Аннотация к рабочей программе по литературе для 5-9 классов 2021-2022

Аннотация к рабочей программе по
предмету «Литература» 5-9 класс

Рабочая программа по предмету «Литература» (5-9 класс) составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012. №273 – ФЗ. «Об образовании в Российской
Федерации», в соответствии с основными положениями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (приказы Министерства
образования и науки РФ №1897 от 17 декабря 2010г. «об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» и № 1644
от 29 декабря 2014г. «О внесении изменений ..»), Концепции духовно нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами
основного общего образования по литературе, Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программой общего образования на основе ФГОС для детей с
задержкой психического развития ГБОУ СО « Асбестовская школа – интернат», и
авторской программой Г.С. Меркин, С. А. Зинин в соответствие с требованиями
Федерального государственного стандарта основного общего образования.
Цели и задачи изучения учебного предмета.
В соответствии с ФГОС ООО содержание курса русского языка направлено на
реализацию следующих целей изучения литературы в основной школе являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы,
их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова,
опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи
искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Планируемые результаты изучения курса:
Задачей обучения литературе является формирование универсальных учебных
действий:
1) личностных результатов, включающих:
 воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к
Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;
 усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально значимым труде;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
 формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
 формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления;
 значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение
членов своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
 совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
 использование различных источников информации (словарей, энциклопедии, интернетресурсы и другое) для решения познавательных и коммуникативных задач.
Достижение личностных результатов осуществляется в процессе реализации
приоритетной цели литературного образования – «формирования духовно развитой
личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием
и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».
2) Метапредметных результатов, включающих:
 самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
 соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;

 определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основание и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать, отстаивать свое мнение;
 осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникаций для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Метапредметные результаты также включают:
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
 формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации;
 осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания мира и себя
в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
 понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
 обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской
культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
 воспитание квалификационного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
 развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п.;
 формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую
в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
3) Предметных результатов, включающих:
в познавательной сфере:
 понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
 понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;

 умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
 определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
 владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;





выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументированно отстаивать свою.
В соответствии с новым Базисным учебным планом в 5-9 классе на учебный
предмет «Литература» отводится 68 ч. (из расчета 2 часа в неделю).

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».