Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ОВЗ (ЗПР) на уровне начального общего образования (1-4 классы)

1

Содержание:
Пояснительная записка
I

Цель и задачи программы воспитания и социализации обучающихся на ступени
начального общего образования

II

Основные направления и ценностные основы воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования

III

Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации
обучающихся на ступени начального общего образования

IV

Содержание и методы коррекционной работы с обучающимися с ЗПР

V

Содержание программы воспитания и социализации обучающихся на ступени
начального общего образования

VI

Планируемые результаты программы воспитания и социализации обучающихся на
ступени начального общего образования

VII

Методологический
обучающихся

инструментарий

мониторинга

воспитания

Приложения:
Характеристика класса
Календарное планирование работы по основным направлениям
Коррекционная работа с воспитанниками
Работа с родителями
Результат воспитанности

2

и

и

социализации

cоциализации

Пояснительная записка
В современном обществе число детей с отклонениями в психическом развитии
увеличивается. По данным Министерства образования РФ, количество учащихся, которые не в
состоянии освоить образовательные программы, составляет около 20 – 30 %, а около 70 – 80 %
из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Массовый характер указанной
тенденции является одной из причин остроты постановки проблемы так называемых
«трудных» детей, испытывающих затруднения как в обучении, так и в социализации. Чаще
всего это дети из неблагоприятных в разных отношениях семей, лишённых реальных
жизненных перспектив, которые, сталкиваясь с неблагополучной атмосферой дома и в школе,
быстро приобретают опыт жизненных неудач. При неуспехах в школе и отсутствии
поддержки дома у них закрепляется низкая самооценка, ещё больше нарушается их
успеваемость и поведение, и в результате искажается вся система их ценностей и жизненная
ориентация. Общую картину подобных нарушений развития можно охарактеризовать как
дезадаптацию детей и подростков, проявляющую в их неспособности не только полноценно
учиться, но жить и действовать в нашем обществе.
Подводя итоги всему сказанному, можно констатировать, что в силу ряда
социальных, экологических и других причин отклонения в здоровье стала «нормальным»
явлением в нашем обществе. Анализ всех аспектов ситуации показывает, что оказание
помощи таким детям является актуальной в педагогике, нам необходимо вернуть ребёнка на
путь развития, необходимо использовать системный подход с целостной взаимосвязанной
системой «родитель - ребёнок - педагог».
Выбор эффективных средств помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития,
должен быть основан не только на чётком понимании причин отклонения от нормы, но и на
выявление и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать
влияние на возможности адаптации ребёнка в конкретных условиях его жизнедеятельности.
Это поставило передо мной задачу разработки специальной программы воспитательной
работы для оказания такой помощи детям непосредственно в школе.
Нормативно-правовая база, лежащая в основе разработки рабочих программы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ " О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации".
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04. 2002 г. № 29/2065-п
«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «Овнесении изменений
в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».
8. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об
утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015).
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об

3

утверждении
санитарно-эпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
"Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
11. Устав ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат».
12. Учебный план основного общего образования ГБОУ СО «Асбестовская школа-интернат» в
соответствии с ФГОС ООО.
Программа воспитания и социализации обучающихся реализуется по следующим направлениям:
 воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека;
 воспитание нравственных чувств и этического сознания;
 воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
 формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
 воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
 воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях.
По каждому направлению разработан модуль, содержащий цель, задачи, соответствующую
систему базовых ценностей, особенности организации содержания. В каждом модуле приведены виды
деятельности и формы занятий с обучающимися, определены условия совместной деятельности школы
с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и
воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие
пути реализации данного модуля.
Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по
организации целостного пространства воспитания и социализации обучающихся и является
документом, определяющим воспитательную деятельность образовательного учреждения.
Сроки реализации Программы: 5 лет

1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся с ЗПР на ступени начального общего образования
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и
принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих
ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа
Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное
расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности
человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и
нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в
целом.

Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – воспитание,
социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России,
принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
4


























Задачи в области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в
учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на
основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования,
самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться
лучше»;
укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных
традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного
поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,
должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной
самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности
младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства,
осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм,
давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и
этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно
оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и
поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на
основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения
противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим
угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности
в пределах своих возможностей;
формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания
другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским
религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным,
религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:
 формирование отношения к семье как к основе российского общества;
 формирование у младшего школьника почтительного отношения
осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
5

к

родителям,

 знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями
российской семьи.
Таким образом, цель программы воспитания и социализации обучающихся на ступени
начального общего образования направлена на создание модели выпускника школы.
Модель выпускника начальной школы
Знания и умения
1. Достаточный уровень базовых знаний
общеобразовательных программ по предметам
учебного
плана,
необходимый
для
продолжения обучения на ступени основного
общего образования.
2. Овладение
навыками
учебной
деятельности, навыками самоконтроля учебных
действий.
3. Умение решать проектные задачи.
4. Овладение основами ИКТ с целью
самостоятельного приобретения знаний.
5. Умение
работать
со
словарями,
энциклопедиями, картами, атласами.

