Рабочая рограмма Курса внеурочной деятельности ШАХМАТЫ 2023-2024

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Асбестовская школа-интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

Рассмотрено
Руководитель ШМО
_____ /______________ /
Ф.И.О.
Протокол от__________
№ __________________

Согласовано
Утверждаю
Заместитель директора по ВР Директор ГБОУ СО
________ /Н.А. Кравченя/
«Асбестовская школа-интернат»
_________/Л.М. Салимзянова /
«___» _________ 20____г.
Приказ от________________
№ ______________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности

«Шахматы»
(название курса внеурочной деятельности)
для ___________3 «а» , 5 «а»______________
(класс)
на______________2023-2024_________учебный год
педагога ____Асановой Марины Александровны______
(Ф.И.О.)

г. Асбест, 2023 год

Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ " О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации".
3.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»
4. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 г. N 1025).
5. Программа разработана с учётом программы И.Г. Сухина «Волшебные фигуры».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
7. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
образования для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО
«Асбестовская школа-интернат».

Коррекционные методы и приемы
- создание атмосферы доброжелательности;
- дозировка материала;
- использование наглядности;
- чёткие инструкции по выполнению работы;
- алгоритмизация действий;
- постановка наводящих вопросов;
- предупреждение ошибок;
- исключение сложных заданий;
- чередование видов деятельности;
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемный;
- репродуктивный;
- игровой;
-выполнение задания по образцу, по подражанию;
-многократность повторения, напоминания, каждый урок продолжение
предыдущего.

Особенности содержания программы:
Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным,
предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Ведь
школьник обучается лишь в той мере, в какой она становится его собственной
программой. А это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на
свойственных детям- потребностях и интересах. Именно действие – способ
познания ребенком окружающего мира. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то
всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что
также важно для наших целей.Отведение нескольких занятий для изучения
каждой фигуры объясняется тем, что на первом занятии дается лишь краткая
информация об особенности этой фигуры, ее возможностях, а закрепление хода
обеспечивается при минимальном количестве других фигур. На следующих
занятии возможности этой же фигуры рассматриваются во взаимодействии с
большим количеством своих и неприятельских фигур, а навыки и умения
оперирования изучаемой фигурой всеми детьми доводятся до сравнительно
высокого уровня, позволяющего в дальнейшем без затруднения перейти к
изучению последующего материала.
Особое внимание следует уделить шахматным играми и отработке
шахматных упражнений, выполнение которых способствует не только
закреплению пройденного материала, но и повышает интерес учащихся к
шахматным занятиям. Такие занятия планируются после изучения крупных тем.
Особую трудность представляет усвоение учащихся понятия «мата» и
«пата», то есть того, без чего шахматная партия не имеет смысла. В первый год
обучения дети получают лишь общее представление об этих понятиях.
На
втором году обучения этому моменту программы уделяется гораздо большее
внимание. Для разъяснения этих понятий педагог подбирает как можно больше
матовых и патовых позиций и применяет разнообразные формы. Одной из
эффективных форм этой работы является коллективное, групповое и
индивидуальное придумывание таких позиций самими учащимися.
Тематическое планирование:
№

Тема

Содержание

1

«В Стране Шахматных
Чудес»

Знакомство с шахматами. Белые и черные.
Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Просмотр обучающего видео «Приключения в

Кол-во
часов

Шахматной стране».

2

Шахматы в сказках

Продолжить знакомство с названиями
шахматный фигур. Чтение и инсценировка
дидактической сказки «Шахматный теремок»,
«Шахматная репка», «Шахматный колобок».

3

Шахматные игры и
упражнения

Дидактические задания и игры «Кубик»,
"Волшебный мешочек", "Угадайка», «Большая и
маленькая",

4

«Проспекты, улицы и
переулки Волшебной
Доски»

Понятие «шахматная доска», «шахматное
поле», «партнеры» Расположение доски между
партнерами. Разновидности досок. Центр
доски. Количество полей в центре.
Дидактическая игра «Собери доску».

5

Волшебная шахматная
доска. Горизонталь

Горизонтальная линия. Количество полей в
горизонтали. Количество горизонталей на
доске. Игра «Нарисуй горизонталь»

Волшебная шахматная
доска. Вертикаль

Вертикальная линия. Количество полей в
вертикали. Количество вертикалей на доске.
Чередование белых и черных полей в
горизонтали и вертикали. Игра «Исправь
ошибку»

Волшебная шахматная
доска. Диагональ

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали
и вертикали. Количество полей в диагонали.
Большая белая и большая черная диагонали.
Короткие диагонали. Игра «Раскрась
диагональ».

Шахматные игры и
упражнения

Игра «Собери шахматную доску». Упражнение
«Правильно положи перед собой шахматную
доску». Дидактические задания и игры
"Горизонталь", "Вертикаль". Дидактическое
задание "Диагональ".

«Ворота Каиссии»

Расстановка фигур перед шахматной партией.
Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между
горизонталями и начальным положением
фигур. Дидактические задания и игры
"Волшебный мешочек", "Да и нет", «Расставь
фигуры».

6

7

8

9

Шахматные игры и
10
упражнения

Дидактические задания и игры "Волшебный
мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура",
"Угадай". Игра-соревнование «Кто быстрее

расставит фигуры».

11

«Прямолинейная,
бесхитростная фигура»

«Я - Ладья».
12

13

14

15

Шахматные игры и
упражнения

Место ладьи в начальном положении. Понятие
«ход», «взятие». Ход ладьи. Взятие.
Дидактические задания и игры "Лабиринт",
"Перехитри часовых", "Один в поле воин",
"Кратчайший путь".
Дидактические игры "Захват контрольного
поля", "Защита контрольного поля", "Игра на
уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи
против одной, две ладьи против двух).

