государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Рассмотрено Руководитель ШМО __________ Хотенова О.В. Согласовано Заместитель директора по УВР ___________ Воробьева Ю.В. Протокол № __ от «___» августа 2023г. «___» _________ 2023г. Утверждаю Директор ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат» ____________ Салимзянова Л.М. Приказ № ______ ____ от «___» _________ 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающего курса по русскому языку, литературному чтению, математике для 1 дополнительных классов на 2023 –2024учебный год педагоги Мироновой И.С., Давыдова Ю.Л. г.Асбест – 2023г. Пояснительная записка. Программа разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. N 1023, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП. Программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель ГПД, логопед, психолог. В соответствии с Учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводятся 3 часа в неделю, которые включаются в расписание уроков. Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группе - 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается. При организации коррекционных занятий учитель исходит из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Цель и результаты ориентированы во времени на короткий период и являются значимыми для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия предусмотрена дополнительная стимуляция (система поощрения каждого правильного ответа жетонами, фишками, звездочками, наклейками, штампиками и др.). Содержание и формы коррекционной работы учителя: наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности; поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ (по запросу родителей или законных представителей); составление индивидуальных карт развития учащегося (вместе с педагогом-психологом, учителем-логопедом и учителями-предметниками); контроль успеваемости и поведения учащихся в классе; создание комфортного микроклимата в классе для каждого учащегося с ОВЗ; организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие. Создание условий для повышения качества коррекционной работы: формирование УУД на всех этапах учебного процесса; обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять; побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей; установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием; использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу; максимальное использование сохранных анализаторов ребенка; разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу; использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия; преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ. Цель коррекционно-развивающих занятий: Коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи детей средствами изучаемого программного материала, повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения. Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: 1. создавать условия для развития сохранных функций; 2. формировать положительную мотивацию к обучению; 3. восполнять пробелы предшествующего развития и обучения, повышать уровень общего развития; 4. коррегировать отклонения в развитии познавательной сферы и речи; 5. совершенствовать умение общаться, развивать коммуникативные навыки; 6. способствовать усвоению знаний, умений, навыков, предусмотренных программой коррекционно - развивающего обучения для детей с задержкой психического развития в 1-4 классах (общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире); 7. формировать навыки чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу. Основные направления коррекционной работы: 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. 3. Развитие основных мыслительных операций. 4. Развитие различных видов мышления. 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. 6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, в том числе работа над ошибками в домашних, самостоятельных и контрольных работах. Реализация на коррекционных занятиях основных принципов коррекционно-развивающего обучения: 1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и 2. развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач. 3. Принцип единства диагностики и коррекции. 4. Деятельностный принцип коррекции. 5. Учет индивидуальных особенностей учащегося. 6. Принцип динамичности восприятия (разработка заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия, что способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей). 7. Принцип продуктивной обработки информации (развитие навыка переноса обработки информации, реализация механизма самостоятельного поиска, выбора и принятия решения). 8. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала (создание благоприятного, эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций). № п/п Проявление проблем Группы обучающихся Причины ( в чем проявляется) Коррекционная работа Русский язык 1. Неряшливое письма, сильный нажим на ручку или карандаш. Неумение дифференцировать мышечные усилия. Зрительный анализ букв, выделение их в слове. Запоминание формы буквы и соотношение ее частей и пропорций. 2 Очень медленный темп письма. Несформированность зрительно – двигательных координаций Недостаточное развитие микроматорики. Трудности в произвольном управлении движениями. Инертность нервных процессов. 3 Ошибки на определение места звука в слове. Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов. Затруднения при усвоении правильного начертания букв. Развитие фонематического и звукобуквенного анализов. Зрительный анализ букв, вы-деление их в слове. Предоставлять возможность работать в доступном темпе; отводить больше времени для выполнения заданий; тренировочные игры на развитие быстроты реакции; выполнять задания в с ограничением времени работы; формировать личностные качества (собранность, организованность, умение быстро сосредотачиваться). Развитие фонематического анализа 4 5 . Несформированность фонетико – фонематического анализа Недостатки в развитии вербального анализа. Несформированность понятия числа. Выделение отдельных слов из квазислова или предложения Недостаточность развития зрительного анализа. Недоразвитие микроматорики. Несформированность дифференцированности зрительных образов букв. Зрительный анализ букв, выделение их в слове. Запоминание формы буквы и соотношение ее частей и пропорций. 