Здоровье
1. Ценностное
отношение
к
сохранению здоровья.
2. Знание основных факторов среды,
негативно влияющих на здоровье
человека, понимание механизма их
влияния и последствий.
3. Знание
способов
здоровьесбережения.
4. Получение
опыта
здоровьесбережения.
5. Овладение
основами
личной
гигиены и здорового образа жизни.
6. Соблюдение режима дня.
7. Стремление
стать
сильным,
быстрым, ловким и закаленным,
желание попробовать свои силы в
занятиях физической культурой и
спортом.

Творчески развитая личность, умеющая мыслить, организовать свою деятельность
для решения учебных задач.
1.
2.
3.
4.
5.

Познавательная деятельность
Мотивация достижения успеха.
Самостоятельно работающая личность.
Учебно-познавательные интересы.
Ответственность за результат обучения.
Участие в конкурсах, олимпиадах.

1.
2.
3.
4.

Культура личности, жизненная и
нравственная позиция
Социальная мотивация.
Уверенность в себе.
Инициативность, самостоятельность.
Навыки сотрудничества в разных видах
деятельности.

2.
Основные направления и ценностные основы воспитания и
социализации обучающихся с ЗПР на ступени начального общего
образования
Общие задачи воспитания и социализации обучающихся начальной школы
классифицированы по направлениям, каждое из которых раскрывает одну из существенных
сторон духовно-нравственного развития гражданина России, основано на определенной
системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися.
Организация воспитания и социализации обучающихся осуществляется по следующим
направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;
правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими
6

поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и
ответственность; доверие к людям.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь;
достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода
совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной
картине мира.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность;
настойчивость в достижении целей; бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного
коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие;
художественное творчество.
В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический,
системно-деятельностный, развивающий.
Аксиологический подход.
Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни.
Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших
школьников, педагогов и родителей.
Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых
национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир
абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад
жизни младшего школьника.
Системно-деятельностный подход.
Этот подход является определяющим для основной образовательной программы
начального общего образования.
Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации
уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и
социализация в структурно-методологическом плане. Это не рядоположенный вид социальнопедагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая
различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник
посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким
образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к
организации пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.
Развивающий подход.
Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной
технологии духовно-нравственного развития обучающегося.
Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной
ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как
в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном
принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной
установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер
7

воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть
понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как
минимум в одной практической ситуации).

3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и
социализации обучающихся с ЗПР
Программа направлена на формирование морально-нравственного, личностно
развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной
жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития
обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.
Уклад школьной жизни – это процесс формирования жизни обучающихся,
организуемый педагогическим коллективом гимназии при активном и согласованном участии
семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и
спорта, традиционных российских религиозных организаций.
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом
традиционных нравственных начал. Школа вводит ребенка в мир высокой культуры. Но
принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность.
Педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из
условий его духовно – нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения
пробуждается в человеке главное – совесть, его нравственное самосознание.
В основе Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного
общего и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат
перечисленные ниже принципы.
Принцип ориентации на идеал.
Идеал – это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная
степень нравственного представления о должном. В содержании программы духовнонравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть
актуализованы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах
народов России, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы
поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения.
Принцип следования нравственному примеру.
Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель
выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного
выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и
внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в
нем нравственную рефлексию, обеспечивает возможность построения собственной системы
ценностных отношений.
Принцип диалогического общения.
Диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями, учителем и
с другими взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог
исходит из признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту
ценность, которую он полагает как истинную. Выработка собственной системы ценностей
невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым.
Принцип идентификации (персонификации)
Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление
быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное
восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к
идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы 8

яркие, эмоционально-привлекательные образы людей. Персонифицированные
являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.

