АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ» 5-9 классы Рабочая программа по географии составлена на основе следующих нормативных документов: ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897); Примерной программы основного общего образования по Географии и на основе Примерной программы по учебным предметам. География. 5–9 классы проект. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 94 с. — (Стандарты второго поколения), Для реализации данной программы используется: - программа основного общего образования по географии. 5-9 классы/ Алексеев А.И., Климанова О.А., Климанов В.В., Низовцев В.А. - М.: Дрофа, 2017 Данная программа ориентирована на использование учебников: География. Землеведение. 5—6 классы (под ред. О. А. Климановой; География. Страноведение. 7 класс. (под ред. О. А. Климановой); География России. Природа и население. 8 класс. (под ред. А. И. Алексеева); География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. (под ред. А. И. Алексеева). Целями изучения дисциплины являются: • формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования; • формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды; подготовка обучающихся к решению многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических; • знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, с путями перехода России к устойчивому развитию; • развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и малой родины. Основные задачи: • формирование географической картины мира и общей культуры; • формирование географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного отношения к окружающей среде; • осознание единства природы, хозяйства и населения — идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества; • воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам. В рамках освоения данной дисциплины происходит реализация основных компонент общего образования: социально-личностной компоненты: • подготовка обучающихся быть адекватными окружающей географической действительности и соответственно формирование личностной ценностно-поведенческой линии школьника-гражданина в сфере жизнедеятельности; • формирование интереса не только к географическому, но и к «очеловеченному» — индустриальному, историческому, культурологическому пространству; • выработка у учащихся геоэкологически оправданного поведения в повседневной жизни и формирование нравственно-ценностного отношения к окружающей среде в своей местности, регионе, стране и подготовка к решению разных социально ориентированных задач; • формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, к природе, к деятельности способствует более эффективному усвоению других элементов содержания образования, развивает социально-ответственное поведение в природе и обществе, помогает адаптации к условиям проживания на определенной территории и стимулирует социальную активность человека; • развитие пространственного, средового и геоэкологического мышления в масштабах своего региона, страны и мира в целом и представления о современной географической картине мира как части общей научной картины мира. Осознание пространственновременного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов и объектов; • понимание того, что судьбы человечества, народов и среды их обитания едины; • знание каждым человеком закономерностей развития географической оболочки и совершенствование комплексного географического мышления и экологически грамотного поведения — важных элементов общей культуры человека; • формирование экономической образованности, умения анализировать ситуацию на рынке труда и предпринимательской деятельности. Освоение начальных подходов к прогнозированию, оценке, моделированию и проектированию природной, хозяйственной и экологической ситуации и проблем в конкретных регионах; общекультурной компоненты: • формирование умений и навыков пользования разнообразными источниками информации, наблюдения на местности, решения доступных географических проблем; умелого применения знаний и навыков в субъектно-объектной практической деятельности, в том числе природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в конкретном географическом пространстве, что помогает оценить местные проблемы на фоне и с учетом развития страны и мира, выбрать верную политическую, экономическую и экологическую ориентацию. Например, понимание проблем окружающей среды и знание сущности неблагоприятных и опасных явлений для цели личной безопасности и общества, для информирования населения об экологических проблемах. Именно знания и умения, приобретенные в школе, становятся базой развития географической компетентности представителей и руководителей исполнительной власти, принимающих решения о ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, о ресурсопользовании. Курс географии направлен на достижение обучающимися личностных (отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию), метапредметных (формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств: •ответственное отношение к учению; •готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; •постепенное выстраивание собственной целостной картины мира; •приобретение опыта участия в социально значимом труде; •развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности; •осознание ценности здорового образа жизни; •понимание основ экологической культуры. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: •ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя); •планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя); •работать в соответствии с поставленной учебной задачей; •работать в соответствии с предложенным планом; •сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; •владение основами самоконтроля и самооценки; •осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: •участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество; •оценивать работу одноклассников; •в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами; •осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению; •критичное отношение к своему мнению. Познавательные УУД: •выделять главное, существенные признаки понятий; •устанавливать причинно-следственные связи; •определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; •сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; классифицировать информацию по заданным признакам; •решать проблемные задачи; •искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; •работать с текстом и нетекстовыми компонентами; •создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные). Предметные результаты изучения предмета: •формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; •формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; •формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; •овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; •овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; •овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; •формирование умений и навыков использование разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; •формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Место предмета в учебном плане География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 35 ч (1ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю). Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)