Рабочая программа ИГКЗ по русскому языку, литературному чтению, математике 2 класс 2023-2024

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Асбестовская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»
Рассмотрено
Руководитель ШМО
_________ Хотенова О.В.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________ Воробьева Ю.В.

Протокол № ____от
«30 » августа 2023г.

«____» ___________ 2023г.

Утверждаю
Директор ГБОУ СО «Асбестовская
школа-интернат»
_________ Салимзянова Л.М.
Приказ № ______ от
«___» _________ 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающего курса
по русскому языку, литературному чтению, математике
для 2 класса
на 2022– 2023 учебный год
педагоги Мартьянова С.А

г. Асбест, 2023 год

Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022г. N 1023, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) в
освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом
развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП.
Программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать
особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые
коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают
воспитатель ГПД, логопед, психолог. В соответствии с Учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводятся 2 часа в
неделю, которые включаются в расписание уроков.
Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группе - 3-4 ученика, у которых
обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с
целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.
При организации коррекционных занятий учитель исходит из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности,
но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне
определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Цель и результаты ориентированы во времени на короткий период и являются значимыми для учащихся, поэтому при организации
коррекционного воздействия предусмотрена дополнительная стимуляция (система поощрения каждого правильного ответа жетонами,
фишками, звездочками, наклейками, штампиками и др.).
Содержание и формы коррекционной работы учителя:
 наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;
 поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией
школы, родителями;
 составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ (по запросу родителей или законных представителей);
 составление индивидуальных карт развития учащегося (вместе с педагогом-психологом, учителем-логопедом и учителямипредметниками);
 контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
 создание комфортного микроклимата в классе для каждого учащегося с ОВЗ;
 организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.
Создание условий для повышения качества коррекционной работы:
 формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
 обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков

предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
 побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
 установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим
действием;
 использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
 максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
 разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во
внутреннем отношении друг к другу;
 использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия;
 преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
Цель коррекционно-развивающих занятий:
Коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи детей средствами изучаемого программного материала, повышение
уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
1. создавать условия для развития сохранных функций;
2. формировать положительную мотивацию к обучению;
3. восполнять пробелы предшествующего развития и обучения, повышать уровень общего развития;
4. коррегировать отклонения в развитии познавательной сферы и речи;
5. совершенствовать умение общаться, развивать коммуникативные навыки;
6. способствовать усвоению знаний, умений, навыков, предусмотренных программой коррекционно - развивающего обучения для детей
с задержкой психического развития в 1-4 классах (общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем
мире);
7. формировать навыки чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу.
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
3. Развитие основных мыслительных операций.
4. Развитие различных видов мышления.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, в том числе работа над ошибками в домашних, самостоятельных и контрольных
работах.
Реализация на коррекционных занятиях основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей
развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих(стимулирование, обогащение
содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
2. Принцип единства диагностики и коррекции.
3. Деятельностный принцип коррекции.
4. Учет индивидуальных особенностей учащегося.
5. Принцип динамичности восприятия (разработка заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия, что способствует
развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей).
6. Принцип продуктивной обработки информации (развитие навыка переноса обработки информации, реализация механизма
самостоятельного поиска, выбора и принятия решения).
7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала (создание благоприятного, эмоционального фона, стимулирование
положительных эмоций).

№
п/п
1.

Проявление
проблем
Пропуск гласных
букв, слогов,
недописывание
слов и
предложений

Причины
( в чем проявляется)
Недостаточность звукобуквенного анализа.
Неустойчивость внимания.

Сниженная работоспособность.
Индивидуально-психологичекие
особенности (особенности
темперамента)

2.

Высота букв
несоответствует
высоте рабочей
строки.

Слабо развита тонкая моторика.
Не усвоено понятие « рабочая
строка».
Не сформирована зрительно –
двигательная координация.

Группы обучающихся

Коррекционная работа

Выделение отдельных слов
из квазислова или предложения.
Развитие зрительного и
звукобуквенного анализа.
Развитие фонематического анализа.
Щадящий режим (снижение учебной
нагрузки)
Повышение концентрации внимания,
усиление самоконтроля.

Развитие мелких дифферен-цированых
моторных актов и двигательных
умений.

3.

4.

5.

Неряшливое
письмо, сильный
нажим на ручку
или карандаш.

Неумение дифференцировать
мышечные усилия.

Зрительный анализ букв, выделение их
в слове.
Запоминание формы буквы и
соотношение ее частей и пропорций.

Тремор
( дрожание)
рук при письме.

Трудности в произвольном
управлении микромоторикой.