идеалы

Принцип полисубъектности воспитания
Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной
активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности.
Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовнонравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения
должна быть по возможности согласована. Национальный воспитательный идеал, система
базовых национальных ценностей должны быть приняты всеми субъектами развития и
воспитания обучающимися
Принцип системно-деятельностной организации воспитания
Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев, определял
воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы
поведения.
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность,
педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями,
сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации
пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовнонравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности:
 воспитание как деятельность должно охватывать все виды
образовательной
деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.
 системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на
воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и
социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по
возможности согласована.
Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников
оформляется в виде тематической программы. Основу такой программы составляют:
- система морально-нравственных установок и ценностей;
 многоукладность программы, которая охватывает различные виды образовательной и
социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной,
семейной, общественно полезной;
 содержание в программе ряда технологий воспитания и социализации по числу и
характеру своих базовых ценностей.

4. Содержание и методы коррекционной работы с обучающимися с ЗПР
Целью коррекционно-развивающей работы является оптимизация интеллектуальной
деятельности детей, формирование у них познавательных, регулятивных и коммуникативных
универсальных действий. По отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья
универсальные учебные действия выступают как предмет коррекционно-развивающей работы.
Для достижения положительного результата воспитанности необходимо использовать
принципы коррекционно-развивающей работы:
Принцип ориентации на позитив в поведении и характере воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья. Этот принцип требует рассмотрения ребёнка как
главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность.
Педагог должен видеть в ребёнке, прежде всего лучшее.
Принцип социальной адекватности воспитания воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья требует соответствия содержания и средств воспитания
социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребенка.
Принцип индивидуализации воспитания воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья предполагает определение индивидуальной траектории
социального
развития
каждого
воспитанника,
выделение
специальных
задач,
9

соответствующих его индивидуальным особенностям, определение особенностей включения
детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление
возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
Принцип социального закаливания воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого
усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных способов
этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку
социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Реализация коррекционно-развивающих приемов в работе с обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья пронизывает весь процесс духовно-нравственного
воспитания независимо от его содержания, а также определяю специфику взаимодействия с
детьми в зависимости от характера ведущего нарушения в развитии.

5. Содержание программы воспитания и социализации
обучающихся с ЗПР
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на
основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.
Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи,
соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды
деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены
условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными
учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены
планируемые результаты.
Модуль «Я - гражданин»
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
Задачи модуля:
Получение знаний
 о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни
общества, о его важнейших законах;
 о символах государства – Флаге, Гербе России, о государственных символах
Свердловской области, города Асбеста;
 об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в
общественном управлении;
 о правах и обязанностях гражданина России;
 о правах и обязанностях, регламентированных Уставом школы, Правилами
внутреннего учебно-воспитательного распорядка для учащихся;
 интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
 ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, как
государственному, языку межнационального общения;
 о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей
страны;
 о национальных героях и важнейших событиях истории России, и ее народах;
 интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, и
своего края;
 стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города, малой
Родины, своей страны;
 любовь к образовательному учреждению, своему городу, области, народу России;
 уважение к защитникам Отечества;
 умение отвечать за свои поступки;
10



негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к
невыполнению человеком своих обязанностей.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое
государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода
личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Основные направления работы
Воспитательные задачи







воспитание чувства патриотизма,
сопричастности к героической
истории Российского государства;
формирование у подрастающего
поколения верности Родине,
готовности служению Отечеству и
его вооруженной защите;
формирование гражданского
отношения к Отечеству;
воспитание верности духовным
традициям России;
развитие общественной активности,
воспитание сознательного
отношения к народному достоянию,
уважения к национальным
традициям.

Ключевые дела















День народного единства;
воспитательские часы, посвященные
Международному Дню толерантности;
месячник правовой культуры «Я –
человек, я – гражданин!»;
День Конституции;
месячник гражданско-патриотического
воспитания;
уроки мужества «Служить России
суждено тебе и мне», посвящённые Дню
вывода Советских войск из Афганистана;
День космонавтики;
Военно-спортивная игра «Зарница»;
акция «Ветеран» (поздравление ветеранов
Великой Отечественной войны и труда);
уроки мужества «Ты же выжил, солдат!»;
«Неделя Памяти» (мероприятия,
посвящённые Дню Победы);
День России;
интеллектуальные игры;
участие в районных, областных и
всероссийских конкурсах правовой,
патриотической и краеведческой
направленности.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
 посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
 привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
 изучение семейных традиций;
 организация и проведение совместных встреч, конкурсов и викторин;
 организация совместных экскурсий в музеи;
 совместные проекты.
Планируемые результаты:
 ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурноисторическому наследию, государственной символике, русскому и родному языку,
народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему
поколению;
 элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном
устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых
страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой
Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
 первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной
истории и культуры;
11





опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина,
товарища.
Модуль «Я – человек»