«Совсем этот слон на
слона не похож»

Ход слона, взятие. Понятие «белопольные и
чернопольные слоны». Дидактические задания
"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле
воин", "Кратчайший путь".

«Вежливые Слоны»

Понятие «легкая и тяжелая фигура».
Дидактические игры "Захват контрольного
поля", "Защита контрольного поля", "Игра на
уничтожение" (слон против слона, два слона
против одного, два слона против двух),
"Ограничение подвижности".

Ладья против слона

Дидактические задания "Перехитри часовых",
"Сними часовых", "Атака неприятельской
фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита",
"Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем".
Дидактические игры "Захват контрольного
поля", "Защита контрольного поля", "Игра на
уничтожение"
Дидактическая игра “Волшебный мешочек”.

16

Шахматные игры и
“Угадайка”. Педагог словесно описывает одну
упражнения
из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это
за фигура.

17

В гостях у Ферзя

Место ферзя в начальном положении. Ход
ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.
Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри
часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший
путь". Просмотр диафильма "Волшебные
шахматные фигуры».

18

«Могучая фигура».
Шахматные игры и
упражнения

“Угадай”. “Секретная фигура”. Дидактические
игры "Захват контрольного поля", "Защита
контрольного поля", "Игра на уничтожение"

(ферзь против ферзя), "Ограничение
подвижности".

19

20

21

Ферзь против ладьи

Дидактические задания "Перехитри часовых",
"Сними часовых", "Атака неприятельской
фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй
фигуру". Дидактические игры "Захват
контрольного поля", "Защита контрольного
поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против
ладьи),

Ферзь против слона

Дидактические игры "Захват контрольного
поля", "Защита контрольного поля", "Игра на
уничтожение» (ферзь против слона, ферзь
против ладьи и слона, сложные положения),
"Ограничение подвижности".

«Прыг, скок и вбок»

Место коня в начальном положении. Ход коня,
взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические
задания "Лабиринт", "Перехитри часовых",
"Один в поле воин", «След коня».
"Кратчайший путь"
Дидактические игры "Захват контрольного
поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два
коня против одного, один конь против двух, два коня
против двух), "Ограничение подвижности".

22

Хитрая фигура.

23

Конь против ладьи

Дидактические задания "Перехитри часовых",
"Сними часовых", "Игра на уничтожение" (конь
против ладьи).

Конь против слона

Дидактические задания "Атака неприятельской
фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита",
"Игра на уничтожение" (конь против слона)

25

Конь против ферзя

Дидактические задания «Выиграй фигуру".
Дидактические игры "Захват контрольного
поля", "Игра на уничтожение» (конь против
ферзя, сложные положения)

26

Детский сад "Чудесная
Пешка"

Место пешки в начальном положении. Ход
пешки, взятие. Дидактические задания
"Лабиринт", "Один в поле воин".

27

«Ни шагу назад!»

Взятие на проходе. Превращение пешки.
Дидактические игры "Игра на уничтожение"
(пешка против пешки, две пешки против одной,

24

одна пешка против двух, две пешки против
двух, многопешечные положения),
"Ограничение подвижности".

28

29

30

31

32

Пешка против ладьи

Дидактические задания "Перехитри часовых",
"Атака неприятельской фигуры», Дидактические
игры "Игра на уничтожение" (пешка против
ладьи)

Пешка против слона

Дидактические задания «Двойной удар",
"Взятие", Дидактические игры "Игра на
уничтожение" (пешка против слона)

Пешка против коня

Дидактические задания "Перехитри часовых",
"Защита", Дидактические игры "Игра на
уничтожение" (пешка против коня)

Пешка против ферзя

Дидактические задания «Атака неприятельской
фигуры", "Взятие", Дидактические игры "Игра на
уничтожение" (пешка против ферзя)

Куда идет Король?

Место короля в начальном положении. Ход
короля, взятие. Дидактические задания
"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле
воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра
"Игра на уничтожение" (король против короля).

«И Король жаждет боя»

33

Король против других
фигур
Как Ладья «похудела»
Рокировка

Дебют.
34

Шахматная партия
Мат

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Защита от шаха. Дидактические задания "Шах
или не шах", "Поставь шах", "Защита от шаха".
Дидактические игры и задания.
Дидактические задания "Перехитри часовых",
"Сними часовых", "Атака неприятельской
фигуры", "Двойной удар", "Взятие". "Игра на
уничтожение"
Длинная и короткая рокировка. Правила
рокировки. Дидактическое задание
"Рокировка".

Игра всеми фигурами из начального положения.
Дидактическая игра "Два хода". Правила
дебюта. Игра всеми фигурами из начального
положения. Игра всеми фигурами из начального
положения.
Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем,

пешкой. Дидактическое задание "Мат или не
мат". Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой (простые примеры).
Дидактическое задание "Мат в один ход".
Дидактическое задание "Поставь мат в один
ход".
Итого:

Литература:
1. Авербах, Ю.Л. Путешествие в шахматное королевство / Ю.Л. Авербах,
М. А. Бейлин. – М.: ФиС, 2016, 288 с.
2. Габбазова А.Я. Учимся играть в шахматы: Учебное пособие / А.Я.
Габбазова. – Ульяновск: УлГТУ, 2012, 96 с.
3. Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников /
А.З. Зак. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж:
Изд-во 137 НПО «МОДЭК», 2013, 192 с.
4. Кормишкин А. Шахматы для всех / А. Кормишкин – М.: Триумфальная
арка, 2014, 288 с.
5. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или учусь и учу: Пособие для
учителя / И.Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение,2012, 120с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».