Раскрашивание картонок с разной
степенью нажима.

Очень медленный
темп письма.

Несформированность зрительно –
двигательных координаций
Недостаточное развитие
микроматорики.
Трудности в
произвольномуправле-нии
движениями.
Инертность нервных процессов.

Развитие фонематического и
звукобуквенного анализов.
Зрительный анализ букв, вы-деление их
в слове.
Предоставлять возможность работать в
доступном темпе; отводить больше
времени для выполнения заданий;
тренировочные игры на развитие
быстроты реакции;
выполнять задания вс ограничением
времени работы; формировать
личностные качества (собранность,
организованность, умение быстро
сосредотачиваться).
Развитие фонематического анализа

.

6

Ошибки на определение места звука
в слове.

Несформированности фонетико –
фонематического анализа

7

Трудности при
выделении слова из
предложения, при
определении количества названных
слов.

Недостатки в развитии
вербального анализа.
Несформированность понятия
числа.

Выделение отдельных слов
из квазислова или предложения

8

Затруднения при
усвоении
правильного
начертания букв.

9

Затруднение в
употреблении
заглавной буквы.
Пропуск гласных
букв, слогов, недописывание слов и
предложений.

10

11

12

С ошибками
списывают.

Недостаточность развития
зрительного анализа.
Недоразвитие микроматорики.
Несформированностьдифференцированности зрительных
образов букв.
Неусвоено соответствующее
правило.

Зрительный анализ букв, выделение их
в слове.
Запоминание формы буквы и
соотношение ее частей и пропорций.

Недостаточность звуко –
буквенно-го анализа.
Неустойчивость внимания.

Развитие фонематического и
звукобуквенного анализов.
Зрительный анализ букв, вы-деление их
в слове.

Несформированность процессов
зрительного анализа.
Неустойчивость произвольного
внимания.
Неумение поэлементарновоспроизводить образец.
Слабое развитие кратковременной
памяти.
Искажение почерка Недостатки в развитии зрительно(нестабильность
двигательной координации.
графических форм) Недостаточность развития
прочессов зрительного анализа..
Отсутствие прочно связи между
зрительными и двигательными
образами букв.

Ликвидация пробелов в знаниях через
упражнения

Развитие фонематического анализа.
Развитие мелких дифферен-цированных
моторных актов и двигательных
умений.

Упражнения на развитие зрительного
анализа, развития орфографической зор-кости и на
точное непосред-ственное зрительное
запоми-нание.
Развитие анализирующего наблюдения.
Зрительного анализа.
Развитие зрительно-двига-тельной
координации.

13

Трудности с
Недостаток в развитии фонетикоупотреблением
фонематического анализа.
мягкого знака и
правильным
написанием мягких
согласных.

14

«Зеркальное» написание букв, неузнавание букв в переввернутом виде.

Недостаточность зрительного анализа.
Недостаточность развития анализа
пространственных отношений.

15

Неумение
выделять
предложение из
текста, слитное
написание
предложений.

Несформированность вербального
анализа.

Упражнение на запоминание форм
буквы и соотнесение ее частей и
пропорций.
Зрительные диктанты на вербальном
материале
Развитие фонематического анализа.
Развитие мелких дифферен-цированных
моторных актов и двигательных
умений.

Развитие зрительного анали- за.
Упражнения на запоминание формы
буквы и соотношения ее частей и
пропорций.
Развитие пространственных
представлений.
Развитие зрительного вер -бального
анализа.
Квазислова.

№
п/п

Проявление
проблем

Причины
( в чем проявляется)
Не усвоено понятие «звук» и
«буква» и их соотношение.
Не развит процесс звукобуквенного анализа
Недостаточное развитие памяти.
Слабая познавательная
активность

Группы обучающихся

Коррекционная работа

1

Путает звуки и
буквы

Отработать понятия «звук» и «буква
Коррекция звуко-буквенного анализа

2

Ограниченный
словарный запас.

3

Смешивание значе
ний слов.

Недостатки в артикуляции.
Недостаточная гибкость
мышления.

4.

Нечеткое произно
шение

Недоразвитие фонематического
восприятия

Обогащать словарный запас
слов.
Развивать воображение, мышление

5

Неосмысленное
чтение.

Негибкость мышления.
Неустойчивость внимания.

Обогащать словарный запас слов.
Развивать воображение, мышление.

6

Плохое
запоминание прозы
и стихотворений.

Механическое запоминание.
Недостаточно развито
воображение.

Развитие опосредованной памяти.
Развитие произвольного слуховаго запоминания.
Развитие воображения.