Направление 2: Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Задачи модуля:
Получение знаний
 о базовых национальных российских ценностях;
 различия хороших и плохих поступков;
 о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
 о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского
государства, в истории и культуре нашей страны;
 уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к
сверстникам и младшим;
 установления дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на
взаимопомощи и взаимной поддержке;
 бережного, гуманного отношение ко всему живому;
 правил этики, культуры речи;
 стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение
признаться в плохом поступке и проанализировать его;
 представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое
состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
 отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам
и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных
передач.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь,
достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере,
духовной культуре и светской этике.
Основные направления работы
Воспитательные задачи







формирование духовнонравственных ориентиров;
формирование гражданского
отношения к себе;
воспитание сознательной
дисциплины и культуры поведения,
ответственности и
исполнительности;
формирование потребности
самообразования, самовоспитания
своих морально-волевых качеств;
развитие самосовершенствования
личности.

Ключевые дела













День Знаний;
День пожилого человека;
День Учителя;
День матери;
День посвящения в первоклассники;
благотворительная акция «Дети – детям»;
КТД «Новогодний праздник»;
мероприятия ко Дню защитника
Отечества;
праздничные мероприятия, посвященные 8
марта;
совместные мероприятия с библиотеками
(праздники, творческая деятельность,
беседы);
беседы с обучающимися о правилах
поведения в общественных местах;
вовлечение учащихся в детские
12

объединения, секции, клубы по интересам.
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
 оформление информационных стендов;
 тематические общешкольные родительские собрания;
 участие родителей в работе совета школы и Профилактического совета;
 организация субботников по благоустройству территории;
 организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение
театров, музеев;
 участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
 индивидуальные консультации (психологическая, логопедическая, педагогическая и
медицинская помощь);
 изучение мотивов и потребностей родителей.
Планируемые результаты:
 начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в
том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,
этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими
детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
 уважительное отношение к традиционным российским религиям;
 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку,
находящемуся в трудной ситуации;
 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и
обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков
других людей;
 почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое
отношение к младшим;
 знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Модуль «Я и труд»
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни.
Задачи модуля:
Получение знаний
 о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении
творчества в жизни человека и общества;
 уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
 об основных профессиях;
 ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;
 элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в
жизни человека и общества;
 навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и
учебно-трудовых проектов;
 умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в
выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
 умение соблюдать порядок на рабочем месте;
 бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному
имуществу, учебникам, личным вещам;
13



отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому
отношению к результатам труда людей.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине;
целеустремленность и настойчивость; бережливость.
Основные направления работы
Воспитательные задачи







формирование у учащихся
осознания принадлежности к
школьному коллективу;
стремление к сочетанию личных и
общественных интересов, к
созданию атмосферы подлинного
товарищества и дружбы в
коллективе;
воспитание сознательного
отношения к учебе, труду;
развитие познавательной
активности, участия в
общешкольных мероприятиях;
формирование готовности
школьников к сознательному
выбору профессии.

Ключевые дела











Праздник «Осенины»;
Беседы по профориентации;
День посвящения в первоклассники;
субботники по благоустройству
территории школы;
акция «Мастерская Деда Мороза»;
оформление класса к Новому году;
экскурсии на предприятия города;
выставки декоративно-прикладного
творчества;
конкурсные, познавательно
развлекательные, сюжетно-ролевые и
коллективно-творческие мероприятия;
вовлечение учащихся в детские
объединения, секции, клубы по
интересам.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
 участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
 организация экскурсий на предприятия с привлечением родителей;
 совместные проекты, конкурсы с родителями;
 организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся
своим трудом, его результатами;
 участие в коллективно-творческих делах по подготовке праздников.
Планируемые результаты:
 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям
России и человечества;
 ценностное и творческое отношение к учебному труду;
 трудолюбие;
 элементарные представления о различных профессиях;
 первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками,
старшими детьми и взрослыми;
 осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
 первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно
значимой деятельности;
 потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее
привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
 мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической,
общественно полезной деятельности.
Модуль «Я и здоровье»

14

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому
образу жизни.
Цель: Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу
жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, пропаганда
физической культуры, спорта, туризма в семье.
Задачи модуля:
Получение знаний
 о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;
 овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной
активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления
здоровья;
 понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья;
 влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может
убить, слово может спасти»);
 получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы;
 осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы;
 регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физической
культуры, на перемене;
 опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов
окружающей среды;
 соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в
этом младшим, нуждающимся в помощи;
 составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха;
 отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически
безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;
Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и
стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Основные направления работы
Воспитательные задачи





создание условий для сохранения
физического, психического,
духовного и нравственного здоровья
учащихся;
воспитание негативного отношения
к вредным привычкам;
пропаганда физической культуры и
здорового образа жизни.

