шосударственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области «Асбестовская школа – интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Рассмотрено Руководитель ШМО _________ Хотенова О.В.. Протокол №____ от «30» августа 2023г. Согласовано Заместитель директора по УВР ___________ Воробьева Ю.В. «___» _________ 2023_г. Утверждаю Директор ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат» __________ Салимзянова Л.М. Приказ № ______ от «___» _________ 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающего курса по русскому языку, литературному чтению, математике для обучающихся 1 класса на 2023-2024 учебный год педагоги Атлуханова И.П.. , Тутаева В.В. г.Асбест, 2023 Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. N 1023, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП. Программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих уитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель ГПД, логопед, психолог. В соответствии с Учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводятся 3 часа в неделю, которые включаются в расписание уроков. Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группе - 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается. При организации коррекционных занятий учитель исходит из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Цель и результаты ориентированы во времени на короткий период и являются значимыми для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия предусмотрена дополнительная стимуляция (система поощрения каждого правильного ответа жетонами, фишками, звездочками, наклейками, штампиками и др.). Нормативно – правовое обеспечение программы: 1.Закон « Об образовании в РФ» от 29.12.2012г № 273 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г № 1598) 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 4.Адаптированная основная общеобразовательная программа ГКОУ СО «Асбестовская школа – интернат». 5.Устав ГКОУ СО «Асбестовская школа – интернет» Цель коррекционно-развивающих занятий: Коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи детей средствами изучаемого программного материала, повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения. Задачи коррекционно-развивающего обучения: 1. создавать условия для развития сохранных функций; 2. формировать положительную мотивацию к обучению; 3. восполнять пробелы предшествующего развития и обучения, повышать уровень общего развития; 4. коррегировать отклонения в развитии познавательной сферы и речи; 5. совершенствовать умение общаться, развивать коммуникативные навыки; 6. способствовать усвоению знаний, умений, навыков, предусмотренных программой коррекционно - развивающего обучения для детей с задержкой психического развития в 1-4 классах (общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире); 7. формировать навыки чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу. Направления коррекционной работы: 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. 3. Развитие основных мыслительных операций. 4. Развитие различных видов мышления. 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. 6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, в том числе работа над ошибками в домашних, самостоятельных и контрольных работах. Принципы коррекционно-развивающего обучения: 1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и 2. развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач. 3. Принцип единства диагностики и коррекции. 4. Деятельностный принцип коррекции. 5. Учет индивидуальных особенностей учащегося. 6. Принцип динамичности восприятия (разработка заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия, что способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей). 7. Принцип продуктивной обработки информации (развитие навыка переноса обработки информации, реализация механизма самостоятельного поиска, выбора и принятия решения). 8. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала (создание благоприятного, эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций). Формы коррекционной работы учителя: наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности; поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ (по запросу родителей или законных представителей); составление индивидуальных карт развития учащегося (вместе с педагогом-психологом, учителем-логопедом и учителямипредметниками); контроль успеваемости и поведения учащихся в классе; создание комфортного микроклимата в классе для каждого учащегося с ОВЗ; организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие. Методы коррекционной работы: создание атмосферы доброжелательности; использование наглядности; постепенное усложнение материала; постепенное наращивание темпа урока; дозировка материала; поэтапные действия; четкие инструкции; алгоритм действия; постановка наводящих вопросов; предупреждение ошибок; исключение из учебников сложных заданий; чередование труда и отдыха. словесные ( рассказ, беседа) наглядные ( демонстрация, иллюстрация) практические ( выполнение упражнений, опыты, трудовая деятельность) объяснительно – иллюстративный логические Проблемы и пути их решения Русский язык № п/п 1. 