Аннотация к рабочей программе по русскому родному языку и русской родной литературе для 5-9 классов 2021-2022

Аннотация к рабочей программе по
предмету «Русский родной язык» и
«Русская родная литература» 5-9 класс

Рабочая программа по русскому родному языку и русской родной литературе
для 5-9 классов составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"в соответствии с
положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации
от 10.04. 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии», Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897»); Письмо Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки (Рособрнадзор) от 20.06.2018 г. № 05-192. Методические
рекомендации по изучению предметной области «Родной язык и родная
литература»,
ОМО учителей русского языка и литературы, 27 августа 2018 года, Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования на
основе ФГОС для детей с задержкой психического развития ГБОУ СО « Асбестовская
школа – интернат».
Цели изучения предмета « Русский родной язык»:
Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к
явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения
морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности
родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни учебной
деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения
формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и
самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других
источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку
текста и др.);
овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного
использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение
знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о
стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие
способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать
языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами
речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения,
нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса;
расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование
способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого
общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку
являются:



понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;



осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как
явления
национальной
культуры;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;



достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному)
языку являются:
-Владение всеми видами речевой деятельности:


аудирование и чтение:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);


владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;



адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);



способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и
на электронных носителях;



овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или
аудирования;

говорение и письмо:
 способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной
и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты
и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;


умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план, пересказ);



умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей;



способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.);



адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;



соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного
языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;



способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;



способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности
и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с
точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;



умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.

- Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы
и
др.).
-Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку и литературе являются:
 представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа,
о роли родного языка в жизни человека и общества;


понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;



усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;



освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык
и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения; разговорная речь; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;



овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании
устных и письменных высказываний;



опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;



проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный,
лексический,
морфологический),понимание
коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;





осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.

Цель изучения предмета «Русская родная литература»:
едовательное формирование
художественной
литературы; читательской культуры через приобщение к чтению
• освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка
и понимания художественного смысла литературных произведений;
• развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и
логического мышления;
• овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более
глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению
художественного текста;
• формирование потребности и способности выражения себя в слове;
передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций
русской культуры, что способствует формированию и воспитанию личности;
знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен, их
обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность
эстетического этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и
представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской
позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения
себя к родной культуре).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
«Русская родная литература»
Личностные результаты освоения программы
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка
в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности,
его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о
лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного
языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и
оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими
словарями.
4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному
самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах ( интериоризация ценностей созидательного отношения к
окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности
продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и
организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование
компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений,
способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного
лидерского потенциала).
9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные
этнокультурные
традиции;
эстетическое,
эмоционально-ценностное
видение
окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты человека.
11. Сформированность основ экологической культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать
свои
действия
в
соответствии
с
изменяющейся
ситуацией. Обучающийся сможет:

определять совместно с педагогом критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и
требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик результата;
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы
действий;

фиксировать
и
анализировать
динамику
собственных
образовательных результатов.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие
его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или
явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные
быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;


строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям
и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию;

подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
2.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;

определять идею текста;

преобразовывать текст;

оценивать содержание и форму текста.
3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения,
проектные работы.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска.
Коммуникативные УУД
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в
его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации
с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);

представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;


соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии
в соответствии с коммуникативной задачей;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;

создавать письменные оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;

использовать вербальные и невербальные средства или наглядные
материалы, подготовленные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать
его.
3.Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся
сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную
модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков
в соответствии с условиями коммуникации;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций);
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной
форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц,
графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных
конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы.
В ходе изучения произведений родной литературы обучающиеся приобретут опыт
проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности.
В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением
выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в
ситуациях неопределенности.
Предметные результаты
Ученик научится
1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;


4)проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные
нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические,
пунктуационные),
нормы
речевого
этикета
и
стремиться
к
речевому
самосовершенствованию;
6)осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
7) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой
культуры.
Базисный учебный план федерального государственного образовательного стандарта
для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное
изучение русского родного языка и русской родной литературы 34 часа в год (1 час в
неделю) – для 5-9 классов.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».