6 Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений. Недостаточность звуко – буквенного анализа. Неустойчивость внимания. Развитие фонематического и звукобуквенного анализов. Зрительный анализ букв, вы-деление их в слове. 7 С ошибками списывают. Развитие фонематического анализа. Развитие мелких дифферен- цированных моторных актов и двигательных умений. 8 Искажение почерка (нестабильность графических форм) Несформированность процессов зрительного анализа. Неустойчивость произвольного внимания. Неумение поэлементарно воспроизводить образец. Слабое развитие кратковременной памяти. Недостатки в развитии зрительнодвигательной координации. Недостаточность развития прочессов зрительного анализа.. Отсутствие прочно связи между зрительными и двигательными образами букв. 9 Неумение выделять предложение из текста, слитное написание предложений. Затруднение в употребление заглавной буквы. Несформированность вербального анализа. Упражнения на развитие зрительного анализа, развития орфографической зор-кости и на точное непосредственное зрительное запоми-нание. Развитие анализирующего наблюдения. Зрительного анализа. Развитие зрительно-двига-тельной координации. Упражнение на запоминание форм буквы и соотнесение ее частей и пропорций. Зрительные диктанты на вербальном материале Развитие зрительного вербального анализа. Квазислова. Неусвоено соответствующее правило Ликвидация пробелов в знаниях через упражнения Трудности с употреблением мягкого знака и правильным Недостаток в развитии фонетикофонематического ангализа Развитие фонетико-фонематического анализа .развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений. 10 11 написанием мягких согласных 12 Зеркальное написание букв , неузнавание букв в перевернутом виде Несформированность вербального анализа. Развитие зрительного вербального анализа. Квазислова. Проявление проблем п/п Причины ( в чем проявляется) Группы обучающихся Коррекционная работа Литературное чтение Путает звуки и буквы Не усвоено понятие «звук» и «буква» и их соотношение. Не развит процесс звуко-буквенного анализа Ограниченный Недостаточное развитие памяти. словарный запас. Слабая познавательная активность Отработать понятия «звук» и «буква Коррекция звуко-буквенного анализа 3 Смешивание значений слов. Недостатки в артикуляции. Недостаточная гибкость мышления. Коррекция сбоя в артикули ровании. Развитие гибкости мышления. 4. Нечеткое произношение Недоразвитие фонематического восприятия Обогащать словарный запас слов. Развивать воображение, мышление. 5 Неосмысленное чтение. Негибкость мышления. Неустойчивость внимания. Обогащать словарный запас слов. Развивать воображение, мышление. 6 Плохое запоминание стихотворений. Механическое запоминание. Недостаточно развито воображение. Развитие опосредованной памяти. Развитие произвольного слуховаго запоминания. Развитие воображения. 7 Повторное считывание той же строки, пропуск строчки,считывание вышерасположенной Недостаточное развитие анализа отношений. Неустойчивость произвольного внимания. Развитие процессов произвольного внимания. Развитие пространственных отношений. 1 2 Развивать произвольное слуховое запоминание. Развивать умение находить и устанавливать связи между отдельными элементами материала. Учить абстрагированию. строчки вместо нижней 8 Низкая скорость чтения. 9 Не умеет выделить главное в прочитанном. Невыразительность чтения 10 Не выработаны прочные ассоциации между буквой и звуком. Малый объём восприятия. инертность нервных процессов. Неустойчивость произвольного внимания. Недостатки в развитии вербальносмыслового анализа. Низкий уровень развития произвольной памяти. Недостатки в развитии вербальносмыслового анализа. Низкий уровень развития произвольной памяти. Развитие процессов произвольного внимания. Увеличение объёма восприятия. Расширение объёма кратковременной памяти, целостность восприятия слов. Развитие процессов произвольного внимания. Развитие процессов произвольной слуховой памяти. Развитие навыка понимания и обобщения. Развитие смысловой памяти. математика Группы обучающихся № п/ п 1. Проявление проблем Причины ( в чем проявляется) Коррекционная работа Неряшливое написание цифр, высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради. Несформированность процессов зрительного анализа. Недостатки в развитии мелкой моторики рук. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений. Развитие зрительного анализа. Выполнение гимнастики пальцев. Вырезание по контуру раз- ной степени сложности. Развитие пространственных представлений. 2. Ошибки при решении арифметических примеров Недостаточное развитие анализа пространственных отношений Развитие гибкости мышления 3. Затруднения при разложении числа на удобные для вычисления части Недостаточный уровень развития процессов анализа. Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез». Развитие пространственных представлений. Словесные лабиринты. Математические диктанты. 