2 Проявление проблем Неряшливое письмо, сильный нажим на ручку или карандаш. Очень медленный темп письма. Причины ( в чем проявляется) Неумение дифференцировать мышечные усилия. Несформированность зрительно – двигательных координаций Недостаточное развитие микроматорики. Трудности в произвольном управлении движениями. Инертность нервных процессов. . 3 Ошибки на определение места звука в Несформированность фонетико – Группы учащихся Коррекционная работа Зрительный анализ букв, выделение их в слове. Запоминание формы буквы и соотношение ее частей и пропорций. Развитие фонематического и звукобуквенного анализов. Зрительный анализ букв, выделение их в слове. Предоставлять возможность работать в доступном темпе; отводить больше времени для выполнения заданий; тренировочные игры на развитие быстроты реакции; выполнять задания в с ограничением времени работы; формировать личностные качества (собранность, организованность, умение быстро сосредотачиваться). Развитие фонематического анализа 4 5 слове. Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов. Затруднения при усвоении правильного начертания букв. 6 Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений. 7 С ошибками списывают. 8 Искажение почерка фонематического анализа Недостатки в развитии вербального анализа. Несформированность понятия числа. Выделение отдельных слов из квазислова или предложения Недостаточность развития зрительного анализа. Недоразвитие микроматорики. Несформированность диффере-нцированности зрительных образов букв. Недостаточность звуко – буквенного анализа. Неустойчивость внимания. Зрительный анализ букв, выделение их в слове. Запоминание формы буквы и соотношение ее частей и пропорций. Несформированность процессов зрительного анализа. Неустойчивость произвольного внимания. Неумение поэлементарно воспро- изводить образец. Слабое развитие кратковременной памяти. Недостатки в развитии Развитие фонематического анализа. Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений. Развитие фонематического и звукобуквенного анализов. Зрительный анализ букв, выделение их в слове. Упражнения на развитие 9 (нестабильность графических форм) зрительно-двигательной координации. Недостаточность развития прочессов зрительного анализа.. Отсутствие прочно связи между зрительными и двигательными образами букв. Неумение выделять предложение из текста, слитное написание предложений. Несформированность вербального анализа. зрительного анализа, развития орфографической зор-кости и на точное непосред-ственное зрительное запоми-нание. Развитие анализирующего наблюдения. Зрительного анализа. Развитие зрительно-двига-тельной координации. Упражнение на запоминание форм буквы и соотнесение ее частей и пропорций. Зрительные диктанты на вербальном материале Развитие зрительного вер бального анализа. Квазислова. Литература № п/п Проявление проблем 1 Путает звуки и буквы Причины ( в чем проявляется) Не усвоено понятие «звук» и «буква» и их соотношение. Не развит процесс звукобуквенного анализа Недостаточное развитие памяти. Слабая познавательная активность 2 Ограниченный словарный запас. 3 Смешивание значений слов. Недостатки в артикуляции. Недостаточная гибкость мышления. 4. Нечеткое произношение Недоразвитие фонематического восприятия 5 Неосмысленное чтение. Негибкость мышления. Неустойчивость внимания. Группы учащихся Коррекционная работа Отработать понятия «звук» и «буква Коррекция звуко-буквенного анализа Развивать произвольное слуховое запоминание. Развивать умение находить и устанавливать связи между отдельными элементами материала. Учить абстрагированию. Коррекция сбоя в артикули ровании. Развитие гибкости мышления. Обогащать словарный запас слов. Развивать воображение, мышление. Обогащать словарный запас слов. Развивать воображение, мышление. 6 Плохое запоминание стихотворений. Механическое запоминание. Недостаточно развито воображение. Развитие опосредованной памяти. Развитие произвольного слуховаго запоминания. Развитие воображения. Математика № Проявление проблем п/п Причины ( в чем проявляется) Группы учащихся Коррекционная работа 1. Неряшливое написание цифр, высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради. Несформированность процессов зрительного анализа. Недостатки в развитии мелкой моторики рук. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений Развитие зрительного анализа. Выполнение гимнастики пальцев. Вырезание по контуру разной степени сложности. Развитие пространственных представлений. 2. Ошибки при решении арифметических примеров Недостаточное развитие анализа пространственных отношений Развитие гибкости мышле ния 3. Тугодумость, замедленный темп умственной деятельности. 4 Затруднение в счёте, отсутствие устойчивых навыков счёта . 5. 6. Неумение решать задачи. Отсутствие устойчивых навыков счета. Инертность нервных процессов. Недостаточное развитие основных мыслительных операций( анализа, синтеза, обобщения и др.) Несформированность перехода из конкретного плана действий Несформированость математических понятий Несформированность мыслитель-ной операции обобщения. Шаблонность мышления Развивать гибкость мыслительной деятельности. Операция абстрагирования Недостаточно сформирован внутренний план действий. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений. Сниженный уровень интеллектуальной Развитие пространственных представлений. Развитие внутреннего плана действий. Развитие гибкости мышления. Развитие операции абстрагирования Формирование математических понятий Предоставление возможности работать в удобном темпе. Развитие мыслительных операций. Развитие гибкости мыслительных процессов. Развивать способность к пониманию и обобщению Словесные лабиринты. Математические диктанты деятельности. Сниженная работоспособность. 7 Трудности в названии компонентов при выполнении арифметических действий Недостаточное развитие смысловой памяти Недостаточная отдифференцированность понятий «сложение», «вычитание» 8 Смешивание действий сложения и вычитания Несформированность мыслительной операции «анализ через синтез». Несформированность процессов зрительного анализа. Недостаточное развитие анализа пространственных отношений 9 Трудности при осуществлении сравнения Отсутствие обобщённости мыслительной операции сравнения. Недостаточная гибкость мыслительной деятельности Развитие смысловой памяти Развитие умения устанавливать смысловые связи с относительными элементами Развивать понятия взаимосвязи операций сложения и вычитания Развитие зрительного анализа. Развитие пространственных представлений. Развивать понятия взаимосвязи операций сложения и вычитания Развивать гибкость мыслительной деятельности. Операция абстрагирования Календарно-тематическое планирование ИГКЗ (Литературное чтение) 1 класс (1 ч в неделю – 33 ч) № п/п дата 1-2 3-4 5-6 Кол-во часов 2 2 2 7-8 9-10 11-12 2 2 2 13-14 15-16 17-18 2 2 2 19-20 21-22 23-24 25-26 2 2 2 2 27-28 29-30 31-32 33 2 2 2 1 Тема занятия Развитие личностно – мотивационной сферы. Развитие навыков совместной деятельности. Развитие функций внимания. Развитие пространственных представлений. Деление слов на слоги. Развитие функций восприятия. Формирование звуко- буквенного анализа. Развитие концентрации внимания. Умение выделять начальный звук из слова. Развития функций внимания. Переключение. Составление устного рассказа по серии картинок. Развитие обобщённого и константного образа буквы . Развитие умения плавного послогового чтения. Составление звуковой схемы слов. Коррекция зрительно-моторной координации. Развитие умения исключать лишнее. Формирование умения строить высказывания в определённой композиции. Коррекция фонематического восприятия. Выделение звуков в слове. Развитие навыков чтения Работа с текстом. Развитие речи. Обогащение пассивного и активного словаря через работу с многозначными словами. Работа с деформированным текстом. Обучение пересказу. Развитие навыка плавного выразительного чтения. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Календарно-тематическое планирование ИГКЗ (Русский язык) 1 класс (1 ч в неделю – 33 ч) № п/п дата 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33 Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Тема занятия Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. Развитие общей и мелкой моторики Развитие зрительного восприятия и узнавания. Формирование звуко- буквенного анализа. Формирование звуко-буквенного анализа Коррекция зрительно-двигательной координации Развитие обобщённого и константного образа буквы и моторного образа буквы. Составление звуковой схемы слов. Коррекция зрительно-моторной координации. Развитие умения исключать лишнее. Грамматическое оформление предложения на письме. Коррекция фонематического восприятия. Определение ударных и безударных гласных. Развитие навыков каллиграфии. Работа с текстом. Коррекция навыков списывания с печатного текста Коррекция слухового восприятия Письмо под диктовку. Коррекция слухового восприятияПисьмо под диктовку. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. № п/п 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33 Календарно-тематическое планирование ИГКЗ (Математика) 1 класс (1 ч в неделю – 33 ч) дата Кол-во часов Тема занятия 2 Коррекция пространственных представлений. Координация движений мышц кисти рук. 2 Коррекция представления о форме и цвете предмета. 2 Коррекция мыслительных операций. Ориентировка в цифровом ряду. 2 Коррекция навыков саморегуляции. Формирование двигательных навыков письма. 2 Коррекция зрительного анализа. Ориентация на странице. 2 Организация внутреннего плана действий. Восполнение пробелов в знаниях. 2 Формирование понятий «больше», «меньше», «равно». 2 Формирование навыков устных вычислений в пределах 10. Состав числа. 2 Коррекция логического мышления. Алгоритм решения простой задачи. 2 Развитие мелкой моторики. Закрепление знаний о числовом ряде, цифрах. 2 Коррекция саморегуляции. Развитие наблюдательности. 2 Коррекция мыслительных операций. Счёт в пределах 10 2 Коррекция долговременного запоминания. Состав числа. 2 Коррекция логического мышления. Алгоритм решения простой задачи. 2 Коррекция и развитие смысловой памяти. Понимание связи между компонентами сложения и вычитания. 2 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 2 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.