Развивать произвольное слуховое запоминание.
Развивать умение находить и устанавливать
связи между отдельными элементами материала.
Учить абстрагированию
Коррекция сбоя в артикули
ровании.
Развитие гибкости мышления

7

8

9

Повторное
считывание той же
строки, пропуск
строчки, считывание
вышерасположенной
строчки вместо
нижней
Низкая скорость
чтения.

Не умеет выделить
главное в
прочитанном.

10 Невыразительность
чтения

Недостаточное развитие анализа
пространственных отношений.
Неустойчивость произвольного
внимания.

Развитие процессов произвольного внимания.
Развитие пространственных представлений.

Не выработаны прочные
ассоциации между буквой и
звуком
Малый объем восприятия.
Инертность нервных процессов.
Неустойчивость произвольного
внимания.
Недостатки в развитии
вербально-смыслового анализа.
Низкий уровень развития
произвольной памяти.
Не понимает читаемого.
Не умеет подчинить свою речь
синтаксическому строю
читаемого.
Плохо владеет техникой чтения.

Развитие процессов произвольного внимания.
Увеличение объема восприятия.
Расширение объема кратковременной памяти,
целостность восприятия слов.

Развитие процессов произвольного внимания.
Развитие процессов произвольной слуховой
памяти.
Развитие навыка понимания и обобщения.
Развитие смысловой памяти.

№ Проявление
п/п проблем
1.
Неряшливое
написание цифр,
высота цифр не
соответствует
высоте клеток в
тетради.
2.

3.

4.

5.

Ошибки при решенииарифметических примеров
Затруднения при
разложении числа
на удобные для
вычисления части
Тугодумость,
замедленный темп
умственной
деятельности.
Затруднение в
счёте, отсутствие
устойчивых
навыков счёта

Причины
( в чем проявляется)
Несформированность процессов
зрительного анализа.
Недостатки в развитии мелкой
моторики рук.
Недостаточное развитие анализа
пространственных отношений

Группы обучающихся

Коррекционная работа
Развитие зрительного анализа.
Выполнение гимнастики пальцев.
Вырезание по контуру раз- ной степени
сложности.
Развитие пространственных представлений.

Недостаточное развитие анализа
пространственных отношений

Развитие гибкости мышления

Недостаточный уровень развития
процессов анализа.
Несформированностьмыслительной операции «анализ через синтез».
Инертность нервных процессов.
Недостаточное развитие основных
мыслительных операций( анализа,
синтеза, обобщения и др.)
Несформированность перехода из
конкретного плана действий
Несформированость
математических понятий

Развитие пространственных представлений.
Словесные лабиринты.
Математические диктанты.

Развивать гибкость мысли-тельной
деятельности.
Операция абстрагирования
Развитие операции абстрагирования
Формирование математических понятий

6.

Неумение решать
задачи.

Несформированность мыслительной
операции обобщения.
Шаблонность мышления

Предоставление возможнос-ти работать в
удобном темпе.
Развитие мыслительных операций.
Развитие гибкости мысли-тельных процессов.
Развивать способность к пониманию и
обобщению
Словесные лабиринты.
Математические диктанты

7.

Трудности при
выполнении
счётных операций
с переходом через
десяток
Отсутствие устойчивых навыков
счета.

Недостаточный уровень развития
процессов анализа.
Несформированностьмыслитель-ной
операции «анализ через синтез».

Развитие пространственных представлений
Словесные лабиринты.
Математические диктанты

Недостаточно сформирован
внутренний план действий.
Недостаточное развитие анализа
пространственных отношений.
Сниженный уровень
интеллектуальной деятельности.
Сниженная работоспособность.
Несформированность мыслительной
операции установления
закономерностей.
Несформированность мыслительной
операции «анализ через синтез».
Недостаточное развитие смысловой
памяти
Недостаточнаяотдифференцированн
остьпонятий «сложение»,
«вычитание»

Развитие пространственных представлений.
Развитие внутреннего плана действий.
Развитие гибкости мышления.

8.

9.

Использование
нерациональных
приемов решения
примеров и задач.