Ключевые дела










День здоровья;
система профилактических мер по ПДД и
ОБЖ;
профилактическая программа «За
здоровый образ жизни;
спортивные мероприятия;
беседы врачей с обучающимися
участие в массовых мероприятиях «Кросс
нации», «День защиты детей»;
акция «Внимание – дети!» по
профилактике дорожно-транспортного
травматизма;
мероприятия, посвященные Всемирному
дню борьбы со СПИДом;
вовлечение учащихся в детские
объединения, секции, клубы по интересам.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
 родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия,
детского дорожно-транспортного травматизма;
 беседы на тему:
15

- информационной безопасности и духовного здоровья детей;
- укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов,
создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;
- безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;
консультации психолога, медсестры, учителя физической культуры по вопросам
здоровьесбережения обучающихся;
распространение буклетов для родители по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо
знать»;




Планируемые результаты:
 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
 элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и
психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья
человека;
 первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
 первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья
человека, его образования, труда и творчества;
 знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на
здоровье человека.
Модуль «Я и природа»
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Задачи модуля:
 развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание
активной роли человека в природе;
 ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
 элементарный опыт природоохранительной деятельности;
 бережное отношение к растениям и животным.
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Основные направления работы
Воспитательные задачи






воспитание понимания взаимосвязей
между человеком, обществом,
природой;
воспитание гуманистического
отношения к людям;
формирование эстетического
отношения учащихся к окружающей
среде и труду как источнику
радости и творчества людей;
воспитание экологической
грамотности.

Ключевые дела










тематические воспитательские часы,
посвященные проблемам экологии;
организация экскурсий по историческим
местам города;
посещение историко-краеведческого
музея;
экологические субботники;
организация и проведение походов
выходного дня;
участие в экологических конкурсах;
День птиц, День Земли;
конкурс «Домик для птиц»;
участие в благоустройстве территории
школы;

16

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
 совместные проекты с родителями;
 участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
 привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.
Планируемые результаты:
 ценностное отношение к природе;
 первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
 элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в
культуре народов России, нормах экологической этики;
 первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном
участке, по месту жительства;
 личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Модуль «Я и культура»
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи модуля:
Получение знаний
 о душевной и физической красоте человека;
 формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту
природы, труда и творчества;
 интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам,
выставкам, музыке;
 интерес к занятиям художественным творчеством;
 стремление к опрятному внешнему виду;
 отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Основные направления работы
Воспитательные задачи






раскрытие духовных основ
отечественной культуры;
воспитание у школьников чувства
прекрасного, развитие творческого
мышления, художественных
способностей, формирование
эстетических вкусов, идеалов;
формирование понимания
значимости искусства в жизни
каждого гражданина;
формирование культуры общения,
поведения, эстетического участия в
мероприятиях.

Ключевые дела









День знаний;
выполнение творческих заданий по
разным предметам;
посещение учреждений культуры;
КТД эстетической направленности;
организация экскурсий по историческим
местам города;
участие в творческих конкурсах, проектах,
выставках декоративно-прикладного
творчества;
совместные мероприятия с библиотеками
(праздники, творческая деятельность);
вовлечение учащихся в детские
объединения, секции, клубы по интересам.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
 участие в коллективно-творческих делах;
 совместные проекты;
 привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
 организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
17






организация экскурсий по историческим местам города;
совместные посещения с родителями театров, музеев;
участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.

Планируемые результаты:
 первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
 первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
 элементарные представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры;
 первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества,
этнокультурных традиций, фольклора народов России;
 первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов
в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
 первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,
формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
 мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе
отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

6. Планируемые результаты программы воспитания и социализации
обучающихся с ЗПР
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания
школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей,
формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного
постижения действительности и общественного действия в контексте становления
идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы воспитания и социализации обучающихся на
ступени основного общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
 воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые
получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например,
приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих,
опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
 эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата
(развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и
т.д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося,
формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря
воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и
воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также
собственным усилиям самого обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по
трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной
жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми
для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
18

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности
в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной
просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек
действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным
деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных
субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как
учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в
нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление
значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников
коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной
идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и
других аспектах.
Направления

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Воспитание
нравственных
чувств и
этического
сознания

- получение
первоначальных
представлений о
моральных нормах и
правилах нравственного поведения
(взаимоотношения в
семье, между
поколениями, в
различных
социальных группах).

