Аннотация к рабочей программе по географии для 5-9 классов 2021-2022

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО
ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ» 5-9 классы
Рабочая программа по географии составлена на основе следующих нормативных
документов:
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897);
Примерной программы основного общего образования по Географии и на основе
Примерной программы по учебным предметам. География. 5–9 классы проект. — 2-е изд.
— М.: Просвещение, 2010. — 94 с. — (Стандарты второго поколения),
Для реализации данной программы используется:
- программа основного общего образования по географии. 5-9 классы/ Алексеев А.И.,
Климанова О.А., Климанов В.В., Низовцев В.А. - М.: Дрофа, 2017
Данная программа ориентирована на использование учебников: География. Землеведение.
5—6 классы (под ред. О. А. Климановой; География. Страноведение. 7 класс. (под ред. О.
А. Климановой); География России. Природа и население. 8 класс. (под ред. А. И.
Алексеева); География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. (под ред. А.
И. Алексеева).
Целями изучения дисциплины являются:
• формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной
организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до
мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального
природопользования;
• формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и
понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем
взаимодействия человека и природной среды; подготовка обучающихся к решению
многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических;
• знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой
территориальной структуры российского общества, с путями перехода России к
устойчивому развитию;
• развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира,
его крупных частей (материков и стран), своей страны и малой родины.
Основные задачи:
• формирование географической картины мира и общей культуры;
•
формирование
географического
(пространственно-временного)
мышления,
географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного
отношения к окружающей среде;
• осознание единства природы, хозяйства и населения — идеологии выживания
человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической
безопасности и устойчивого развития природы и общества;
• воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и
культурам.
В рамках освоения данной дисциплины происходит реализация основных
компонент общего образования:
социально-личностной компоненты:
• подготовка обучающихся быть адекватными окружающей
географической
действительности и соответственно формирование личностной ценностно-поведенческой
линии школьника-гражданина в сфере жизнедеятельности;
• формирование интереса не только к географическому, но и к «очеловеченному» —
индустриальному, историческому, культурологическому пространству;
• выработка у учащихся геоэкологически оправданного поведения в повседневной жизни
и формирование нравственно-ценностного отношения к окружающей среде в своей

местности, регионе, стране и подготовка к решению разных социально ориентированных
задач;
• формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, к природе, к
деятельности способствует более эффективному усвоению других элементов содержания
образования, развивает социально-ответственное поведение в природе и обществе,
помогает адаптации к условиям проживания на определенной территории и стимулирует
социальную активность человека;
• развитие пространственного, средового и геоэкологического мышления в масштабах
своего региона, страны и мира в целом и представления о современной географической
картине мира как части общей научной картины мира. Осознание пространственновременного единства и взаимосвязи развития в географической действительности
природных, социально-экономических, техногенных процессов и объектов;
• понимание того, что судьбы человечества, народов и среды их обитания едины;
• знание каждым человеком закономерностей развития географической оболочки и
совершенствование комплексного географического мышления и экологически грамотного
поведения — важных элементов общей культуры человека;
• формирование экономической образованности, умения анализировать ситуацию на
рынке труда и предпринимательской деятельности. Освоение начальных подходов к
прогнозированию, оценке, моделированию и проектированию природной, хозяйственной
и экологической ситуации и проблем в конкретных регионах;
общекультурной компоненты:
• формирование умений и навыков пользования разнообразными источниками
информации, наблюдения на местности, решения доступных географических проблем;
умелого применения знаний и навыков в субъектно-объектной практической
деятельности, в том числе природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности
и экологических требований в конкретном географическом пространстве, что помогает
оценить местные проблемы на фоне и с учетом развития страны и мира, выбрать верную
политическую, экономическую и экологическую ориентацию. Например, понимание
проблем окружающей среды и знание сущности неблагоприятных и опасных явлений для
цели личной безопасности и общества, для информирования населения об экологических
проблемах. Именно знания и умения, приобретенные в школе, становятся базой развития
географической компетентности представителей и руководителей исполнительной власти,
принимающих решения о ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или
техногенного характера, о ресурсопользовании.
Курс географии направлен на достижение обучающимися личностных
(отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию), метапредметных (формируемых через освоение универсальных
учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться) и предметных результатов обучения,
соответствующих требованиям федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
Личностными результатами изучения предмета является формирование
следующих умений и качеств:
•ответственное отношение к учению;
•готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
•постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
•приобретение опыта участия в социально значимом труде;
•развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;

•осознание ценности здорового образа жизни;
•понимание основ экологической культуры.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
•ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
•планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством
учителя);
•работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
•работать в соответствии с предложенным планом;
•сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
•владение основами самоконтроля и самооценки;
•осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
•участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;
•оценивать работу одноклассников;
•в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
•осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его
мнению;
•критичное отношение к своему мнению.
Познавательные УУД:
•выделять главное, существенные признаки понятий;
•устанавливать причинно-следственные связи;
•определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
•сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; классифицировать
информацию по заданным признакам;
•решать проблемные задачи;
•искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
•работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
•создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).
Предметные результаты изучения предмета:
•формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
•формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
•формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности
и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных
этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;
•овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
•овладение основами картографической грамотности и использование географической
карты как одного из «языков» международного общения;
•овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;

•формирование умений и навыков использование разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
•формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
Место предмета в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии
отводится в 5 и 6 классах по 35 ч (1ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю).
Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих
географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким
образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе
непрерывного географического образования и является основой для последующей
уровневой и профильной дифференциации.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».