10

Трудности в
названии
компонентов при
выполнении
арифметических
действий

Развивать гибкость мысли-тельной деятельности.
Операция абстрагирования

Развитие смысловой памяти
Развитие умения устанавливать смысловые связи
с относительными элементами
Развивать понятия взаимосвязи операций
сложения и вычитания

11

Смешивание
Несформированность мыслительной
действий сложения операции «анализ через синтез».
и вычитания
Несформированность процессов
зрительного анализа.
Недостаточное развитие анализа
пространственных отношений

Развитие зрительного анализа.
Развитие пространственных представлений.
Развивать понятия взаимосвязи операций
сложения и вычитания

12

«Зеркальное»
написание цифр

Развитие зрительного анализа.
Развитие пространственных представлений

13

Трудности при
осуществлении
сравнения

Недостаточно развитость процесса
зрительного анализа
Недостаточное развитие анализа
пространственных отношений
Отсутствие прочной связи между
зрительным и двигательным образом
цифр
Отсутствие обобщённости
мыслительной операции сравнения.
Недостаточная гибкость
мыслительной деятельности

Развивать гибкость мыслительной деятельности.
Операция абстрагирования

Календарно-тематичекое планирование ИГКЗ (литературное чтение) 2 класс – 1ч в неделю – 34 ч.
№ п/п
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34

дата Кол-во часов
Тема занятия
2
Коррекция навыков чтения. Развитие плавного безошибочного чтения.
2
Формирование навыков связной речт. Составление рассказа по картинке.
2
Развитие слухового восприятия. Обучение пересказу.
2
Развитие умения устанавливать логические связи между событиями в тексте.
Формировать умение делить текст на части.
2
Развитие памяти. Алгоритм запоминания стихотворений.
2
Развития функций внимания. Переключение. Составление рассказа по
плану.
2
Формирование навыка плавного чтения. Работа с текстом.
2
Развитие умения осознанного чтения. Составление плана текста.
2
Коррекция зрительно-моторной координации. Развитие умения исключать
лишнее.
2
Формирование умения строить высказывания в определённой композиции.
2
Активизация мыслительной деятельности при чтении. Разъяснение смысла
пословиц.
2
Развитие навыков осознонного чтения . Работа с текстом.
2
Развитие речи. Обогащение пассивного и активного словаря.
2
Работа с деформированным текстом. Обучение пересказу.
2
Развитие навыка плавного выразительного чтения.
2
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
2
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Календарно-тематичекое планирование ИГКЗ (русский язык) 2 класс – 1ч в неделю – 34 ч.
№ п/п
1-2
3-4
5-6
7-8

дата Кол-во часов
2
2
2
2

9-10
11-12

2
2

13-14

2

15-16

2

17-18

2

19-20

2

21-22

2

23-24
25-26
27-28

2
2
2

29-30
31-32
33- 34

2
2
2

Тема занятия
Формирование навыков каллиграфического письма.
Коррекция орфографической зоркости. Построение и запись предложений.
Развитие слухового восприятия. Письмо под диктовку.
Развитие умения устанавливать логические связи между событиями в тексте.
Обучение изложению.
Развитие памяти. Алгоритм запоминания стихотворений. Письмо по памяти.
Развития функций внимания. Переключение. Составление рассказа по
плану. Запись предложения.
Коррекция слуховой памяти. Формирование умения проверять безударную
гласную в корне слов.
Развитие слухового восприятия. Совершенствовать умение переносить
слова.
Коррекция зрительно-моторной координации. Развитие умения исключать
лишнее.
Формирование умения строить высказывания в определённой композиции.
Знаки препинания в предложении.
Активизация мыслительной деятельности при чтении. Развитие
орфографической зоркости при письме.
Развитие навыков каллиграфии. Совершенствование скорописи.
Развитие речи. Обогащение пассивного и активного словаря.
Развитие навыков самоконтроля при письме. Работа с деформированным
текстом.
Развитие слухового восприятия. Письмо под диктовку.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Календарно-тематическое планирование ИГКЗ (Математика) 2 класс (1 ч в неделю – 34 ч)
№ п/п
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34

дата Кол-во часов
Тема занятия
2
Коррекция пространственных представлений. Определение места числа в
натуральном ряду. Числа от 20-100.
2
Коррекция мыслительных операций. Ориентировка в цифровом ряду.
2
Коррекция навыков саморегуляции. Формирование двигательных навыков
письма.
2
Коррекция представления о геометрических фигурах.
2
Коррекция зрительного анализа. Ориентация на странице.
2
Организация внутреннего плана действий. Восполнение пробелов в знаниях.
2
Формирование понятий «величины».
2
Формирование навыков устных вычислений в пределах 100. Состав числа.
2
Коррекция логического мышления. Решение задач.
2
Развитие мелкой моторики. Алгоритм письменных приёмов сложения и
вычитания.
2
Коррекция саморегуляции. Развитие графических навыков.
2
Коррекция и развитие смысловой памяти. Понимание связи между
компонентами умножения и деления..
2
Коррекция долговременного запоминания. Таблица умножения и деления на 2
и 3.
2
Коррекция логического мышления. Алгоритм решения задач изученного вида.
2
Коррекция мыслительных операций. Формирование устойчивых навыков
счёта.
2
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
2
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».