Измоденов Ан. Лобанов Д. Квашнин Иг. Все обучающиеся Развитие зрительного анализа. Выполнение гимнастики пальцев. Вырезание по контуру раз- ной степени сложности. Развитие пространственных представлений. Развитие гибкости мышле -ния Лунегов Ар. Рыбакин Ил. Двавыдова Ар. Годовалов Ег. Измоденов Ан. Лобанов Д. Квашнин Иг. Инертность нервных процессов. Лобанов Д. Недостаточное развитие основных Рыбакин Ил. мыслительных операций( анализа, Давыдова Ар. синтеза, обобщения и др.) Салахов Ал. Развитие пространственных представлений. Словесные лабиринты. Математические диктанты. Несформированность перехода из конкретного плана действий Несформированость математических понятий Развитие операции абстрагирования Формирование математических понятий Лунегов Ар. Рыбакин Ил. Двавыдова Ар. Годовалов Ег. Измоденов Ан. Лобанов Д. Квашнин Иг. Развивать гибкость мысли-тельной деятельности. Операция абстрагирования 6. Неумение решать задачи. Несформированность мыслительной операции обобщения. Шаблонность мышления Лунегов Ар. Рыбакин Ил. Двавыдова Ар. Измоденов Ан. Лобанов Д. Квашнин Иг. 7. Трудности при выполнении счётных операций с переходом через десяток Недостаточный уровень развития процессов анализа. Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез». 8. Отсутствие устойчивых навыков счета. 9. Использование нерациональных приемов решения примеров и задач. 10 Трудности в названии компонентов при выполнении арифметических действий 11 Смешивание действий сложения и вычитания Недостаточно сформирован внут ренний план действий. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений. Сниженный уровень интеллектуальной деятельности. Сниженная работоспособность. Несформированность мыслительной операции установления закономерностей. Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез». Недостаточное развитие смысловой памяти Недостаточная отдифференцированность понятий «сложение», «вычитание» Несформированность мыслительной операции «анализ Лунегов Ар. Рыбакин Ил. Двавыдова Ар. Измоденов Ан. Лобанов Д. Квашнин Иг. Все обучающиеся Предоставление возможности работать в удобном темпе. Развитие мыслительных операций. Развитие гибкости мысли-тельных процессов. Развивать способность к пониманию и обобщению Словесные лабиринты. Математические диктанты Развитие пространственных представлений Словесные лабиринты. Математические диктанты Развитие пространственных представлений. Развитие внутреннего плана действий. Развитие гибкости мышления. Все обучающиеся Развивать гибкость мысли-тельной деятельности. Операция абстрагирования Все обучающиеся Развитие смысловой памяти Развитие умения устанавливать смысловые связи с относительными элементами Развивать понятия взаимосвязи операций сложения и вычитания Давыдова Ар Лунегов Ар. Развитие зрительного анализа. Развитие пространственных представлений. 12 Трудности при осуществлении сравнения через синтез». Несформированность процессов зрительного анализа. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений Отсутствие обобщённости мыслительной операции сравнения. Недостаточная гибкость мыслительной деятельности Шмакова Д. Рыбакин Ил. Лобанов Д. Развивать понятия взаимосвязи операций сложения и вычитания Давыдова Ар Лунегов Ар. Шмакова Д. Рыбакин Ил. Лобанов Д. Развивать гибкость мыслительной деятельности. Операция абстрагирования Календарно-тематическое планирование ИГКЗ (литературное чтение) 3 класс – 1ч в неделю – 34 ч № п/п 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-34 дата Кол-во Тема занятия часов 2 Развитие плавного безошибочного чтения. 2 Развитие речи. Обогащение пассивного и активного словаря. 2 Развитие слухового восприятия. Обучение пересказу. 2 Развитие умения устанавливать логические связи между событиями в тексте. Обучение пересказу. 2 Развитие памяти. Алгоритм запоминания стихотворений. 2 Развития функций внимания. Переключение. Составление рассказа по плану. 2 Формирование навыков чтения. Работа с текстом. 2 Развитие умения осознанного чтения. Составление плана текста. 2 Коррекция зрительно-моторной координации. Развитие умения исключать лишнее. 2 Формирование умения строить высказывания в определённой композиции. 2 Активизация мыслительной деятельности при чтении. 2 Развитие навыков чтения. Работа с текстом. 2 Развитие речи. Обогащение пассивного и активного словаря. 2 Работа с деформированным текстом. Обучение пересказу. 2 Развитие навыка плавного выразительного чтения. 4 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Календарно-тематическое планирование ИГКЗ (русский язык) 3 класс – 1ч в неделю – 34 ч № п/п 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-34 дата Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 Тема занятия Формирование навыков каллиграфического письма. Коррекция орфографической зоркости. Построение и запись предложений. Развитие слухового восприятия. Обучение изложению. Развитие умения устанавливать логические связи между событиями в тексте. Обучение изложению. Развитие памяти. Письмо по памяти. Развития функций внимания. Переключение. Формирование навыков каллиграфического письма. Работа с деформированным текстом. Коррекция зрительно-моторной координации. Развитие умения исключать лишнее. Коррекция внимания. Знаки препинания в предложении. Развитие орфографической зоркости. Развитие навыков каллиграфии. Развитие речи. Обогащение пассивного и активного словаря. Работа с деформированным текстом. Обучение изложению. Коррекция слухового восприятия. Письмо под диктовку. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Календарно-тематическое планирование ИГКЗ (Математика) 3 класс -1 ч в неделю – 34 ч № п/п 1-2 дата Кол-во часов 2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 25-26 27-28 29-30 31-34 2 2 2 4 Тема занятия Коррекция пространственных представлений. Определение места числа в натуральном ряду. Числа от 20-100. Коррекция мыслительных операций. Ориентировка в цифровом ряду. Коррекция навыков саморегуляции. Формирование двигательных навыков письма. Коррекция представления о геометрических фигурах. Коррекция зрительного анализа. Ориентация на странице. Организация внутреннего плана действий. Восполнение пробелов в знаниях. Формирование понятий «величины». Формирование навыков устных вычислений в пределах 100. Состав числа. Коррекция логического мышления. Решение задач. Развитие мелкой моторики. Алгоритм письменных приёмов сложения и вычитания. Коррекция саморегуляции. Развитие графических навыков. Коррекция и развитие смысловой памяти. Понимание связи между компонентами умножения и деления. Коррекция долговременного запоминания. Таблица умножения и деления. Коррекция логического мышления. Алгоритм решения задач изученного вида. Коррекция мыслительных операций. Формирование устойчивых навыков счёта. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.