- нравственно-этический
опыт взаимодействия со
сверстниками, старшими
и младшими детьми,
взрослыми;
- способность эмоционально реагировать на
негативные проявления в
обществе, анализировать
свои поступки и поступки
других людей;
- расширение опыта
взаимодействия в семье,
укрепляющих связь и
преемственность
поколений;
- уважительное
отношение к
традиционным религиям.

- посильное участие в
делах благотворительности,
милосердия, в
оказании помощи
нуждающимся старшему поколению,
инвалидам; забота о
животных, природе.

Воспитание
трудолюбия,
творческого
отношения к
учению, труду,
жизни

- ценностное
отношение к труду и
творчеству, человеку
труда, трудовым
достижениям России
и человечества,
трудолюбие;
- элементарные
представления о

- получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого
взаимодействия со
сверстниками, старшими
детьми, взрослыми в
учебно - трудовой
деятельности;
- ценностное и творческое

первоначальный
опыт участия в
различных видах
общественно
полезной и личностно
значимой
деятельности;
- мотивация к
самореализации в

19

различных
профессиях.

отношение к учебному
труду;
- приобретают умения и
навыки самообслуживания в школе и дома.

социальном
творчестве,
познавательной и
практической,
общественно
полезной
деятельности.

Воспитание
гражданственнос
ти, патриотизма,
уважение к
правам, свободам
и обязанностям
человека

- ценностное
отношение к России,
своему народу,
своему краю,
культурноисторическому
наследию,
государственной
символике
Российской
Федерации и
Свердловской
области, законам РФ,
русскому и родному
языку, традициям,
старшему поколению.

- начальные
представления о правах и
обязанностях человека,
учащегося, гражданина,
семьянина, товарища;
- получение
первоначального опыта
межкультурной
коммуникации с детьми и
взрослыми –
представителями разных
народов России,
знакомство с
особенностями их
культур и образа жизни;
- знакомство с
важнейшими событиями в
истории нашей страны,
содержанием и значением
государственных
праздников;
- знакомство с
традициями и культурных
достижениях своего края.

- посильное участие в
социальных проектах
общественных
организаций
патриотической и
гражданской
направленности,
детско - юношеских
движений.

Воспитание
ценностного
отношения к
природе,
окружающей
среде
( экологическое
воспитание)

- ценностное
отношение к природе;
-усвоение
элементарных
представлений об
экологически
грамотном
взаимодействии
человека с природой.

- элементарные знания о
традициях нравственноэтического отношения к
природе в культуре
народов России, нормах
экологической этики.

- посильное участие в
природоохранительно
й деятельности в
школе, на
пришкольном
участке, в парках, по
месту жительства;
- личный опыт
участия в
экологических
инициативах,
проектах,
туристических
походах и т. д.;
- уход и забота за
животными и
растениями.

Воспитание
ценностного
отношения к
прекрасному,
формирование

- первоначальные
умения видеть
красоту в
окружающем мире;
- элементарные

- первоначальный опыт
эстетических
переживаний,
наблюдений эстетических
объектов в природе и

- первоначальный
опыт самореализации
в различных видах
творческой
деятельности;

20

представлений об
эстетических
идеалах и
ценностях
( эстетическое
воспитание)

представления об
этических и
художественных
ценностях
отечественной
культуре;
-получение
элементарных
представлений о
культуре ношения
одежды

социуме, эстетического
отношения к
окружающему миру и
самому себе;
- обучение видеть
прекрасное в поведении и
труде людей

- формирование
потребности и умения
выражать себя в
доступных видах и
формах
художественного
творчества

7. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и
социализации обучающихся с ЗПР
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации
обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) – исследовательский метод, позволяющий выявить
степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и
социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения
обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос – получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся.
Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и
социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
- анкетирование – эмпирический социально-психологический метод получения
информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы
анкеты;
- интервью – вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение
разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану,
составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации
обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не
демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов , что
создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных
результатов;
- беседа – специфический метод исследования, заключающийся в проведение в
тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения
сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение – описательный психолого-педагогический
метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации
особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся.
Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод
исследования воспитания и социализации обучающихся.
В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает
внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических
метод исследования, направленных на оценку эффективности работы образовательного
учреждения по воспитанию и социализации обучающихся.
Основной целью исследования является изучении динамики процесса воспитания и
социализации обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной
деятельности (разработанной школой Программа).
Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и
развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и
социализации обучающихся.
21

22

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».