Аннотация к рабочей программе по ИЗО 1-7 классы 2021-2022

Аннотация к рабочей программе
по изобразительному искусству
(1 - 7 классы)













Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе
ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ООО а также на основе авторской
программы
«Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на
достижение учащимися личностных, метапредметных, предметных результатов, а также
на реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательного
процесса.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие
визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в
процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество
посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие
произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального
образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным
действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения
видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального
образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными
материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной,
бытовой и производственной среды.
Общая характеристика предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую
образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность,
художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей
действительности.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный
характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных
искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и
декоративно-прикладного искусства.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства
познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся
художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на
основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к
выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника
основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании
художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в
обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в
сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых
подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
А также способствует овладению учащимся основами культуры практической работы
различными художественными материалами и инструментами для эстетической
организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
предусматривает в основной школе обязательный учебный предмет - "Изобразительное
искусство". Предмет изучается: с 1 по 7 классы. На изучение предмета отводится 1 ч. в неделю, 34 ч. в
год.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной
школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по
программе «Изобразительное искусство»: - чувство гордости за культуру и искусство
Родины, своего народа; - уважительное отношение к культуре и искусству других народов
нашей страны и мира в целом; - понимание особой роли культуры и искусства в жизни
общества и каждого отдельного человека; - сформированность эстетических чувств,
художественно-творческого
мышления,
наблюдательности
и
фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности; - овладение навыками
коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде
одноклассников под руководством учителя; - умение сотрудничать с товарищами в
процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности: - овладение умением творческого видения с
позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы; - использование средств информационных технологий
для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по
живописи, графике, моделированию и т.д.; - умение планировать и грамотно осуществлять
учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно- творческих задач; - умение рационально строить
самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких
и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения

учебного предмета: - знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной
(народные и прикладные виды искусства); - знание основных видов и жанров
пространственно-визуальных искусств; - понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; - применение
художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественнотворческих работ; - способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально
оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; - умение
обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании,
сюжетах и выразительных средствах; - усвоение названий ведущих художественных
музеев России и художественных музеев своего региона; - умение видеть проявления
визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре,
на празднике; - способность использовать в художественно-творческой деятельности
Требования к результатам освоения программы (5 класс)
Предметные:






понимать место и значения современного декоративного искусства в жизни человека и
общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества,
материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись
по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественно-познавательного
кругозора;
осознавать богатые возможности современного пластического языка, а также различий
в творчестве художника, работающего в области современного декоративного
искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства;
выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного
декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также
средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном
виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в
работе над декоративной композицией (панно) в конкретном материале;

Метапредметные:






приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её
содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания,
умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и
проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников,
родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например,
«Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран
и эпох для современного человека?» и т. д.);
научатся принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов
изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности,
содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на
предмет
изучения
классического
декоративно-прикладного
искусства,
умение
классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и
социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать
результат;
смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе
согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.

Личностные:

уважение и интерес к художественной культуре других стран и народов, в частности к
классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой
цивилизации;
 социальное видение предметного мира классического декоративно-прикладного искусства,
позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не
обособленно, а в контексте своего времени;
 активное и заинтересованное отношение к познанию, а также готовность и способность
учащихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как
созидательной, преобразующий мир деятельности человека;
осознание мира через освоение художественного наследия народов.


Требования к результатам освоения программы (6 класс)

Личностные:

















знать имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее
известные произведения;
жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр
изобразительного искусства;
отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIII— XIX вв. как архитектурного
ансамбля, отражающего особенности классицизма;
зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения;

Метапредметные:

передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как
важное дополнение к раскрытию образа;
выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка,
фигуры участников бала);
передавать движение фигуры человека в пространстве;
проявлять творческую активность художественно-практической компетентности в выборе и
овладении средствами художественной выразительности разных видов искусств;

Предметные:

выполнять план проектируемого объекта; конструировать простые геометрические формы
при создании модели космического корабля;
выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на повтор, вариацию,
импровизацию как принципы народного творчества;
участвовать в творческих группах при выполнении коллективных работ разного вида.
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни:
проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эстетическом восприятии
художественных произведений и заключенных в них духовно-нравственных ценностей и
идеалов, при посещении художественного музея, выставки, а также при просмотре кино,
театральных постановок, чтении художественной литературы;
использовать свою художественно-практическую компетентность — владение средствами
художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и
декоративно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего
города, родного края.

Требования к результатам освоения программы (7 класс)









Личностные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку. Его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. К истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
































освоение социальных норм, правил поведения; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте
и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования
и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования с учетом общих требований стандарта и специфики изучаемых
предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать
успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное
искусство» должны отражать:















формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения;
развитие
эстетического,
эмоционально-ценностного
видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,
зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и
творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись,
графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах
(театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся
на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика,
мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия; формирование активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно значимой ценности.
На изучение предмета отводится 1 ч. в неделю.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».