4. Тугодумость, замедленный темп умственной деятельности. Инертность нервных процессов. Недостаточное развитие основных мыслительных операций( анализа, синтеза, обобщения и др.) Развивать гибкость мыслительной деятельности. Операция абстрагирования 5. Затруднение в счёте, отсутствие устойчивых навыков счёта Несформированность перехода из конкретного плана действий Несформированость математических понятий. Развитие операции абстрагирования Формирование математических понятий 6. Неумение решать задачи. Несформированность мыслительной операции обобщения. Шаблонность мышления Предоставление возможности работать в удобном темпе. Развитие мыслительных операций. Развитие гибкости мыслительных процессов. Развивать способность к пониманию и обобщению Словесные лабиринты. Математические диктанты 7. Трудности при выполнении счётных операций с переходом через десяток Развитие пространственных представлений Словесные лабиринты. Математические диктанты 8. Отсутствие устойчивых навыков счета. Недостаточный уровень развития процессов анализа. Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез». Недостаточно сформирован внутренний план действий. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений. Сниженный уровень интеллектуальной деятельности. Сниженная работоспособность. Развитие пространственных представлений. Развитие внутреннего плана действий. Развитие гибкости мышления. 10 Трудности в названии компонентов при выполнении арифметических действий Недостаточное развитие смысловой памяти Недостаточная отдифференцированность понятий «сложение», «вычитание» Развитие смысловой памяти Развитие умения устанавливать смысловые связи с относительными элементами Развивать понятия взаимосвязи операций сложения и вычитания 11 Смешивание действий сложения и вычитания Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез». Несформированность процессов зрительного анализа. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений Развитие зрительного анализа. Развитие пространственных представлений. Развивать понятия взаимосвязи операций сложения и вычитания 12 Трудности при осуществлении Отсутствие обобщённости сравнения мыслительной операции сравнения. Недостаточная гибкость мыслительной деятельности Развивать гибкость мыслительной деятельности. Операция абстрагирования Календарно-тематическое планирование ИГКЗ (Литературное чтение) 1доп. класс (1 ч в неделю – 33 ч) № п/п дата 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33 Кол-во Тема занятия часов 2 Развитие личностно – мотивационной сферы. Составление рассказа по картинке. 2 Развитие навыков совместной деятельности. Развитие зрительного восприятия и узнавания. 2 Развитие функций внимания. Развитие пространственных представлений. Деление слов на слоги. 2 Развитие функций восприятия. Формирование звуко- буквенного анализа. 2 Развитие концентрации внимания. Умение выделять начальный звук из слова. 2 Развития функций внимания. Переключение. Составление устного рассказа по серии картинок. 2 Развитие обобщённого и константного образа буквы . 2 Развитие умения плавного послогового чтения. Составление звуковой схемы слов. 2 Коррекция зрительно-моторной координации. Развитие умения исключать лишнее. 2 Формирование умения строить высказывания в определённой композиции. 2 Коррекция фонематического восприятия. Выделение звуков в слове. 2 Развитие навыков чтения Работа с текстом. 2 Развитие речи. Обогащение пассивного и активного словаря через работу с многозначными словами. 2 Работа с деформированным текстом. Обучение пересказу. 2 Развитие навыка плавного выразительного чтения. 2 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 1 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Календарно-тематическое планирование ИГКЗ (Русский язык) 1 доп. класс (1 ч в неделю – 33 ч) № п/п дата 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33 Кол-во Тема занятия часов 2 Развитие личностно-мотивационной сферы. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. 2 Развитие навыков совместной деятельности. Развитие зрительного восприятия и узнавания. 2 Развитие функций внимания. Развитие пространственных представлений.деление слов на слоги. 2 Развитие функций восприятия. Формирование звуко- буквенного анализа. 2 Развитие функций восприятия. Формирование звуко-буквенного анализа 2 Развитие функций внимания. Переключение. Составление предложений по серии картинок. 2 Развитие обобщённого и константного образа буквы и моторного образа буквы. 2 Развитие умения плавного перехода от буквы к букве. Составление звуковой схемы слов. 2 Коррекция зрительно-моторной координации. Развитие умения исключать лишнее. 2 Формирование умения строить высказывания в определённой композиции. Грамматическое оформление предложения на письме. 2 Коррекция фонематического восприятия. Определение ударных и безударных гласных. 2 Развитие навыков каллиграфии. Работа с текстом. 2 Коррекция навыков списывания с печатного 2 Работа с деформированным текстом. 2 Коррекция слухового восприятия. Письмо под диктовку. 2 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 1 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Календарно-тематическое планирование ИГКЗ (Математика) 1 доп. класс (1 ч в неделю – 33 ч) № п/п дата 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 31-32 33 2 1 Тема занятия Коррекция пространственных представлений. Координация движений мышц кисти рук. Коррекция представления о форме и цвете предмета. Коррекция мыслительных операций. Ориентировка в цифровом ряду. Коррекция навыков саморегуляции. Формирование двигательных навыков письма. Коррекция зрительного анализа. Ориентация на странице. Организация внутреннего плана действий. Восполнение пробелов в знаниях. Формирование понятий «больше», «меньше», «равно». Формирование навыков устных вычислений в пределах 10. Состав числа. Коррекция логического мышления. Алгоритм решения простой задачи. Развитие мелкой моторики. Закрепление знаний о числовом ряде, цифрах. Коррекция саморегуляции. Развитие наблюдательности. Коррекция мыслительных операций. Счёт в пределах 20. Коррекция долговременного запоминания. Состав числа. Коррекция логического мышления. Алгоритм решения составной задачи. Коррекция и развитие смысловой памяти. Понимание связи между компонентами сложения и вычитания. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.